Как прекратить давить на дочь
Здравствуйте!
Наверное я ужасная мама... всё чаще возвращаюсь к этой мысли(( Умом вроде всё понимаю, но...
По порядку. Дочери 14 лет. Хорошая, умненькая, учится неплохо, интересов много (возможно, даже слишком много, но это лучше, чем сидеть 24/7 носом в гаджет), вроде и взаимопонимание у нас с ней есть, и отношения хорошие (во многом и потому что я себя подростком помню). И я вроде от нее не требую какой-то идеальности, признаю за ней право и на мнение, и на личное пространство. НО. Видимо, в моем представлении как-то склеиваются понятия "умный человек" и "взрослый человек" (коим она пока в любом случае не является). Плюс еще и разница в темпераментах - я холерик-экстраверт, она флегматик-интро... она же по определению не может быть таким электровеником как я, так же моментально схватывать всё на лету, функционировать в режиме "понял = сделал". А мне надо "всего и сразу"... Ситуация. Сейчас, в середине 8 класса она обнаружила (вдруг), что она технарь - наверстывание запущенной ранее математики из-за болезней привело к огромному интересу к точным дисциплинам. А у нее интерес никогда не бывает "просто" - она с раннего детства всегда старается примерить на будущее - сгодится для профессии или оставить для хобби (например, кучу разных языков и культур сама начинает изучать и сама же бросает, я вообще не лезу). Начала примерять физмат - нашла огромный интерес к инженерной области, принялась раскручивать дальше - докрутила до совершенно конкретного вуза, конкретного факультета и даже конкретного предприятия, на котором хочет работать и по целевому от которого она намерена поступать... через 3 года)) Счастлива, сама физику теперь окучивает, читает, задачи решает, фильмы смотрит... Но при этом может какие-то уроки учить на тормозах и получать двойки. Может на фоне декларируемого интереса к выбранной сфере ничего на практике не делать вообще, если я не контролирую. То есть, позову вместе какой-нибудь научный фильм смотреть - бежит смотреть с радостью. Нет - будет болтаться в чате с подружками. Напомню, что запущенные темы по физике надо наверстывать - включается. Не напомню - ничего не будет делать... а потом будет сама расстраиваться, какая же она растяпа! Ее неэффективность в свободном полете ее огорчает наверное еще сильнее чем меня. А меня такое временами конкретно злит, в моем понимании "есть цель - так какого ты сидишь и нифига для нее не делаешь?!" Могу наорать так, что она голову в плечи вжимает... самой потом от своего выступления фигово. Могу включить зануду и час ей мозги полоскать, а она будет сидеть плакать... Умом понимаю, что веду себя как грымза неадекватная, что такими "методами" наверное ужасно действую на ее психику, что вообще нельзя от ребенка требовать сознательности взрослого человека, и что если научиться как-то направлять ее по-нормальному, всё будет гораздо эффективнее... В общем, всё, что я делаю не так, я наверное понимаю и сама. А на какое "так" это заменить - не вижу... Может, со стороны окажется виднее?
Наверное я ужасная мама... всё чаще возвращаюсь к этой мысли(( Умом вроде всё понимаю, но...
