240

Путь к успеху на поприще физмата.

Уважаемые мамы, прошу поделиться историями своих детей, которые в старших классах достигли значительных успехов в олимпиадных математике/информатике/физике. Интересует тайм-менеджмент, процесс подготовки, стратегия обучения... ну все в целом.
Итак, дано. Ребенок 12 лет с интересом к математике и информатике из нематематической семьи. Учится в физмат школе, по меркам Евы полутопе. После перехода из старой школы и сдачи экзаменов не на высшие баллы оказался в сильном по меркам школы классе, где стал одним из лучших учеников по профильным предметам. Учителя хвалят, учеба сложностей не вызывает.
Очень много времени отнимают непрофильные предметы. Домашка и подготовка к всяким разным контрольным и зачетам из-за них растягивается на неопределенное время, и сейчас ребенок реально вымотан. Боюсь, что далее все будет ещё напряженнее. Отсюда и вопросы:
1). Стоит ли полагаться на школу в физматподготовке и забить на дополнительные кружки и занятия? (В школе математика + олимпиадная математика в общей сложности 8 часов в неделю). И как в этом случае мониторить уровень ребёнка, ведь серьезных олимпиад до 9 класса нет? А если есть, то на какие стоит обращать внимание? И как вообще понять уровень и потенциал ребёнка, если его родители в математике и прочих точных науках - нули?
2). Если в полутопе по профилю легко, то нужно ли задуматься о топе? Или в целом уровень школ примерно одинаковый? Ну скажем, есть ли принципиальные отличия в математике в Л2Ш и 1534? Или 179 и 2007? Не знаю, что можно ещё сравнить 1514, 1533, 1568...
3). Реально ли совмещать учебу в 6-7-8 классах и занятиях на кружках? Поездки в выездные школы вместо каникул? Интересует уровень ЦПМ или около того. Меня интересует именно организация процесса: учеба - дорога - кружок - дорога - домашка? Каникулы как учеба, а не как развлечение? Насколько это выматывает в физическом и моральном плане?
4). Может вообще не париться- нанять продвинутого учителя на олимпиадную подготовку. Средства позволяют. Но как-то в моей картине мира это неправильно: как репетитор для отстающего. Или такой путь даёт именно наилучший результат?
В общем, буду благодарна за любые советы и предложения. Дитё умное, но вектор тоже нужен.

Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения
Уважаемые мамы, прошу поделиться историями своих детей, которые в старших классах достигли значительных успехов в олимпиадных математике/информатике/физике. Интересует тайм-менеджмент, процесс подготовки, стратегия обучения... ну все в целом.
Итак, дано. Ребенок 12 лет с интересом к математике и информатике из нематематической семьи. Учится в физмат школе, по меркам Евы полутопе. После перехода из старой школы и сдачи экзаменов не на высшие баллы оказался в сильном по меркам школы классе, где стал одним из лучших учеников по профильным предметам. Учителя хвалят, учеба сложностей не вызывает.
Очень много времени отнимают непрофильные предметы. Домашка и подготовка к всяким разным контрольным и зачетам из-за них растягивается на неопределенное время, и сейчас ребенок реально вымотан. Боюсь, что далее все будет ещё напряженнее. Отсюда и вопросы:
1). Стоит ли полагаться на школу в физматподготовке и забить на дополнительные кружки и занятия? (В школе математика + олимпиадная математика в общей сложности 8 часов в неделю). И как в этом случае мониторить уровень ребёнка, ведь серьезных олимпиад до 9 класса нет? А если есть, то на какие стоит обращать внимание? И как вообще понять уровень и потенциал ребёнка, если его родители в математике и прочих точных науках - нули?
2). Если в полутопе по профилю легко, то нужно ли задуматься о топе? Или в целом уровень школ примерно одинаковый? Ну скажем, есть ли принципиальные отличия в математике в Л2Ш и 1534? Или 179 и 2007? Не знаю, что можно ещё сравнить 1514, 1533, 1568...
3). Реально ли совмещать учебу в 6-7-8 классах и занятиях на кружках? Поездки в выездные школы вместо каникул? Интересует уровень ЦПМ или около того. Меня интересует именно организация процесса: учеба - дорога - кружок - дорога - домашка? Каникулы как учеба, а не как развлечение? Насколько это выматывает в физическом и моральном плане?
4). Может вообще не париться- нанять продвинутого учителя на олимпиадную подготовку. Средства позволяют. Но как-то в моей картине мира это неправильно: как репетитор для отстающего. Или такой путь даёт именно наилучший результат?
В общем, буду благодарна за любые советы и предложения. Дитё умное, но вектор тоже нужен.
Anonymous
Из моего опыта:
1) зависит от школы
2) я за максимальный уровень из доступных. Сын учился в хорошей обычной школе, где не было олимпиадной подготовки, и в школе, где в 9 классе из 15 человек 10 взяли всеросс, двое или трое по двум предметам. Небо и земля.
3) в 6 у моего никакой подготовки не было, в 7-8 курсы фоксфорда и все. Большая игра началась с 9го.
4) такого учителя придется поискать и совершенно не факт, что получится найти. Дело не в деньгах.
Anonymous
1 да
2 да
3 не стоит
4 вопрос денег
Anonymous
По опыту и окружению: природные способности (чаще гены) всё ж основополагающи, без них высоких результатов трудно добиться, особенно в старших классах. До 8 класса еще можно выезжать на натасканности, эрудиции и хороших базовых знаниях, дальше этого мало.
К способностям нужно обязательно приложить хорошую школу с сильными учителями профильными. К ней олимпиадную подготовку, это или кружки/лагеря, или репетитор, исходя из возможностей родителей и особенностей ребеночка (многие одаренные дети не любят людей и массовые сборища :) )
Anonymous
Я автор. Спасибо всем за отклики и советы. Особенно за конструктивные предложения в отношении олимпиад и школ.
Для себя я поняла, что потенциал имеет смысл мониторить на олимпиадах. Надеюсь, что сейчас получится хоть как-то выйти из бесконечного онлайна и проверить себя в боевых условиях.
Школа вряд ли даст объективную оценку. Хотя попробую после окончания учебного года поговорить с учителями.
Высказывания «об осинках и апельсинаках» оставлю без комментариев. Не хочу никого обидеть, возможно, я просто не так поняла.

