Меню

Новости

И нет мне прощения

И нет мне прощения
Автор детективных романов Татьяна Гармаш-Роффе – о том, почему женщины – центр мира и почему не нужно бояться рисковать.
AD
AD
Татьяна, вы живёте в городе мечты и любви – в Париже. Пишете детективные романы. Вы - мать. Хозяйка своей жизни. Скажите: как сделать так, чтобы жизнь удалась?

Завладеть волшебной палочкой! Если серьезно, то «рецепта счастья» не существует, хотя у нас развелось множество «гуру», предлагающих технику исполнения желаний для доверчивых. Судьба наша складывается не только из личной воли, личных устремлений и желаний, но и из стечения обстоятельств, в котором главную роль играет его величество Случай. Как писал Пушкин, «Ум человеческий не пророк, а угадчик. Он видит ход событий и делает из оного предположения… Но никто не может предвидеть случая – этого мощного, мгновенного орудия Провидения» (цитирую по памяти, неточно).

Расскажите, пожалуйста, Татьяна, в Париже на успешных женщин смотрят иначе, чем в Москве?

Пожалуй. Там просто уже давно привыкли. Есть очень странное противоречие в нашем современном сознании: благодаря советской власти женщина стала работать (что на Западе произошло только где-то в 70-е, а до той поры она была полностью зависима от мужа), получила равные права с мужчиной, равную зарплату (за которую, опять же, до сих пор борются женщины западных стран!) - но патриархальное мышление не исчезло. Фразочка из анекдота «Молчи, женщина, когда джигит разговаривает» - это, увы, не совсем шутка. Наши мужья издавна отдавали зарплату жене, но пренебрежение к женщине до сих пор сохранилось, что особенно заметно в старшем поколении. Тогда как во Франции эмансипация хоть и пришла намного позже, зато куда радикальнее. Прибавим к этому и свободу рынка, в России явление совсем новое. В силу чего наши успешные дамы родились буквально вчера (в историческом масштабе времени) и еще поражают мужское возмущенное воображение. На Западе же успешные женщины не в новинку, мужское общество давно «переварило» этот шок.

В ваших книгах гибель женщин обставлена ярко и даже театрально. Вот и в новом романе «И нет мне прощения» одна героиня погибает в пустынном и холодном саду «Аквариум», другую похищают из ресторана ради ночного допроса. Как вы думаете, почему так происходит?

Это очень неожиданный вопрос. Сказать по правде, я никогда не задумывалась об этом, - многие вещи пишутся спонтанно, «как дышится», перефразируя Булата Окуджаву. Вот, пытаюсь сейчас сама разобраться в себе… Пожалуй, тут есть несколько причин. Прежде всего, женщины чаще становятся жертвами жестокости, - а ею чаще отличаются, увы, мужчины. Кроме того, смерть – любая, мужчины ли, женщины, - это всегда страшно. Это трагедия. И трагедия должна быть описана так, чтобы все ее ощутили. Ощутили горе, страх, ужас, боль. Насильственной смерти, насилия в любом виде не должно существовать в обществе, - это самое страшное преступление! И я хочу, чтобы читатель проникся сочувствием к жертвам, разделил их боль, в прямом и переносном (душевном) смысле.

Не считаете ли вы, что успех ваших книг в том, что вы незаметно поставили женщину в центр мира – и ваши книги дарят читательницам ощущение своей значимости и комфорта?

«Незаметно поставили…» Право, вы задаете удивительные вопросы. Таких у меня еще не было! Но в вашем вопросе содержится и начало ответа: он в слове «незаметно». Да, вы правы: я так-таки это сделала незаметно для самой себя. Я уважаю себя как женщину и ни за что не хотела бы родиться мужчиной, - иначе бы моя личность лишилась той тонкости душевного и духовного восприятия, которой редко обладают мужчины. Несколько месяцев назад на сайте «Взгляд» разместили мой материал о различии в восприятии мира между мужчинами и женщинами. Ссылалась я исключительно на выкладки современной генетики, - но это не помешало читателям-мужчинам горячо возмутиться моей статьей. В ней ведь было сказано о том, что восприятие женщины намного богаче и тоньше, чем восприятие мужчины…

Сад «Аквариум» - место, которое не все в Москве знают. Каково писателю обращаться к московской географии, когда за окном уже много лет как Париж?

Да полноте вам! Я выросла в Москве, я приезжаю сюда часто, - я никогда с ней не расставалась! В моем компьютере российские новости, моя основная страница – Яндекс + Рамблер. Чего не знаю или призабыла – то мне эти сайты подскажут. А уж сад «Аквариум» мне, в прошлом театральному критику, и вовсе пристало знать! Да и за последние годы, - уже в мою бытность за границей - я немало раз сиживала в ресторанчике Сада с друзьями. Париж Парижем, а Москва – родина.

Вы изучаете яды, холодное оружие, транквилизаторы, устройство преступных группировок и тысячи других вещей, которые наполняют роман плотью и кровью. Скажите, как оставаться женщиной, зная столько страшных тайн?

«Страшные тайны», говорите… Давайте сначала о той стороне, где находится «страшное». В жизни я человек в высшей степени сострадательный. Не выношу даже рыбной ловли, - один раз имела несчастье присутствовать, так слезами изошла при виде агонии живого существа: отпустите рыбу, пожалуйста, отпустите!!! Хуже того (хуже для моих нервов) – когда в фильме страшная сцена, особенно если пытки и прочие ужасы, - то я сбегаю и прошу мужа крикнуть мне, когда сцена закончится. Наверное, именно поэтому в моих «страшных» сценах присутствует либо юмор (как в «Тайне моего отражения»), либо театральность, когда страшное имеет черты и стилистику некоего театрального действа.

Ваши герои верят в логику. А как вы, автор детективных романов, относитесь к вере в судьбу?

Судьба – это совпадение разных намерений и волеизъявлений, принадлежащих разным людям, - которые сходятся однажды в одной точке. По большому счету, это явление математическое, а не мистическое. Вот почему я не верю в добрую или злую судьбу. Да, обстоятельства нашей жизни во многом предопределены, поскольку являются совпадением в одной точке разнонаправленных намерений и волеизъявлений разных людей. Однако я бы не стала называть это Судьбой с большой буквы. Это стечение обстоятельств. Тот самый Случай, о котором писал Пушкин. У него нет законов, ему неведомы понятия справедливости, добра и зла. Он лишь стечение обстоятельств, удачных или нет.

Что бы вы посоветовали женщинам, которые помимо ухода за собой, детьми и мужем, работы и ежедневной рутины рискнули взяться за творческий проект?

Смотрите, как много разных необходимых вещей вы перечислили: и уход за собой; и за мужем… (а, может, он сам за собой попробует, а?); и за детьми, и ежедневную рутину в виде домашнего хозяйства… Если все хорошенько так суммировать, то времени (и сил) для творчества вовсе не останется! Все уйдет, символически говоря, на мытье тарелок!

Как бы то ни было, - в том, что касается творческой работы, - только вы, дорогие мои женщины, сможете отстоять свое право на нее. Пусть свекровь смотрит косо, пусть муж ворчит, - договаривайтесь с ними, уговаривайте их, - не сдавайтесь! А дети – они вас поймут лучше других. Они будут уважать маму, у которой такие серьезные занятия. Они будут гордиться вами!

Если, конечно, вы сами гордитесь своим делом, считаете его важным и нужным.
Текст: Дарья Высочина
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325