Вопрос, наверное, к дефектологам.

копировать

Или к тем кто сталкивался.

Имеем ребенка с задержкой развития, средняя задержка в ровно 6 лет получилась на 4.5 года. Работаем, ребенка вытаскиваем, прогресс есть. Математику вытянули до уровня ее возраста. Это предыстория.

Вот во что я уперлась. До сих пор ребенок путается с "лево-право", т.е. когда говоришь "покажи что справа" путается. А вот если поменять задание, когда нужно назвать нужную картинку и попросить не показывать, а именно говорить "картинка справа или слева" выполняет на 100%.
Такая ситуация в нескольких областях. Точно так же с геометрическими фигурами, выпал прямоугольник у нее - назвать не может, но показать написаное название (выбор из нескольких слов) 100% делает.
В чтении таже история, на слух она составляет слова правильно (из букв составить слово даже если букв больше чем надо дано), но обратно прочесть нет и близко.

Что это? Как с этим бороться? У меня встреча со специалистом через неделю, но вдруг кто-то ответит здесь.

копировать

ап

копировать

А слоги читает? То есть М + А соединит в МА?
Проблема в чтении целых слов?
Зрение проверяли?
Если заменить слово прямоугольник, например, словом длинный квадрат, запомнит и назовёт?

копировать

Нет, не читает. Дело в том, что обучение чтению в сев.америке это просто запоминание целых слов. Ей эта методика не подходит. Сейчас я с ней начала "фонетический метод" обучения, но результатов пока нет (я только начала). Английский в этом плане тяжелый язык, но есть именно фонетический метод. Его в школах не применяют потому что требуется именно один-на-один, т.е. он применяется только психологами при работе с такими трудными детьми.

Зрение, слух, все проверено, все официальные тесты и обследования проведены.

Выпадает из памяти что-то выборочно. Например долго бились над цифрами 7 и 4. Заменять названия фигур я не могу, потому что она должна знать название как оно используется.

копировать

У меня была ученица, как раз в 4 года. Никаких диагнозов. Но она не могла запомнить цифру 7. На русском. То есть в школе она считает без проблем, у меня на англ без проблем, на русском пропускает 7 и все тут. Через полгода проблема ушла сама, видимо, что-то перемыкнуло в мозгах. То есть это я к чему... Вот такие провалы у 4леток бывают.
Вторая девчонка 9 лет, рассеянное внимание. Читает свободно, но иногда, где-то раз в месяц, ее клинит и она начинает читать Ф вместо Х, например.
Что-то там есть у них в головах, какие-то тумблеры. Или лампочки перегорают... Кароч, время, ну и, мож, препараты, если предложат, я б попробовала....

копировать

Она же у вас билингва? Может второй язык мешает? Дома на каком говорите?
Про прямоугольник. У нас была похожая ситуация с зайцем. Зайца в упор не признавала, не выбирала и т.д. Я на пробу заменила зайца на «длинноухого» и дело сразу пошло. Через месяц длинноухий стал зайцем.

копировать

Дома на русском говорим, школа и все занятия на английском.

Язык как раз не мешает, наоборот, для развития мозга развивать надо на том языке, которым РОДИТЕЛИ владеют. Я на этот счет разговаривала с нашим педиатром по развитию. Те родители, которые перешли полностью на английский сделали глубочайшую ошибку. Да, ребенку ПРОЩЕ, но мозг не развивается в должной мере и в конце-концов такие дети отстают по сравнению с теми, кто остался на двух языках.

И проблема у нас не с запоминанием, а именно что в некоторых вещах мозг работает как нипель - пропуск только в одну сторону.

копировать

Странно у вас как. В наших школах - именно фонетический метод , для всех детей. Запоминание целых слов практиковали давным - давно , когда мой сын учился , то есть , более 20 лет назад.

копировать

У нас смешанный метод, я перешла сейчас полностью только на фонетический. Одна двойняшка начала читать уже, ей пошел этот метод. Вторая ни в какую.

копировать

Если предположить, что ребенку сейчас 4,5 года, то он имеет право путать право-лево и не складывать слова в слоги.
Но вообще, по описанию, на мою старшую похоже, правда, у нее задержки не было. Но в 6 лет она право-лево не распознавала и не читала местами. именно "тут могу- тут не могу".
Диагнозов было Перинатальная энцефалопатия, кисты в мозге (локализацию не помню, делали узи во младенчестве), расширение межполушарной щели, нарушение кровотока магистральных артерий.
А на вопрос "покажи, что справа" я и сама запутаюсь. Справа от меня? Справа, как нарисовано?

копировать

Ее двойняшка не путает :-) Хочется просто не упустить время.

копировать

Так все дети разные. У меня первая в 7 еле-еле читала, а второй в 4 сам научился, я не трогала его. Третий в 4года попробовали- провал, в 5 нет, в 5,5 зачитала. Четвертому 4,5 и я букварь не достаю пока даже.
Специалиста это не отменяет, конечно. Я б уточнила, что хочу на всякие дисграфии-дислексии проверить, потому что у вашей странное нераспознавание образов.

копировать

Это будем проверять, у нас этот тест не ранее второго класса, а для таких детей даже лучше в конце второго класса, и очередь длиной в год. Можно сделать этот тест платно, но мне почему-то не хочется платить 3 штуки долларов за него если можно сделать бесплатно.

Т.е. у вас тоже подозрение на дислексию?

копировать

ну, дислексия же это, именно проблема с распознаванием... И согласованием путей глаз-мозг- обратная реакция...
...Почитала про дислексию. Понятно одно, что ничего не понятно.
Платить самой за тестирование не надо, конечно. Она ж учится у вас уже? Или с сентября пойдет... Там учителя и разберутся, когда тестировать. Пните их, чтоб в очередь поставили обязательно.
Вы ее в музыку не сдавали? Чтоб с игрой на инструментах, ритмикой, ну, не просто такие "два притопа", а серьезная программа, на несколько лет заточеная? Это хорошо помогает связи в мозгах построить...

копировать

Она уже третий год учится, два года киндергартен и вот первый год 1 класс.

Музыку пробовали, вторая двойняшка занимается. Сейчас ищу учителя для этой. Учительница первой двойняшки вторую не стала учить и сейчас не берет, она честно признается что не хочет работать со сложными детьми. Учительница потрясающая, но для "нормальных" детей.

копировать

Не, ей нужны групповые занятия. Что-то типа https://www.letsplaymusicsite.com/
https://www.musicforevermt.com/ У вас есть подобное?
Или на коньки сдать ее, в группу, лучше, может, в хоккей даже. У нас, например, целые группы всяких малышастиков собирают на катке, со всеми диагнозами и без. Коньки сильно на мозги влияют в плане установления связей в мозгах. Помогаить.
Она билингва у вас? По-русски она так же косячит, как и на английском?

копировать

У нее вообще с речью ОЧЕНЬ плохо, работаем, занимаемся у логопеда. И там не просто постановка звуков, проблема действительно в мозге.

Групповые занятия нам не нужны, она и так ходит на спортивную гимнастику и балет в группу, да и в школе у них этого добра достаточно. Сейчас хотим подключить музыку.

копировать

Это потому, что у ребёнка сначала развивается наглядно-действенное мышление, потом - наглядно-образное, а потом словесно-логическое. Процессы коррекции/компенсации идут в таком же порядке - сначала на уровне действий, потом - на уровне зрительных образов, а потом - на уровне речи. Иными словами, вы в процессе.
А право-лево и многие взрослые путают.

копировать

Спасибо за ответ. Т.е. сильно не переживать, работать и работать?

копировать

Да, именно так.

копировать

Мне кажется , вы слишком циклитесь на деталях. Важней общая картина. Ребёнка, и даже некоторых собак - можно надрессировать распознавать цифры и фигуры. Но , смысл ? Я понимаю , что школа давит , научился говорить - треугольник , когда нужно - галочка , не научился - галочки нет, и никому нет дела - по каким признакам ребёнок этот треугольник узнает. Надо понять , что конкретно происходит и как ребёнок думает. Тогда можно будет подобрать методику , которая реально поможет , а не надрессирует , система должна быть комплексной и индивидуальной.

копировать

Думает она нормально. Логические задачи, сложение, вычитание по ее возрасту.

Школа не давит, она в школе на адаптационной по математике и модифицированной программе по английскому. Это я "давлю", я заметила вот этот "нипель", когда "задание наоборот" выполняется, а прямой путь не идет. Явно что-то с мозгом. Дислексия? Тогда нужны какие-то другие методики? Или долбать-долбать, когда-нибудь усвоится?

копировать

Если , дислексия - да , специальные методики. Задание не выполняется только , когда ответ надо озвучить или и тогда , когда ответ надо показать на картинке ?

копировать

Когда ответ надо именно озвучить.

копировать

Сначала написала, а потом подумала, нет не всегда.

Как пример с прямоугольником - не называет, но прекрасно показывает написанное название (выбор из нескольких слов). Слово "прямоугольник" произносит.

Если просишь показать "картинку справа", не показывает. Задание "в какую корзинку больше поместится, скажи справа или слева" выполняет на 100% правильно.

копировать

Если с речью проблемы - легче выбрать из слов , чем припомнить и назвать слово - абсолютно всем , когда человек изучает иностранный язык , он гораздо раньше выберет правильный ответ из нескольких вариантов чем найдёт их в своей памяти. Во втором случае , второй вопрос специфицирует больше , возможно , это делает задачу понятной. Вы говорите - выбери из двух корзинок - вот у тебя есть 2 корзинки - ребёнок правильно выбирает , первый вопрос - выбери картинку справа , возможно , ребёнок не понимает , что конкретно вы имеете в виду - выбери из чего ? Похожий ступор бывает у детей , если спросить - что ты любишь есть. А если спросить - ты больше любишь грушу или банан - ребёнок ответит.

копировать

Для первого класса у нас задание посложнее, надо выбрать в гриде из 9 клеток, т.е. есть top-middle-bottom, и есть left-middle-right, и есть center. Вот здесь сидим глухо :-( Тут работает только "а не яблоко ли находится в верхнем правом углу" :-)

копировать

Это - сложное задание , тут уже далеко не только право - лево , но если она при определенной формулировке вопроса всегда правильно идентифицирует правую и левую корзинку из двух , она понимает - лево и право.

копировать

Всю жизнь сходу не определяю право-лево. Сначала задумываюсь, какой рукой пишу, потом понимаю. Иногда не так явно, но точно не сходу.
В остальном, сложностей нет. Машину водить не мешает, кстати.
Научите тоже так определять.

копировать

Научила, естественно, не работает это на ней :-(

копировать

Я слышала, что это вообще свойство женского ума, мы не отличаем право -лево, просто запоминаем ( какой рукой держим ложку, ручку и т.д.) и потом только выдаем ответ. Может, та девочка просто не может быстро сориентироваться?

копировать

1. Первым, как выше сказали, формируется наглядно-действенное мышление. То есть именно на указании и движении рукой базируется то самое определение "лево-право". Потом уже наглядно-образное и словесное ("скажи, что...").
Начинайте не с картинок, а с предметов. Кубик - шарик, кукла-мишка, книжка - ручка. Возьми то, что справа. Возьми то, что лежит слева. То же самое с центром, верхних рядом, нижним рядом (задание для 1 класса). Сначала даете речевую инструкцию и просите выполнить действие "Возьми то, что лежит сверху в центре?" и только после того, как это будет не угадайка, а полноценно выполненные 100%, переходите к "Дотронься и назови, что лежит сверху в центре?"
И только после того, как с предметными рядами все будет ясно, переходите к картинкам.
Вообще, сканирование рядов - частая проблема у детей с нарушениями развития. Это связано именно с пространственным восприятием и с тем, что иногда называют "бликовым воприятием" - мозг пытается объединить множество объектов в поле зрения в единый объект, они как бы мигают в восприятии, заслоняя друг друга.
Также можно поиграть в лабиринты (как в обычную "найди выход", так и в "Иди направо, затем налево, затем прямо..."). Кстати, можно так поиграть и в настоящую игру по поиску клада "Два шага вперед, три шага направо, два шага налево - открой коробку". :)

Если проблема с определением "право-лево" именно физическая, то есть она не может определить, то попробуйте использовать "visual promt", предмет справа пусть всегда будет красным, а предмет слева - синим. На левой руке синяя лента, на правой - красная. Принцип "сено-солома" из русской военной истории. ;) Но! Постепенно надо уменьшать количество красного и синего, стараться сделать так, чтобы через 5 занятий максимум можно было убрать эту подсказку.

