А как вам такие правила поступления в вуз?
1. Ввести разделение на вузы 1 2 и 3 уровня. 1 уровня - топ-вузы, 2 - уровень пониже, 3 - самый низкий. Как это делать - отдельный вопрос, но я думаю, что стоит учитывать мнение в научной и профессиональной среде, популярность, средние проходные баллы, научную деятельность и другие факторы.
2. Ввести академические экзамены по предметам.Академические экзамены разрабатываются коллегиально педагогами лучших вузов, не содержат тестовую часть и состоят 5-7 заданий повышенной сложности. При этом можно разделить профили - математика для экономистов и математика для инженеров может отличаться.
3. Академические экзамены (АЭ) сдаются до ЕГЭ, примерно по той же системе. Любой АЭ заменяет ЕГЭ по тому же предмету, при этом баллы оцениваются выше - например, 80 баллов АЭ соответствует 100 баллам ЕГЭ. Но ЕГЭ не заменяет АЭ.
4. Специализированные испытания (СИ). Творческие и спортивные испытания - проводятся для тех специальностей, где они необходимы. Специализированные испытания могут проводиться как ДВИ по общеобразовательному предмету, либо могут представлять собой отдельный курс. Например, в медицинском вузе могут проводиться СИ по этике. В последнем случае все материалы по подготовке к курсу, демонстрационные образцы и наборы типовых заданий для подготовки должны быть размещены в открытом доступе. Список обязательных специализированных испытаний по направлениям определяется законом. Дополнительные специализированные испытания могут вводить вузы не ниже 2 уровня.
5. Пороговые баллы. Устанавливаются по профильным предметам, по которым проводятся испытания. На данный момент есть установленный набор пороговых баллов, но для вузов 2 и 1 уровня они должны быть повышены. Например, для 2 уровня - +10, для 1 уровня - +20. При этом вузы 2 и 1 уровня могут повышать пороговые баллы по своему усмотрению. Русский язык исключается из конкурсных экзаменов там, где он непрофильный, но остаётся в виде порогового балла обязательным для всех вузов. Кроме того, вузы могут включать в качестве обязательного пороговый балл по профильной математике. Пороговые баллы должны быть одинаковыми для всех категорий поступающих - квотники, платники, льготники, целевики, особая квота и т.д.
6. Вузы 3 уровня принимают строго по 3 экзамена ЕГЭ (либо заменяющих их АЭ), либо 4 - там, где законом предусмотрены специализированные испытания. Это, естественно, творческие и спортивные специальности, я думаю, нужно ещё этику ввести там, где она необходима - медики, соцработники и т.д. Для военных и правоохранителей - патриотический курс.
7. Вузы 2 уровня имеют право увеличить количество испытаний до 4 (до 5 там, где есть специализированные испытания) на все специальности и устанавливать условие по обязательному АЭ для 1 ли 2 специальностей из профиля. Так же они могут вводить 1 специализированное испытание сверх обязательных по закону. К примеру, на специальность филология условие вуза следующее: принимается русский язык, иностранный язык, литература, история (из них не менее 2х АЭ) + специализированное испытание по лингвистике. Курс по лингвистике, задания для тренировки и 4 образца экзаменационных вариантов размещены на сайте вуза.
8. Вузы 3 уровня имеют право увеличить количество испытаний до 6 на все специальности (в том числе с учётом СИ), устанавливать условия по и устанавливать условие по обязательному АЭ для любого количества специальностей из профиля. Кроме того, такие вузы имеют право вводить 1-2 СИ, но чтобы общее количество экзаменов не превышало 6. К примеру, на специальность филология принимается 6 экзаменов: русский язык, иностранный язык, литература, история (только АЭ) + СИ по второму иностранному языку и лингвистике. Оба курса + задания для тренировки и 4 образца экзаменационных вариантов размещены на сайте вуза. Кроме того, вуз считает, что для исследовательской работы филолога необходим некоторый уровень знания математики, и вводит пороговый балл. Поскольку вуз педагогический и находится в ведении Минпроса, минимальный балл Минпроса составляет 39, для вузов 1 уровня - +20. соответственно, пороговый балл по математике составляет 59.
9. Число БВИ сокращается до самых значимых олимпиад. Но часть олимпиад приравнивается к АЭ по соответствующему предмету. Как именно трансформировать результаты в баллы - пусть эксперты решают.
10. Поступательная кампания проходит в 3 этапа - вузы 1 уровня (всего не более 2 вузов, не более 5 направлений в общей сумме); потом - вузы 2 уровня (2 вуза, не более 5 направлений в каждом); на последнем этапе - вузы 3 уровня (3 вуза, не более 5 направлений в каждом);
2. Ввести академические экзамены по предметам.Академические экзамены разрабатываются коллегиально педагогами лучших вузов, не содержат тестовую часть и состоят 5-7 заданий повышенной сложности. При этом можно разделить профили - математика для экономистов и математика для инженеров может отличаться.
3. Академические экзамены (АЭ) сдаются до ЕГЭ, примерно по той же системе. Любой АЭ заменяет ЕГЭ по тому же предмету, при этом баллы оцениваются выше - например, 80 баллов АЭ соответствует 100 баллам ЕГЭ. Но ЕГЭ не заменяет АЭ.
4. Специализированные испытания (СИ). Творческие и спортивные испытания - проводятся для тех специальностей, где они необходимы. Специализированные испытания могут проводиться как ДВИ по общеобразовательному предмету, либо могут представлять собой отдельный курс. Например, в медицинском вузе могут проводиться СИ по этике. В последнем случае все материалы по подготовке к курсу, демонстрационные образцы и наборы типовых заданий для подготовки должны быть размещены в открытом доступе. Список обязательных специализированных испытаний по направлениям определяется законом. Дополнительные специализированные испытания могут вводить вузы не ниже 2 уровня.
5. Пороговые баллы. Устанавливаются по профильным предметам, по которым проводятся испытания. На данный момент есть установленный набор пороговых баллов, но для вузов 2 и 1 уровня они должны быть повышены. Например, для 2 уровня - +10, для 1 уровня - +20. При этом вузы 2 и 1 уровня могут повышать пороговые баллы по своему усмотрению. Русский язык исключается из конкурсных экзаменов там, где он непрофильный, но остаётся в виде порогового балла обязательным для всех вузов. Кроме того, вузы могут включать в качестве обязательного пороговый балл по профильной математике. Пороговые баллы должны быть одинаковыми для всех категорий поступающих - квотники, платники, льготники, целевики, особая квота и т.д.
6. Вузы 3 уровня принимают строго по 3 экзамена ЕГЭ (либо заменяющих их АЭ), либо 4 - там, где законом предусмотрены специализированные испытания. Это, естественно, творческие и спортивные специальности, я думаю, нужно ещё этику ввести там, где она необходима - медики, соцработники и т.д. Для военных и правоохранителей - патриотический курс.
7. Вузы 2 уровня имеют право увеличить количество испытаний до 4 (до 5 там, где есть специализированные испытания) на все специальности и устанавливать условие по обязательному АЭ для 1 ли 2 специальностей из профиля. Так же они могут вводить 1 специализированное испытание сверх обязательных по закону. К примеру, на специальность филология условие вуза следующее: принимается русский язык, иностранный язык, литература, история (из них не менее 2х АЭ) + специализированное испытание по лингвистике. Курс по лингвистике, задания для тренировки и 4 образца экзаменационных вариантов размещены на сайте вуза.
8. Вузы 3 уровня имеют право увеличить количество испытаний до 6 на все специальности (в том числе с учётом СИ), устанавливать условия по и устанавливать условие по обязательному АЭ для любого количества специальностей из профиля. Кроме того, такие вузы имеют право вводить 1-2 СИ, но чтобы общее количество экзаменов не превышало 6. К примеру, на специальность филология принимается 6 экзаменов: русский язык, иностранный язык, литература, история (только АЭ) + СИ по второму иностранному языку и лингвистике. Оба курса + задания для тренировки и 4 образца экзаменационных вариантов размещены на сайте вуза. Кроме того, вуз считает, что для исследовательской работы филолога необходим некоторый уровень знания математики, и вводит пороговый балл. Поскольку вуз педагогический и находится в ведении Минпроса, минимальный балл Минпроса составляет 39, для вузов 1 уровня - +20. соответственно, пороговый балл по математике составляет 59.
9. Число БВИ сокращается до самых значимых олимпиад. Но часть олимпиад приравнивается к АЭ по соответствующему предмету. Как именно трансформировать результаты в баллы - пусть эксперты решают.
10. Поступательная кампания проходит в 3 этапа - вузы 1 уровня (всего не более 2 вузов, не более 5 направлений в общей сумме); потом - вузы 2 уровня (2 вуза, не более 5 направлений в каждом); на последнем этапе - вузы 3 уровня (3 вуза, не более 5 направлений в каждом);
Зачем вам нужно какое-то официальное деление на эшелоны?? Деритесь там сами за айти-направления в ВШЭ или где там еще, отстаньте от простых детей, которых боль-шин-ство! Оставьте в покое ЕГЭ!
С начала надо описать в чем проблема старых правил и как новые правила будут их решать. И при этом не создавать новых проблем.
Это как Фальков и Матвиенко говорят про какой-то переизбыток специалистов ничем не обосновывая.
Да и как можно обосновать избыток экономистов и юристов, когда в стране 4 млн. индивидуальных предпринимателей?
Вот и сделать в самых престижных вузах 85+, во втором уровне 70+ ( типа Бауманки, МАИ и.т.п), а в совсем слабых 60+.
непрофильный предмет можно чуть ниже устанавливать, типа русских для технарей - минус 10 от профильных.
И всё, решаются все проблемы. Люди с ЕГЭ ниже 60 не должны учиться в вузе ни платно, ни как иначе. Сразу и людей со средним образованием больше станет, и вылетать из вузов меньше будут. И все "лишние" специальности, а то и целые вузы можно будет закрывать. Если стоит проблема оставлять абитуриентов в своих городах, значит вузах Москвы и Питера эти минимальные должны быть выше, чем в малых городах. Немного выше, чтобы как раз на свои вузы осталось количество людей, но чтобы они не были совсем уж необучаемыми.
Количество БВИ можно несколько сократить, оставить примерно треть от того списка, который сейчас, и на этих олимпиадах гарантировать строгий контроль от списывания. Причем БВИшникам тоже устанвливать те же минимальные баллы по ЕГЭ. МФТИ удается на своих олимпиадах контролировать даже строже, чем на ЕГЭ, значит это вполне решаемый вопрос.
Правила составления заданий на академические экзамены будут составляться так, чтобы
а) в составлении заданий участвовали не не менее 20 вузов и не менее 10 преподавателей/аспирантов в каждом;
б) формируется итоговый набор заданий по указанной спецификации, например, задание 1 - упрощение алгебраических выражений, задание 2 - тригонометрическое или логарифмическое уравнение и т.д., примерно 500 вариантов на 1 задание;
в) при этом заменяются не менее 100 заданий каждый год, "выбывшие" задания включаются в материалы для подготовки;
г) экзамены проходят так же, как ЕГЭ, в специальных помещениях, с наблюдением - всё как положено;
д) перед началом экзамена программа или составляет варианты, выбирая случайным образом задания из каждой
группы, по 4 варианта на каждый часовой пояс, варианты распределяются между абитуриентами случайным образом;
ДВИ, СИ если сдаются дистанционно - то так же, как ЕГЭ с той поправкой, что в одном помещении могут сдаваться экзамены в разные вузы. но всё должно быть точно так же прозрачно и под наблюдением. Творческие вузы могут отказаться от приёма СИ в дистанционном формате.
Некоторые вузы вводят свои ДВИ (МГУ, МГИМО, творческие).
Переизбыток олимпиадников БВИ, это да.
Оставить БВИ только для всероссов, а за перечневые давать 100 баллов по предмету.
Сразу бюджетных мест станет больше.