Какой вопрос остался (для понимания организации процесса) - дополнительные занятия. Сколько времени у вас занимает дорога между домом, школой и местом кружков (допов) ? И как вы решаете эту проблему: ОТ, такси, собственный автомобиль? И как долго в «загруженные дни» занимает домашка?
Поясню: я вожу ребёнка в школу сама, дорога занимает от получаса до часа в зависимости от пробок. Мне кажется, что непродуктивно много и напряжно, и если подключать что-то ещё сверху- это ещё больше будет выматывать ребёнка. Так вот стоит ли? И стоит ли вообще куда-то в итоге ездить (стремиться) кроме пресловутого ЦПМ?
Anonymous Автор
Можно в этой же теме спрошу?
Что скажете насчет выездной школы МФТИ? Дороговато просто для нас. Стоит ли она того? 10 дней интенсива. ребенок в 8 классе
Anonymous
все не читала, путь один, как везде - "привязать за ногу к роялю", то бишь плюс 3-4 часа на предмет ежедневно в течение нескольких лет
смотреть по ребенку - насколько он вынослив и привязываем)
про способности - устаревшая методичка, достаточно умного ребенка и взрослых в теме, если взрослый не в теме - помогают деньги
аргумент про "способности/мозги кончились к старшим классам" - не аргумент, дети все те же, но уже делают самостоятельный выбор, те, кто остался, - либо их выбор, либо пубертат запаздывает
попробовать стоит, "не добежите - так хоть согреетесь")) с "соскочить" не затягивать))
Anonymous
хорошая статья мамы " в теме" из жж:
"Куда я пропала
А пропала я в олимпиадную математику. Стоило мне "бросить танцы" и уйти из танцевальной федерации, как мой коготок моментально нашел, в чем увязнуть. Можно неосторожно подумать, что я занимаюсь олимпиадкой на уровне "мы покакали", то есть посредством Пети и Зои, как и приличествует многодетной матери. Но нет. Они там себе как решали что-то, так и решают, а вот я! Я провожу во всем городе Кенгуру и прочих Медвежат, прохожу онлайн-курс преподавания олимпиадной математики в начальной школе и параллельно пытаюсь заниматься с несколькими учениками, не связанными со мной родственными узами.

Разумеется, у меня появились всякие мысли по этому поводу.

С олимпиадами в моей жизни случилась такая история. Когда-то давно у одного из моих сотрудников был сын Вася, ровесник моей старшей дочери. И этот Вася был наикрутейший олимпиадник. Он выиграл вообще все, что только можно, включая международную олимпиаду в Пекине. Но это потом, а сперва я в режиме реального времени наблюдала, как этот Вася рос и развивался. Дочь у меня тогда занималась гимнастикой и танцами, к математике никакого отношения не имела, и мы с отцом Васи время от времени обсуждали успехи детей в режиме "чисто потрындеть". Но в глубине души-то я была уверена, что если уж я возьмусь выращивать олимпиадника, то ух! Кааак выращу, порвём всех Вась моментально.

Потом Даня продемонстрировал полное отсутствие соревновательности и азарта, он все время что-то рисовал, а задачки был готов решать в гомеопатических дозах, если уж совсем дожать. Так что до олимпиадной математики у меня руки дошли только с Севой.

Сева же проявлял все задатки будущего чемпиона. Усидчивый, азартный, быстро соображающий, ну просто подарок судьбы. В началке у него была учительница, которая математику предпочитала русскому, и они там прекрасно спелись. То есть к пятому классу он был готов заниматься олимпиадной математикой и рвать всех. Я нашла лицей, где с пятого же класса был спецкурс олимпиадной математики, тогда это было редкостью, во всяком случае в провинции, и перевела Севу туда. И вроде все было ок. Но в конце учебного года я имела неосторожность поговорить с преподом по олимпиадке. Это была матерая тетка из универа, которая вырастила уже нескольких Вась. И она сказала мне все то же: усидчивый, азартный, быстро соображающий, молодец ваш Севочка, приятно с такими детьми заниматься. Но это было не совсем то, что я ожидала услышать, не было в ее голосе восторга и вдохновения.

- А как же Вася? - спросила я. И в ответ услышала очень-очень важное.
- Понимаете, - сказала тетка. - Такие дети, как Вася, иногда рождаются.

Если бы я на тот момент была молодой яжематерью, я бы, наверное, взвилась кострами. Стала бы искать других преподов, готовых взять моего Севу и сделать из него Васю. Но у меня за спиной уже была история Викиных танцев, я не раз наблюдала грязные и печальные истории изготовления чемпионов из материала заказчика: долго, дорого, без гарантий, но с поломанной психикой. Поэтому я приняла сведения о том, что у нас не родился Вася, с благодарностью. И стала считать. По моим прикидкам выходило, что таких детей, как Вася, в год рождается не очень много, ну пусть порядка пятидесяти на всю Россию. А околоолимпиадная тусовка включает, как мне кажется, порядка тысячи игроков одного года рождения, это легко увидеть по спискам победителей и призеров разных олимпиад. То есть эти пятьдесят всегда в топе, а остальные девятьсот пятьдесят тасуются рандомно, в зависимости от возраста и предмета. И ничего не мешает моему Севочке занять свое место в этой тысяче и получить все причитающиеся плюшки: среду общения, поездки, соревнования и все такое.

И мои дальнейшие действия были обусловлены этим пониманием. Севка ездил по лагерям, решал задачки, поступал в интернат и на физтех, но все это с четким пониманием: я нифига не звезда, я просто ровный нарешанный чел. Возьмут - хорошо, откажут - пойду в другое место, предложений достаточно. Надеюсь, это ему помогло.

И сейчас, крутясь в тусовке родителей олимпиадников, я часто вижу у родителей это состояние: хочу, чтоб мой стал Васей! Соответственно, если их ребеночек Васей не родился, то все это мероприятие обречено. И те события, которые мы с Севкой искренне считали успехом, для них станут провалом. Межнар же не выиграл?! Значит, все напрасно!

Так вот, я думаю, что каждому родителю, приводящему ребенка в олимпиадную математику (или в любой другой спорт) лучше считать, что у него не родился Вася. Во избежание разочарований. Если же вдруг вопреки всему, но просто по статистике окажется, что у кого-то Вася действительно родился, это трудно пропустить. Педагоги сами догонят, поймают и стреножат.

И еще о раннем вхождении. Васе рано начинать необязательно. Он может начать позже, всех догнать и перегнать. А вот всем остальным ранний старт даёт небольшие преимущества. Ну, номер сотни в рейтинге первой тысячи тоже имеет некоторое значение."

https://chonora.livejournal.com/86418.html?utm_source=nc
Anonymous
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения