204

Бесплатные вузы за границей

Прочитала интересный рассказ девушки, как она училась в Чехии бесплатно,
а потом работала в США программистом. И не где нибудь, а в Google!!!!! Сбежала поступать из Белорусского гос универа.
Может ну нахрен эти безумные конкурсы в российские вузы.
Ай да за границу в бесплатные вузы. Вроде как можно годок поучить язык там же, а потом поступать.

https://habr.com/post/90529/

Как учат информатике в Европе (и в Чехии в частности)
Учебный процесс в IT
Введение

Прочитав топик про образовательный процесс в МГТУ им. Баумана, я решила, что мне тоже есть что рассказать на эту тему. Я училась (собственно, еще формально учусь) в Карловом университете в Праге на физико-математическом факультете (на отделении информатики) и, думаю, многим, не только тем, кто подумывает об обучении за рубежом, будет интересно узнать, как же выглядит зарубежное образование для будущих программистов.

Поскольку я обучалась только в одном университете (хотя и общалась со студентами разных ВУЗов из разных стран), то рассказать я могу только про него. Впрочем, система почти всех европейских высших учебных заведений примерно одинаковая. Так что я надеюсь, что этот топик поможет интересующимся составить общее представление как оно все там работает.


Поступление

Disclaimer: Я поступала давно и с тех пор кое-что могло измениться.

Поступить в чешский ВУЗ (даже такой понтовый как Карлов университет) на информатику очень просто. Конкурс тут порядка 2х человек на место, а подаваться можно во много университетов сразу — поэтому часть студентов на экзамен идет просто «на людей посмотреть, себя показать», и эффективный конкурс оказывается где-то около человека на место.

Сам вступительный экзамен сдается по трем предметам — физика, математика и информатика, причем вне зависимости от того, на какое именно отделение (физика, математика или информатика) поступает человек. Худших результат из трех не засчитывается, то есть один экзамен можно полностью завалить или вообще на него не идти (я вот не ходила на физику), и это никак не скажется на результате.

Экзамены довольно простые и типовые. Например экзамен по математике — это решить несложное тригонометрическое уравнение, какую-нибудь простенькую планиметрическую задачу, задачу на логику типа «У Маши и Даши есть 5 яблок, кто украл шестое яблоко?» или ребус и еще что-то такое. По информатике — например, ответить на вопрос «Сколько звездочек выведет эта программа?» (без наворотов и подводных камней). Всего таких задач 4 в каждой части и на решение экзамена дается 90 минут.

Еще тут нет никакого блата при поступлении. И не приняты репетиторы. И если последнее объясняется низким конкурсом, то блата тут нет (или почти нет) даже на тех факультетах, где конкурс порядка 7-8 человек на место (в Чехии это, как ни странно, всякие языки и политологии).

Обучение

Если поступить в университет очень просто, то учиться тут довольно нелегко, и где-то 60-70% студентов не доучивается до диплома.

Система тут довольно приятная — для сдачи каждого предмета дается три попытки. Если после трех попыток студент предмет не сдал, он может себе его записать еще на следующий год и у него опять будет три попытки. Итого 6 попыток на сдачу каждого предмета.

С другой стороны, если человек не сдал предмет, который был обязательным, за 6 попыток — то его исключают из университета. Или если не набрал достаточное количество кредитов — исключают тоже. При всей либеральности требований к грызущим гранит науки, исключают тут быстро, четко и без проблем. Уговорить декана не исключать — наверное, возможно, но нужна очень (ОЧЕНЬ) веская причина.

Впрочем, чтобы быть исключенным, надо действительно очень отчаянно забивать на учебу. Ну и даже у того, кого исключили, есть возможность поступить снова и засчитать себе автоматом те предметы, которые были сданы на «отлично» и «хорошо».

Предметы, расписания

На информатике есть несколько программ — что-то вроде аналога кафедр в постсоветских ВУЗах. «Теоретическая информатика», «Программирование» и «Базы данных». Для каждой программы есть список обязательных предметов (сюда входит матан, алгебра, программирование, алгоритмы и все такое), большой список полуобязательных предметов (их не надо сдавать все, достаточно набрать по ним нужное количество кредитов — обычно нужно выбрать 3-4 предмета из 12 на свой вкус) и свободные предметы (это могут быть любые предметы, которые изучаются на факультете — у меня один из таких предметов, например, был «История физики»). Обязательные предметы нужно сдать все. Также надо сдать часть полуобязательных.

