"Ранние" детки. Как потом?
Меня интересует опыт мам, у кого дети рано начали говорить, развиваться с опережением. Как Вы их развивали, чему учили? Если уже подросшие, чем отличаются от сверстников и какая доля в их успехах Вашего труда и их собственного интеллекта.
Вопрос мой вызван вот чем. Сыну 1,4 говорит предложениями, пока простыми из 2-3 слов, все комментирует что видит, отвечает на вопросы, может рассказать о прошедших событиях, типа: "Ука боит, киса делала"(ну кошка его поцарапала :)) я с ним специально не занимаюсь, ну книжки читаем, пирамидки там, сортеры, машинки.. Но совершенно неожиданно я заметила, что он запомнил цвета(называю цвета на колечках пирамидки или фигурок в сортере, но ненастойчиво) - проверила - почти всегда правильно называет шесть цветов. А вчера стали считать пальчики, говорю "один", а он мне "два, ти, пять, сесть, семь, десять". Оказывается, они с бабушкой считают ступеньки, когда поднимаются по лестнице.:)
Вот я и думаю, с этим надо что-то делать? Честно говоря, я не сторонник раннего обучения ребенка по полной программе, недавно даже тему про раннее развитие заводила:), но с другой стороны... Или пусть идет как идет?
В общем, что посоветуете?
Вопрос мой вызван вот чем. Сыну 1,4 говорит предложениями, пока простыми из 2-3 слов, все комментирует что видит, отвечает на вопросы, может рассказать о прошедших событиях, типа: "Ука боит, киса делала"(ну кошка его поцарапала :)) я с ним специально не занимаюсь, ну книжки читаем, пирамидки там, сортеры, машинки.. Но совершенно неожиданно я заметила, что он запомнил цвета(называю цвета на колечках пирамидки или фигурок в сортере, но ненастойчиво) - проверила - почти всегда правильно называет шесть цветов. А вчера стали считать пальчики, говорю "один", а он мне "два, ти, пять, сесть, семь, десять". Оказывается, они с бабушкой считают ступеньки, когда поднимаются по лестнице.:)
Вот я и думаю, с этим надо что-то делать? Честно говоря, я не сторонник раннего обучения ребенка по полной программе, недавно даже тему про раннее развитие заводила:), но с другой стороны... Или пусть идет как идет?
В общем, что посоветуете?
Начальная школа прошла абсолютно без напряжения, но когда в старшей увеличился объем и понадобилось работать, выяснилось, что он этого НЕ УМЕЕТ, т.е. выезжает на способностях и хорошей памяти, а там где нужно приложить усилия дело швах.
Сейчас 12 лет, интересуется очень многим, но знания достаточно поверхностны (на мой взгляд), изучать проблему глубоко нет никакого желания. Надеюсь, что не все потеряно, но поняла, что совершила ошибку, видя как все легко дается ребенку, не стала его нагружать дополнительно.
По поводу психо-эмоциональных сложностей у таких детей - это скорее связано с тем, что маленький ребенок не в состоянии еще справляться с таким объемом знаний, который в него уместился, ну и личными особенностями. У нас не было проблем, подобных описанным выше.
ЗЫ. Обучение чтению постарайтесь отложить до момента установления чистой речи.
Что мы делали- с 3х лет ходили в Музей Декоративно Прикладного ис. на занятия рисованием, читали, читали, читали, водили, водили, она к 5годам Третьяковку знала наизусть.
Итого. Весьма ленивая дамочка 10лет, учимся на 5-4, не блестяще. Читать- не заставишь, любимое занятие- на диване перед телеком валяться. Обидно, блин. Столько вложили... Хотя, не известно, что б было, если б не возюкались с ней.
Посмотрите на старших деток, все они разные, но почти все выравниваются в школе. И ранняя речь/развитие/чтение/писание/счёт не дает никаких гарантий будущего.
У Вас обычный ребенок, не обижайтесь.
Я заговорила в 3, читать научили в 5, считать/писать в 6. В школу с 6 лет, отличница, потом красный диплом...Ноя никогда не считала себя особенной, боже упаси, мне просто нравилось учиться (спасибо маме и любимым учителям/преподавателям).
У меня отличная память (спасибо маме и учителю литературы, а также изучению иностранных языков), я - любознательна, я люблю изучать новое, у меня высокая работоспособность. Но! Мне не хватает немного житейской хитрости, гибкости (я прямолинейна, хотя работаю над собой), я очень эмоциональна ( надо учиться скрывать эмоции).
К чему всё это...Да, надо ребёнка развивать, но в меру, АДЕКВАТНО оценивая способности ребенка и учитывая его желания! Ребенок тоже должен отбегать своё по лужам, наиграться вволю, нахулиганить...Детство тоже должно было.
Своего сына пытаюсь развивать, ему 1.10. Говорит плохо, слов мало, но понимает все. Лепить, рисовать ему не особо нравится. Очень книги любит, буду поддерживать интерес к книгам всеми силами (сама читать обожаю). Конструкторы есть, но пока отложены, пока ребенок любит гулять и фанатично обожает машины и все с ними связанное. Мы много путешествуем. В пузике со мной летал, за неполных 2 года уже побывал в нескольких странах. И сын тоже эмоциональный. Я хочу научить его определённой сдержанности, гибкости, хитрости...Обязательно коммуникабельности, язык до Киева доведёт:)
На днях была передача про гениев, 9 из 10 деток становятся обычными взрослыми, у многих проблемы с психикой...неудовлетворенность, чувство избранности, превосходства, а простые люди этого не прощают:) А вы говорите, "ранние детки":) Да, никак потом, многие выравниваются...
В Штатах (где мы живем) есть специальные классы (школы) для одаренных детей, в в возрасте с 6-9 лет проводят тесты, потом еще психолог беседует и пр.. В общем я всегда считала, что если ребенок учится на одни пятерки, знает несколько языков, считает как калькулятор, то он гениальный... У меня сын младший именно такой... Так вот, пошли мы беседовать предварительно к психологу, чтобы сделать ему такой тест раньше, т.к ему еще нет 6 и беседа меня очень удивила....мне объяснили, что гениальность - это не набор навыков-знаний, это СПОСОБНОСТЬ ДУМАТЬ НЕСТАНДАРТНО. В эти классы очень часто попадают троечники в обычной школе, т.к они выбиваются из дисперссии и учителя им занижают оценки и пр.
Поэтому нужно не пичкать ребенка знаниями, а именно решать с ним возрастные задачки на логику...
Вот такая история... Просто история, ничего больше. Короче раннее развитие не показать гениальности, вот о чем я собственно :-).
Схватывала все налету, в школе было скучно. Отличалась феноменальной памятью и прекрасным логическим мышлением. Домашние задания никогда не делала, но много читала. Книгу где-то в 300 страниц осиливала за день. Родители мною не интересовались. Отец пил, хотя был очень и очень талантливый человек, не нашедший себя в этой стране. У мамы были свои заботы.
Никто меня не развивал. В 9-10 классе я не ходила в школу и у меня не было оценок для аттестации. Директриса школы, которая меня очень любила, выбила для меня экстернат и сокрушалась о том, что я, к сожалению, не использовала своих способносей и закончила школу без медали, с прослушиванием по физкультуре. Все экзамены экстернатом прошли на отлично. Да еще и два иностранных языка сдала, вместо одного.
Поступила по огромному тогда конкурсу на юридический - не закончила - смоталась за границу. Поступила там на экономический, потом снова юридический. Не закончила. Открыла свою фирму. Есть очень хорошие литературные способности. В писательских кругах обзывают талантом. Книг не пишу, не хватает терпения, но поэзией увлекалась время от времени. Знаю несколько иностранных языков. Специально ничего не учила.
К сожалению, своих потенциалов не раскрыла, но более или менее довольна своей жизнью. Незаурядного мышления было хоть отбавляй :-) Многие мои "заурядные" одноклассники и знакомые добились намного большего, чем я. Конечно же, у каждого свои критерии в оценке достигнутого, но...
Как быть с таким ребенком? Самое главное для родителей, считаю, окружить ребенка вниманием и любовью и постараться воспитать в нем старательность, усердие и чувства ответственности, уважать и поддерживать его интересы, помогать их развивать и не сбивать с пути.
А остальное ребенок сделает сам.
Ровно в год правильно повторяла слова, в год и 3 уже были внятные предложения, которые понимали не только члены семьи, но и окружающие.
В 1.5-2года говорила на двух языках лучше, чем подавляющее большинство одноязычных деток.
Ей скоро будет 4 года, и я вижу, что ровеснили её полностью догнали в плане речи, а некоторые и перегнали.))
Читает, пишет, складывает, вычитает, очень хорошо рисует, но сейчас таких деток много. Дрессировкой не занимаюсь, а прислушиваюсь к её собственным желаниям и устремлениям.
Иногда мы с мужем сомневаемся, наш ли это ребёнок:-)
В семье всего 3 детей, Влада - средняя, все дети умненькие, развитые, но вот Влада - особенный ребёнок, это сразу все понимают с первых минут общения с ней. Никаких особых усилий мы не прилагали для её развития, всё как у всех, она как-то сама брала всё что ей нужно, зачитывалась энциклопедиями, сама с помощью самоучителя научилась играть на флейте и пианино (на пианино правда я показала ноты, ключи и октавы), с компьютером на "ты" с 3 лет (папа - программист), читает тоже с 3 лет, причём не просто читает, а "глотает" книги, они ей нужны как воздух, она постоянно везде с книгами, каждую свободную минутку, приходится иногда просто отрывать её от чтения (боюсь за глаза).
Но сын и физически, я считаю, опережает. В 3 он на двухколесном велике гонял, кувыркался свободно, стойку на руках, мостик, шпагат. На теннис в 4 повели, тренер не поверил, что раньше не занимался:)
В принципе, я с ним не занималась особо, но ОЧЕНЬ много читала и рассказывала.
Он не любит рисовать, лепить, пазлы собирать, вообще сидит редко:) Но вот на бегу схватывает любые знания. Сам научился считать - имею в виду сложение, вычитание - причем не играет роли, десятки или милионны. Папа разрешает ему с машиной возиться - так уже устройство мотора понимает, техникой увлекся. С папой же ставят опыты по физике - сын в востороге и явно уже знает больше меня:)
Пишет бабушкам письма, тоже по собственной инициативе и вполне калиграфическим почерком:)
Мы поддерживаем все его начинания и предлагаем новые, но всегда ненавязчиво. ИМХО, главное развивать разносторонне, чтобы не было перекоса. А по большому счету я думаю нет ничего лучше собственного примера. Если родители - люди увлеченные, развивающиеся, так и ребенок таким будет. Главное, не создавать искусственных условий и не прикладывать сверхъестественных усилий. Чтобы потом не было мучительно больно из-за неоправданных ожиданий:)