Меню

Образование

Кому нужна успеваемость: ребенку или школе?

Кому нужна успеваемость: ребенку или школе?
Из года в год не утихает «битва за оценку». Она бушует в родительских чатах, в электронных дневниках и, самое печальное, на кухнях и в детских комнатах школьников и их родителей. И чем старше ребенок, чем ближе ОГЭ или ЕГЭ, тем сложнее выиграть бой, в котором нет победителей. О том, кому же нужна успеваемость — ребенку или школе рассказала Лола Шурыгина — основательница и директор частной школы детского альтернативного образования и мама троих сыновей.
AD
AD
Почему так происходит? Возможно потому, что оценка — единственный способ понять, все ли в порядке с ребенком и его знаниями по программе. Никакого другого способа это узнать у родителя и у школы нет. Но насколько это справедливо?
Качественная обратная связь формирует в ребенке ту самую внутреннюю мотивацию, о которой мечтает каждый учитель и родитель
Качественная обратная связь формирует в ребенке ту самую внутреннюю мотивацию, о которой мечтает каждый учитель и родитель
Оценки хороши, если и родитель, и ребенок понимают, что это — весьма относительная условность. Они могут показывать уровень знаний ребенка, но не являться способом повлиять на его самооценку. «Сообщить» ребенку, плохой он или хороший человек, ученик. Показывают пробелы в усвоенным материале — да, критикуют ребенка как школьника — ни в коем случае. В противном случае мы приобретаем неуверенного в себе человека, сильно зависимого от внешнего влияния на него и его успехи, ошибки, сложности.

Единственная правильная реакция на двойку, например, это «давай разберемся, почему так произошло и вместе составим план». А дальше — определиться, достаточно ли для выполнения плана, например, тройки, ведь это может быть непрофильный или неинтересный ребенку предмет. Или вам, как семье, важно помочь ребенку поступить в математический и 4,5 балла — минимальный гигиенический минимум.

Родительская поддержка, одобрение, подбадривание и внутреннее ощущение того, что мама и папа всегда за мной и на моей стороне — лучший «пластырь» от стресса плохих отметок.

Дети голосуют «против»

Важно ли школьнику понимать свой прогресс по предмету? Безусловно. Качественная обратная связь формирует в ребенке ту самую внутреннюю мотивацию, о которой мечтает каждый учитель и родитель.
Оценки хороши, если и родитель, и ребенок понимают, что это — весьма относительная условность
Оценки хороши, если и родитель, и ребенок понимают, что это — весьма относительная условность

Сформировать ее можно следующим образом:

AD
AD
  1. Во-первых, разобраться, жаждет ли ребенок учиться прямо здесь и сейчас или любовь к познанию уже потеряна. Это может случиться по разным причинам, например, ребенку уделяли мало внимания в дошкольном детстве, он много времени проводил в гаджетах и т.п. Такого ребенка лучше мотивировать через его интерес, не связанный с обучением, например, учиться считать ему лучше на кубиках Майнкрафта, если компьютерные игры будоражат его воображение.
  2. Во-вторых, если ребенок в целом сохранен, т.е. его интерес к обучению в норме или на высоком уровне (знаете, есть такие любознательные всезнайки, которым везде важно успеть и во всем важно разобраться), то мотивировать его надо поддержанием контакта учитель-ученик. Чем больше учитель будет общаться с таким ребенком о его успехах, неудачах, помогать в преодолении сложностей, давать и вместе проходить задачки со звездочкой, тем больше такой ребенок будет чувствовать свой учебный азарт и желание продолжать учиться.
Мотивация формирует умение учиться, станет основой здоровой самооценки школьника и поддерживает в нем природную любознательность и интерес к знаниям.
Мотивация формирует умение учиться
Мотивация формирует умение учиться
К сожалению, 5-бальная система такую возможность не дает, и дети как истинные индикаторы чувствуют ее несовершенство и в результате перестают ей доверять. То есть оценивание в их случае вовсе не означает осведомленность и внутреннюю готовность опираться на такое знание о своей успеваемости.

Какая школа подходит ребенку?

Нужно выбирать школу, которой важно видеть собственный результат, потому что рейтинг, построенный на оценивании детей, — возможность сделать его видимым, а значит — управлять им. Если школа заинтересована в том, чтобы успеваемость росла не формально, на оценках, выставленных в журнал, а через любовь и стремление детей к обучению, успеваемость — это отнюдь не отметка в журнале и не место в рейтинге, а усилие, которое прилагает каждый — учитель, ребенок, родитель, администрация школы.


Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325