Про чтение на ночь..
Расскажите, как у вас проходит этот процесс?
Я что-то в последнее время вешаться начала...
Детям 4 и 2.6 года.
Раньше такого не было - я читала, они слушали.
А сейчас какой-то кошмар начался. Я начинаю читать, и тут же мне с двух сторон поток слов, фраз, вопросов. Читать невозможно. Я начинаю заводиться, что на ночь совсем неполезно.
Причем вопросы как по делу, так и нет.
Напр, читаю. Вдруг младший увидел в книге лягушку. И начинается - ой, мама, смотри, лягушка. Она ква-ква делает. И может еще и начать прыгать по кровати как лягушка.
Бесконечные почему на каждое предложение, причем опять же не всегда по существу. Напр,читаю - пошел дождь. Сразу вопросы с двух сторон - а почему он пошел? Как отвечать? я не знаю.
И так через каждое слово. Читать стало абсолютно невозможно. Только трата времени и сил, на мой взгляд.
Естественно, я говорю, чтоб лежали тихо, ротик на замочек, слушали, иначе я читать не буду. Но все мимо. Все превращается в какой-то балаган.
Что делать то? Как у вас?
Я что-то в последнее время вешаться начала...
Детям 4 и 2.6 года.
Раньше такого не было - я читала, они слушали.
А сейчас какой-то кошмар начался. Я начинаю читать, и тут же мне с двух сторон поток слов, фраз, вопросов. Читать невозможно. Я начинаю заводиться, что на ночь совсем неполезно.
Причем вопросы как по делу, так и нет.
Напр, читаю. Вдруг младший увидел в книге лягушку. И начинается - ой, мама, смотри, лягушка. Она ква-ква делает. И может еще и начать прыгать по кровати как лягушка.
Бесконечные почему на каждое предложение, причем опять же не всегда по существу. Напр,читаю - пошел дождь. Сразу вопросы с двух сторон - а почему он пошел? Как отвечать? я не знаю.
И так через каждое слово. Читать стало абсолютно невозможно. Только трата времени и сил, на мой взгляд.
Естественно, я говорю, чтоб лежали тихо, ротик на замочек, слушали, иначе я читать не буду. Но все мимо. Все превращается в какой-то балаган.
Что делать то? Как у вас?
Когда "лежим тихо и рот на замочек", то можно и аудиосказку включить как выше посоветовали, разницы никакой.
Смысл совместного чтения все-таки несколько шире, чем "один прочитал, а другой прослушал". Для меня именно живое общение важно.
В 2013 г. в журнале Perspectives on Psychological Science
было опубликовано исследование, ставшее приговором
тем долгим часам, что я потратил на попытки заинтересовать свою дочурку книжками с картинками, и навсегда изменив-
шее все мои представления о том, как следует читать детям.
В статье под выразительным заголовком «Как сделать ребен-
ка умнее» были сведены результаты восьми исследований раз-
вития детей.
Выводы ученых ошарашивали: правильное чтение вслух —
интерактивное чтение — может повысить IQ вашего ребенка
на шесть и более баллов.
Я считаю очень важным обратить ваше внимание на этот
потрясающий факт, поэтому повторю: интерактивное чте-
ние способно повысить интеллект вашего ребенка более
чем на шесть баллов. И это еще не самое удивительное. Уче-
ные установили, что чем раньше начинается интерактивное
чтение, тем более выраженный эффект оно дает, и прирав-
няли его положительное воздействие к влиянию витаминов
и здорового питания.
Но тут есть принципиальный момент: мало просто наку-
пить детям книг. Чтобы воспользоваться их развивающим
потенциалом, родители должны создать для ребенка опыт
именно интерактивного чтения........
Растим прирожденного читателя
1. Читайте вместе. Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным
приложением, электронной или аудиокнигой — любым носителем литератур-
ного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью.
Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с циф-
ровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.
Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно
что-нибудь приготовить с помощью этого приложения.
2. Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы — это основа интер-
активного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научив-
шемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до нача-
ла, во время и по окончании чтения.
Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?
3. Обсуждайте детали книги. Показывайте иллюстрации, которые вам
больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персо-
нажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет
к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать
чтение в интерактивный процесс.
Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь еще что-нибудь крас-
ное? Хочешь сосчитать зверей?
4. Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте звуки подметания, уви-
дев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду.
Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это
краеугольный камень интерактивного чтения.Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она кого-то уви-
дела — кого?
5. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки. Начните
с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет
совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.
Как начать общение: Белочка хочет спать — погладь ее по головке. Ты ког-
да-нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?
6. Хвалите ребенка во время чтения. Поощряйте самые простые его
отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших
книг или компьютерных приложений.
Как начать общение: Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здо-
рово сориентировался в iPad!
7. Делитесь мнениями о книге. Если ребенку понравилась сказка, спроси-
те, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь
причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.
Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочет-
ся, чтобы мы снова ее почитали?
8. Читайте ребенку о вещах, которые он любит. Если малышу понрави-
лась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом живот-
ном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложе-
ниями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать
о предмете, который его заинтересовал.
Как начать общение: Хочешь еще что-нибудь почитать про медведя-панду?
Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.
9. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Взрослые посто-
янно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно
необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.
Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту
гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?
10. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета. Подобные вопро-
сы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю,
и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки — идеальный матери-
ал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными пово-
ротами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсужде-
ния, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Я до сих пор раз-
влекаюсь этой игрой, когда смотрю фильмы.
Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по-твоему,
спрятано в коробке?
11. Поддерживайте диалог. Закончив чтение или прослушивание книжного
приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной
жизни и не переставайте задавать вопросы.
Как начать общение: Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобра-
зами? Ты помнишь, что такое аккордеон?
12. Расширяйте границы знаний ребенка. Ученые называют этот прием
«развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно
просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще
выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.
Как начать общение: Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я
расскажу тебе, как она сварила суп?
13. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной
среды обитания. Для меня, выросшего в сельской глубинке Мичигана,
это стало жизненной необходимостью. Прежде чем я воочию увидел Фран-цию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, все эти чудеса открылись мне
на страницах книг. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных
местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится,
поддерживайте и углубляйте его интерес.
Как начать общение: Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе
на карте, где находится Франция?
14. Соотносите сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести
аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной
жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Уме-
ние соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реально-
стью имеет решающее значение.
Как начать общение: Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно
расстроилась, когда мы ушли из парка?
15. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории. Я обо-
жаю, когда Олив пересказывает мне свои любимые книжки за завтраком.
Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малы-
ша навыки рассказчика!
Как начать общение: Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку?
Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?
Остальное тут:
http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1010933299.pdf
Но чтение на ночь предполагает, что дети не видят книжку, меня не перебивают, ну разве что спрашивают непонятное в тексте. И да, чтение на ночь предполагает, что дети под него засыпают, что часто с младшим и происходит. Старшим сейчас уже редко удается уснуть под чтение, слишком увлечены сюжетом. Но прыжки, скачки лягушкой :)), подбегания ко мне чтобы посмотреть картинку - исключаются. Автор, у Вас дети маленькие пока, особенно младший. Со временем ситуация изменится. Сейчас можно посоветовать только СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ :))
Красочные книжки с рассматриванием картинок днем читаем, примерно так же, как и у Вас, с вопросами и скачками лягушек.