Меню

Выходные и праздники

Пять знаковых фотографий советского кино

Пять знаковых фотографий советского кино
1 февраля в Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка, посвященная памяти знакового советского фотографа, мастера, чье имя занесено в мировую энциклопедию фотографии – Игоря Гневашева.
AD
AD
Игорю Гневашеву, умершему в прошлом году, исполнилось бы 80 лет. За 4 десятилетия он снял сотни кадров, которые вошли в историю фотографии. Режиссерами фильмов, на съемках которых он работал, были Бондарчук, Тарковский, Рязанов, Шукшин, Михалков, Гайдай, Соловьев и многие другие мастера отечественного кинематографа. Его фотографии со съемок фильмов становились визитной карточкой будущих шедевров. И у каждой из этих легендарных фотографий была своя история. Мы расскажем про пять из них.

Юрий Яковлев

На съемках фильма “Иван Васильевич меняет профессию” кадр фотографа предвосхищал находку режиссера. Многие помнят, как в картине царь Иван Грозный, перемещенный в советские 1970-е, сидит на тахте, вертя в руках кассетный магнитофон. Этот эпизод появился в фильме почти случайно. Артист Юрий Яковлев в царском гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая кассетник. Фотограф Игорь Гневашев не удержался - снял этот момент. Режиссер Леонид Гайдай, обожавший импровизации, появился как раз вовремя, чтобы объявить: "Вот это мы и закрепим!" Сегодня эта работа уже на обложке книги «Иконы 1960-1980».
Василий Шукшин

Перед съемками «Калины красной» Гневашев уже давно был знаком с Василием Шукшиным. Но именно эту съемку на берегу Белого озера он почему-то называл особенной. «Работа над фильмом шла хорошими темпами, погода была идеальной, актеры – на высоте. Настроение у Шукшина было хорошее. Вот он и пригласил меня посмотреть на баньку, которую выбрали для съемок, а заодно и посетить ее. Банька была привлекательная, но я смог только нос в нее сунуть и понял, что такую парилку мне ни за что не выдержать. Увидев, как я шарахнулся от этого жара, Василий Макарович задумался. Так я его и снял».
Ролан Быков

Гневашев говорил: «Дети в кино – это отдельная история, веселая, сумбурная, непредсказуемая. Дети в кино – это цунами, управлять такой мощной силой могут редкие, уникальные люди, которые раздражают и которых взрослые скучные люди не принимают, даже не пытаясь что-нибудь понять в них. Таким был Ролан Быков – актер, режиссер, неистовый, ранимый. Незадолго до трагической операции он сказал: «Я хотел бы вернуться к себе, тому мальчику, который всех любил».
Андрей Тарковский

По словам фотографа, у каждого режиссера, с которыми он работал, были свои «заморочки» во время работы. «Они требовательные, придирчивые, медлительные, задумчивые, доброжелательные, нетерпеливые – всякие. Но я – человек невидимка. На площадке меня не было видно и слышно. А наблюдать за всем этим интересно и даже поучительно» – замечает фотограф.

Так на съемках фильма “Зеркало” Андрей Тарковский никак не мог добиться мгновенного прекращения ветра. Надо было, чтобы дул сильно и внезапно – тишь. Это и впрямь трудно было сделать. Ветер получали при помощи авиамотора, остановить его можно было, но не сразу. «И вот Андрей Арсеньевич выходил из себя и сам садился за управление. И такое же требование было к дождю – он должен был сразу прекращаться. Уже посмотрев фильм, я понял, чего он добивался. В фильме такие моменты имеют глубокий смысл, а на съемках мне начало казаться, что у Тарковского что-то с нервами, уж больно рьяно он хватал шланг, из которого лился дождь» - рассказывает Гневашев.
Людмила Гурченко

За свою карьеру Гневашев ни один раз работал с западными артистами. «Да, – замечает он, – они никогда не опоздают на съемку, не появятся "поддатыми", они назубок знают текст, выучивают всю мизансцену, но вот просят, например, шведскую красотку Биби Андерсен пройти отсюда досюда – пройдет. Скажут: "Улыбнись" – улыбнется – все рационально и с минимальными затратами на результат. А попробовал как-то Тодоровский попросить Гурченко пройтись "отсюда досюда, и все, свободна"! Людмила Марковна потребовала изложить если не всю жизнь своей героини, то хотя бы ее сегодняшний день: "Да, был дождь, – рубил рукой режиссер, – ты промокла и замерзла, а по дороге сюда у тебя сломался каблук!..". И Гурченко уже может идти "отсюда досюда".
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325