450
Как бы Вы улучшили ЕГЭ?
Навеяно темой по новому проекту закона об ограничение олимпиад.
Там были вполне интересные предложения.
Конечно, я далеке от мысли, что Еву прочитают и учтут, но а вдруг?
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсужденияНавеяно темой по новому проекту закона об ограничение олимпиад.
Там были вполне интересные предложения.
Конечно, я далеке от мысли, что Еву прочитают и учтут, но а вдруг?
Там были вполне интересные предложения.
Конечно, я далеке от мысли, что Еву прочитают и учтут, но а вдруг?
А мне всё нравится.
Двое поступили на бюджет ровнёхонько по своим силам.
Дочка-отличница и сын балбес и лентяй.
И олимпиадников всех оставить.
Они все умнички и трудяжки.
Достаточно их успехи грамотно ранжировать, а не как сеченовка в этом году.
Ещё бы межвузовские приоритеты, но их и так вроде обещают.
Двое поступили на бюджет ровнёхонько по своим силам.
Дочка-отличница и сын балбес и лентяй.
И олимпиадников всех оставить.
Они все умнички и трудяжки.
Достаточно их успехи грамотно ранжировать, а не как сеченовка в этом году.
Ещё бы межвузовские приоритеты, но их и так вроде обещают.
Формат русского языка не меняла бы. Для гум специальностей ввела бы сочинение, либо еще какое-то доп.задание усложненного плана, остальным писать диктант, вместо сочинения.
Русский - это основы, ну нельзя делать базу и профиль.
Категорически пересмотрела бы стандарты и критерии по био, может быть вообще отстранила составителей нынешних.
И вообще, составителей нужно менять, а то опять какая монополистическая организация выросла.
Ну и пересмотрела бы количество попыток с зачетом лучшего результата. Например, в течение года сдавать, как пробники сейчас, либо в 10м.
Русский - это основы, ну нельзя делать базу и профиль.
Категорически пересмотрела бы стандарты и критерии по био, может быть вообще отстранила составителей нынешних.
И вообще, составителей нужно менять, а то опять какая монополистическая организация выросла.
Ну и пересмотрела бы количество попыток с зачетом лучшего результата. Например, в течение года сдавать, как пробники сейчас, либо в 10м.
Anonymous
сделала бы больше попыток на пересдачу. Всех олимпиадников бы перевела в ИД с ранжированием. Олимпиада - это знания сверх школьной программы, а не вместо. А значит им не составит труда написать ЕГЭ хорошо!
Anonymous
Сделала бы 1 из предметов - по выбору. Тогда технари смогут, например, вместо русского сдавать информатику или физику. Олимпиада должна добавлять баллы к ЕГЭ, а не заменять его.
Anonymous
Изменила бы психологическое давление с досмотром, контролем, видеозаписями - если это все есть, то хотя бы в своей школе, если нет, то в чужой. В общем, что-то в эту область
1. Я бы пересмотрела пункты приема экзаменов. Что бы это были не школы, а отдельные здания в каждом городе, где только экзамены сдают со всеми необходимыми атрибутами, с глушилками, с камерами и тп.И не в один день, а в течение всего года. Подготовился, пришел, сдал. Три попытки. Лучший результат будет финальным. (Заодно и в школах бы удлинила учебный год, оставив на летние каникулы только июль и август, зато во время учебы поменяла бы нагрузку сократив количество уроков в день).
2. Варианты работ должны генерироваться компьютером. Условно по математике 1000 задач первого вопроса, 1000 примеров второго вопроса и тд. Менять в вопросах слова и цифры. Тоже самое с гуманитарными предметами - микс из всех возможных вопросов. Итоговый вариант рандомит компьютер. Что бы не было "на Дальнем востоке вариант легче, чем в Москве".
3. Исключила бы такие задания, которые при неверно выполненной части задания руинят весь ответ. (не знаю насколько понятно. ну вот, например, в Русском языке:
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноч..вка, реш..нный
2) кресл..це, мудр..цы
3) насмешл..вый, милост..вый
4) эмал..вый, наста..вал
5) одол..вать, стар..нький
Получается человек получает 0 если он знает как пишется 9 слов из 10. И таких вопросов в ЕГЭ по РЯ много. По-моему, несправедливо.