По порядку. Дочери 14 лет. Хорошая, умненькая, учится неплохо, интересов много (возможно, даже слишком много, но это лучше, чем сидеть 24/7 носом в гаджет), вроде и взаимопонимание у нас с ней есть, и отношения хорошие (во многом и потому что я себя подростком помню). И я вроде от нее не требую какой-то идеальности, признаю за ней право и на мнение, и на личное пространство. НО. Видимо, в моем представлении как-то склеиваются понятия "умный человек" и "взрослый человек" (коим она пока в любом случае не является). Плюс еще и разница в темпераментах - я холерик-экстраверт, она флегматик-интро... она же по определению не может быть таким электровеником как я, так же моментально схватывать всё на лету, функционировать в режиме "понял = сделал". А мне надо "всего и сразу"... Ситуация. Сейчас, в середине 8 класса она обнаружила (вдруг), что она технарь - наверстывание запущенной ранее математики из-за болезней привело к огромному интересу к точным дисциплинам. А у нее интерес никогда не бывает "просто" - она с раннего детства всегда старается примерить на будущее - сгодится для профессии или оставить для хобби (например, кучу разных языков и культур сама начинает изучать и сама же бросает, я вообще не лезу). Начала примерять физмат - нашла огромный интерес к инженерной области, принялась раскручивать дальше - докрутила до совершенно конкретного вуза, конкретного факультета и даже конкретного предприятия, на котором хочет работать и по целевому от которого она намерена поступать... через 3 года)) Счастлива, сама физику теперь окучивает, читает, задачи решает, фильмы смотрит... Но при этом может какие-то уроки учить на тормозах и получать двойки. Может на фоне декларируемого интереса к выбранной сфере ничего на практике не делать вообще, если я не контролирую. То есть, позову вместе какой-нибудь научный фильм смотреть - бежит смотреть с радостью. Нет - будет болтаться в чате с подружками. Напомню, что запущенные темы по физике надо наверстывать - включается. Не напомню - ничего не будет делать... а потом будет сама расстраиваться, какая же она растяпа! Ее неэффективность в свободном полете ее огорчает наверное еще сильнее чем меня. А меня такое временами конкретно злит, в моем понимании "есть цель - так какого ты сидишь и нифига для нее не делаешь?!" Могу наорать так, что она голову в плечи вжимает... самой потом от своего выступления фигово. Могу включить зануду и час ей мозги полоскать, а она будет сидеть плакать... Умом понимаю, что веду себя как грымза неадекватная, что такими "методами" наверное ужасно действую на ее психику, что вообще нельзя от ребенка требовать сознательности взрослого человека, и что если научиться как-то направлять ее по-нормальному, всё будет гораздо эффективнее... В общем, всё, что я делаю не так, я наверное понимаю и сама. А на какое "так" это заменить - не вижу... Может, со стороны окажется виднее?
Поймите это.
Люди теряют работу, теряют жизнь.
Мы - не роботы.
Я и пинать утомилась, и бросить пинать боюсь.
Послушаю, что умные люди вам скажут.
Спасибо за тему.
Моя дочь на год младше вашей... Она даже примерно не знает, кем хочет быть. У нее одни интересы - танцы (турниры, костюмы, блестки, тренировки). На все остальное ей - ПОФИГ.
Школу не любит (но учится хорошо, если я начинаю дрючить). Не начинаю, может за домашку только в 9 вечера сесть. А весь вечер после тренировки будет в телефоне валяться.
Жужжу постоянно, надо это поделать, надо то. Толку мало.
Напоминаю себе, что психика подростка не сформирована, им проще плыть порой по течению.
У них по-другому время течет(( Это мы с вами видим - о, сколько времени потрачено!! Они же смотрят - о, сколько еще впереди, ничего не случится, если я отдохну/поваляюсь/посижу в интернете.
А как именно ваша дочь "догоняет" до нужного уровня? Она сама понимает какой именно уровень ей нужен? И, главное, ЧТО КОНКРЕТНО нужно для этого? Я прочитала... вот учебник, вот задачник, вот инет... Проштудировать учебник - это уже достаточно? Сколько в неделю решить задач и по каким темам?
Я сама с чем столкнулась... Есть безусловно очень увлеченные дети, которые будут САМИ рыть и рыть, и вглубь и в ширь. Но большинство детей не настолько увлеченные и способные к самодисциплине. Их направлять надо, план какой-то (каждый день может и не получится заниматься дополнительно, но хоть на неделю). В этом плане репетитор просто супер - знает что нужно ребенку и идет к этому от занятия к занятию. Или хоть онлайн-курсы какие-то, типа фоксфорда. Т.е. посмотрел занятие по теме, решил задания в конце, если с трудом решил, то дополнительно еще 5 задач решил по теме... А объять необъятное (непонятно что и сколько) ребенку мне кажется трудно, и уже не сильно-то и хочется браться.
Сразу станет некогда делать из дочери неврастеничку.
У вашей, видимо, пока плохо с организацией...банально - помогите ей процесс организовать...я тут русский с ребенком восстанавливала, было оговорено, что среда и суббота - с 3 до 5 мы занимаемся русским,я и расписание свое рабочее подогнала и прочее...снег-дождь-голова болит-хвост отваливается - приезжаю и занимаемся, точка. В общем, режим и внешний контроль этих самых занятий по догонянию поможет)