Как направлять подростка?
Дочь, 16 лет. Умница, красавица. ЛЕНТЯЙКА. Закончила 9 класс, три четверки, остальные пятерки. Сил к этому не прилагает особых, просто реально умненькая, все легко идет. Время выбирать будущий ВУЗ, она не знает чего хочет. Вот вообще, полный ноль в предпочтениях. Только не медик и не экономист, только это она знает. Я с ней веду беседы, что надо за лето хотя бы ориентировочно понять, хоть в какую сторону смотреть, может подналечь на нужные предметы, может поездить по профориентациям, хотя бы просто посмотри/подумай/почитай какие есть профессии , не хочет, сидит целыми днями в ВК и в ю-тубе, развлекается, ни о чем не думает, начинаю настаивать-она злится и обижается. Претензий к ней по школе нет, но что -то надо же делать в сторону будущего поступления? Хоть как-то в нужную сторону посмотреть. Настаивать? Плюнуть и забить(она инфантильна, все у нее всегда было легко и без усилий)? Какими словами направить? Может что-то посоветуете?
У нее друзья есть? В какую сторону в плане образования они смотрят? Часто бывает, что, когда не знаешь, что хочешь, идешь за компанию)) Ну, или какой ВУЗ ближе и удобней))
Еще вариант, может есть где-то связи или профессии родителей, родственников, чтобы потом с трудоустройством помочь.
Если уж она сама в конце не определится. Иметь вот такой удобный вариант на крайний случай.
Отстать, конечно. Насильно думать о будущем вы её не заставите. Если ей ничего не интересно кроме ВК и ютуба , что вы можете сделать? Если реально умница, то всё же определится как минимум с тем, какие предметы ей больше интересны и будет готовиться к ЕГЭ по ним. А там уж решит, что хочет изучать дальше. На профориентирование я бы свозила, да.
Мне кажется. что тут только менять условия игры. До тех пор пока ее поступление или действия в этом направлении будут только Вашей головной болью. то вряд ли она будет шевелиться в том темпе как того требует Ваш здравый смысл.
У Вас 2 варианта. как мне кажется:
- Силком и жестко тащить ее вперед и надеяться. что впоследствии она оценит Ваши усилия (так бывает!) и со временем обретет самостоятельность, когда окажется в обществе самостоятельных студентов.
- Взять себя в руки и стоически позволить ей заработать свои первые шишки... Не дергается сейчас? Ок. как хочешь. детка)) Лето закончится и если торжественного самостоятельного поступления не случится... посочувствовать и предложить выйти на работу, дабы оплачивать минималку по расходам на себя любимую. тк детство закончилось... Вообщем как в анекдоте: Вам исполнилось 18 лет, Вы прожили демоверсию своей жизни бесплатно и для продолжения игры теперь придется платить...
Какой и вариантов лучше. судить не берусь. Но точно могу сказать, что ожидать пока само "рассосется" точно не стоит.
Та же история. Тоже девочка.
Тоже злится, когда начинаю разговаривать.
У меня такой лайфхак:
Писать.
Она сидит в ВК. И я ей пишу. Что-то аргументирую, рассуждаю, предлагаю варианты.
Не жду особо ответа.
Но это и работает. Она реагирует почему-то именно на написанное. Уже знаю: тот же текст, но произнесенный - приступ агрессии и ноль результата. А написанное - как-то в нее ложится.
Не понятно. 9 класс и выбор вуза. В вузы после 11 поступают, сейчас в ПТУ. В ПТУ вроде принимают документы вот прямо сейчас, а не осенью.
Устройте ее на подработку в кафе или магазин. Хорошо мозги прочищает на тему "да зачем мне учиться".
Как-будто это так легко, устроить на работу 16-летку. Совет из серии что бы что-нибудь сказать
Или на тему "как поскорее от этого избавиться. сидеть дома с телефоном и ничего не делать, а мама кормить все равно будет".
Полно таких.
а что у нее более сильная сторона? какие предметы будет проще всего сдать, от этого и отталкиваться нужно.
