Как научить писать сочинения?
Пусть, пожалуйста, повисит тут, мне кажется, это все же больше к теме особенностей психического развития, а не к домашним заданиям.
Дочка в 7 классе, в сильной школе, учится неплохо, но и не звезда далеко. Очень спокойная, эмоционально несколько скупа, неразговорчивая, любит тишину и одиночество.
Абсолютно не умеет излагать свои мысли письменно. Устно еще куда ни шло, но до красноречия тоже далеко, а письменно - просто ужас. Им сейчас очень интересные задания дают: посмотреть фильм и написать рецензию на него. Нет никаких жестких рамок, пиши, что душе угодно, вот, как почувствовал фильм, такой отзыв и оставляй. И фильмы все такие глубокие, многогранные. Она уже просит смотреть вместе с ней, говорит, что не понимает эти фильмы, не чувствует никакого драматизма сюжета, не сопереживает героям, не может дать им личностную оценку. Мы после просмотра беседуем, разбираем, я ей высказываю свое видение, даю почитать дополнительный материал на тему, затронутую в сюжете.
В результате после последнего просмотра выдавила она из себя ровно одно предложение, в котором изложила то, что лежало на поверхности, и все. Никаких размышлений, оценок. Это безнадежно и навсегда, если не дано? Или можно развить способность к рассуждениям, анализированию и дальнейшему изложению на бумаге? Может есть какие-то методики?
И ведь она не дура совсем. Хочет врачом стать, заняла первое место в школьной олимпиаде по биологии. Может для врача и неплохо иметь такую притупленную эмпатию и немногословность, но с сочинениями что делать?
Есть книги, фильмы, которые ей лично нравятся? Может она рассказать что-то о них?
Вообще, она любит больше книги о животных, пока больше всех ей понравились книги "Быть котом", "Собака Пес". Читала сейчас "Белый Бим черное ухо". Когда прочла, спросила меня, а все ли плачут в конце книги, потому что ей почему-то плакать не хотелось.
Мне кажется, Вы излишне драматизируете. Она не очень эмоциональный человек, ей не очень интересны эти психологические закидоны. Ну и ладно, психика здоровее будет.
Надо иметь это в виду и разбирать фильмы / книги не с позиции эмоций, а с позиции разума и логики.
Проговаривать конечно, что правильно, что неправильно, кто прав, кто виноват, по ходу дела преподнося ей те или иные моральные принципы.
Научить же писать сочинения довольно просто.
Есть правило трех мыслей. В сочинении должно быть как минимум три мысли / идеи, которые надо подкрепить цитатами.
Сначала надо научить генерировать эти мысли, потом формулировать их. На мой взгляд, часть школьной программы по литературе предполагает, что читателем будет человек более взрослый, чем 7-10 классники. Поэтому часть мыслей, ежели сами не генерируются, не грех и позаимствовать у взрослых товарищей.
Давайте ей читать хорошие рецензии к книгам, пусть перескажет и перепишет своими словами эти рецензии. Потом у нее уже сформируется навык, что именно нужно вычленить для сочинения в качестве основных тезисов.
Попробую в следующий раз дать ей почитать рецензии на фильм.
тупо не по возрасту контент
конечно не будет понимать..
не ее темы глобально, да и не по возрасту
от книги Бим не плачут, грустно но терпимо, это фильм поставлен так, что у многих слезу пробивает, причем в разны местах
она вот так же излагала - Войну и мир в двух словах, как киноанонс
и начало 2 класса тики, что угодно попробуешь, сходили к остеопату
у уже вернувшись домой я поняла что всю дорогу она мне в мельчайших деталях рассказывала то, что прочитала летом
конечно все равно пришлось обучать правильным формулировкам - личным примером с вариантами
но когда дошло до сочинений она уже излагала подробно
вот что это было - лечебный эффект или случайное совпадение, не знаю
помогайте - сделайте сами пересказ, как пример, а она должна его еще раз пересказать
ну как конспектировали не сам Капитал Маркса, а комментарии к Капиталу - и намного лучше запоминалось
"глубокие многогранные" фильмы наводят на мысль о скучных для подростка - ну и как их пересказать, если не увлекло совсем?
Обычно начинают обучение с четких схем-планов (развернутых!!!), а потом, потихоньку, подводят к самовыражению...
Для 7 класса по заданной тематике чтой-то прямо скажем, сильно..
Идти к учителю. Это не должно быть проблемой родителей..
В Канаде, где я сейчас живу, очень классно детей учат писать сочинения в школе по следующей схеме: тема - какая нибудь правда из жизни. Потом три параграфа с аргументами в поддержку этой правды, потом заключение.
Я вашего повелителя мух не читала, не могу от туда тему взять, давайте возьмем опять Войну и Мир. Например, тема (правда из жизни): брак по расчету не может быть счастливым. Приводишь потом три факта-аргумента из книги, анализируешь их, потом заключение (подверждение темы или отрицание такой правды) и вуаля.
Главное правило - если в списке тем есть Пушкин - брать его, если есть свободная тема - никогда не брать, какой бы привлекательной она не показалась :)
к нормальному изложению собственных мыслей на прочитанное/просмотренное сей метод (кроме обучения изначального построения схем) не имеет никакого отношения:) но жутко удобен в качестве отписки "для галочки"
Есть определенные правила написания сочинений. Что пишется во введении и какого оно должно быть размера. На какие особенности произведения надо обратить внимание. Сколько и куда надо вставлять цитат и т.п. Что не надо скатываться в пересказ на втором предложении. Сочинение - это не просто бессвязный набор собственных мыслей на тему. Есть базовые вещи, без которых сочинение не совсем сочинение.
И только когда основа уже освоена, можно начинать писать сочинения более вольного содержания. Во всяком случае, я так учу своего ребенка, а ему до ВУЗа и проходных сочинений еще далеко.
Но! В описании Вами метода написания, про никому не нужные свои мысли, и засунуть в.. (образно) свободные темы - это как раз и покоробило:)
Вернее, не покоробило, а навело на такой комментарий, все мы понимаем, что именно этого ждали (не знаю как сейчас, нет вроде сочинений в ВУЗах?) от абитуриентов;)
А у Автора конкретно проблема как раз в довольно вольных темах и НЕ по литературе вообще..
На мой взгляд, у автора проблема не в вольных темах, а в том, что выбор сюжетов не по возрасту ребенка.
это ни разу не мешает изложению собственных мыслей, с чего бы это?? это упрощает понимание того, кому это обращено, делает интересным и удобоваримым эти письмена для восприятия других людей. или вы для себя дневник пишете?? если для себя - то не нужно никаких правил, это точно.
чтобы научить писать сочинени я- найдите хорошего преподавателя. ХОРОШЕГО. а то будет как вы втирать что-то, мол "сама должна знать, что написать, неужели, не чувствуешь ничего".
знаете, первое правило здравого смысла. если ваш подрощенный и не тупой ребенок чего-то активно не понимает, то скорее всего вы от него чего то не того хотите. у детей намного больше здравого смысла, чем у зашоренных и замотанных взрослых.
Первая: вот вы говорите, есть правила написания сочинений. Какие это правила? Они есть??
Кроме того, что должно быть вступление и заключение и какая-то аргументация для высказанных мыслей. Но это само собой разумеется. Сочинение не начнёшь с середины- понятно, что какое-то введение должно быть. С остальным тоже понятно- ты пишешь, что ты думаешь, логично написать, почему. Ещё какие-то правила есть?
Вторая: я до сих пор не понимаю, как можно (научить) составлять план ДО СОЧИНЕНИЯ. Тем более развёрнутый. Его можно дать готовый, это понятно. Я могу его составить после написания. Получается, до сочинения должно быть чёткое подробное представление, что ты собираешься писать. Как это может делать человек, который не умеет писать сочинения?? У него именно в этом трудность и заключается, что он не знает, что писать.
"О чем ты будешь писать в основной части" - вот да, о чем?:)
Я просто была этим человеком:) В этом-то вся проблема и есть, что не знаешь, о чем писать.
Когда план даётся готовый -ещё как-то можно себя поспрошать, какие у меня мысли по данному пункту. Но сгенерить пункты не можешь никак. Их могут формулировать те, кто писать уже умеет- у них в общем уже есть мысли, надо только их технично выразить.
Могу пересказать. Могу процитировать. Могу быстро найти отрывок, где то-то и то-то. Своих мыслей - ноль :)
Уверена, что у большинства не умеющих писать сочинение школьников проблема именно в этом и заключается.
Есть прям вот "правила написания" и некоторым пи-пи-пи даже важнее, чтобы эти правила были соблюдены, чем написание интересного творческого продукта.
И на уроках литературы важнее правильно уметь писать, нежели там какие то собственные мысли. Именно этому там должны учить и именно это проверять. А мысли у вас могут быть какие угодно, ещё будут приходить вам всю оставшуюся жизнь весьма разные. Надо уметь их удобоваримо выражать прежде всего.
мне понравилась фраза примерно такая " на подготовке к вступительному сочинению мы вбиваем в головы студентам схему и правила написания сочинения, придирчиво их потом оцениваем по этим канонам, а потом все годы обучения пытаемся это из них выбить"
в америке такой проблемы не существует почему то. все умеют писать эссе и все имеют, что сказать по теме. их учат этому с первого класса, и это первый и основной навык, который там осваивают. хорошо и понятно говорить, писать и презентовать. а в нашем мгу то трагедия какая, ни мыслей, ни способов их выражений никак найти не могут))) прям удивительно. все какой-то уогл ищут, вдохновение, хорошо что не волшебную палочку. писать можно научиться. и хорошо писать - тоже. а гениальные мысли - это уж действительно по способностям. у кого нет, тому ничего не поможет, этт да.
молодая тётька, профессор какой-то.
про эссе тоже было...
Про МГУ там есть, но звание такое:
"профессор, филолог, заместителя директора Федерального института педагогических измерений Галиной Ковалевой."
"Я против ЕГЭ, потому, что я его преподаю. ЕГЭ стал отдельным предметом, который приходится преподавать. Эти тестовые задания не определяют знания человека. Проявить себя можно только в творческом сочинении"
Короче, я послушала :)
я очень скептически к этой позиции отношусь и в целом, и пофразово, о чем и пишу. то, что препод пишет и говорит, что ему сложно учить ребенка - это признак прежде всего его собственного непрофесиионализма. это единственное, что он должен уметь. это тоже самое, что строитель будет объяснять почему у него здания подают.
Вот хоть так, хоть эдак. Появилось ЕГЭ - появились услуги по подготовке, это нам всем ясно. Но и с сочинением та же петрушка. Проверяют по критериям, которые не преподают, либо преподают, но не в состоянии научить массы.
Научить вас за два поста нельзя, люди годами это учат, изучают шлифуют. Коротенькую книженцию тоже не порекомендую - сама бы с удовольствием прочитала бы, да не знаю таких.
Толком я научилась писать сочинения только к старшим классам. А вы хотите что бы ваш ребенок сразу это освоил. Это весьма не просто.
Есть более легкий способ, я его тоже использовала, когда не было времени вникать, это читать чужие сочинения на эту тему, а потом на их основании составить свое, используя наиболее удачные мысли, вот это быстрее, хотя ты пользуешься чужими мыслями, а не своими.
Просто поймите дочку, в ее возрасте она может еще не иметь своего собственного глубокого мнения на заданную тему.
Я в прошлом году читала "Пушкин" Тынянова,. который в моем школьном детстве присутствовал в списках литературы для внешкольного чтения (но я ниасилил дальше первых глав) - вот тоже простор для "крамольных" мыслей.
По-моему, в полном варианте Дубровского самое ядреное - это текст судебного решения, все пикантные подробности перед ним меркнут, и в учебнике он опущен:-)
Как выяснилось, наши до такой степени не углублялись, чтоб кто-то исхитрился за аргументированное "не нравится" 3 получить. Сегодня писали тест на знание текста романа, так на параллель практически ни одной пятерки, а в параллельном классе и четверок всего 5.
Я с Вами полностью согласна относительно отсутствия реального жизненного опыта и навязывания взрослыми неких ошибочных представлений, но с чего-то надо начинать вырабатывать и свои, пусть неустойчивые и непроверенные. Не вижу большого греха в том, чтобы озвучить и повторить накопленное человечеством до нас:-)
что мне от своего ребенка требовать, я еще сама не знаю, ребенки у меня маленькие, сочинений не пишут. но и рвения автора я никак не разделяю.