Льготные образовательные кредиты должны быть не для всех!
Образовательные кредиты по льготной ставке 3%, обеспечиваемой из федерального бюджета, должны действовать только при получении приоритетных для страны профессий, считает президент РФ Владимир Путин. https://tass.ru/obschestvo/23074633
Владимир Путин поручил правительству повысить качество платного приема в вузы. Предлагается исключить чрезмерный набор по специальностям с низким спросом. Новые меры должны начать действовать уже в следующем году.
— Прошу правительство принять исчерпывающий пакет решений на повышение качества платного приема в вузы. Уже в 2026 году провести его по новым правилам. Они должны исключить чрезмерный набор по специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда. И тем более не допустить обучения по таким профессиям в непрофильных вузах и их филиалах, — сказал президент во время заседания Совета по науке и образованию.
Обсудим? Интересен образовательный кредит. С этого года ? Сочувствую наборам с 2026 года (((
Владимир Путин поручил правительству повысить качество платного приема в вузы. Предлагается исключить чрезмерный набор по специальностям с низким спросом. Новые меры должны начать действовать уже в следующем году.
— Прошу правительство принять исчерпывающий пакет решений на повышение качества платного приема в вузы. Уже в 2026 году провести его по новым правилам. Они должны исключить чрезмерный набор по специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда. И тем более не допустить обучения по таким профессиям в непрофильных вузах и их филиалах, — сказал президент во время заседания Совета по науке и образованию.
Обсудим? Интересен образовательный кредит. С этого года ? Сочувствую наборам с 2026 года (((
Президент также указал на недопустимость обучения по невостребованным специальностям в непрофильных вузах и их филиалах, что, по его мнению, часто выглядит «некрасиво» и приводит к низкому качеству подготовки
Путин поручил правительству обновить пятилетний прогноз потребности экономики в специалистах, учитывая планы по повышению производительности труда и роботизации. Это позволит более точно определять, какие специальности действительно нужны стране
Таким образом "специальность с низким спросом" это не спрос у абитуриентов, а спрос на рынке труда.
Вот список востребованных на текущий момент специальностей от самого востребованного на текущий момент искусственного интеллекта дипсик:
1. IT-специалисты
Разработчики программного обеспечения: Программисты, особенно на языках Python, Java, Go, HTML, CSS и JavaScript, остаются в топе спроса. Также востребованы backend- и frontend-разработчики 25.
Специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению: Разработчики AI, инженеры-программисты ИИ, а также исследователи в области нейронных сетей и робототехники 2511.
Кибербезопасность: Эксперты по защите данных и информационных систем, способные предотвращать кибератаки и обеспечивать конфиденциальность информации 1611.
DevOps-инженеры: Специалисты, занимающиеся автоматизацией процессов разработки и внедрения ПО, работающие с Docker, Kubernetes и другими инструментами 36.
2. Инженерные специальности
Инженеры в области робототехники, биотехнологий и химической инженерии: С развитием технологий и автоматизации производства спрос на таких специалистов растет 28.
Инженеры в нефтегазовой отрасли: Несмотря на глобальные изменения в энергетике, эта отрасль остается ключевой для российской экономики 6.
3. Маркетинг и диджитал-профессии
Интернет-маркетологи и SMM-специалисты: С ростом конкуренции в онлайн-среде компании активно ищут специалистов, способных продвигать бренды в социальных сетях и увеличивать продажи 311.
UX/UI-дизайнеры: Создание удобных и привлекательных интерфейсов для приложений и веб-сайтов остается важным направлением 311.
4. Рабочие профессии
Строители, сварщики, токари: Несмотря на автоматизацию, спрос на квалифицированных рабочих остается высоким, особенно в регионах 49.
Операторы дронов и специалисты по управлению беспилотными системами: С развитием технологий в этой области растет потребность в кадрах 28.
5. Медицинские и социальные профессии
Врачи и медсестры: Дефицит медицинских кадров сохраняется, особенно в регионах. Востребованы как широкопрофильные, так и узкоспециализированные врачи 10.
Психологи: С ростом внимания к ментальному здоровью спрос на психологов увеличивается, особенно в корпоративной среде 15.
6. Экологические специальности
Специалисты по устойчивому развитию и экологии: С увеличением внимания к экологическим проблемам растет спрос на экспертов в этой области 11.
7. HR и управление персоналом
Рекрутеры и HR-специалисты: Кадровый дефицит и необходимость адаптации к новым форматам работы делают эту профессию одной из самых востребованных 511.
8. Финансовые аналитики и бухгалтеры
Финансовые аналитики: Специалисты, способные анализировать рынки и управлять денежными потоками, остаются востребованными в банках и корпорациях 810.
9. Логистика и транспорт
Логисты и специалисты по управлению цепочками поставок: С изменением экономических условий и импортозамещением спрос на таких специалистов растет 10.
10. Образование и педагогика
Преподаватели онлайн-курсов и репетиторы: С развитием дистанционного образования растет потребность в квалифицированных педагогах 10.
Так что, уверена, никакой там цели поднять престиж технических специальностей нет. Те, кто не любит/не знает физику, все равно инженерами не станут. Просто останутся без высшего образования.
"Во-первых, механизм льготного образовательного кредита по ставке 3 процента должен быть доступен только для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные. А сегодня более трети кредитов выдаются на платное обучение экономистов, юристов, что явно не соответствует запросу на кадры.
Во-вторых, размер платы за обучение на контрактной основе должен быть не ниже реальных затрат на обучение студентов."
Т.е льготные кредиты уберут всем, при этом стоимость обучения повысят.
Не будет нормально работать экономика, где нет или мало хороших экономистов, не будет правового государства, где нет или мало хороших юристов.
И ещё один аспект. Если они работу не найдут за достойные деньги, то легко найдут её за пределами нашей необъятной. Будем бесплатно западу наших высококвалифицированных инженеров поставлять. А вот экономисты наши, которых теперь учить бесплатно не особо хотят и кредиты отменяют, вот они с большой долей вероятности остались бы работать здесь, ибо наше экономическое образование на западе не особо ценится.
Ну и опять мы возвращаемся к целям. Я думаю, что просто по всем фронтам пытаются сократить людей с во. Опять же вопрос зачем. В тайные заговоры я не очень верю, просто таким образом хотят увеличить рабочие руки, но и это не получится сделать, нужны нормальные зарплаты. Заставить всякими способами, конечно, можно, но это не путь развития.
- Платный прием, конечно, в значительной степени помогает решать вопросы финансирования вузов. Об этом не надо забывать, это достаточно большой объем, благодаря которому можно и зарплаты держать на уровне, премии выплачивать и прочее. Из внебюджета складывается до 40 процентов зарплаты преподавателей. Что касается набора на социально-экономические и гуманитарные направления, то сегодня на бюджете таких мест 12-15 процентов, основные места отдаются техническим, инженерным, педагогическим и медицинским направлениям. Так что на платных отделениях готовится действительно относительно много экономистов и юристов. Но сейчас структура их обучения будет меняться, поскольку нужны логисты, специалисты по экономике стран Азии и Африки, юристы, знающие право и языки указанных государств.
Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета:
- Очевидно, что платный прием в вузы заслуживает не меньшего внимания, чем набор на бюджетные места, особенно с учетом дефицита инженерных кадров. Уверен, что во главе угла останется спрос со стороны реального сектора экономики - регулирование платного приема позволит ориентироваться на запросы рынка труда и сделает подходы вузов более гибкими и отвечающими запросам времени, основной из которых сейчас - технологический суверенитет страны и лидерство в области научных исследований.
Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, председатель Ассоциации негосударственных вузов России:
- Инвестиции в образование - основной вклад в развитие и повышение конкурентоспособности общества и государства. И как показал опыт всех стран мира, особенно великого и могучего Советского Союза, именно инвестиции в образование дают наибольшую отдачу. Если посмотреть на любой мировой рейтинг вузов, включая рейтинг БРИКС, подавляющее большинство топовой части - частные вузы. В настоящее время качественно работающие частные вузы возникают, как грибы после дождя - регулярно и постоянно. Причём, ставят очень высокие планки и, полагаю, вполне могут составить успешную конкуренцию государственным вузам.
Алексей Егоров, ответственный за набор на бакалавриат и специалитет НИЯУ МИФИ:
- Мы зачастую не учитываем, что выпускник, который учится на платной форме обучения, так же получает диплом государственного образца, как и выпускник, окончивший "бюджет". Таким образом, регулирование платного набора - вполне понятное продолжение политики развития государственного высшего образования, исходя из текущих вызовов. В этом году платный набор в университеты уже был ограничен, это снизило гибкость работы приемных комиссий, но в целом на структуру набора пока что не повлияло.
В процессе регулирования главное "с водой не выплеснуть ребенка". Для многих университетов платный набор - важный элемент финансовой модели, который позволяет поддерживать уровень зарплат преподавателей и инфраструктуру.
Евгений Ивашкевич, ректор Центрального университета:
- В советское время государство полностью управляло системой образования: решало, каких специалистов и сколько нужно готовить, а также гарантировало им работу после учебы. Сейчас государство тоже финансирует образование, выделяя бюджетные места, но рынок труда не всегда может обеспечить всех выпускников работой по специальности. Например, вузы выпускают много экономистов и юристов, но многие из них не могут найти работу по профессии и вынуждены переучиваться или работать не по специальности.
Это приводит к тому, что молодые люди тратят свои лучшие годы на получение знаний, которые потом не могут применить. Вместо того чтобы сразу начать работать и приносить пользу, они вынуждены снова учиться.
Чтобы решить эту проблему, важно, чтобы не только государство, но и бизнес участвовал в формировании запросов на образование. Бизнес зачастую лучше знает, какие специалисты и навыки
https://rg.ru/2025/02/10/ceno-obrazovanie.html
- Прежде чем применять ограничительные меры, необходимо, конечно, оценить со всех сторон их эффективность и последствия. В каждой компании - будь то большое предприятие или маленькая фирма - всегда присутствует юрист, экономист и управленец. Весь бизнес держится на этих трех базовых специальностях. Но именно по ним сейчас уже в течении нескольких лет наблюдается снижение контрольных цифр приема, что означает снижение государственного финансирования подготовки по этим направлениям. И поэтому мы видим увеличение доли платников при поступлении на экономику, менеджмент и юриспруденцию, в том числе и тех, кто использует образовательные кредиты. Их отмена может привести к резкому падению количества договоров, поскольку не все родители могут осилить оплату этого обучения своими силами или через потребительский кредит с обычной ставкой. Отмечу, что как правило, именно экономические и юридические направления - одни из лидеров по стоимости. В итоге лет через 6-8 мы увидим падение числа специалистов, подготовленных по экономическим, финансовым, юридическим специальностям, по программам менеджмента и управления. Это может резко отрицательно сказаться на российской экономике в дальнейшем.
И еще один важный момент!!!
С моей точки зрения это нарушает права абитуриентов. Образовательный кредит как функция, как инструмент должен быть доступен всем абитуриентам вне зависимости от того, на кого они хотели бы учиться
https://rg.ru/2024/10/18/stavok-bolshe-net-nuzhny-li-obrazovatelnye-kredity-ekonomistam-i-iuristam.html
предлагается наделить министерство науки и высшего образования полномочиями устанавливать объемы платного набора в вузы. Также сохранить льготное кредитование обучения в университетах по ставке 3 % годовых только для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные. По данным Минобрнауки, сегодня более трети льготных образовательных кредитов выдается на платное обучение юристов и экономистов.
Не находят выпускники работу после окончания вуза? А в чем проблема, если это образование было получено за собственные деньги?
Мы возвращаемся в эру тотального государственного регулирования в самом худшем его варианте когда сколько и каких специалистов нужно стране решалось в партийных кабинетах. Только вот это не рынок. Рынок решает сам сколько и кого ему нужно.
Смотрел видеоинтервью с выпускниками (или еще студентами, не помню) истфака вышки
В общем хотя они и работают не по специальности, но в хорошем месте (по моему чтото с рекалмой связано) - и хвалят вышку за данное им образование, которое пригодилось им в совсем другой области
Лично я к этому отношусь не то что с недоверием, но по кр мере считаю что польза изученных предметов при использовании в других областях - может и быть, но это должно быть точно доказано. Так как совсем не очевидно
Но если польза действительно есть - то в таком случае попрекать кого то,что они отучились но работают не поспециальности не всегда стоит

Напомним, что в обсуждаемом проекте предложено сократить выпускную аттестацию за курс основной школы до двух экзаменов (по русскому языку и математике), на которых выпускнику (как и на ЕГЭ) надо будет преодолеть минимальный зачётный порог. При этом для поступления в 10-й класс по-прежнему придётся сдавать четыре ОГЭ — в дополнение к двум указанным ещё два в соответствии с выбранным профилем старших классов. По внешним признакам здесь как бы ничего не меняется. Однако если раньше два экзамена по выбору были обязательным условием государственной аттестации, и школа с Росбрнадзором активно работали, чтобы здесь было «всё ок», то теперь эти экзамены — ваше личное дело.
Таким образом, ОГЭ официально становятся вступительными испытаниями для продолжения обучения в школе. Кроме того, в законопроекте прописано проводить приём в ссузы по результатам ОГЭ по русскому языку и математике.
Это значит, что статус ОГЭ меняется кардинально. Если прежде он был малозначащим выпускным экзаменом (предельно стандартизированным, нелепым, с возможностью аттестации по самым простым предметам), то согласно проекту ОГЭ станет «выбором будущего» (как и ЕГЭ).
Новые правила начнут действовать (пока) только в пяти регионах. Но нет сомнений, что эксперимент «признают успешным» и распространят на всю страну, поскольку его статистика будет в руках Росбрнадзора (и никому кроме недоступна), а там сумеют подать её должным образом, ибо в этом очень заинтересованы.
Внедрение «судьбоносных экзаменов» на выпуске основной школы даст уже известный отрицательный эффект. Весь негатив старших классов, связанный с ЕГЭ, автоматически спустится вниз. Сегодня в среднем школьном звене добросовестный учитель ещё может мотивировать (заставить) всех детей учить свой предмет — литературу, физику, историю, биологию. Но завтра, когда дети уже определятся со своими ОГЭ («выбором будущего»), отвлекать их на «посторонние предметы» станет категорически противопоказано, что хорошо известно на примере ЕГЭ. Адепты «традиционных ценностей» могут забыть о формировании «национального культурного кода» на уроках литературы, истории, географии. Для большинства детей эти уроки станут фикцией, поскольку не будут соответствовать их выбору ОГЭ.
Основной экзамен при этом ждут неизбежные изменения. Существующая пятибалльная система оценок не позволит вести конкурсный отбор в ведущие колледжи. Её переведут в стобалльный формат, и начнётся гонка за баллами. (Сегодня сильный ученик решает этот экзамен на пятёрку с запасом и спокойно уходит с него, не утруждая себя выполнением всех заданий. Завтра такого не будет.)
Нынешний математический ОГЭ доступен хорошо успевающему школьнику во всём объёме. (В подтверждение напомним, что в президентских кадетских училищах, где всех по-настоящему учат математике, доля четвёрок и пятёрок по этому экзамену составляет 97%.) При этом у нас официально две образовательные программы — базовая и углублённая. А ОГЭ один (двух разных «вступительных экзаменов» быть не может). И если основной экзамен по математике сохранить в нынешнем виде, то число стобалльников по нему будет чрезмерным, он не сможет выполнять функцию «вступительного испытания» в топовые колледжи. Поэтому неизбежно появление в нём математической «зауми» в духе Ященко (как и в профильном ЕГЭ). Задания такого типа в принципе недоступны среднему учителю (см. vk.com/wall-62604527_63592 ), что ещё больше усилит отчуждение детей (и родителей) от школы и востребованность репетиторов.
Уже сегодня при подготовке к ОГЭ по математике (а это обязательный выпускной экзамен) многие учителя касаются только заданий первой части с кратким ответом, которых достаточно для тройки. И это понятно: задача массовой школы в её нынешнем состоянии — обеспечить государственную аттестацию (хотя бы по минимуму), а всё остальное — ваше личное дело. Заметим, что порядка 100 тыс детей после 9-го класса нигде больше не учатся. И сокращение выпускных экзаменов до двух примитивных тестов — надёжная гарантия их безграмотности на всю оставшуюся жизнь.
В проекте предложено использовать для конкурсного отбора в колледжи только два ОГЭ — русский язык и математику. В тех случаях, когда необходимы знания профильных предметов, проект допускает дополнительные вступительные экзамены, которые до сих пор клеймили за «страшную коррупцию».
Почему такая непоследовательность?
Дело в том, что новые правила хотят ввести прямо сейчас, и касаются они экзаменов, которые надо сдавать через четыре месяца. В такой ситуации изменить всё сразу невозможно, будет взрыв негодования. Поэтому переход максимально сглаживают.
Да, приём в ссузы по двум ОГЭ ломает прежнюю схему зачисления по среднему баллу аттестата. Но при этом всех поступающих избавят от двух ОГЭ по выбору — это плюс. Кроме того, введут раздельных конкурс (на бюджет) для абитуриентов из региона, где расположен колледж, и всех прочих. Для выпускников Москвы и Питера (которые входят в число пилотных территорий) это ещё один огромный плюс. Их избавят от конкуренции «понаехавших» (что зачастую живут буквально в ста метрах от административных границ мегаполисов). Потому есть надежда, что народ «взвесит и стерпит».
А дальше непременно вспомнят, что на вступительных экзаменах «всегда есть коррупция» (ключевой тезис, на котором держится миф о ЕГЭ), и от неё надо избавиться. Тем более, что для этого есть очевидное решение: сделать профильные ОГЭ вступительными экзаменами в колледжи в соответствии с направлением подготовки. И мы получим полную итоговую картину реформы.
В этой картине есть важная деталь, на которую стоит обратить внимание. Согласно обсуждаемому проекту ОГЭ по математике становится обязательным вступительным экзаменом во все ссузы на все направления, среди которых есть сугубо гуманитарные. Напомним, что недавно аналогичное предложение о ЕГЭ по математике в отношении вузов было отвергнуто первым лицом.
Но практика показывает, что публичные реакции гаранта не влияют на политику в сфере образования. В августе прошлого года при официальном обсуждении новаций в сфере ЕГЭ было высказано и поддержано предложение отказаться от базового экзамена по математике и восстановить общий математический ЕГЭ. Это предложение имеет смысл лишь в том случае, если математика станет обязательным вступительным экзаменом во все вузы, как и русский язык (см. vk.com/wall-62604527_63028 ). Никак иначе объединить две функции — выпускную и вступительную — в одном экзамене не получается (это показала практика, которая в своё время привела к разделению ЕГЭ по математике на два уровня). Поэтому очень похоже, что в дальнейшем последует введение обязательного математического ЕГЭ при поступлении на все вузовские специальности.
(По простой логике: если в основной школе оно пройдёт, то и в старших классах никаких проблем не будет.)
А это значит, что математика окажется в обязательном приоритете у всех учащихся независимо от профиля школьной подготовки.
Тут был бы большой плюс, если бы речь шла о системном изучении предмета, а не о натаскивании на стандартные задания ОГЭ — ЕГЭ. Мы видим, как оно идёт сегодня в старших классах массовой школы, где на уроках неспешно переминают фрагменты учебной программы, которая никому не нужна, а подготовка к ЕГЭ проходит своим чередом в других сферах.
ОГЭ в новом качестве неизбежно потребует иного уровня «честности». Сегодня тут «хвастаться нечем». В Сети можно раздобыть правильные ответы перед экзаменом, за проведением ОГЭ не следят волонтёры через видеокамеры, девочек при входном контроле не заставляют снимать нижнее бельё.
Как это исправить — хорошо известно: у нас уже есть ЕГЭ. И Росбрнадзор готов осваивать очередные бюджетные миллиарды.Именно в этой структуре сидят главные выгодополучатели предложенной реформы. Их бизнес на детях (см. vk.com/wall-62604527_22897 ) вырастет в 2 – 3 раза.
А вот о чём думали депутаты, вносившие этот законопроект, для нас загадка. Особенно Нилов, который недавно заявил (см. vk.com/wall-62604527_63810 ), что процесс отмены ЕГЭ уже пошёл. Такое ощущение, что эти деятели не понимают сути своих предложений. Не ведают, что своим проектом они запускают процесс глубинного объегэшивания всей школы, автоматически переносят негатив старших классов, связанный с ЕГЭ, в её среднее звено. Со всеми отягчающими последствиями, о которых так любят пошуметь с трибуны Думы.
https://vk.com/wall-62604527_63887
Правительство дополнительно направит более 1 млрд рублей на поддержку программы образовательного кредитования
🎓Правительством реализуется широкий комплекс мер, позволяющий гражданам получать современное и качественное образование. В частности, субсидируются образовательные кредиты по ставке 3% годовых.
👩🏫Взять такой кредит можно на получение среднего профессионального и высшего образования начиная с 14 лет.
📌На эти цели дополнительно выделено более 1 млрд рублей. Финансирование уже предусмотрено в федеральном бюджете. Оно позволит просубсидировать более 145 тыс. льготных кредитов для студентов колледжей и вузов.