"Каждый ребенок развивается по-своему"?
То ли я в последнее время стала обращать внимание на такие топики, то ли их и вправду стало больше, только и дня не проходит, чтобы не обсуждался вопрос об истериках, нежелании слушать (и слушаться), неготовности к обучению и т.д. детей 5-7 лет. Причем всегда в обсуждениях появляются высказывания типа «все дети разные, каждый ребенок развивается по-своему, все у вас нормально, оставьте дитя в покое» и т.д. В обсуждении поведения детей помладше это вообще становится главным аргументом, а тех немногих мам, что заявляют «воспитывать/к врачу надо», отправляют «в сад».
Только вот мне в последнее время кажется, что правы именно «строгие» мамы. Если ребенок в 5-7 лет закатывает истерики, не умеет слышать и слушаться, неспособен выполнять задания и т.п., то на мой взгляд, родители что-то упустили в воспитании или просто не нашли подхода к своему ребенку – может не хватило знаний, времени, терпения, а может успокоились главным «евским» аргументом - «все дети разные, каждый ребенок развивается по-своему, все у вас нормально»
У меня есть возможность наблюдать большое количество детей достаточно близко – живем в одном кондоминиуме, дети играют на одной площадке, посещают одну школу, вместе справляют дни рождения, ходят друг к другу в гости, ездят на пикники и экскурсии. И я вижу, как ребенок, который в 4 года закатывал истерики с киданием на пол, и мама говорила, что «в его возрасте это нормально», закатывал такие же в 5 и закатывает в 6, только хуже. Девочка, бившая и толкавшая детей в 6 лет с оправданиями своей мамы «Ну характер у нее такой, все должно быть по ее, им (другим детям) что, трудно уступить ей?», в 8 лет взяла в руки палку и ткнула в глаз ребенка, который отказался с ней играть в ее игру, а другого стукнула камнем по голове, за то, что не уступил ей качели. Мальчишка, который в 5 лет не хотел ни лепить, ни рисовать, ни читать, ни заниматься вообще чем-либо, кроме просмотров мультфильмов, и мама его говорила: «ну неинтересно ему это, у всех детей индивидуальное развитие», теперь пошел в школу и ему там точно так же ничего неинтересно, и дома каждый день скандалы по поводу домашних заданий.
Я смотрю на своего семилетку, и понимаю, что он обладает именно той степенью ответственности, усидчивости, понимания и послушания, что я и хотела в нем видеть в 7 лет. В нем есть и шкодничество, и вреднюшки, и капризульки, но он четко знает «границы» и что можно, что нельзя. И меня искренне изумляют топики о том, что ребенок 5,6,7 лет не хочет делать то и это, закатывает истерики – каждый раз возникает мысль «Ну а раньше-то куда смотрели?».
Мне кажется, с маленькими детьми не стоит «играть в демократию», до нее еще надо дорасти. Если нет четких правил поведения, то что же потом удивляться последствиям. И утешение «такой этап развития» лучше оставить в стороне – этот этап надо перерасти в нужном направлении, а значит, нужна серьезная работа со стороны родителей.
Тему завожу именно для обсуждения, потому что привыкла собирать самые разные мнения, чтобы потом отобрать то, что подходит именно мне.
Только вот мне в последнее время кажется, что правы именно «строгие» мамы. Если ребенок в 5-7 лет закатывает истерики, не умеет слышать и слушаться, неспособен выполнять задания и т.п., то на мой взгляд, родители что-то упустили в воспитании или просто не нашли подхода к своему ребенку – может не хватило знаний, времени, терпения, а может успокоились главным «евским» аргументом - «все дети разные, каждый ребенок развивается по-своему, все у вас нормально»
У меня есть возможность наблюдать большое количество детей достаточно близко – живем в одном кондоминиуме, дети играют на одной площадке, посещают одну школу, вместе справляют дни рождения, ходят друг к другу в гости, ездят на пикники и экскурсии. И я вижу, как ребенок, который в 4 года закатывал истерики с киданием на пол, и мама говорила, что «в его возрасте это нормально», закатывал такие же в 5 и закатывает в 6, только хуже. Девочка, бившая и толкавшая детей в 6 лет с оправданиями своей мамы «Ну характер у нее такой, все должно быть по ее, им (другим детям) что, трудно уступить ей?», в 8 лет взяла в руки палку и ткнула в глаз ребенка, который отказался с ней играть в ее игру, а другого стукнула камнем по голове, за то, что не уступил ей качели. Мальчишка, который в 5 лет не хотел ни лепить, ни рисовать, ни читать, ни заниматься вообще чем-либо, кроме просмотров мультфильмов, и мама его говорила: «ну неинтересно ему это, у всех детей индивидуальное развитие», теперь пошел в школу и ему там точно так же ничего неинтересно, и дома каждый день скандалы по поводу домашних заданий.
Я смотрю на своего семилетку, и понимаю, что он обладает именно той степенью ответственности, усидчивости, понимания и послушания, что я и хотела в нем видеть в 7 лет. В нем есть и шкодничество, и вреднюшки, и капризульки, но он четко знает «границы» и что можно, что нельзя. И меня искренне изумляют топики о том, что ребенок 5,6,7 лет не хочет делать то и это, закатывает истерики – каждый раз возникает мысль «Ну а раньше-то куда смотрели?».
Мне кажется, с маленькими детьми не стоит «играть в демократию», до нее еще надо дорасти. Если нет четких правил поведения, то что же потом удивляться последствиям. И утешение «такой этап развития» лучше оставить в стороне – этот этап надо перерасти в нужном направлении, а значит, нужна серьезная работа со стороны родителей.
Тему завожу именно для обсуждения, потому что привыкла собирать самые разные мнения, чтобы потом отобрать то, что подходит именно мне.
По сабжу:
Я недавно смотрела комментарии психологов к различным школьным программам. И очень часто в рассуждениях этих самых психологов проскальзывала такая мысль: сейчас наблюдается тенденция давать детям как можно больше свободы практически с рождения. В попытке вырастить независимых и активных людей, родители с детьми часто играют в демократию.
Но при этом совсем не учитываются возрастные особенности ребенка. А, оказывается, детям-дошкольникам часто необходим, как ни странно, авторитарный подход. Просто потому, что они ещё не знают рамок и общепринятых правил поведения и нуждаются в том, чтобы им эти рамки устанавливали.
В 7-9 лет потребность в "руководстве" у детей сохраняется, но это уже должен быть не авторитаризм, а авторитет (то есть ребёнок уже прислушивается к родителям, потому, что уважает и ценит их мнение).
И только уже с подростками (ближе к концу школы) возможны партнёрские отношения, которые сейчас модно начинать с ребёнком с пелёнок...
Хотя есть еще один способ, универсальный, да - мордовать начать ребенка за малейшую провинность. Так в самом деле какое-то время на любом поводке водить получится. Но оно надо - такое воспитание?
И чем лучше противоположная ситуация, когда мама чуть не с рождения гнобит ребенка "истерики - это ошибки воспитания", "годовалый ребенок должен прилично себя вести в театре", "если ребенок не хочет убирать игрушки в два года - это ужас-ужас и требует немедленных мер по воспитанию". Учитывая возраст, в котором от ребенка требовали полного понимания ситуации и адекватности поведения - неизбежно шли физические наказания. Ребенок жутко задерган, зато в три года у него нет истерик, с ним можно спокойно идти в кафе или любое взрослое мероприятие, в саду им довольны. Счастлив ли мальчик и мама? Поверьте, совершенно нет.
И еще. Вы так довольны воспитанием собственного чада, правда? Спросите на досуге у мам ужасных детей, как воспитаны их чадушки. И услышите, что детки их самые воспитанные и умные, красивые и понимающие, ведут себя замечательно. И спросите о том, какие претензии есть к вашему ребенку. Если попадется достаточно маловоспитанная мама - можете услышать много нового. :-)
Если хотите напишите мне в личку, меня очень волнует этот вопрос. У нас с мужем разный подход к воспитанию сына. Я более строгая, чем он. Мне кажется что муж потакает прихотям сына, а я нет. Вот хочу потоптаться рядом и послушать как вы этого добились... )))
Кому повезло (именно ПОВЕЗЛО) иметь послушных, лояльных детей всегда с некоторым пренебрежением смотрят на родителей, у которых дети .... неуспешны-непослушны-плохо учатся-плохо себя ведут.
И невдомек им, что им просто распределили разных детей, и надо просто радоваться такому везению, а не восхвалять себя за кажущиеся успехи в воспитании чад.
ПС. Мне повезло иметь на редкость послушную, вменяемую, развитую дочь с врожденным чувством собственного достоинства. Думаю, если будет когда-нить второй ребенок, он устроит мне за двоих :)
Дети конечно разные, но от воспитания зависит очень многое.
У меня есть брат (старший), он был замечательным ребенком, только ел плохо, а так никаких проблем. Я была жутким дитем. Бедная мама не знала, как со мной справляться (из сада убегала, вещи не пребирала, учиться не хотела и т.д. и т.п.).
Так вот, мой брат, всегда удивлялся маминым методам, и когда был рядом всегда подсказывал, как и что делать. И о чудо, я слушалась:)
И еще замечаю, что даже ну очень упрямые дети с моим братом становяться шёлковыми и послушными, а он никогда не кричит и даже не упрекает в чем-либо детей.
Просто комуто дано умение общаться с детьми, а кто-то будет ссылаться на ребёнкин характер, возраст, гены т.д. и т.п.
Я за 8,5 лет жизни сына наслушалась много чего - всем же не будешь объяснять ньюансы его здоровья и особенностей поведения. Не всем будешь рассказывать про СДВГ и как с этими детьми жить. Но я его люблю, более того - он и есть смысл всего того, что я делаю каждый день. Я уже ему очень и очень помогла - во многом. Но у других людей - по поводу моего сына - может быть свое мнение. И вот именно для того, чтобы их мнение не сильно отражалось на моем сыне - мы и стараемся каждый день. И воспитываем не меньше ,чем те, кто горд своими образцово-показательными детьми.
На самом деле, истина - где-то посередине. Или где-то рядом.
У меня сын в 4 года устраивал дикие истерики. В тот конкретный момент совет воспитателя детского сада "Не потакайте, а то слабину прочувствует и на шею сядет!", к которому я прислушалась (увы!), привел нас в кабинет психоневролога с диагнозом "невроз".
Хотя в целом, я согласна, что нормы даны для ориентации на них, а не для того, чтоб от них отркещиваться. :) поэтому отношусь, скорее, к строгим мамам...
Знаете, я же не оспариваю, что все дети разные, я именно поэтому твердо считаю, что просто мамам-папам надо искать подходы к своему ребенку, пусть иногда это отнимает много времени и сил. Очень хорошо это видно у мам детишек с неврологией – они прикладывают такие усилия, им сложнее и тяжелее, но через какое-то время потихоньку начинает проявляться результат.
Я, конечно, понимаю, что еще и ребенок мне такой «достался» - воспитываемый ;) Хотя свои заморочки и у нас были (и есть), и мы над ними работаем. И воспитывать мне его еще долго, и конечный результат можно будет оценить только лет через 20-25. Просто 7 лет, пошел в первый класс, вроде как рубеж какой-то пройден, какие-то результаты уже можно и оценить (а заодно скорректировать дальнейший путь).
И потом, я ведь говорила о проблемах с поведением 5-7-летних детей. Трехлетка в истерике меня не удивляет и ни в коей мере не заставляет сомневаться в его воспитании. А вот в 5-6 лет считаю это уже упущением. Хотя, может быть, я немного категорична.
А вообще у меня эпиграфом к «Маминому дневнику» стоит фраза: «В целом мире есть только один по-настоящему замечательный ребенок, и каждая мама его знает» Всем удачи в воспитании наших отпрысков!
И другая семья - мальчик шестилетка, просто обалдеваю, насколько воспитанный и умный мальчишка и при этом, что немаловажно - не затюканный, со своим мировоззрением и позволенными для этого возраста шалостями :)
И есть знакомая семья с тремя детьми, 15, 9 и 3, причем папа старшим - неродной. И все трое деток просто радуют глаз (и ухо). Эт я к тому, что списать на то, что все дети разные можно, и каждому свой подход нужен, безусловно, но вот как из троих разных деток суметь вырастить одинаково достойных?? Вот это задача... Перед этой семьей снимаю шляпу.
Я все-таки склоняюсь к тому, что чаще всего - это результат воспитания родителей и близкого окружения ребенка.