Ребёнок должен выбрать сам, чем он хочет заниматься в будущем. А для этого ему нужно как-то познакомиться с различными направлениями, их спецификой, погрузиться в атмосферу. Поэтому я свою стимулирую участвовать в разных конкурсах, где она могла бы проявить себя. Благодаря этому она сейчас понимает чем хочет заниматься, а чем нет, появились единомышленники, а успех вдохновляет продолжать развиваться дальше.
Автор, вашей девочке ещё два года учиться, правильно? Сорри, я не в России, не знаю, какая там сейчас система образования.
Если два года, то оставьте ее в покое. За это время что-то уже кристаллизуется, хотя бы направление поймет, куда двигаться.
Моей будет осенью 16, она уже два года как знает, что будет поступать в медицинский, или, если не дай бог не поступит, а у нас оооочень тяжело поступить даже отличникам как она, на фармакологию. А вот я до выпускного не знала, куда хочу пойти))
Девочке еще вчера нужно было определиться, с 10 класса уже все по профилю учатся, готовятся к ЕГЭ
может быть поэтому у нас до 80 % выпускников не работают по специальности , на которую они потратили 4-5 лет обучения, в том числе и бюджетных денег?
Для большинства детей к 15-16 годам не представляется возможности определить свой профиль, и даже наклонности. Ну и пост индустриальный мир меняется с такой бешенной скоростью, что пока учишься, профессия может и устареть...
Ну в профиль она как раз поступила, в физ-мат. при этом физика ей не нравится, хотя и легко идет. профиль выбран скорее мной, т.к. она опять же не знала куда хочет, лишь бы не в мед и не в эконом. Остались гум и физ-мат. Я считаю математику сложнее и нужнее, она согласилась и поступила в 10 физ-мат. Но при этом точно не хочет дальше углублять физику, математика нравится, пошла ради нее(ну и чтоб мама была довольна и отстала). Дальше-то что делать?
Если математика нравится, то идти туда, где нужен профиль. Т.е. экономика и т.п. Соответственно, учить еще общество и англ.яз. Специальностей вагон.
Зачем общество то?
Можно язык, математика и русский. И прикладная лингвистика, логистика, менеджмент, маркетинг, бизнес-информатика и тд
Можно математика и русский , плюс творческие. И архитектура
Ещё с математикой идёт и география, и химия, и биология и тд.
Угу. Можно и так, если не упираться в экономику. Но вроде бы на менеджменты и маркетинги тоже общество было нужно. В любом случае посмотреть по вузам, где что требуется из предметов, и от этого танцевать.
А психологи не проводили тестирование все эти годы, чтобы было понятно к чему она склона? Моя вот к естественным наукам, это сказали еще в 5 классе и так оно и продолжается. Поэтому я ее не напрягаю с выбором, непосредственно профессию можно выбрать и даже в момент поступления, а вот направление как бы понятно, в какую сторону смотреть, а что учим для общего развития и не более того.
Да я даже не про склонности и успехи, а про ее заинтересованность в собственном будущем. Она вообще ничего не делает в этом направлении. Склонности у нее всегда были к точным наукам, математика, физика идут очень легко, но интереса хоть к чему-то нет, цели какой-то нет.
Рано еще для целей. Я знаю только одного ребенка, который выбрал себе путь еще в раннем детстве и вот сейчас ей 14 и она не сворачивая прет напролом к своей цели, несмотря ни на что. Но это уникум и большая редкость. У остальных это все на уровне мечты, а не цели. А мечты они меняются.
Я дитя советского времени, мы были мотивированы от и до и то я написав запросы в шесть разных вузов для себя решила, что поступать буду в тот откуда придет ответ первым. И это в 10 классе. Вот настолько я сама еще толком не понимала чего я хочу. А мы тогда были гораздо взрослее нынешних подростков.
А я знаю девочку, которая выбрала в 10 лет себе историю, как предмет обожания, очень хорошая школа, кружки, олимпиады, даже бви было в 10 классе получено, а в ноябре в 11 класса решила, что историей она заниматься всю жизнь не хочет, а хочет на экономику. И поменяла направления, репетиторы, курсы и тд. И поступила на экономфак
Ещё знаю ребёнка, который с детства биологией увлекался, да так, что все было от школы до лет. школ, олимпиады, и мечты только в один вуз и только в одно направление. Все сделано было, после 1 курса полное разочарование, брошенный вуз. И подготовка в полиграф на иллюстрацию, сейчас там обучается.
Ранее определение - не гарантия
Из тех, кто нашел работу по призванию, почти все рассказывают, что любили заниматься этим в детстве.
Я вот кукол в 5 лет сажала в полукруг и учила, сейчас преподаю и тренинги веду. Сестра еще с детского сада всех детей собирала и организовывала, сейчас тимлид и проджект менеджер в it компании. Вторая сестра кукольные домики обставляла, сейчас дизайнер интерьеров во Франции.
Так что если вы про склонности, то они могут быть давно понятны:))
А вот если вы про свои тревоги и волнения, то я думаю рано волноваться, все еще может поменяться за два года, пусть дочка отдохнет.
Я и кукол сажала в круг, и тетрадки им заводила, чтобы проверять, и журнал вела... А потом закончила пединститут, поработала два года и поняла, что на работу иду без радости. Детские игры были всего лишь играми. Пришлось идти за вторым дипломом...
у меня тоже два диплома, но пришла в итоге (в 38) именно к тому, что нравилось) только теперь не куклы, а топ-менеджеры ))))
Да, у вас всё сложилось, это отлично. Мне было некомфортно даже не в профессии как таковой ( с детьми у меня получалось работать, особенно со старшими классами, тут вообще никаких проблем), а в самой атмосфере учительской.
А куда бы вы приткнули подростка, повернутого на поделках из бумаги? Делает большие красивые панно, объемные поделки, модульное оригами, очень много всего из бумаги. Сейчас 15 лет, с 5 класса эта тема, учителя говорили - заберите у него бумагу. Явно творческий человек, мыслит и действует нестандартно, но учится 3/4, с языками все плохо, ЕГЭ вряд ли осилит, надо куда-то идти после 9 класса.
Архитектор точно не по зубам. Нереально, к сожалению. Дизайн - мимо. Надо что-то максимально прикладное, "рукодельное".
мастер инсталляций? )) колледжи для дизайнеров есть. А другие материалы ему не подходят? Реставраторов днем с огнем не сыщешь, многие как раз в колледжах получают образование.
Дизайнер в моем представлении - это дизайнер интерьера или одежды. И то и то не его. Про реставраторов спасибо за идею, надо почитать. Я далека от этой темы...
Другие материалы - по крайней мере на данный момент - его не интересуют. Только бумага и картон. На ДР попросил несколько пачек офисной цветной бумаги, месяца не прошло, уже извел всю, надо докупать. Делал дом вроде игрушечного для младшей сестры - несколько комнат, с мебелью и всякими мелкими деталями из бумаги и картона, сейчас - собор Василия Блаженного в технике модульного оригами, в планах - панно автопортрет)
Нашла театральный колледж, там есть отделение бутафоров. Не уверена, что этим можно заработать на жизнь, но это единственное, что более-менее его заинтересовало. Самое большое НО - творческий конкурс, рисунок и живопись. Рисовать он толком не умеет, насколько реально "поднять" это до приемлемого уровня за оставшийся год - не знаю.
Колледж хороший, дочка там учится. Но помимо подготовки по рисунку и живописи (если решите туда), важен средний балл аттестата. Посмотрите на сайте проходной прошлого и этого года, оцените свой и в будущий учебный год держите это под контролем. В общем то средний балл аттестата важен в любом колледже, по ниму и поступают. Отслеживайте в этом году.
В ТХТК есть подготовительные курсы по рисунку и живописи
Хм, интересная мысль. В детстве очень любила рисовать, в детсаду и в школе всегда самые красивые рисунки получались (на детском уровне и среди ограниченной группы ребят). В студии посетила только несколько занятий, т.к. из-за проблем с муз.школой пришлось все бросить, вообще перестала рисовать, и так до 30-ти с лишним лет.) Потом стукнуло пойти на пару с подружкой в студию для начинающих взрослых, там прозанималась несколько месяцев, тоже бросила, т.к. дом-семья-ребенок, но для себя уже потихоньку опять изредка рисовала. Пробило только около 40-ка лет - кардинально поменяла специальность, ушла с офисной работы, сижу дома, рисую.)
Но: сфера офисной деятельности (ИТ в финансовой сфере) тоже было много-много лет очень даже интересна, там и образование получено соответствующее (2 диплома).
Вот и вопрос - как же сделать выбор?!
Взрослым сложно, а уж подросткам...
:scared2 шо, уже и « вуз выбирать пора»??? Может за год еще другое направление выбирать будет? Может еще что-то иное увлечет? Неужели все к 10 классу уже вуз выбрали???:mda
ну хотя бы примерно можно понимать, что тебе ближе... стоматолог, флорист или иллюстратор. никто не просит конкретики.
просто. примерно. понимать.:-Р
Даже взрослые люди это не всегда понимают, или у них интересы диаметрально меняются. А тут подросток!
Зачем? Для чего вам это?
Чтобы ему быть не счастливым и понять в 30 лет, что занимается не тем, и , что всё-таки надо было творческого выбирать? Лучше бы поддерживали и направляли, искали интересные и перспективные направления в творчестве, помогли сформировать дорогу к успеху.
Слов нет, иметь таких родителей, как же ребёнку не повезло
Я не собираюсь препятствовать или переубеждать, с чего Вы взяли?) Готова помогать, поддерживать. Но не верю я в как таковые профессии "актер" и "художник")) Если ребенок сам передумает в пользу более земной специальности, буду рада.
А вот «не верю» от родителя слышать ужасно...даже, если не самому ребёнку это говорить, а себе. Ребёнок все чувствует.
не в ребенка своего не верю, а в специальность. имею на то полное право)
ваш бы сын сказал, что хочет, например, вольным художником быть, чтобы на работу в 9 утра не ходить. а так проснулся к полудню, на набережную выполз со своим мольбертом... сердечко не ёкнуло бы?))
Право имеете. Но ребёнку с родителями не повезло в этом аспекте. Извините, я сама академию художеств оканчивала. И в меня родители , и в профессию всегда верили, помогали, направляли. И никогда не предлагали альтернативных путей, это при том, что папа инженер, а мама переводчик.
Вы совершенно правы. Выбиваются один из миллиона, да и то неизвестно каким путем, не обязательно через талант.
Моя дочь тоже обожает театр и всяческие постановки, у нее даже талант есть, в студии занималась, учителя говорили. Она сама решила, что на этот заработок не проживёшь. В Германии говорят "brotlose Kunst", то есть "искусство без хлеба". Решила, что если уж так захочется играть в театре, будет играть в любительском, после работы)))
сколько лет Вашей дочери? она какие еще варианты рассматривает?
мне кажется, нужно как можно вариантов предлагать, попробовать себя на курсах и мастер-классах, на дни открытых дверей сходить в то или иное учебное заведение... чтобы у ребенка был выбор...
про профориентацию не знаю, я предвзято к ней отношусь...
по сути, нет у них знаний о тех или иных профессиях. мыслят очень поверхностно.
нужно от знаний и способностей отталкиваться, а не только от эмоций. холодная голова должна быть в принятии решений..
Вы, наверное, автору хотели написать?)) Моя дочь с 14 лет знает, что пойдет в медицину. Сейчас ей почти 16. Желание не изменилось))
Если честно, я всегда ориентировала дочь на то, что профессия ей должна нравится. Мне без разницы, кем она будет, главное, чтобы она на работу не как на каторгу шла. Проводить 8 часов на ненавистной работе это значит угробить здоровье. Но и такие специальности, на которые не проживёшь, лучше не рассматривать. Ну, если, конечно у вас на счёту несколько миллионов, то можно и свободным художником стать))
Аналогично(( Тоже дочь. Тоже ветер в голове.. Танцами только занимается, глаза горят. Ну что же, пусть будут танцы... Говорю, может, тренером или инструктором?? Не, не хочет.
А кем?? Удалось вытянуть - актриса и фотограф:scared2
При этом актерскому мастерству учиться не хочет, ораторское искусство - это не ее, к театру безразлична. Про фото - и так все знаю и умею, на телефон сфоткаю, в приложении там же обработаю, и опа - шедевр. Подруги, говорят, хорошо получается :dash1 А актерам массовки по 500 руб платят:party4 а если роль главная, то ого-го... а если в Америку поехать, там за фильмы еще больше получают:scared2
Вот тут я что-то совсем приуныла(( У меня. такой практичной, такая творческая личность растет, витающая в облаках(( Она правда думает, что пироги, как в сказке, сами в рот полетят?? Замахнулась на Америку, а сама даже не делает попыток английский выучить НОРМАЛЬНО...
Ее с Америкой только одно связывает - у нее в голове перекати-поле, как на Диком Западе:-#
Говорю, могу устроить тебя к нам... хочешь, в маркетинговый отдел, хочешь, в логистику... Можешь параллельно учиться... Подберешь себе специальность.. Наберешься опыта, на старте зп тыс 60 могу пробить... Далее, как себя зарекомендуешь... Хорошие перспективы, разносторонний опыт в бизнесе можно приобрести... Проще будет свое дело открыть... Или на повышение... Работа недалеко, все условия. Перспектив масса! Отмахивается. Это так НЕ ИНТЕРЕСНО. Даже на летнюю практику, чтобы иметь представление, надо ей это или нет, идти отказывается. Дома с телефоном валяется...
Конечно, кастинг актеров массовки с этим не сравнится:scared2
Что делать-то?? Думала, она учиться будет, какие-то планы на будущее строить, мы ей со студией поможем для старта, с учебой... А тут даже сомневаюсь, что что-то нужно. Не хочу, чтобы плыла по течению... Может. как раз и нужно окунуть во взрослую жизнь - все сама-сама. Кастинги, чтоб их...
Так что, автор, вообще ничем не помогу((( сама поплакаться пришла...
А моя 15 летка со скейтом целыми днями тусит. Говорит, что те, кто хорошо катаются, потом товары каких то брендов рекламируют и получают хорошие деньги за это.
Но, я считаю- этот вид спорта для отчаянных. Она всегда осторожная была.В детстве, так вообще " принцесса".Сейчас учит один трюк месяц, когда некоторые ее подруги за несколько дней его поставили.
Плюс зрение у нее плохое, в линзах катается. Явно ни к чему все эти сотрясения и падения.
Меня не слушает особо. Думаю, перерастет.
Занималась бы танцами, как в детстве, я бы конечно была более спокойной...
Друг ее на самокате чудеса творит. В общем, нашли они друг друга)
Вы знаете, я прям радуюсь, когда плохая погода и она дома( хотя даже в такие дни под навесом где то катаются).
Вот сегодня ушла в 12, придет в 22-00.Разве это дело? Парк в 2 км от дома. Особо не находишься туда-сюда, я понимаю.Энергии она конечно много тратит, это хорошо. Приходит, с ног валится от усталости. Но, хотя бы пришла полноценно поела. Я сейчас не работаю, даже обед ей иногда в парк вожу на машине;-)
а если не возите обед, чем она питается?
вряд ли это ее будущая профессия) воспринимайте, как хобби. дома не сидит, активная.
а по поводу будущей специальности пора потихоньку задумываться...
В Пятерочку ближайшую заходит, детское питание себе берет)
Но такое конечно редко бывает, чтобы она по 10 часов дома не появлялась. Сегодня в 7 пришла, поела, переоделась,в 8 опять ушла кататься на площадь рядом с домом .
У нее с желудком проблемы, знает, что нельзя большие перерыва делать, болит .
Ну и с собой обязательно что то берет легкое.
По поводу будущий профессии она в 7 классе все заморачивалась" Ой, я все ещё не знаю, куда пойду".Я ее успокоила, время есть, в 9-10 решит. Я не настаиваю особо Пусть идет, куда хочет.
а если загорится чем-то супер творческим. но мало перспективным, все равно радоваться будете? она в таком возрасте могут руководствоваться эмоциями, а не здравым смыслом.
Пусть загорится, научится на своих ошибках, если что;-)
Меня вот направляли, куда родители хотели, меня не слышали вообще,
В результате, ничего толкового не вышло, сейчас няней работаю;-)
Те кто пишут что рано определяться в 9 классе - не в теме совсем. Вы хоть пробовали пройти ЕГЭ по истории, обществознанию , лит-ре, а тем более по физике или информатике.
В 10 классе по профилю - или 5 физик/математик в неделю или 5 химий или 5 историй и т.д.
И если в 11 классе вдруг понять что буду юристом и надо сдавать историю, или что хочу в мед и надо сдавать химию/биологию, то нереально подготовиться за несколько месяцев. Не то что на бюджет рассчитывать, а даже вообще минимальный для платного балл набрать. Вы в курсе сколько стоит год в московских вузах?
А как мало теперь бюджетных мест? Да, учат бесплатно, но посмотрите списки зачисленных. Кое-где эти места полностью заняты олимпиадниками (ВШЭ, РАНХиГС).
Те дети, которые поступали предыдущие 10 лет - это дети 90-х, тогда был спад рождаемости, они учились когда в параллели был 1-3 класса, 10-й класс еле набирали один (в обычной школе, а их большинство). А сейчас в этой же школе в началке 7-8 классов в параллели (от А до Ж, З, И) и конкуренция еще больше каждый год.
Я сама поздновато "забила в колокола". Сын в этом году заканчивает 11-й.
И даже кто рассчитывает на колледж - и это не просто, в нормальные конкурс бешеный и на некоторые специальности учат только платно.
Особенно после легкости ОГЭ я думала что ЕГЭ также что-то подобное. Но.. это жесть. Понять это возможно только самому попробовав написать пробник. Формулировка заданий, вопросов, варианты ответов - это не просто знания ученика. Это очень очень глубокие знания предмета и плюс навык выбрать правильный ответ, в которых много "ловушек". Лично я это быстро поняла решая русский и обществознание.
Советую родителям, имеющих детей не старше класса, начать именно с этого, с пробников ЕГЭ и самим понять что это за экзамен
Вот не нужно вот этого. Кроме МСК, есть и другие города с филиалами, где конкурс ниже. Есть и непрестижные ВУЗы, разницы нет никакой, магистратура открыта для всех в Сколково )). Далее, с платного можно перевестись на бюджет. Еще есть заочка. А для девочек и "негодных" мальчиков много-много попыток поступить на нужную специальность .
Не нагнетайте, мамо
Зато на репах можно сэкономить. Семестр в пределах 70тр. И перевестись на очный можно. Но у нас принято нервничать и идти по проторенной дорожке. Ребенок -заочник, фуфуфу :-7
Во многом это все зависит от ребенка, от его целеустремленности.
Даже как-то писала тут - треть гуманитарного класса ребенка поступила в тех.вузы (при этом в основном готовились активно только в последний год, когда наконец определились с направлением), еще треть - в экономические с профильной математикой. В соседнем классе (химбио) тоже где-то половина народа пошла или на экономику, или в технические же вузы.
Было бы желание ребенка, а оно может проснуться достаточно поздно.
Даже не знаю, что сказать. Физику сдаёт на 80+ баллов в среднем 5-7% от тех, кто её сдаёт. По результатам прошлого года, с результатом меньше 240 (т.е. 80 в среднем за предмет) сложновато куда-то поступить, разве что смотреть целенаправленно, где меньше баллов требуется, но там уже не до выбора.
Удивительный гум класс. У моей из гум класса 27 человек на гум специальности проступали (мгу, вшэ, мгимо, Ранхигс, мгпу, мглу, рггу и тд). И двое на творческие специальности. И ещё одна девочка на геофак.
Моя дочь в 10 классе совсем не понимала, что она хочет и откровенно гоняла балду, правда на оценках негативно это не сказывалось. В начале 11 класса она определилась и с января начала готовиться к ЕГЭ по вебинарам. В итоге поступила в ВШЭ на бюджет и благодарна мне, что я ее не угнетала.
Какая умница! Родители хотят соломку подстелить для их же спокойствия. И чтоб потом медаль себе на грудь. Зато не видно и не слышно их, когда ребенок ненавидит свою специальность, куда он с 400+ баллами поступил. Называется мордой в щастье, ага ага.