2. Со словом "прямоугольник" и чтением букв. Это не математическая проблема. :) Это речь. Тем более ребенок - билингв. Нет точно определенной точки зрения, насколько влияет билингвизм на развитие речи у детей с изначальными дефицитами.
Сначала идет указание, затем наименование, затем использование в спонтанной речи.
Поэтому сначала с любым проблемным словом учим опознавать его на слух. "Где прямоугольник?", "Какого цвета прямоугольник?", "Прямоугольник справа или слева?" Можете просить называть полным предложением "Вот прямоугольник", "Прямоугольник красный", "Прямоугольник справа". Но первичным должно быть указание, затем наименование. Постепенно наименование выйдет на первый план. На этом построены методики обучения детей с помощью методов альтернативной коммуникации. Полагаю, с бытовой речью у ребенка проблем нет, проблемы со сложными словами. Так что методики для детей с РАС, когда обучение строится на императивной речи, я не буду приводить. :)
То же и с чтением. Навык узнавания слов по абрису (прямоугольник она узнает) у нее есть. Поэтому учим сложить слово из букв и найти соответствие среди уже напечатанных слов и озвучить. Сначала с подсказкой, потом без. Не торопитесь, все придет.

Так как проблемы у девочки минимальные, то скоро все придет в норму. :) Но базу узнавание-указание-наименование Вам сейчас надо закладывать. У детей с дефицитами, да и у обычных детей, частая проблема, когда база западает, а более сложные навыки идут обходными путями. Мозг очень пластичен. :)

копировать

Спасибо большое за такой развернутый ответ.

копировать

С проблемой быстрой идентификации «право-лево» и мгновенного оперирования нужной конечностью столкнулись на фигурном катании в 5 лет. Дочкам одевала на коньки чехлы разного цвета, а на руки перчатки. Например, левая нога-рука в белом, а правая в чёрном. За месяц плотно запомнили.
Поэтому подтверждаю - метод, предложенный выше со шнурочками на руке, действенный)

копировать

Сено-солома всегда работает:-)))))

копировать

Отписываюсь.

Съездила к специалисту, все как здесь и написали. Начинаем работать над затыками и чтением со следующей недели. Всем спасибо.

копировать

Мне очень нравится западный подход к работе с детьми с дефицитами тем, что там не начинают работать над ВСЕМ, не пытаются сразу дотянуть ребенка до уровня нормы по всем параметрам (чем часто грешит постсоветская дефектология), а определяют конкретные проблемы и работают именно над ними. :) Есть проблема - есть решение. Такой подход более естественный, мне кажется. :)
Удачи вам с дочкой!!!! ;)

копировать

Подход - подходом , но , как и везде наверное , основное - попасть к хорошим специалистам , а потом выгрызть зубами программу реабилитации , которая работает , на Западе - те же грешные люди и тенденция делать - на отвали , если их не дергать.

копировать

Я не знаю как работает постсоветская дефектология, но к сожалению, канадская дефектология проваливается по всем пунктам.
Слава Богу, у нас есть специалисты, которые работают именно по советским принципам (и это не всегда выходцы из СССР), которые действительно ремоделируют мозги и вытаскивают очень тяжелых детей, сложных.

В общем у нас сейчас 8 недель с обеими девочками раз в неделю (вместо школы) будет работать специалист. Т.е. делаем такой буст, у обеих разные проблемы, но этой методикой как раз убираются проблемы у обеих.

копировать

Если ребёнок тянется - чего б его не дотянуть:-)?
Ребёнок же развивается комплексно, подтянули по одному направлению - у него сразу прогресс и по другим направлениям, зачем упускать? Это более естественно, чем точечно долбить одну проблему.
А вот когда ребёнок тяжёлый - там уже не до комплексности.

копировать

Не, Нель. Вижу я, как работают, и к сожалению, уже с двух сторон вижу... Начинают издалека. "А давайте формировать мышление!" - и ребенку круги Эйлера подсовывать. На фига ребенку круги Эйлера, если он не говорит, - а черт его знает?
И с минимальными дефицитами так же: надо потратить пару недель на проблему, но нет, мы пойдем издалека, а потом будет страдать, что такую фигню исправляли целых полгода.

копировать

Действительно, круги Эйлера очень странный выбор для начала работы с неговорящим ребёнком.