74

Как научить писать сочинения?

Пусть, пожалуйста, повисит тут, мне кажется, это все же больше к теме особенностей психического развития, а не к домашним заданиям.

Дочка в 7 классе, в сильной школе, учится неплохо, но и не звезда далеко. Очень спокойная, эмоционально несколько скупа, неразговорчивая, любит тишину и одиночество.

Абсолютно не умеет излагать свои мысли письменно. Устно еще куда ни шло, но до красноречия тоже далеко, а письменно - просто ужас. Им сейчас очень интересные задания дают: посмотреть фильм и написать рецензию на него. Нет никаких жестких рамок, пиши, что душе угодно, вот, как почувствовал фильм, такой отзыв и оставляй. И фильмы все такие глубокие, многогранные. Она уже просит смотреть вместе с ней, говорит, что не понимает эти фильмы, не чувствует никакого драматизма сюжета, не сопереживает героям, не может дать им личностную оценку. Мы после просмотра беседуем, разбираем, я ей высказываю свое видение, даю почитать дополнительный материал на тему, затронутую в сюжете.

В результате после последнего просмотра выдавила она из себя ровно одно предложение, в котором изложила то, что лежало на поверхности, и все. Никаких размышлений, оценок. Это безнадежно и навсегда, если не дано? Или можно развить способность к рассуждениям, анализированию и дальнейшему изложению на бумаге? Может есть какие-то методики?

И ведь она не дура совсем. Хочет врачом стать, заняла первое место в школьной олимпиаде по биологии. Может для врача и неплохо иметь такую притупленную эмпатию и немногословность, но с сочинениями что делать?

Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения
Пусть, пожалуйста, повисит тут, мне кажется, это все же больше к теме особенностей психического развития, а не к домашним заданиям.

Дочка в 7 классе, в сильной школе, учится неплохо, но и не звезда далеко. Очень спокойная, эмоционально несколько скупа, неразговорчивая, любит тишину и одиночество.

Абсолютно не умеет излагать свои мысли письменно. Устно еще куда ни шло, но до красноречия тоже далеко, а письменно - просто ужас. Им сейчас очень интересные задания дают: посмотреть фильм и написать рецензию на него. Нет никаких жестких рамок, пиши, что душе угодно, вот, как почувствовал фильм, такой отзыв и оставляй. И фильмы все такие глубокие, многогранные. Она уже просит смотреть вместе с ней, говорит, что не понимает эти фильмы, не чувствует никакого драматизма сюжета, не сопереживает героям, не может дать им личностную оценку. Мы после просмотра беседуем, разбираем, я ей высказываю свое видение, даю почитать дополнительный материал на тему, затронутую в сюжете.

В результате после последнего просмотра выдавила она из себя ровно одно предложение, в котором изложила то, что лежало на поверхности, и все. Никаких размышлений, оценок. Это безнадежно и навсегда, если не дано? Или можно развить способность к рассуждениям, анализированию и дальнейшему изложению на бумаге? Может есть какие-то методики?

И ведь она не дура совсем. Хочет врачом стать, заняла первое место в школьной олимпиаде по биологии. Может для врача и неплохо иметь такую притупленную эмпатию и немногословность, но с сочинениями что делать?
Anonymous
Написание на вольную тему - одно из самых сложных, имхо.
Обычно начинают обучение с четких схем-планов (развернутых!!!), а потом, потихоньку, подводят к самовыражению...

Для 7 класса по заданной тематике чтой-то прямо скажем, сильно..

Идти к учителю. Это не должно быть проблемой родителей..
Не знаю, поможет ли вам мой совет... Я тоже не любила писать сочинения, не знала, о чем. Но это не удивительно, мы в основном писали о "буржуазном обществе" и т.д ерунде. К тому же, нас не учили писать сочинения вообще. В 9 классе новая учительница литературы полностью поменяла подход к этому делу. Она не просила нас написать характеристику семьи Ростовых, а задавала следующие задачи: В какой семье ты бы хотела родиться: у Ростовых или Болконских. Почему? Или такой вопрос: за кого ты бы вышла замуж, за Безухова или Болконского. Почему? Когда задавались такие близкие к жизни вопросы, ответы сами ложились на бумагу:)
В Канаде, где я сейчас живу, очень классно детей учат писать сочинения в школе по следующей схеме: тема - какая нибудь правда из жизни. Потом три параграфа с аргументами в поддержку этой правды, потом заключение.
Я вашего повелителя мух не читала, не могу от туда тему взять, давайте возьмем опять Войну и Мир. Например, тема (правда из жизни): брак по расчету не может быть счастливым. Приводишь потом три факта-аргумента из книги, анализируешь их, потом заключение (подверждение темы или отрицание такой правды) и вуаля.
Anonymous
Фильмы надо взять доступные её пониманию. Я сейчас список вопросов формирую, прошу над каждым подумать и дать на каждый развёрнутый ответ своими словами, пусть и коряво- просто записать мысли. Из этих ответов и аргументов к ним, а также своих мыслей (если они есть) он сам делает черновик, записывая как придётся. Затем мы садимся вместе и причесываем, я предлагаю варианты, как можно привести его фразы в удобоваримый вид. По-другому пока никак.
Меня научили писать сочинения на подготовительных курсах при МГУ. Если коротко, то сочинение не есть изложение своих мыслей на тему, не пляски вокруг костра, а танец по четкой схеме. И только когда умеешь делать все по схеме - можешь самовыражаться. Так нам и сказали - хотите уметь писать сочинения - выбросьте мысль, что ваше мнение например о Пушкине вообще кого-то интересует. Мы писали килограммы сочинений сначала просто под диктовку. Потом к примеру про одни стихотворения - под диктовку, а про другие по аналогии - сами.
Главное правило - если в списке тем есть Пушкин - брать его, если есть свободная тема - никогда не брать, какой бы привлекательной она не показалась :)
Моя тоже не особо умеет, мы как то вымучивали сочинение о герое текста, текст в учебнике, а после него список вопросов на тему личности героя, смотрю - вот же оно - план!! Потом она еще два сочинения написала по этому плану сама. Прошло на ура :) Пошли дальше, надо сочинение уже на отношение к ситуации, она сама нашла эти вопросы, достаточно универсальные. Вот этим как-то перебиваемся сейчас.
сочинения и эмоциональность - это как красное и квадратное. не имеет одно к другому отношения.
чтобы научить писать сочинени я- найдите хорошего преподавателя. ХОРОШЕГО. а то будет как вы втирать что-то, мол "сама должна знать, что написать, неужели, не чувствуешь ничего".
знаете, первое правило здравого смысла. если ваш подрощенный и не тупой ребенок чего-то активно не понимает, то скорее всего вы от него чего то не того хотите. у детей намного больше здравого смысла, чем у зашоренных и замотанных взрослых.
Anonymous
Люди, объясните мне, тупой, две вещи. Я вот как раз тот ребёнок, которого никто не мог научить писать сочинения ни в седьмом, ни в девятом классе. И, видимо, так и не научили.
Первая: вот вы говорите, есть правила написания сочинений. Какие это правила? Они есть??
Кроме того, что должно быть вступление и заключение и какая-то аргументация для высказанных мыслей. Но это само собой разумеется. Сочинение не начнёшь с середины- понятно, что какое-то введение должно быть. С остальным тоже понятно- ты пишешь, что ты думаешь, логично написать, почему. Ещё какие-то правила есть?
Вторая: я до сих пор не понимаю, как можно (научить) составлять план ДО СОЧИНЕНИЯ. Тем более развёрнутый. Его можно дать готовый, это понятно. Я могу его составить после написания. Получается, до сочинения должно быть чёткое подробное представление, что ты собираешься писать. Как это может делать человек, который не умеет писать сочинения?? У него именно в этом трудность и заключается, что он не знает, что писать.
Я в школе училась писать сочинения сама следующим образом. Ну во-первых план, план учат составлять в школе, действуя по плану упорядочиваешь сочинение, как бы придаешь ему форму.. А вот собственных мыслей у меня по большинству произведений то не было, были ощущения, поверхностные впечатления, но смотреть вглубь я тоже не умела. А писать сочинения было надо. И поэтому я шла в библиотеку и читала критиков, вникала что пишут они, осмысливала с кем из них я согласна, а с кем нет. Составляла свое мнение и уже только потом его излагала. Сначало это идет туго, а потом все проще и проще и наступает момент, когда ты начитавшись этой критики на произведения можешь сам его оценивать.
Толком я научилась писать сочинения только к старшим классам. А вы хотите что бы ваш ребенок сразу это освоил. Это весьма не просто.
Есть более легкий способ, я его тоже использовала, когда не было времени вникать, это читать чужие сочинения на эту тему, а потом на их основании составить свое, используя наиболее удачные мысли, вот это быстрее, хотя ты пользуешься чужими мыслями, а не своими.
Просто поймите дочку, в ее возрасте она может еще не иметь своего собственного глубокого мнения на заданную тему.
Anonymous
я думаю, способность грамотно выразить свою мысль напрямую зависит от количества прочитанного - романы детективы сказки. без разницы.... хочешь или нет, но обороты речи, сравнения, стилистика все это "застревает" в нашем мозгу, и когда понадобится всплывет наружу в сочинении.
Спасибо всем высказавшимся. Сегодня задали очередное сочинение, правда, уже по литературе, на тему "Я пришел в этот мир для того, чтобы...". Вот тут дочка справилась сама, пусть написано несколько сумбурно и скомкано, с особым чувством подросткового цинизма, но все же она не выдавливала из себя каждую строчку. Думаю, что все-таки первично непонимание увиденного/прочитанного, неспособность примерить сюжет на себя. Буду давать ей читать чужие мысли на заданные темы, как выше советуют, может, хоть с помощью них научится формировать собственную позицию.
Вообще в написании сочинений очень хорошо чувствуется склад ума. Технарь, если у него есть план (который разрабатывали на уроке), он прочитал произведение или ему знаком объект обсуждения, напишет сочинение. Да, это не будет шедевр, но скорее всего он получит свою 4. А гуманитарий ... Если у него вдохновение, то получаем шедевр и первое место на конкурсе, а если вдохновения нет, то и сочинения нет.
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения