Воспитание или дрессировка? Родители АУ!
Вот читаю темы тут, и в большинстве случаев кажется, что родители подходят к воспитанию, как к дессировке. Почему? Поясню - на мой взгляд - задача родителя максимально подготовить ребенка к будующей взрослой жизни, привить определенные навыки и проследить, чтобы ребенок не нанес серьезного вреда здоровью. А не сделать из него человека удобного лично Вам. Т.е. ребенок должен научиться принимать самостоятельные решения, отвечать за свои поступки, уметь контролировать свои желания, понимать, что вокруг него люди, у которых тоже есть желания, уметь договариваться и соблюдать договоренности и т.д. и т.п. Во многих ситуациаях с ним проще общаться как со взрослым. Поэтому большинство тем мне кажутся странными. Родители! Ну, разрешите своим детям быть самостоятельными личностями, решать задачи, адекватные возрасту. Ставьте себя почаще на место ребенка чтоли. Почитайте что-нибудь по детскому воспитанию и психологии. Ну, хоть "радость воспитания, воспитание без наказаний" - как-то так называется, в книжке есть спорные моменты, но идея в целом, с методикой, вполне удобоварима, на мой взгляд. Или какую-то более близкую Вам книжку, или более сложную.... А то большинство тем у меня ассоциируется с дрессировкой щенков, чессло. После прочтения тем "про печеньку ночью" и "выдачу конфет 12-ти летнему лбу по выходным" стало совсем грустно, не в обиду авторам (хотя, наверное, обидятся), не говорю уж про всяческие другие "истерики"... ДЕТИ - ТАКИЕ ЖЕ ЛЮДИ, как и взрослые! РОДИТЕЛИ - Ваша задача НАУЧИТЬ, а не заставлять и прессовать!
В газету "Завтра"работать не хотите пойти? Это их стиль - никакой конкретной информации, ни единого факта, одни общие слова - зато эмоции слюнями через край хлещут и что ни слово то лозунг :) И уж конечно "мы молодцы, а они подлецы" (с) :)
Даже для профессионалов тема далеко не простая. Только что вернулась с большого и длительного мероприятия, где говорили с преп. биологии и юннатскими руководителями про выезды, детские группы, принципы "авантюрной" педагогики (это уже термин), про приёмы Бабушкиной и Осориной. С одной стороны, ВСЕ признают, что это интересно, но, как только пытаются наложить на собственную практику, не всегда получается.
Воспитание есть влияние воспитателя на воспитуемого с использованием методов, приемов, дополнительных средств с целью выработать в воспитуемом некие желаемые навыки, ценности, установки.
То есть воспитание = влияние = манипуляция.
Мы можем манипулировать прямо:
"Ты не сделаешь так/сделаешь так, иначе я сделаю то/не сделаю то."
А можно косвенно:
"Ты можешь делать что угодно, однако ты рискуешь тем, что потеряешь мое уважение/доверие, либо поставишь себя в ситуацию угрозы жизни/здоровью/психике"... Есть еще варианты.
Во втором варианте угроза воздействует на более высокие уровни сознания. И часто ребенок в определенном возрасте просто не может в полной мере понять, о каких последствиях ведет речь взрослый, когда увещевает его не бежать под машину (например).
Ребенок в 2 года не понимает, когда ему говорят об увжении, доверии, сочувствии, сострадании и гуманизме. Он не поймет, когда ему расскажут об отдаленных последствиях. Но он поймет, что сиюминутно мама хочет от него какого-то конкретного поведения, и соответственно своей мотивации поступит так, как хочет мама. Или слегка заупрямится.
В 4 года ребенок уже сможет выбрать: слушать маму или нет.
В 14 лет ребенок сможет выбрать, что из маминых слов принять к сведению.
А родители чаще всего ведут себя так, как подсказывает им предшествующий опыт. И некоторые родители знают, что какие-то длительные разговоры приведут к меньшему результату, нежели краткое и жесткое условие: "Не будешь делать уроки - не пойдешь гулять". :) Например.
Кстати, с 2 летним ребенком очень просто договориться. С ностальгией вспоминаю это время. :)
Ну и лично наблюдение - кризис 3-х лет у моих детей начинается в 1,6, и несогласие проявляется простым лежанием, без криков-воплей, попытка поднять - начинаются вопли и поджимание ног. И договориться в данном случае можно только дрессировкой - завалился, потопали домой.
Свой личный опыт воспитания ребёнка- у вас он ограничен 2 годами воспитания одного ребёнка.
Работa с чужими детьми- не то что вы видите на примере знакомых и делаете выводы, а именно работаете с детьми.
Здесь вполне уместно дать совет прочитаный в книге по психологии, соответствующий какой-то ситуации
Но сказать "РОДИТЕЛИ - Ваша задача НАУЧИТЬ, а не заставлять и прессовать! "- это лозунг, придуманый вами, а не адекватный совет, перефразирую: "Автор- Ваша задача научиться воспитывать своего ребёнка, а не заставлять читать книги по психологии и прессовать других родителей лозунгами"
Мы все учимся на своём опыте, на опыте своих родителей и прислушиваемся к опыту других родителей.
Я всё ещё учусь воспитанию своих 5 детей, старшему исполнилось 18 лет, но у вас мне научиться нечему, у вас нет ни опыта, ни знаний психологии детей, уж если вы считаете, что дети "такие же люди, как и взрослые"
Пример 1. "Украла и прогуляла деньги. 9 лет. Рыдаю". Папа не работает. Мама не работает. В доме годовалый ребенок. Нет денег. Старшей дочери отказывают в подарках. Дочь берет деньги без спроса. Сложный путь. Папе идти работать - куда угодно, лишь бы семья не голодала. Маме набраться терпения и не обделять старшего ребенка вниманием и финансами: разговаривать, объяснять, увещевать, дружить. А также думать, что это было ее решение - рожать второго ребенка, и папино решение - остаться без работы. И дочь не должна за эти решения отвечать. Простое. Выпороть дочь. И придти на Еву в надежде получить универсальный рецепт, типа: "отведите на танцы, не давайте конфет, загрузите работой".
Пример 2. "11 лет - как воспитывать?" Имеется: дочь подросток, рассеянная, ленивая, влюбленная. Сложный путь: набраться терпения на долгие годы вперед. Разговаривать, общаться, дружить, объяснять, помогать, делиться своим подростковым опытом, молча подбирать это несчастное полотенце, самой засесть за учебники, чтобы определиться, почему же дочери все это неинтересно. Простой путь... Ну, вы поняли... Придти на Еву и попросить универсальный совет: как превратить начинающего подростка в образцовую девочку-отличницу.
Во-вторых, как можно давать конкретные советы в отдельной собственной теме? Конкретные советы я даю на конкретные вопросы, если мне кажется, что мне есть что сказать.
В-третьих, совет почитать книжки - он для тех, кто НЕ читал, и не означает - "почитайте, там все написано, как делать, сделаете и все проблемы решаться". В некоторых книжках есть дельные идеи, которые можно использовать, и вещи, о которых, я уверена авторы некоторых тем НИКОГДА не задумывались, не потому что они дураки, а потому что их воспитывали по-другому. Еще, пример, многострадальная тетенька на Г, которую все здесь очень любят. Вот ее прочитали и пишут, например, "с моим ребенком не получается "активное слушание" (почему то все, в основном, только про него), он все равно не хочет делать то-то..." Ну и? Где там в книжке написано, что "активное слушание" метод, который поможет Вам убедить (заставить) ребенка сделать так, как Вы хотите? Он вообще для другого!!! И это я читала уже раз пять, как минимум. Не ищите "кнопку", ее нет!
В-последних, я, может быть в несколько резкой форме, дала совет, тем кто его спрашивает, просто не в каждой теме отдельно, а, так сказать, оптом. Может, кто задумается. Я не считаю себя каким-то "гуру", у меня тоже бывают "тупики", я высказала свое мнение, основанное на своем опыте, наблюдениях, размышлениях, прочитанной литературе... Если кому-то не нравится, Ваше право. Это общественный форум, все имеют право высказаться, пообсуждать, поосуждать... Некоторые приходят сюда явно "сбросить негатив", ну чтож, тоже лучше, чем дома на живых людях, я понимаю ;-)