Поскольку студент может себе выбирать предметы на свой вкус, то, соответственно, он может сам составить себе расписание такое, какое удобно ему. И изучать (кроме обязательных) предметы только те, которые ему интересны. Степень свободы тут довольно большая. Некоторые этим пользуются (выбирают себе самые «халявные» предметы), но таких, по моим наблюдениям, довольно немного.

Кредитная система обучения

В нашем университете все построено на системе кредитов. Это значит, что каждый студент, чтобы перевестись на следующий семестр, должен набрать какое-то количество кредитов за семестр. Обычно это число соответствует где-то 40 часам учебной нагрузки в неделю — 1 час занятий в неделю = 1 кредит. Кредиты начисляются за сданный экзамен или зачет (если у предмета не предусмотрен экзамен). Кредитов можно набраться «про запас» — сдать кучу экзаменов в первые несколько семестров. Это очень удобно для тех, кто хочет, например, без отрыва от учебы поехать в Гималаи на полгода — год (есть тут и такие).

Уровень обучения

Из того, что могу отметить я (субъективно):
Уровень преподавателей: 90% преподавателей чешского университета на очень хорошем уровне. Во-первых, большинству преподавателей тут не больше 40-45 лет и они очень активны в научной области, во-вторых они очень открыто и охотно помогают студентам с пониманием материала, в-третьих, ни разу на экзамене у меня не было проблемы «А почему доказательство не как было на лекции?». Всегда, когда я делала что-то так, как было написано в моей любимой книжке, а не на лекциях, преподаватель сидел и разбирался в моих доказательствах и ставил оценку только полностью разобравшись. И если мой ответ был правильным, но не таким как был у него, то на оценку это не влияло (даже наоборот — многие очень радовались, увидев, что кто-то написал что-то новенькое).

Еще следует отметить, что у прикладных областей их преподают люди, которые действительно в них разбираются. Предмет «F#», например, преподает человек, который занимался в Майкрософте разработкой этого языка и написал о нем книгу. Программирование в С++/Java/C# преподают люди, которые пишут на этих языках очень давно, причем пишут реальные проекты, на которых зарабатывают реальные деньги. Преподаватели предметов «Администрирование Linux» или «Компьютерная безопасность» преподают только пару часов в неделю — а в остальное время работают специалистами по администрированию или безопасности.

Актуальность материала: Поскольку программирование — это очень динамичная область, то у большинства предметов нужно постоянно обновлять программу. Нашему университету это удается. Программировать у нас учатся сразу на языке C# (предмет С++ есть тоже и он обязательный, asm — полуобязательный). Если изучают архитектуру процессоров, то изучают на примере Pentium 4, отводя пару лекций отличиям от современных архитектур вроде Core 2 на уровне микрокоманд. Есть предметы «Программирование под Android», «Программирование под iPhone». В общем, с актуальностью проблем нет.

Учебные материалы: С учебными материалами тоже проблем особо нет. Во-первых, в наличии имеется очень хорошая библиотека компьютерной литературы (на многих языках). Если в ней нет какой-то очень нужной книги, то ее можно заказать за счет факультета (это, правда, могут делать только преподаватели). Во-вторых, у факультета есть несколько хорошо оснащенных компьютерных лабораторий. К ним можно подключаться удаленно и пользоваться из вычислительной силой (например, оставлять на ночь считать всякие-разные непотребства вроде нейронных сетей).

Дипломы и курсовые: Не так давно я встречалась с бывшими одногруппниками еще из БГУ (Белорусского ГУ) и одна девочка рассказала мне, как она сильно напряглась и написала диплом за 2 недели. Не знаю насколько это отражает реальную ситуацию, правда. У нас на факультете выпускники в прошлогоднем опросе оценили среднее время написания диплома в 500 часов. Оно, конечно, может быть как в анекдоте с размером индийских презервативов, когда «вы спрашивали, а мы-то мерили». Но по моим ощущениям, чтобы тут диплом приняли, перекомпилировать 10 книг совсем недостаточно.

А курсовых тут нет. Зато есть куча обязательных зачетов — когда надо написать проект на С++, проект на Java, проект на Haskell и Prolog (это был обязательный предмет, кстати), сайт на PHP с базой данных, проект на Flash, утилиту под Unix на С (на уровне сервера с сокетами или rlogin). Еще есть обязательный предмет «Операционные системы» — где мы пишем часть операционной системы для MIPS (это был ужас-ужас и две недели бессонных ночей) — который считается одним из самых сложных за весь курс. В общем, студент, который честно отработал все зачеты — будет уметь понемногу очень большую кучу всего и будет очень неплохо подготовлен к реальной жизни программиста.



Посещения, группы и прочая административщина

Поскольку в университете нет такого понятия как «Обязательное расписание», то понятие группы тоже весьма условно. Я была на первом курсе в группе 31, но это ровным счетом ничего не значило — все ходили только на разные предметы и я даже не знаю, как выглядят мои «одногруппники».

В этом месте мне должно стать стыдно, но университет я посещала далеко не так регулярно, как могла бы (зачем ходить на матан, если все то же самое можно прочитать в книжке?). Один раз я даже пыталась сдать по ошибке письменную экзаменационную работу другому преподавателю (я преподавателя увидела первый раз на экзамене и до этого вообще не знала как он выглядит). И не разу это не явилось проблемой на экзамене (на экзамене не было даже намеков на вопрос «А почему я вас не видел на лекциях?». Да что там на лекциях — преподаватели меня не видели даже на практиках). Это не имеет ровным счетом никакого значения, если студент хорошо сдает экзамен/пишет зачет.

Необязательность посещения выливается в то, что большинство студентов начинает работать курсе на втором или третьем. Лично я работаю на полную ставку со своего третьего курса. Это несколько отразилось на моем среднем балле (из 4.72 от стал 4.60 по пятибальной шкале) и еще я учусь 7 лет вместо стандартных пяти (тут я прикрываюсь работой, но некоторое количество раздолбайства и большого количества интересного в жизни помимо университета тоже играет свою роль — при желании, даже работая на полную ставку, можно вполне закончить в стандартный срок). И это совершенно нормальная ситуация.

Еще отдельно хочется отметить то, что студент, который считает что ему поставили какую-то оценку несправедливо и преподаватель это сделал только потому, что очень его за что-то невзлюбил, вполне может написать заявление и попросить переэкзаменовки комиссией (обычно это 2-3 преподавателя, в которые не входит «предвзятый»). Я так однажды делала и этот процесс вполне нормален и вменяем — это не считается скандалом или «он обижает нашего коллегу — давайте надаем ему люлей!». Просто бывает, что студент и преподаватель не сошлись характерами — и во избежание обид студента переэкзаменовывает сторонний преподаватель.

Выводы

Думаю, местные студенты имеют несколько более слабую базу по математическим и вообще теоретическим дисциплинам — мы не проходили поверхностных интегралов и еще кучу всего, чему учат во многих постсоветских ВУЗах (но я успела год проучиться в БГУ и когда-то даже знала, что это такое).

С другой стороны, студентов тут не пичкают большим количеством ненужного или устаревшего материала, и не отдают на произвол преподавателям, которые сами не понимают своего предмета и ставят «неуд» за то, что «не так, как было на лекции». Большинство преподавателей тут очень здоровские — и как люди, и как учителя. С ними можно ходить пить пиво и вообще общаться на равных. И, главное, многие из них действительно работают над реальными проектами в областях, которые они преподают.

Ну и главный момент — это свобода и возможности. Возможностей тут море — при наличии желания. Список предметов, которые можно записать, и областей — очень внушает. Но студентов никто не заставляет из-под палки — ни учиться, ни пользоваться этими возможностями. Никто не будет его тянуть или ставить тройку «за печальный взгляд». И чтобы получить диплом, нужно будет еще неслабо постараться — но такой диплом, как минимум, о многом говорит.

FAQ
На каком языке ведется обучение?
Обучение ведется на чешском. Письменные работы и емейлы можно писать на чешском английском. На первом курсе я сдавала (по причине не фонтаниского чешского) матан и алгебру на русском. Вступительный экзамен писала с большим количеством ошибок на уровне «Тут этот формула получился и сказал, что решение найден».

Надо ли иностранцам платить за учебу?
Не надо. Иностранцы могут учиться в Чехии бесплатно. С другой стороны сторонние расходы — жилье, питание, страховка — студент покрывает сам. Прожиточный минимум получается порядка 500 долларов в месяц. Оптимум около 700-800.

Не обижают ли чехи иностранцев? Там, говорят, русских не любят.
Не обижают. У меня куча чешских друзей, чешский муж и меня за 7 лет в Чехии еще ни один чех не обидел.

Дают ли иностранцам общежитие? И как там жить?
Общежитие дают. Стоит оно порядка 180 долларов в месяц, комната обычно рассчитана на двух человек. Условия там для общежития вполне неплохие.

А стипендию платят?
Не платят. Есть стипендия по результатам учебы — но ее начинают давать только со второго курса, только отличникам, и она составляет порядка 50 долларов. Получить социальную стипендию или стипендию дружбы народов или еще какую-то вряд ли получится — университет ничего такого не дает.

Здесь еще интересные рассказы девушки про работу в Google и советы.
https://habr.com/users/larrr/posts/
http://larrr.com

Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения
Прочитала интересный рассказ девушки, как она училась в Чехии бесплатно,
а потом работала в США программистом. И не где нибудь, а в Google!!!!! Сбежала поступать из Белорусского гос универа.
Может ну нахрен эти безумные конкурсы в российские вузы.
Ай да за границу в бесплатные вузы. Вроде как можно годок поучить язык там же, а потом поступать.

https://habr.com/post/90529/

Как учат информатике в Европе (и в Чехии в частности)
Учебный процесс в IT
Введение

Прочитав топик про образовательный процесс в МГТУ им. Баумана, я решила, что мне тоже есть что рассказать на эту тему. Я училась (собственно, еще формально учусь) в Карловом университете в Праге на физико-математическом факультете (на отделении информатики) и, думаю, многим, не только тем, кто подумывает об обучении за рубежом, будет интересно узнать, как же выглядит зарубежное образование для будущих программистов.

Поскольку я обучалась только в одном университете (хотя и общалась со студентами разных ВУЗов из разных стран), то рассказать я могу только про него. Впрочем, система почти всех европейских высших учебных заведений примерно одинаковая. Так что я надеюсь, что этот топик поможет интересующимся составить общее представление как оно все там работает.


Поступление

Disclaimer: Я поступала давно и с тех пор кое-что могло измениться.

Поступить в чешский ВУЗ (даже такой понтовый как Карлов университет) на информатику очень просто. Конкурс тут порядка 2х человек на место, а подаваться можно во много университетов сразу — поэтому часть студентов на экзамен идет просто «на людей посмотреть, себя показать», и эффективный конкурс оказывается где-то около человека на место.

Сам вступительный экзамен сдается по трем предметам — физика, математика и информатика, причем вне зависимости от того, на какое именно отделение (физика, математика или информатика) поступает человек. Худших результат из трех не засчитывается, то есть один экзамен можно полностью завалить или вообще на него не идти (я вот не ходила на физику), и это никак не скажется на результате.

Экзамены довольно простые и типовые. Например экзамен по математике — это решить несложное тригонометрическое уравнение, какую-нибудь простенькую планиметрическую задачу, задачу на логику типа «У Маши и Даши есть 5 яблок, кто украл шестое яблоко?» или ребус и еще что-то такое. По информатике — например, ответить на вопрос «Сколько звездочек выведет эта программа?» (без наворотов и подводных камней). Всего таких задач 4 в каждой части и на решение экзамена дается 90 минут.

Еще тут нет никакого блата при поступлении. И не приняты репетиторы. И если последнее объясняется низким конкурсом, то блата тут нет (или почти нет) даже на тех факультетах, где конкурс порядка 7-8 человек на место (в Чехии это, как ни странно, всякие языки и политологии).

Обучение

Если поступить в университет очень просто, то учиться тут довольно нелегко, и где-то 60-70% студентов не доучивается до диплома.

Система тут довольно приятная — для сдачи каждого предмета дается три попытки. Если после трех попыток студент предмет не сдал, он может себе его записать еще на следующий год и у него опять будет три попытки. Итого 6 попыток на сдачу каждого предмета.

С другой стороны, если человек не сдал предмет, который был обязательным, за 6 попыток — то его исключают из университета. Или если не набрал достаточное количество кредитов — исключают тоже. При всей либеральности требований к грызущим гранит науки, исключают тут быстро, четко и без проблем. Уговорить декана не исключать — наверное, возможно, но нужна очень (ОЧЕНЬ) веская причина.

Впрочем, чтобы быть исключенным, надо действительно очень отчаянно забивать на учебу. Ну и даже у того, кого исключили, есть возможность поступить снова и засчитать себе автоматом те предметы, которые были сданы на «отлично» и «хорошо».

Предметы, расписания

На информатике есть несколько программ — что-то вроде аналога кафедр в постсоветских ВУЗах. «Теоретическая информатика», «Программирование» и «Базы данных». Для каждой программы есть список обязательных предметов (сюда входит матан, алгебра, программирование, алгоритмы и все такое), большой список полуобязательных предметов (их не надо сдавать все, достаточно набрать по ним нужное количество кредитов — обычно нужно выбрать 3-4 предмета из 12 на свой вкус) и свободные предметы (это могут быть любые предметы, которые изучаются на факультете — у меня один из таких предметов, например, был «История физики»). Обязательные предметы нужно сдать все. Также надо сдать часть полуобязательных.

Поскольку студент может себе выбирать предметы на свой вкус, то, соответственно, он может сам составить себе расписание такое, какое удобно ему. И изучать (кроме обязательных) предметы только те, которые ему интересны. Степень свободы тут довольно большая. Некоторые этим пользуются (выбирают себе самые «халявные» предметы), но таких, по моим наблюдениям, довольно немного.

Кредитная система обучения

В нашем университете все построено на системе кредитов. Это значит, что каждый студент, чтобы перевестись на следующий семестр, должен набрать какое-то количество кредитов за семестр. Обычно это число соответствует где-то 40 часам учебной нагрузки в неделю — 1 час занятий в неделю = 1 кредит. Кредиты начисляются за сданный экзамен или зачет (если у предмета не предусмотрен экзамен). Кредитов можно набраться «про запас» — сдать кучу экзаменов в первые несколько семестров. Это очень удобно для тех, кто хочет, например, без отрыва от учебы поехать в Гималаи на полгода — год (есть тут и такие).

Уровень обучения

Из того, что могу отметить я (субъективно):
Уровень преподавателей: 90% преподавателей чешского университета на очень хорошем уровне. Во-первых, большинству преподавателей тут не больше 40-45 лет и они очень активны в научной области, во-вторых они очень открыто и охотно помогают студентам с пониманием материала, в-третьих, ни разу на экзамене у меня не было проблемы «А почему доказательство не как было на лекции?». Всегда, когда я делала что-то так, как было написано в моей любимой книжке, а не на лекциях, преподаватель сидел и разбирался в моих доказательствах и ставил оценку только полностью разобравшись. И если мой ответ был правильным, но не таким как был у него, то на оценку это не влияло (даже наоборот — многие очень радовались, увидев, что кто-то написал что-то новенькое).

Еще следует отметить, что у прикладных областей их преподают люди, которые действительно в них разбираются. Предмет «F#», например, преподает человек, который занимался в Майкрософте разработкой этого языка и написал о нем книгу. Программирование в С++/Java/C# преподают люди, которые пишут на этих языках очень давно, причем пишут реальные проекты, на которых зарабатывают реальные деньги. Преподаватели предметов «Администрирование Linux» или «Компьютерная безопасность» преподают только пару часов в неделю — а в остальное время работают специалистами по администрированию или безопасности.

Актуальность материала: Поскольку программирование — это очень динамичная область, то у большинства предметов нужно постоянно обновлять программу. Нашему университету это удается. Программировать у нас учатся сразу на языке C# (предмет С++ есть тоже и он обязательный, asm — полуобязательный). Если изучают архитектуру процессоров, то изучают на примере Pentium 4, отводя пару лекций отличиям от современных архитектур вроде Core 2 на уровне микрокоманд. Есть предметы «Программирование под Android», «Программирование под iPhone». В общем, с актуальностью проблем нет.

Учебные материалы: С учебными материалами тоже проблем особо нет. Во-первых, в наличии имеется очень хорошая библиотека компьютерной литературы (на многих языках). Если в ней нет какой-то очень нужной книги, то ее можно заказать за счет факультета (это, правда, могут делать только преподаватели). Во-вторых, у факультета есть несколько хорошо оснащенных компьютерных лабораторий. К ним можно подключаться удаленно и пользоваться из вычислительной силой (например, оставлять на ночь считать всякие-разные непотребства вроде нейронных сетей).

Дипломы и курсовые: Не так давно я встречалась с бывшими одногруппниками еще из БГУ (Белорусского ГУ) и одна девочка рассказала мне, как она сильно напряглась и написала диплом за 2 недели. Не знаю насколько это отражает реальную ситуацию, правда. У нас на факультете выпускники в прошлогоднем опросе оценили среднее время написания диплома в 500 часов. Оно, конечно, может быть как в анекдоте с размером индийских презервативов, когда «вы спрашивали, а мы-то мерили». Но по моим ощущениям, чтобы тут диплом приняли, перекомпилировать 10 книг совсем недостаточно.

А курсовых тут нет. Зато есть куча обязательных зачетов — когда надо написать проект на С++, проект на Java, проект на Haskell и Prolog (это был обязательный предмет, кстати), сайт на PHP с базой данных, проект на Flash, утилиту под Unix на С (на уровне сервера с сокетами или rlogin). Еще есть обязательный предмет «Операционные системы» — где мы пишем часть операционной системы для MIPS (это был ужас-ужас и две недели бессонных ночей) — который считается одним из самых сложных за весь курс. В общем, студент, который честно отработал все зачеты — будет уметь понемногу очень большую кучу всего и будет очень неплохо подготовлен к реальной жизни программиста.



Посещения, группы и прочая административщина

Поскольку в университете нет такого понятия как «Обязательное расписание», то понятие группы тоже весьма условно. Я была на первом курсе в группе 31, но это ровным счетом ничего не значило — все ходили только на разные предметы и я даже не знаю, как выглядят мои «одногруппники».

В этом месте мне должно стать стыдно, но университет я посещала далеко не так регулярно, как могла бы (зачем ходить на матан, если все то же самое можно прочитать в книжке?). Один раз я даже пыталась сдать по ошибке письменную экзаменационную работу другому преподавателю (я преподавателя увидела первый раз на экзамене и до этого вообще не знала как он выглядит). И не разу это не явилось проблемой на экзамене (на экзамене не было даже намеков на вопрос «А почему я вас не видел на лекциях?». Да что там на лекциях — преподаватели меня не видели даже на практиках). Это не имеет ровным счетом никакого значения, если студент хорошо сдает экзамен/пишет зачет.

Необязательность посещения выливается в то, что большинство студентов начинает работать курсе на втором или третьем. Лично я работаю на полную ставку со своего третьего курса. Это несколько отразилось на моем среднем балле (из 4.72 от стал 4.60 по пятибальной шкале) и еще я учусь 7 лет вместо стандартных пяти (тут я прикрываюсь работой, но некоторое количество раздолбайства и большого количества интересного в жизни помимо университета тоже играет свою роль — при желании, даже работая на полную ставку, можно вполне закончить в стандартный срок). И это совершенно нормальная ситуация.

Еще отдельно хочется отметить то, что студент, который считает что ему поставили какую-то оценку несправедливо и преподаватель это сделал только потому, что очень его за что-то невзлюбил, вполне может написать заявление и попросить переэкзаменовки комиссией (обычно это 2-3 преподавателя, в которые не входит «предвзятый»). Я так однажды делала и этот процесс вполне нормален и вменяем — это не считается скандалом или «он обижает нашего коллегу — давайте надаем ему люлей!». Просто бывает, что студент и преподаватель не сошлись характерами — и во избежание обид студента переэкзаменовывает сторонний преподаватель.

Выводы

Думаю, местные студенты имеют несколько более слабую базу по математическим и вообще теоретическим дисциплинам — мы не проходили поверхностных интегралов и еще кучу всего, чему учат во многих постсоветских ВУЗах (но я успела год проучиться в БГУ и когда-то даже знала, что это такое).

С другой стороны, студентов тут не пичкают большим количеством ненужного или устаревшего материала, и не отдают на произвол преподавателям, которые сами не понимают своего предмета и ставят «неуд» за то, что «не так, как было на лекции». Большинство преподавателей тут очень здоровские — и как люди, и как учителя. С ними можно ходить пить пиво и вообще общаться на равных. И, главное, многие из них действительно работают над реальными проектами в областях, которые они преподают.

Ну и главный момент — это свобода и возможности. Возможностей тут море — при наличии желания. Список предметов, которые можно записать, и областей — очень внушает. Но студентов никто не заставляет из-под палки — ни учиться, ни пользоваться этими возможностями. Никто не будет его тянуть или ставить тройку «за печальный взгляд». И чтобы получить диплом, нужно будет еще неслабо постараться — но такой диплом, как минимум, о многом говорит.

FAQ
На каком языке ведется обучение?
Обучение ведется на чешском. Письменные работы и емейлы можно писать на чешском английском. На первом курсе я сдавала (по причине не фонтаниского чешского) матан и алгебру на русском. Вступительный экзамен писала с большим количеством ошибок на уровне «Тут этот формула получился и сказал, что решение найден».

Надо ли иностранцам платить за учебу?
Не надо. Иностранцы могут учиться в Чехии бесплатно. С другой стороны сторонние расходы — жилье, питание, страховка — студент покрывает сам. Прожиточный минимум получается порядка 500 долларов в месяц. Оптимум около 700-800.

Не обижают ли чехи иностранцев? Там, говорят, русских не любят.
Не обижают. У меня куча чешских друзей, чешский муж и меня за 7 лет в Чехии еще ни один чех не обидел.

Дают ли иностранцам общежитие? И как там жить?
Общежитие дают. Стоит оно порядка 180 долларов в месяц, комната обычно рассчитана на двух человек. Условия там для общежития вполне неплохие.

А стипендию платят?
Не платят. Есть стипендия по результатам учебы — но ее начинают давать только со второго курса, только отличникам, и она составляет порядка 50 долларов. Получить социальную стипендию или стипендию дружбы народов или еще какую-то вряд ли получится — университет ничего такого не дает.

Здесь еще интересные рассказы девушки про работу в Google и советы.
https://habr.com/users/larrr/posts/
http://larrr.com
Сомнительные они эти чешские вузы, кроме самой Чехии нигде про них не знают. Точно лучше Бауманку закончить. А если человек талантливый то он из любого вуза работу найдет
Anonymous
опыт близкой подруги-Франция.Тоже бесплатное обучение.Язык конечно нужно знать на уровне B2 подтвержденный экзаменом.Там она получала оплату за жилье порядка 400 евро.Неплохо в принципе.Еще имела право несколько часов работать (точно не помню сколько) Ей отлично удалось устроиться.В Москве училась в Педе,и в магистратуру не пошла,тк на французском отделении не оставили ни одного бюджетного места.А вот во Францию взяли аж в три вуза.Она еще выбирала.
Anonymous
ВУЗЫ Латвии прокомментируйте пожалуйста. Там говорят есть варианты обучения на английском. ВУЗы понятно не топовые, но все же европейский диплом и язык проф и общий за время учебы будет супер. Профессию, говорят, не хуже наших ВУЗов 2го эшелона дадут. Вообще если у кого есть примеры , расскажите пожалуйста. Как поступать как там учатся какие расходы на учебу и на жизнь
Спасибо
Anonymous
А что сейчас после российской школы берут в западные вузы? Помнится 20 лет назад, мне российскую школу не признали, нужна была школа + 2 года института/универа.
Очень смешно читать эту ветку)) тут такие толерантные мадам собрались обсудить европейское образование, что с их воспитанием их деткам только в Европу)))) зажопинск не предлагать!!
Anonymous
Ничего бесплатного в этом нет. У меня 2 ребенка закончили Карлов университет, точнее 1 закончил, а второй на 1 курсе. Расходы на содержание примерно 1000 евро в месяц при бесплатном обучении. Многие без контроля родителей вообще возвращаются ни с чем, они его окончить не могу. Больше половины таких "засланцев" вылетают из Универа. С работой в Чехии все не очень весело, чехи жителей бывшего СССР не очень любят, на работу не берут и не разделяют вообще из какой теперь они страны, для них все одно, в Западной Европе тоже студентов из Восточной Европы не жалуют особо.
Исключения составляют сельскохозяйственные направления и инженерно-технические.
Anonymous
Моя статистика- трое детей знакомых учились в США, дорого, естественно, никто не закончил, тянули-тянули, вернулись все трое, закончив 2-3 курса на 4-5 лет в итоге. Деньги для родителей были не существенные, родители ОЧЕНЬ состоятельные, дети здесь были умными и ответственными, учились в топ-школах, хорошо сдавали ТОЕФЛ и ГМАТ. Девочка, победитель финала всероса, студентка-отличница ВШЭ уехала на год в Германию, бесплатно, грант или что-то там от ВШЭ, закончила, вернулась, говорил, что это был самый ужасный год в ее жизни, никогда и ни за что больше. Крайне тяжело, не комфортно морально и физически, стресс жесточайший. Что такое победитель Всероса и отличник в ВШЭ, думаю, все тут понимают.
Ну и моя кузина жила и училась во Франции, родители снимали клетушку, потом в семье жила и подрабатывала няней при наличии полного комфорта в Москве, закончила, вернулась, преподавала французский, вышла замуж, родила, сидит дома. Чего ради?
Таким образом лично я лично для своих детей закрыла этот вопрос. Закончат бакалавриат, сами решат, надо им это или нет.
Anonymous
Мне просто интересно - а что, студенты европейских вузов с учебной визы так легко потом находят работодателя, готового им сделать рабочую визу?) Что-то изменилось на рынке труда, и все хотят работников на старт и с визовыми проблемами?
Имеет смысл заканчивать там университет, если там и работать, ну или замуж). Ну, допустим, каким-то невероятным путем устроился вчерашний студент как-то на стартовую позицию, а дальше что? Мне тут рассказали, что Англия с этого года не продлевает рабочую визу иностранцам с зарплатой ниже суммы начальника отдела, например. Типа, если не уникальный специалист, то чемодан-вокзал-воронеж)
Anonymous
Ни разу не видела полностью бесплатного обучения в зарубежных ВУЗах. Даже если обещают бесплатно, то потом выясняется, что столько-то - взнос для зарубежных студентов, столько-то - проживание на территории кампуса (причем для иностранцев дороже, чем для местных, что справедливо :)), столько-то - за какие-нибудь бумаги. А студенту еще и кушать что-то надо, еще и дополнительные материалы где-то брать, еще и одеваться во что-то... Короче, бесплатный сыр оказывается довольно дорогим.
А кто-нибудь может подсказать по Канаде? Дочь мечтает там учиться. Хочет быть биологом, точнее ещё не определилась. Там есть варианты бесплатного обучения? Какие вузы с точки зрения репутации именно в биологической среде ценятся выше? Мы математики с мужем, совсем не в теме. Общий рейтинг ВУЗа, в моем понимании, не всегда отражает суть предмета, то есть рейтинг вузу могут давать юристы: или программисты: а биологи там может совсем нулевые...
Гранты и стипендии на обучение, проживание и питание бакалаврам дают не охотно и редко, т.к они себя ещё никак не проявили и не известно как проявят. Какую часть стоимости обучения, проживания и питанию дадут зависит от многих причин, подход индивидуальный, у всех по-разному.
Магистрам дают охотнее, легче и больше, т.к уже видны успехи, специализация и перспективы. Но им тоже всем по-разному. Нужно писать мотивационные письма, биографию, прикладывать документы о доходах родителей, вообщем много чего.
Стипендии дают разные фонды на разных условиях. Вопрос этот нужно изучать применительно к конкретным запросам (страна, универ, специальность).
Поэтому образование в Чехии и Германии считается бесплатным для всех поступивших на бакалавриат, они оплачивают только общагу, взносы, питание. Всего около 9-10 тыс евро в год.
Anonymous
Не путайте бесплатное обучение для граждан страны и для иностранцев. Это две большие разницы в любой стране. В России иностранцы, например, бесплатно учиться не могут, если не грант или стипендия, но за учебу вузу все равно платит фонд вместо студента.
Anonymous
Вроде обучение в Чехии и на англ есть, но платно.
Хотя и не шибко дорого. Но евро растет...
Смотрите универ Любляны, Словения. Дёшево и диплом котируется по всей Европе, в отличии от Польши и Чехии.
Anonymous
А что скажете про дистанционное обучение ВУЗах Германии и Австрии (на немецком). Может, у кого есть подобный опыт))
Школа с углубленным изучением немецкого, диплом на знание языка будет...
Если проживать в России и обучаться дистанционно - какие подводные камни есть?)
Anonymous
В Скандинавских странах есть бесплатное образование для всех, на мэйле была статья.
Anonymous
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения