"Прогрессивные" роды: история
Точкой отсчета поступательного развития гуманистических взглядов на роды можно считать 20-е годы 20-го же столетия. Именно тогда британский акушер Грантли Дик-Рид первым из врачей наконец-то догадался взглянуть на роды как на совершенно естественный процесс - в противовес своим многочисленным коллегам, искренне полагавшим, что только отсутствие в природе врачей-акушеров позволяло родам веками считаться немедицинской проблемой.
Конечно, вполне возможно, что Дик-Рид и не был первым, но если у него и существовали предшественники, то о таковых история молчит. Мистер же Дик-Рид в 1933 году опубликовал свою знаменитую книгу "Роды без страха", пропагандирующую идею максимально естественных родов. Книга стала не просто бестселлером - она молниеносно завоевала статус культовой у целого поколения матерей. Особую популярность обрела описанная в книге методика борьбы с родовой болью при помощи релаксирующей мускулатуру техники и специальных методик дыхания. Концепция родов, разработанная Диком-Ридом, успешно прижилась в развитых странах Европы и Америки, создав в их медицинской практике весьма привлекательный для общественности прецендент нестандартного подхода к проблеме родов. Все большее и большее количество женщин стало готовиться к родам по этой методике, отказываясь от медикаментозного обезболивания.
В 40-х годах двадцатого века свое слово в развитии передовых взглядов на роды сказали отечественные медики - разработанная в СССР система психо-профилактической подготовки (ПППР) к родам базировалась на фундаментальном Павловском учении об условно-рефлекторной деятельности. В начале 50-х годов слава об эффективности "русского метода" борьбы с родовой болью и травмами просочилась за "железный занавес". И первыми из зарубежных акушеров, пожелавшими детально ознакомиться с методикой ПППР стали французские акушеры Фернан Ламаз и Пьер Веллье - в 1951 году они приехали в Советский Союз, где занимались ее изучением.
Вернувшись домой, Ламаз и Веллье тут же приступили к адаптации "русского метода" к французским условиям - и уже через год парижские роженицы получили возможность испытать на себе эффективность прикладных аспектов учения великого русского физиолога. В 1956 году Фернан Ламаз опубликовал книгу "Безболезненные роды", повторившую успех творения Дика-Рида и способствовшую быстрому распространению модифицированного "русского метода" по континентам и странам. Уже в начале 60-х годов ученицы Ламаза Марджори Кармел и Элизабет Бинг, в содружестве с акушером Бенджамином Сигалом организовали в США Американское Общество Психопрофилактики в Акушерстве. Сегодня видоизмененная Ламазом ПППР носит его имя и пользуется огромной популярностью во всем мире.
"Продвинутые" шестидесятые годы принесли новые взгляды и идеи - вначале рядом с концепциями Дика-Рида и Ламаза встала небезынтересная родовая философия британского антрополога Шейлы Китцинджер. В своей книге "Опыт родов", изданной в 1962 году, она описала роды как мощнейшее, глубоко личное переживание женщины, важнейшее социальное событие, не забыв при этом подчеркнуть необходимость применения в родах релаксирующих мускулатуру техник, самоконтроля, легкого массажа и специальных дыхательных методик - см. идеи Дика-Рида, советских медиков и Ламаза:)
Вслед за Китценджер плодами творческой переработки и дальнейшего развития идей Дика-Рида с мировой общественностью поделился американский акушер Роберт Брэдли. Его книга "Роды с подготовленным мужем", вышедшая в 1965 году, произвела настоящую революцию во взглядах на этот, традиционно считавшийся "чисто женским", процесс. Спустя всего пять лет после выхода в свет этой книги, Брэдли и его единомышленница Марджи Хаттауэй организовали Американскую Академию мужей-инструкторов при родах, моментально ставшую чрезвычайно популярной.
Примерно в это же время очередной вклад в прогрессивное понимание родов внес СССР - наш соотечественник Игорь Чарковский приступил к продвижению концепции Аквакультуры, частью которой были так называемые "роды в воду". Как и следовало ожидать, оригинальная концепция в отечестве надолго "зависла" в андеграундной нише, зато очень быстро прижилась на благодатной американской почве - уже в 80-е годы водные роды стали чрезвычайно популярными в США и Канаде, после чего пустились в триумфальное шествие и по другим странам.
Не остались в долгу и пришедшие на смену 70-е годы: в 1975-м американская акушерка (и по совместительству антрополог) Лестер Хазелл впервые опубликовала результаты внушительного исследования безопасности домашних родов в северной Калифорнии. В этом же году супруга основателя духовной комунны "Ферма" Стивена Гаскина Ина Мэй опубликовала свою книгу "Духовное акушерство", убедительно показавшую как специалистам, так и просто гражданам - домашние роды вполне могут быть достойной альтернативой "бездушному конвейеру" родильных домов. И бум домашних родов начал свой отсчет. А всего год спустя внимание публики привлекла еще одна передовая идея - ее авторы Маршалл Клаус и Джон Кеннел убедительно показали, насколько важен тесный контакт новорожденных и их родителей в первые часы после рождения. Этот контакт является определяющим для формирования неразрывной духовной связи между родителями и детьми, - утверждалось в их книге. Разумеется, также ставшей бестселлером.
Конечно, в рамках одной заметки невозможно перечислить все этапы становления современных представлений о родах как о естественном и высокодуховном процессе - имеется серьезный риск перегрузить текст информацией. Стоит лишь заметить, что количество и активность противников шаблонных медицинских подходов к родоразрешению остаются впечатляющими уже не одно десятилетие. Благодаря одной из авторитетнейших в этой области организаций - Международной просветительской ассоциации деторождения - в акушерскую практику была внедрена масса демократичных и передовых идей. Таких, например, как философия "мягких родов", разработанная акушером Фредериком Лебойе. Или таких, как вертикальные роды (Роберто Кальдейро-Барсиа), создание непринужденной обстановки в родах и свободного выбора положения роженицей, релаксации в бассейне (Мишель Оден и др.) Благодаря острой критике широкого использования эпизиотомий (Шейла Китценджер, Пенни Симкин) и кесаревых сечений (Нэнси Коэн), женщины получили возможность рожать без малооправданных хирургических вмешательств. И рожать естественным путем даже после перенесенного кесарева сечения.
Разумеется, все фамилии и даты приведены в тексте статьи не случайно - будущей матери, выбирающей для себя ту или иную идеологию родов, курсы подготовки к таковым, роддом или специалиста, полезно узнать, каково отношение поставщиков этих услуг к концепциям родов, прошедшим тщательную "шлифовку" временем и острыми дискуссиями. Такая оценка поможет избежать существенных ошибок и разочарований. А значит - поможет родить малыша по-настоящему хорошо :)
Сергей Гончар Вы можете обсудить тему Роддом в форуме