Образование

VR, майнд-карты и квесты: каким будет образование в 2025 году?

VR, майнд-карты и квесты: каким будет образование в 2025 году?
С приходом новых технологий обучение становится все более интерактивным и привлекательным. Что же ждет наших детей в 2025 году? Кандидат филологических наук РУДН Диана Белан предлагает рассмотреть несколько инновационных направлений.

1. Виртуальная реальность (VR)

Применение VR в образовании
Сначала давайте разберемся, что такое VR. Если бы мы сравнили это с едой, то обычные уроки — это картинка бургера в меню, а VR — это процесс, когда вы действительно его пробуете! Виртуальная реальность — это способ «погрузить» себя в другой мир с помощью специальных очков и программ. Вы не просто смотрите на экран, вы становитесь частью этого мира.

Применение VR в образовании: В последние годы VR-технологии делают огромные прорывы в образовании. Они позволяют ученикам «погрузиться» в исторические эпохи, изучать человеческое тело изнутри или даже путешествовать по галактикам. Например, «Google Expeditions» позволяет учителям вести своих учеников в виртуальные путешествия по историческим местам, научным лабораториям и даже в космос.

Исследование из университета Мэриленд показало, что информация, полученная с помощью VR, усваивается на 27% эффективнее, чем при традиционных методах обучения. Это как если бы после обычного урока вы бы вспомнили 10 фактов, а после VR-урока — 12 или 13. Звучит здорово, правда? Это связано с тем, что VR обеспечивает пространственное взаимодействие, что улучшает память и понимание.

Лаборатория Stanford Virtual Human Interaction Lab на протяжении многих лет проводит исследования, связанные с VR. Они рассматривают, как VR может влиять на образование, здоровье, социальное взаимодействие и многое другое. Одно из их исследований показало, что VR может улучшить эмпатию студентов к окружающей среде. Ученики практически в реальном времени могут наблюдать элементы флоры и фауны, которые ранее можно было увидеть только в учебнике — «живая учеба» делает их более неравнодушными и внимательными к экологии, а также к другим проблемам планеты.

VR — не просто «игрушка», это настоящий инструмент для улучшения качества образования. Он делает его ярким, интерактивным и, что самое главное, эффективным. На кого бы вы хотели стать с помощью VR на следующем уроке истории? Наполеоном? Клеопатрой? Возможности практически безграничны!
Стоит отметить, что, хотя VR предлагает уникальные возможности для образования, есть и определенные ограничения, такие как стоимость оборудования или возможные проблемы с здоровьем (например, головокружение). Однако потенциал VR в обучении огромен, и многие ученые и преподаватели уверены в том, что это будет играть ключевую роль в будущем образования.

2. Майнд-карты (умные карты)

Майнд-карты превращают запутанные идеи и информацию в красочные, структурированные и понятные схемы
Давайте представим, что ваш мозг — это гигантская книга. Майнд-карты помогают «читать» эту книгу, раскрывая главы, параграфы и даже отдельные предложения в виде визуальной диаграммы. Как будто вы нарисовали карту к вашим мыслям!

Майнд-карты превращают запутанные идеи и информацию в красочные, структурированные и понятные схемы. Это работает потому, что наш мозг любит визуальную информацию, и такой подход активизирует оба полушария: логическое и творческое. Что-то вроде гимнастики для вашего мозга!

В Великобритании многие учителя и студенты активно используют майнд-карты в учебном процессе для:
  1. Планирования эссе. Учащиеся могут визуализировать основные идеи и аргументы своего эссе, что помогает им структурировать свою работу и делает написание более целенаправленным.
  2. Повторения материала перед экзаменами. Студенты создают карточки для быстрого обзора и систематизации информации.
  3. Обсуждения на уроках. Учителя могут использовать майнд-карты на уроках, чтобы демонстрировать связи между различными концепциями.
В исследовании, опубликованном в «The National Center for Biotechnology Information», рассматривалось использование майнд-карт для активного обучения студентов медицинских специальностей. Выяснилось, что использование майнд-карт — эффективный метод для улучшения уровня понимания и когнитивного участия студентов. Карты легче усваиваются благодаря хорошо развитой у многих учеников зрительной памяти.

Майнд-карты — это мощный инструмент для усвоения и запоминания информации, который может помочь учащимся на всех уровнях. С одной стороны, это красивые картинки, но с другой — отличный помощник для быстрой визуализации материала.

3. Образовательные игры и квесты

Представьте: вместо скучных уроков ученики «погружаются» в игровую реальность, где каждое задание — это как мини-квест
Кто бы мог подумать, что игры станут такой важной частью учебного процесса? Но вот именно это и произошло, поскольку учителя вынуждены бороться с клиповым мышлением и потерей концентрации у школьников. Теперь дети не только учатся, но и играют в полезные игры прямо на уроках.

Представьте: вместо скучных уроков ученики «погружаются» в игровую реальность, где каждое задание — это как мини-квест. Играя, они учатся работать в команде, думать критически и применять знания на практике. Игры становятся частью внеклассной работы с детьми: с помощью них проводят профориентацию, тестирование и проверку домашнего задания.

Один из популярных примеров образовательных игр — это игра «Minecraft: Education Edition». В этой версии популярной компьютерной игры ученики могут строить и исследовать виртуальные миры, решая при этом различные образовательные задачи, включая математические, исторические и научные. Во многих странах, включая США, Австралию и Швецию, учителя вводят «Minecraft» в свои учебные программы.

Журнал «Computers & Education» опубликовал исследование, которое показало: дети, играющие в образовательные игры, действительно лучше учатся! Особенно это заметно в математике, науке, иностранных языках. Так что, игры — не только развлечение, но и отличный способ учиться. И скоро наши дети на себе это почувствуют.

4. Искусственный интеллект

Искусственный интеллект сам будет составлять планы уроков, которые учтут образовательную траекторию каждого ученика
Адаптивное обучение через искусственный интеллект (ИИ): Это, пожалуй, самая реальная из всех перечисленных тенденций. Многие учебные платформы уже интегрируют ИИ, чтобы персонализировать обучение для каждого студента. Адаптивные системы обучения анализируют ответы учеников и адаптируют материал в соответствии с их потребностями.

Учителям больше не придется тормозить весь класс из-за пары отстающих учеников. Искусственный интеллект сам будет составлять планы уроков, которые учтут образовательную траекторию каждого ученика. Аналогично с домашним заданием, тестированием — через несколько лет мы забудем силуэт учителя с чрезмерной нагрузкой.

Конечно, искусственный интеллект довольно противоречив: дети и сейчас стараются переложить учебу на интернет или родителей, а с приходом в нашу жизнь эта задача еще упрощается. Однако хочется надеяться, что нейросети будут использованы в том числе для составления таких программ, которые пробудят желание детей учиться самостоятельно.

Технологии меняют образование, делая его более интерактивным, захватывающим и эффективным. VR, майнд-карты и квесты — лишь вершина айсберга.
Диана Белан кандидат филологических наук РУДН, преподаватель английского
К 2025 году классический урок, где учитель просто рассказывает, а ученики слушают, станет редкостью. Вместо этого представьте себе класс, где каждый ученик погружен в свое уникальное образовательное путешествие. Виртуальная реальность, майнд-карты, образовательные игры и квесты будут объединены в один потрясающий коктейль знаний!

«Роль учителя в этом новом мире меняется. Мы больше не просто передаем информацию, мы становимся наставниками. Наша задача — помогать ученикам найти свой путь в этом огромном мире знаний, направлять их, ставить перед ними интересные задачи и помогать находить решения», — говорит Диана Белан.



Фото: свободные интернет-источники