4. Все экзамены в 11 кл - по выбору. В технические вузы зачислять по результатам предметов проф.мат, физика, информатика/химия (в зависимости от профиля). Убрать РЯ из обязательных экзаменов - оставить только сочинение на оценку, математику оставить в виде контрольной работы, провести в школе и выдать детям аттестаты. Кому нужна проф. мат. или проф. русс. - выбирают эти предметы для ЕГЭ и сдают в Центрах ЕГЭ. Кто не собирается поступать в вуз, могут ЕГЭ не сдавать.
5. Поменять содержание всех экзаменов. Сделать три блока по уровню сложности: А,В,С.
Блок А - база, школьная программа. Высокие результаты могут быть пригодны для поступления на платку или в колледжи.
Блок В - углубленная школьная программа, профильные классы, гимназии и прочие топы . По результатам зачисление на бюджет.
Блок С - олимпиадные вопросы, нестандартные задания. По результатам зачисление на бюджет в высокорйтинговые вузы/суперпопулярные факультеты, где желающих сильно больше, чем мест.
6. БВИ оставить только для одной олимпиады ВОШ, только для победителей в 10 классе. Для 11 олимпиады не проводить, пусть ЕГЭ сдают. Победители так же сдают ЕГЭ, подтверждая свою победу высокими показателями на экзамене. Призерам и победителям других олимпиад давать от +2 до +10 баллов (в зависимости от уровня места и тп) дополнительно к ИД.
7. Выделить 80% бюджетных мест в вузах для поступления по ЕГЭ. Остальное для олимпиадников, квотников, свошников, инвалидов и прочих льготных категорий, которые определить законодательно.
2. Варианты работ должны генерироваться компьютером. Условно по математике 1000 задач первого вопроса, 1000 примеров второго вопроса и тд. Менять в вопросах слова и цифры. Тоже самое с гуманитарными предметами - микс из всех возможных вопросов. Итоговый вариант рандомит компьютер. Что бы не было "на Дальнем востоке вариант легче, чем в Москве".
3. Исключила бы такие задания, которые при неверно выполненной части задания руинят весь ответ. (не знаю насколько понятно. ну вот, например, в Русском языке:
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноч..вка, реш..нный
2) кресл..це, мудр..цы
3) насмешл..вый, милост..вый
4) эмал..вый, наста..вал
5) одол..вать, стар..нький
Получается человек получает 0 если он знает как пишется 9 слов из 10. И таких вопросов в ЕГЭ по РЯ много. По-моему, несправедливо.
4. Все экзамены в 11 кл - по выбору. В технические вузы зачислять по результатам предметов проф.мат, физика, информатика/химия (в зависимости от профиля). Убрать РЯ из обязательных экзаменов - оставить только сочинение на оценку, математику оставить в виде контрольной работы, провести в школе и выдать детям аттестаты. Кому нужна проф. мат. или проф. русс. - выбирают эти предметы для ЕГЭ и сдают в Центрах ЕГЭ. Кто не собирается поступать в вуз, могут ЕГЭ не сдавать.
5. Поменять содержание всех экзаменов. Сделать три блока по уровню сложности: А,В,С.
Блок А - база, школьная программа. Высокие результаты могут быть пригодны для поступления на платку или в колледжи.
Блок В - углубленная школьная программа, профильные классы, гимназии и прочие топы . По результатам зачисление на бюджет.
Блок С - олимпиадные вопросы, нестандартные задания. По результатам зачисление на бюджет в высокорйтинговые вузы/суперпопулярные факультеты, где желающих сильно больше, чем мест.
6. БВИ оставить только для одной олимпиады ВОШ, только для победителей в 10 классе. Для 11 олимпиады не проводить, пусть ЕГЭ сдают. Победители так же сдают ЕГЭ, подтверждая свою победу высокими показателями на экзамене. Призерам и победителям других олимпиад давать от +2 до +10 баллов (в зависимости от уровня места и тп) дополнительно к ИД.
7. Выделить 80% бюджетных мест в вузах для поступления по ЕГЭ. Остальное для олимпиадников, квотников, свошников, инвалидов и прочих льготных категорий, которые определить законодательно.
Anonymous
Почитала план Министерства. Зачислять по бви только 11 класс и только 1 и 2 уровень. Это уже отсечет многих. Остальные вэлкам сдавайте три ЕГЭ, и очень старайтесь. Желающих писать Олимпиады уменьшится я думаю. Ибо ты только в апреле узнаешь получил ты бви или нет, а к ЕГЭ готовится, в апреле к 3 ЕГЭ уже поздно. Вывод к ЕГЭ должны будут готовиться всё, ибо про своё бви узнать можно будет только в апреле. Ну это уже здорово. Кормушку с олимпиадами надо прекращать, эти платные лагеря с отбором с 5 класса. Мрак. Многие вообще об этом не знают. А потом нам рассказывают о гениях и супер способностях. А сколько денег вложили не говорят. Всё на природном даре.
Anonymous
Мне нравится идея Савватеева (или не его идея, но услышала от него) - для конкурса установить предельные баллы для непрофильных предметов, для русского языка, в частности.
Урезать русский и делать для него базовый экзамен нельзя, это наш родной язык, и владеть им на высоком уровне должны и физики, и химики. Стремиться к этому хотя бы. А любой вариант базового экзамена сведет изучение языка к минимуму.
Но и поступать по сотке за русский на мехмат не совсем логично.
Поэтому он предлагает установить предельный балл, который пойдет в конкурс, называет 80. Тогда очевидно повышается роль оценки за экзамены профильные, и конкуренция становится более правдивой.
Урезать русский и делать для него базовый экзамен нельзя, это наш родной язык, и владеть им на высоком уровне должны и физики, и химики. Стремиться к этому хотя бы. А любой вариант базового экзамена сведет изучение языка к минимуму.
Но и поступать по сотке за русский на мехмат не совсем логично.
Поэтому он предлагает установить предельный балл, который пойдет в конкурс, называет 80. Тогда очевидно повышается роль оценки за экзамены профильные, и конкуренция становится более правдивой.
Я бы давала БВИ за олимпиады в 10-м классе. В 11-м - никаких олимпиад, ну может только для ИД.
В конце 10-го класса ты уже знаешь будет БВИ у тебя или нет. И в 11-м спокойно готовишься к ЕГЭ (для подтверждения БВИ или для поступления по ЕГЭ). Чтобы дети не разрывались в 11-м классе, бегая по олимпиадам, и параллельно готовясь еще к ЕГЭ.
В конце 10-го класса ты уже знаешь будет БВИ у тебя или нет. И в 11-м спокойно готовишься к ЕГЭ (для подтверждения БВИ или для поступления по ЕГЭ). Чтобы дети не разрывались в 11-м классе, бегая по олимпиадам, и параллельно готовясь еще к ЕГЭ.
Anonymous
Мое мнение - олимпиады все оставить, это мотивирует детей углубляться в изучение предмета, но для БВИ в вузы (и для 100ки) ввести подтверждение не 70 баллами ЕГЭ, а 90 баллами.
Для реального олимпиадника, увлеченного предметом, на 90+ баллов сдать не сложно. А вот тех, кто перечневую намутил не совсем честно, или в 9 классе сдал призером и дальше не развивался - вот такой контингент отсечет.
Для реального олимпиадника, увлеченного предметом, на 90+ баллов сдать не сложно. А вот тех, кто перечневую намутил не совсем честно, или в 9 классе сдал призером и дальше не развивался - вот такой контингент отсечет.
Anonymous
Что можно и нужно изменить:
1) Серьёзно пересмотреть ЕГЭ по русскому для техвузов. Надо отменить русский язык из обязательных ЕГЭ для инженерных и физмат профилей, по примеру математики для гумов. Или разделить его на базу и профиль, за базу взять первую часть ЕГЭ, проверяющую грамотность. Или ввести коэффициенты по предметам, где профильные будут с коэффициентом выше.
2) Обязательно ввести ограничение по дипломам ВсОШ, за 9-11 классы, чтобы только один раз можно победителя и один раз призёра взять по одному предмету. Этого достаточно для поступления и прекратит гонку за премиями, повысив шансы для других школьников. Как ввели ограничения в Сириусе. Сейчас на арене одни и теже же, но это не гладиаторские бои.
1) Серьёзно пересмотреть ЕГЭ по русскому для техвузов. Надо отменить русский язык из обязательных ЕГЭ для инженерных и физмат профилей, по примеру математики для гумов. Или разделить его на базу и профиль, за базу взять первую часть ЕГЭ, проверяющую грамотность. Или ввести коэффициенты по предметам, где профильные будут с коэффициентом выше.
2) Обязательно ввести ограничение по дипломам ВсОШ, за 9-11 классы, чтобы только один раз можно победителя и один раз призёра взять по одному предмету. Этого достаточно для поступления и прекратит гонку за премиями, повысив шансы для других школьников. Как ввели ограничения в Сириусе. Сейчас на арене одни и теже же, но это не гладиаторские бои.
Anonymous
Улучшить егэ или олимпиады все же?
По егэ:
- ввести единую шкалу за ошибку-описку и пр, независимо от предмета. ненормально, что за 2 ошибки (описки) 94 баллов на русском, а на математике при 8 ошибках можно добрать 100 баллов,
- проверку перевести по максимуму в электронный формат роботом. ненормально, когда тетя плохо сама знает тему Распутина и за просто хоть что-то ставит 97, а при полностью раскрытой теме по др известному автору тетя считает, что у нее др мнение и ставит 94.
- дать возможность в течение последнего года дважды сдать (пусть 2 раз платно) все егэ,
- брать лучший балл, а не последний, в зачет при пересдаче,
- дать возможность использования калькулятора на всех применимых предметах,
- дать детям воду бесплатно всем кулеры или свои бутылки на парте, нам в жару в цао Москвы не дали, дети держались, ребенок слег потом на сутки от обезвоживания, и так на больничном писал егэ,
- не лезть к детям в лифчики, трусы и пр, оставить их в покое, не допускать охранников мужчин к девочкам, независимо от региона. Не можете контролировать списывание в зале, нечего подписываться и получать зарплату за это (про учителей),
- английский пусть проверяет только робот. это ужасно, как мцко проверяет, просто ужасно,
- установить правила и хотя бы года два их не трогать. Достали изменениями. Делать ровные варианты на всю РФ, не так, что Владик отстой получает, а Урал попроще, но только по русскому, а математику наоборот,
- упростить математику и оценивание (профильную),
- сдавать на 4 экзамена егэ, а егэ по всем 10-12 предметам или сколько выберет ребенок, хотя бы в пробном формате, пусть реальную картину, а не вузовские баллы видят, и принимать по сумме всех 10 или сколько там в 11 кл предметов.
- не давать на пересдачу те же самые темы, авторов, варианты. Это позор Москвы! Если пересдача в др день или по болезни, разрабатывайте новый комплект. Пусть там будет всего 1 новый вариант, не разнообразие, один для всех, но не этот же Распутин и геолог-комсомолец гр-й.
- давать детям или родителям (пусть спустя неделю-месяц) все-таки тот вариант (вопросы), который писал ребенок, пробники не понятны от слова совсем, где, в каких пунктах ошибки, это нереальный выброс денег и невозможность проверки, кто ошибся. что значит, 0 в 27 вопросе, когда вопрос не помнишь. Достало, что все под репетиторов делается. Получили варианты английского, ну совсем невозможность оценить, в каком месте ошибка, дайте варианты того, что писал ребенок, иначе пользы никакой, выброс денег.
По бви:
- правило простое: не менее половины мест после всех квот, конкурсов, инвалидов, сво должно уходить по любому предмету в кцп. Или установить лимит в 10 проц для бви, как для сво. Но не 10 проц от кцп за вычетом инвалидов, а всего 10 проц от кцп. не попал, пишет егэ и надежда егэ. не смог, сам дурак.
- не исключать олимпиады 3 уровня. Но по правилу выше, все равно всеросс всегда выше и мест не останется. И не равняет никто по перечневым давно, все только всеросс изначально, потом олимп игры и чемпионы мира, потом все остальные.
- самое главное, убрать выплаты от Москвы, от през и пр за всерос и за олимпиады. Туда дети ходят только ради 100-300-800 т очень многие, у кого одно бви есть.
По егэ:
- ввести единую шкалу за ошибку-описку и пр, независимо от предмета. ненормально, что за 2 ошибки (описки) 94 баллов на русском, а на математике при 8 ошибках можно добрать 100 баллов,
- проверку перевести по максимуму в электронный формат роботом. ненормально, когда тетя плохо сама знает тему Распутина и за просто хоть что-то ставит 97, а при полностью раскрытой теме по др известному автору тетя считает, что у нее др мнение и ставит 94.
- дать возможность в течение последнего года дважды сдать (пусть 2 раз платно) все егэ,
- брать лучший балл, а не последний, в зачет при пересдаче,
- дать возможность использования калькулятора на всех применимых предметах,
- дать детям воду бесплатно всем кулеры или свои бутылки на парте, нам в жару в цао Москвы не дали, дети держались, ребенок слег потом на сутки от обезвоживания, и так на больничном писал егэ,
- не лезть к детям в лифчики, трусы и пр, оставить их в покое, не допускать охранников мужчин к девочкам, независимо от региона. Не можете контролировать списывание в зале, нечего подписываться и получать зарплату за это (про учителей),
- английский пусть проверяет только робот. это ужасно, как мцко проверяет, просто ужасно,
- установить правила и хотя бы года два их не трогать. Достали изменениями. Делать ровные варианты на всю РФ, не так, что Владик отстой получает, а Урал попроще, но только по русскому, а математику наоборот,
- упростить математику и оценивание (профильную),
- сдавать на 4 экзамена егэ, а егэ по всем 10-12 предметам или сколько выберет ребенок, хотя бы в пробном формате, пусть реальную картину, а не вузовские баллы видят, и принимать по сумме всех 10 или сколько там в 11 кл предметов.
- не давать на пересдачу те же самые темы, авторов, варианты. Это позор Москвы! Если пересдача в др день или по болезни, разрабатывайте новый комплект. Пусть там будет всего 1 новый вариант, не разнообразие, один для всех, но не этот же Распутин и геолог-комсомолец гр-й.
- давать детям или родителям (пусть спустя неделю-месяц) все-таки тот вариант (вопросы), который писал ребенок, пробники не понятны от слова совсем, где, в каких пунктах ошибки, это нереальный выброс денег и невозможность проверки, кто ошибся. что значит, 0 в 27 вопросе, когда вопрос не помнишь. Достало, что все под репетиторов делается. Получили варианты английского, ну совсем невозможность оценить, в каком месте ошибка, дайте варианты того, что писал ребенок, иначе пользы никакой, выброс денег.
По бви:
- правило простое: не менее половины мест после всех квот, конкурсов, инвалидов, сво должно уходить по любому предмету в кцп. Или установить лимит в 10 проц для бви, как для сво. Но не 10 проц от кцп за вычетом инвалидов, а всего 10 проц от кцп. не попал, пишет егэ и надежда егэ. не смог, сам дурак.
- не исключать олимпиады 3 уровня. Но по правилу выше, все равно всеросс всегда выше и мест не останется. И не равняет никто по перечневым давно, все только всеросс изначально, потом олимп игры и чемпионы мира, потом все остальные.
- самое главное, убрать выплаты от Москвы, от през и пр за всерос и за олимпиады. Туда дети ходят только ради 100-300-800 т очень многие, у кого одно бви есть.
Anonymous
1. Про русский для технарей уже писали - я считаю, что надо его убрать из конкурсных экзаменов. Т.е. пусть сдают типа зачёт-незачёт. Ну или вуз может поставить свою минимальную планку.
2. Тестовая форма должна присутствовать минимально. В идеале в листе должно быть 5-8 объёмных заданий, которые охватывают разные разделы курса.
3. В творческих работах оставить минимум критериев, чтобы это была именно творческая работа, а не натаскивание на шаблон.
2. Тестовая форма должна присутствовать минимально. В идеале в листе должно быть 5-8 объёмных заданий, которые охватывают разные разделы курса.
3. В творческих работах оставить минимум критериев, чтобы это была именно творческая работа, а не натаскивание на шаблон.
Как бы я улучшила ЕГЭ? Прежде чем что-то менять - задалась бы вопросом - какая преследуется цель этих изменений, и в какой степени эти цели могут быть достигнуты.
Страна в условиях противостояния с остальным миром сейчас отчаянно нуждается в инженерах, конструкторах, ученых: необходимо возрождать авиастроение, станкостроение с упором на робототехнику, развивать атомную промышленность, биотехнологи, химию, и т.д.. При этом надо признать - страна проигрывает и гуманитарную составляющую - культурная, когнитивная война также ведется против нас и вполне успешно. А это значит нам нужны свои режиссеры, уровня Станиславского, историки, философы (мне кстати сейчас очень нравится философ Павел Щелин, который к сожалению живет в США).
Можно ли достичь всего этого оставив ЕГЭ и в целом систему образования как она есть сейчас? Думаю ответ очевиден - нет.
Недавно мне на глаза попалась статья с Людмилой Ясюковой. Она с 80-х годов прошлого столетия тестирует детей на способности понимать сложные тексты, умение работать с информацией, вычленять главное и делать выводы, в общем использовать научный подход. Ее вывод в следующем: за последние 30-40 лет тупые стали еще тупее, умные еще умнее, а середина скатилась в общей массе в низ. С ее методами исследований и выводами коечно можно спорить, но думаю данный общий тренд ощутили все, даже просто по опыту образования своего и своих детей.
Соответственно можно сделать вывод, что все, что касается топ образования, и школьного, и ВУЗ-овского – оно хорошо и трогать это по крайней мере сейчас - не нужно: топ школы должны также иметь возможность набирать детей как они и набирали и идти по своим во многом уникальным программам, а топ-ВУЗы набирать преимущественно из этих топ-школ плюс детей, которые занимались самостоятельно, ездили в лагеря, собирали дипломы, а в своих школах больше числились. Грубо –это и есть дети, которые поступают по олимпиадам в топ ВУЗы по ВСОШ и олимпиадам 1-2 уровня (топ ВУЗЫ 3-й уровень не берут и так, разве что на не совсем популярные направления, а 8-9 классы не берут совсем, 10-й редко).
Соответственно нужно работать с серединой, на одном ТОПе хочешь не хочешь – далеко не уедешь, а верхушка на фоне общей деградации уезжает за границу.
А середина это и есть наше пресловутое ЕГЭ. Что мы имеем сейчас: ЕГЭ это четко регламентированный набор заданий, где каждое задание находится на своем месте, и ключи к них заранее очерчены школьной программе: шаг вправо – шаг влево – расстрел (о баллов). Фактически можно не учиться или учиться на отвали все 10 лет и за год подготовить ребенка к ЕГЭ, натаскав его на соответствующие методы и ключи.
Это с блеском доказал всеми нами известный Евгений Тепляков. Его все ругают, но если бы его не было – его стоило бы придумать. То, что он делает со своими детьми конечно не допустимо – но то, как он пачками штампуя 8-9-ти-летних, сдающих ЕГЭ пусть на троечки, но сдающих размазал минобр с их годами выстроенной системой поступления в ВУЗы – это надо уметь. Я надеюсь в будущем он слегка одумается и хотя-бы начнет натаскивать своих детей не на минимальные, а на максимальные баллы ЕГЭ, тем не менее, думаю вполне можно, действуя по схожей схеме натаскать 11-12-ти летнего ребенка на 100 баллов по одному предмету, и 90+ на два других.
Таким образом делаю вывод, что ЕГЭ в принципе адекватный инструмент для приема в техникумы и колледжи, где требуется аккуратность и знание технологических процессов. Курьез ситуации в том, что в техникумы не принимают по ЕГЭ, а принимают по среднему баллу аттестата, но будем считать, что большая часть ВУЗов 3-го эшелона, готовящих бакалавров, которые не планируют учиться дальше - и так сейчас уровня техникума.
Поэтому вернемся к тому, чтобы сделала я: прежде всего не стала бы опускать олимпиадников на уровень ЕГЭ-ников, как многие советуют тут, а ЕГЭ-ников постаралась бы поднять к уровню олимпиадников. Как это сделать: как раз расширить спектр индивидуальных достижений: ввести портфолио, и чем оно более увесисто и разнообразно, тем больше оно должно дать ИД. Можно также ввести устное собеседование, которое можно делать через интернет, как ранее были устные экзамены. Дается задание, пол часа подготовки, во время которого можно пользоваться всем, а потом беседа. Более комплексные меры включают в себя и переработку школьных программ, и повышение ЗП учителям – но это уже не тема текущего топика.
Страна в условиях противостояния с остальным миром сейчас отчаянно нуждается в инженерах, конструкторах, ученых: необходимо возрождать авиастроение, станкостроение с упором на робототехнику, развивать атомную промышленность, биотехнологи, химию, и т.д.. При этом надо признать - страна проигрывает и гуманитарную составляющую - культурная, когнитивная война также ведется против нас и вполне успешно. А это значит нам нужны свои режиссеры, уровня Станиславского, историки, философы (мне кстати сейчас очень нравится философ Павел Щелин, который к сожалению живет в США).
Можно ли достичь всего этого оставив ЕГЭ и в целом систему образования как она есть сейчас? Думаю ответ очевиден - нет.
Недавно мне на глаза попалась статья с Людмилой Ясюковой. Она с 80-х годов прошлого столетия тестирует детей на способности понимать сложные тексты, умение работать с информацией, вычленять главное и делать выводы, в общем использовать научный подход. Ее вывод в следующем: за последние 30-40 лет тупые стали еще тупее, умные еще умнее, а середина скатилась в общей массе в низ. С ее методами исследований и выводами коечно можно спорить, но думаю данный общий тренд ощутили все, даже просто по опыту образования своего и своих детей.
Соответственно можно сделать вывод, что все, что касается топ образования, и школьного, и ВУЗ-овского – оно хорошо и трогать это по крайней мере сейчас - не нужно: топ школы должны также иметь возможность набирать детей как они и набирали и идти по своим во многом уникальным программам, а топ-ВУЗы набирать преимущественно из этих топ-школ плюс детей, которые занимались самостоятельно, ездили в лагеря, собирали дипломы, а в своих школах больше числились. Грубо –это и есть дети, которые поступают по олимпиадам в топ ВУЗы по ВСОШ и олимпиадам 1-2 уровня (топ ВУЗЫ 3-й уровень не берут и так, разве что на не совсем популярные направления, а 8-9 классы не берут совсем, 10-й редко).
Соответственно нужно работать с серединой, на одном ТОПе хочешь не хочешь – далеко не уедешь, а верхушка на фоне общей деградации уезжает за границу.
А середина это и есть наше пресловутое ЕГЭ. Что мы имеем сейчас: ЕГЭ это четко регламентированный набор заданий, где каждое задание находится на своем месте, и ключи к них заранее очерчены школьной программе: шаг вправо – шаг влево – расстрел (о баллов). Фактически можно не учиться или учиться на отвали все 10 лет и за год подготовить ребенка к ЕГЭ, натаскав его на соответствующие методы и ключи.
Это с блеском доказал всеми нами известный Евгений Тепляков. Его все ругают, но если бы его не было – его стоило бы придумать. То, что он делает со своими детьми конечно не допустимо – но то, как он пачками штампуя 8-9-ти-летних, сдающих ЕГЭ пусть на троечки, но сдающих размазал минобр с их годами выстроенной системой поступления в ВУЗы – это надо уметь. Я надеюсь в будущем он слегка одумается и хотя-бы начнет натаскивать своих детей не на минимальные, а на максимальные баллы ЕГЭ, тем не менее, думаю вполне можно, действуя по схожей схеме натаскать 11-12-ти летнего ребенка на 100 баллов по одному предмету, и 90+ на два других.
Таким образом делаю вывод, что ЕГЭ в принципе адекватный инструмент для приема в техникумы и колледжи, где требуется аккуратность и знание технологических процессов. Курьез ситуации в том, что в техникумы не принимают по ЕГЭ, а принимают по среднему баллу аттестата, но будем считать, что большая часть ВУЗов 3-го эшелона, готовящих бакалавров, которые не планируют учиться дальше - и так сейчас уровня техникума.
Поэтому вернемся к тому, чтобы сделала я: прежде всего не стала бы опускать олимпиадников на уровень ЕГЭ-ников, как многие советуют тут, а ЕГЭ-ников постаралась бы поднять к уровню олимпиадников. Как это сделать: как раз расширить спектр индивидуальных достижений: ввести портфолио, и чем оно более увесисто и разнообразно, тем больше оно должно дать ИД. Можно также ввести устное собеседование, которое можно делать через интернет, как ранее были устные экзамены. Дается задание, пол часа подготовки, во время которого можно пользоваться всем, а потом беседа. Более комплексные меры включают в себя и переработку школьных программ, и повышение ЗП учителям – но это уже не тема текущего топика.
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения