Поступление в ВУЗ: ЕГЭ vs Олимпиады
Здравствуйте. Давайте, пожалуйста, обсудим эти две стратегии.
Для родителей, которые в начале пути, будет очень полезно, если кто-то поделится опытом.
С одной стороны кажется, что если семья готова оплатить ребенку ВУЗ, то вариант с ЕГЭ кажется поспокойнее, но, наверное, не все так просто.
Можете, пожалуйста, поделиться, а как у Вас?
Олимпиады:
+ обучение на бюджете, реально попасть на самые интересные и востребованные факультеты
+ олимпиад много, если рассматривать перечневые, т.е. всегда есть несколько шансов
+ дети больше приучены к труду, потом легче продолжать более сложное обучение в ВУЗе, потому что привыкли все время ботать?
+ своя "тусовка" таких заинтересованных детей, всегда есть, что обсудить и т.д.
- возможное выгорание, когда победил, а дальше к чему стремиться? Поступил в ВУЗ и все, по сути, не то, чтобы "обнулилось", но учеба все таки немного другая начинается.
- если ребенок не гений, и нет феноменальной памяти, то чтобы "угнаться за конкурентами и держать планку" иногда приходится отказаться от нормальной проработки других предметов, театров, спорта и т.д. и т.п. Т.е. один предмет идет очень вглубь, остальные - как повезет
- бесконечные сборы всегда и везде, отпуск планировать для всей семьи не просто
- лучше стремиться поступить в топ, потому в школах попроще заниматься олимпиадами не так просто и эффективно
ЕГЭ:
+ если не поступил в топ, то и в полутопе вполне комфортно? Или контингент детей все ну очень отличается?
+ для девочек: не сдал сразу ЕГЭ, как хотелось, можно пересдать через год
+ можно охватить минимум несколько предметов
+ жизнь более степенная, что ли, выездов нет, можно и спорт совмещать, и театры, и т.д. Еще раз - мы не говорим о гениях, которые успевают за 24 часа то, что средний ребенок за 12 может не всегда успеть :) Можно помимо школы заниматься тем, что очень интересно - проекты, театральная студия, софтскилз и т.д. и т.п.
- больший шанс учиться на платном, если нужен определённый востребованный факультет
- очень часто встречается мысль, что школа к ЕГЭ не готовит особо - или много сам-сам, или репы.
Предположим, что семья готова оплатить ВУЗ, если потребуется востребованный факультет, при условии, конечно, что ребенок старается, учится, трудится. Но не в топе, и не олимпиадник.
Вы бы в чему стремились? Ваш опыт и опыт окружения что подсказывает?
Понятно, все дети уникальны, но все таки
Тема не для холивара, пожалуйста. Родителям очень важно понять все нюансы, особенно после встречающихся фраз из серии "не посещал кружок по математике еще до школы, все, олимпиады тебе не светят, разрыв в знаниях - пропасть!"
Для родителей, которые в начале пути, будет очень полезно, если кто-то поделится опытом.
С одной стороны кажется, что если семья готова оплатить ребенку ВУЗ, то вариант с ЕГЭ кажется поспокойнее, но, наверное, не все так просто.
Можете, пожалуйста, поделиться, а как у Вас?
Олимпиады:
+ обучение на бюджете, реально попасть на самые интересные и востребованные факультеты
+ олимпиад много, если рассматривать перечневые, т.е. всегда есть несколько шансов
+ дети больше приучены к труду, потом легче продолжать более сложное обучение в ВУЗе, потому что привыкли все время ботать?
+ своя "тусовка" таких заинтересованных детей, всегда есть, что обсудить и т.д.
- возможное выгорание, когда победил, а дальше к чему стремиться? Поступил в ВУЗ и все, по сути, не то, чтобы "обнулилось", но учеба все таки немного другая начинается.
- если ребенок не гений, и нет феноменальной памяти, то чтобы "угнаться за конкурентами и держать планку" иногда приходится отказаться от нормальной проработки других предметов, театров, спорта и т.д. и т.п. Т.е. один предмет идет очень вглубь, остальные - как повезет
- бесконечные сборы всегда и везде, отпуск планировать для всей семьи не просто
- лучше стремиться поступить в топ, потому в школах попроще заниматься олимпиадами не так просто и эффективно
ЕГЭ:
+ если не поступил в топ, то и в полутопе вполне комфортно? Или контингент детей все ну очень отличается?
+ для девочек: не сдал сразу ЕГЭ, как хотелось, можно пересдать через год
+ можно охватить минимум несколько предметов
+ жизнь более степенная, что ли, выездов нет, можно и спорт совмещать, и театры, и т.д. Еще раз - мы не говорим о гениях, которые успевают за 24 часа то, что средний ребенок за 12 может не всегда успеть :) Можно помимо школы заниматься тем, что очень интересно - проекты, театральная студия, софтскилз и т.д. и т.п.
- больший шанс учиться на платном, если нужен определённый востребованный факультет
- очень часто встречается мысль, что школа к ЕГЭ не готовит особо - или много сам-сам, или репы.
Предположим, что семья готова оплатить ВУЗ, если потребуется востребованный факультет, при условии, конечно, что ребенок старается, учится, трудится. Но не в топе, и не олимпиадник.
Вы бы в чему стремились? Ваш опыт и опыт окружения что подсказывает?
Понятно, все дети уникальны, но все таки
Тема не для холивара, пожалуйста. Родителям очень важно понять все нюансы, особенно после встречающихся фраз из серии "не посещал кружок по математике еще до школы, все, олимпиады тебе не светят, разрыв в знаниях - пропасть!"
Без холивара тут невозможно, именно потому что дети разные, взгляды взрослых на жизнь и детей тоже разные.Плюс Ева - специфическое место.
Вот у меня старший... умнейший ребенок, его куда только не звали. Но любой стресс или перенапряжение сразу бьют по здоровью. Для него, например, в детстве был огромный стресс поехать куда то одному. Поэтому готовиться спокойно к ЕГЭ, старается получить красный аттестат. Есть все шансы, что сдаст хорошо.
А олимпиады - это опция не для всех. Надо быть либо гением, либо быть готовым положить всю свою жизнь на определённый период на эти олимпиады. И тут уже неважно, чего хочет родитель, потому что детинушку 15-17 лет вы не заставите тратить всё своё свободное время (которого не много, кстати) на написание перечневых всех мастей и подготовку к ним.
Мы исходили из того, что мои дети в принципе не гении, но способны набрать баллов достаточно для поступления на более-менее интересную для них специальность в более-менее нормальный вуз. Ну, в общем, так оно и получилось. Оба ребёнка - МИРЭА, Робототехника и Приборостроение. Были бы маленькие баллы - есть Мосполитех, есть МИИТ и т.д.
Дочь ездила Дмш 2007, задачи на комбинаторику её не интересовали, а подруга вечером с отцом искала решения, потом поступила и по олимпиадам ездит. Сын коллеги взял олимпиаду МИФИ, но по ней не пошёл в вуз, вариантов масса.
Ещё как-то детский психолог делилась, что основные её пациенты, дети поступившие в топ вузы и разочаровавшиеся, у дочери подруги, поступившей в 2024 в Вышку, примерно такое сейчас состояние:(
Своим детям, я дала возможность попробовать, никому не зашло, готовим ЕГЭ и деньги.
Победа в регионе = поездки в Сириус на полное обеспечение.
Победа или призерство в закле помимо вышеуказанного, это еще и +20 т.р. к стипендии ежемесячно по программе "Талант и успех" + этих ребят сейчас активно приглашают в школы репетиторами в свободное от учебы время, чтобы улучшить KPIs школ. Платят хорошо. Моего пригласили.
Сборы вообще не напрягали.
Олимпиадные ребята все держаться вместе и после школы.
Слава богу, родители у него не нищеброды.
Но нам и МФТИ с ВШЭ не нужно.
Ребенок - отличник в дворовой школе, учиться любит и по своим предметам реально силен. Конечно, в 11 классе будут курсы подготовки ЕГЭ и, может, немного занятий с репами. Напишет на 90+ - буду рассматривать как приятный бонус. Но цель такую ставить не буду.
На моих глазах у двух знакомых дети из топ школ уехали прямиком в психушку с депрессиями и селфхармом, врачи говорят, что от перенапряжения и нагрузки.
Я своего ребенка знаю. Мне важен ребенок живой и психически здоровый. И счастливый.
А мой жизненный опыт говорит, что для отличной карьеры высокий эмоциональный интеллект и харизма гораздо важнее диплома условного МФТИ.
+ обучение на бюджете, реально попасть на самые интересные и востребованные факультеты
Ребёнок в любом случае будет выбирать из интересного для себя, независимо от результатов. Потому что занимаясь олимпиадами, не факт, что сможешь обеспечит себе любой институт. Платить готовы, образовательный кредит.
+ олимпиад много, если рассматривать перечневые, т.е. всегда есть несколько шансов
Это не очень хорошо, потому что много времени на них убивается. У моего пока ВсОШ и МОШ. Даже с этими двумя пропущено много учёбы. Весь январь были регионы, в школу не ходил. Потом ныл, что часть программы не усвоил.
+ дети больше приучены к труду, потом легче продолжать более сложное обучение в ВУЗе, потому что привыкли все время ботать?
Ребёнок раздолбай, Олимпиады его как раз спасают от труда. Поэтому мой олимпиадник наоборот не привык ботать.
+ своя "тусовка" таких заинтересованных детей, всегда есть, что обсудить и т.д.
Это да, тусовка своя есть.
- возможное выгорание, когда победил, а дальше к чему стремиться? Поступил в ВУЗ и все, по сути, не то, чтобы "обнулилось", но учеба все таки немного другая начинается.
Вы сначала победите, а потом думать будете. Нет предела совершенству. Один год победил, другой провалился. Вы де наверное понимаете, что это работа на много лет.
- если ребенок не гений, и нет феноменальной памяти, то чтобы "угнаться за конкурентами и держать планку" иногда приходится отказаться от нормальной проработки других предметов, театров, спорта и т.д. и т.п. Т.е. один предмет идет очень вглубь, остальные - как повезет
Прекрасно всё олимпиадники совмещают. И тут у меня примеров достаточно из окружения сына. И мой также прекрасно занимается в творческом кружке. С ноября ещё а отряд волонтёров записался, деятельность заинтересовала. Ещё один миф.
- бесконечные сборы всегда и везде, отпуск планировать для всей семьи не просто
Всё нормально. На сборы, если хочет, едет ребёнок, а не семья. Сборы по желанию. Ещё один миф.
- лучше стремиться поступить в топ, потому в школах попроще заниматься олимпиадами не так просто и эффективно
Можно оставаться в полутопе, но в топовом классе. Это да, из дворовой лучше уйти.
Многие очень умные, ответственные, трудолюбивые дети не берут олимпиады просто потому, что для этого нужен особый склад ума, строение мозгов, условно.
Поэтому на олимпиады нельзя рассчитывать. Надо попробовать и потом оценить, зашло, не зашло, нравится ли.
Для моего именно олимпиады стали отдушиной, а сборы – отдыхом. Ну вот так ещё можно говорить о стратегии, и то – это спорт, может и не повезти 10 раз подряд. Опять-таки в этом году мой проболел почти все финалы перечней, которые планировал, уже не помню, 5, что ли финалов пропустил. Болел так, что даже ползти на олимпиаду все равно не мог.
Ну и неизвестно что законодатели придумают, я так себе держу в голове, что ЕГЭ все равно сдавать, а может и платка в итоге окажется, кто знает, что будет.
Еще финалы часто попадают на одну и ту же дату в марте-апреле. Например, 23 марта финал сразу четырех олимпиад по информатике, все очные, надо было выбирать куда ехать . То есть если ты прошел отбор и попал в финал в эти 4 олимпиады, то шансов у тебя не 4, а 1. 23 марта- шаг в будущее (информатика, 10 класс), ломоносов, когнитивные технологии , ИОИП . Вот скоро последняя дата в марафоне олимпиад по информатике - 6 апреля, тоже 2 олимпиады выпало на 1 день - росАтом и мош.
Мы изначально сделали ставку на классическое образование по всем предметам, без специализаций. Сын определился с направлением только перед 11 классом. На подготовку к ЕГЭ времени хватило. В олимпиадах участвовал с начальной школы, но именно участвовал, на победу не претендовали. Но участие в олимпиадах сформировало у сына стрессоустойчивость, у него впоследствии не было никакого стресса от экзаменов. В этом большой плюс олимпиад.
Я считаю наш выбор правильным, у сына было обычное детство, со спортивными секциями, с занятиями по его желанию в музыкальной школе, с экскурсиями, театрами и всеми другими детскими развлечениями. А также у нас с мужем была нормальная жизнь с поездками на отдых, ограниченная только учебой в школе.
Поэтому если есть деньги, гонка с физматшколами и олимпиадами не обязательна.
P.s. сын учился с первого класса по 11 в частной школе.
Моей дочери было скучно в районной школе, хоть она и не плохая. Но олимпиады дали прежде всего интерес к предмету через интересные задания. На втором месте я бы назвала знакомство с кругом увлеченных детей, понимание что она не самая умная в Москве ) В третьих появился азарт, достигаторство, дух соревнования. Пробовала себя в разных предметах, начиная с 6 класса. На всеросс не стремились, поэтому перебора со сборами не было, пару раз участвовала, когда пригласили.
Направление резко поменяла после 10 класса, никто уже не ждал. В вуз поступила по перечневой, несколько дипломов по брошенному предмету не пригодились, украшают теперь портфолио. Да, в школе все 11 лет была отличницей, свой красный аттестат и две медали получила. Если бы ушла в полутоп, то возможно, их не случилось бы.
Но! Хоть тут все и пишут про "олимпиадную тусовку", по нашим с ребенком наблюлениям это очень специфичный контингент детей. Если ребенок у вас изначально немного аутичный, то действительно для него наверное это хорошая "олимпиадная" компания. На еве там у родителей все "мачо", но вот те "всеросы" которых я знаю лично оооочень специфические дети. Сложно сказать, что там первично, а что вторично, то ли они такими родились и поэтому всеросы, то ли сказывается такая непомерная учеба. Вообщем мое мнение, что если есть у родителей деньги лучше учебу оплатить, если нет найти "вуз здорового ребенка". Я не говорю, что не нужно учиться. Но сходить с ума ради мфти точно не нужно.
При переходе из началки в среднюю школу почти многие отличники проседают в учёбе из-за "дурного общества". С 10-12 лет девочки и с 12-14 мальчики, становясь подростками, пытаются завоевать расположение сверстников и им становится плевать на мнение родилетей.
При этом современные дети вообще минимально общаются с друг другом, большинство только в школе (и каких-то секциях, если посещают). Но период взросления и сепарации он не минуем.
Вот и получается уже с 5 класса, что дети из "топа" сильно расходятся с детьми из обычных школ/классов. У первых на уме выезды, олимпиады, а у вторых смартфоны, любовные отношения и пр.
Понятно есть исключения, когда ребёнок настолько увлечён предметом, что ему пофиг на мнение общества. Но и такому, я думаю, будет сложнее учиться в обычном классе.
Делали ставки в своё время на перечневые, все шло отлично, я уже потирала ручки, но.... Ребёнка к 11 классу как подменили, накрыла любовь.... Весь год в телефоне, валяясь в кровати, бессонные ночи. Разговоры, уговоры, мое понимание и поддержка- ничего не помогало. Все кругом враги, все мешают счастью.
Всё проcрал, подготовка кое-как, вылезали сначала за счет старой базы, но в финалах там и сям по баллу не хватило, аппеляции ничего не дали. Очухался, но поздно.
Сын поступал по бви в Финашку. У него были экономика и фин грамотность. На всерос не претендовал, только перечневые. Готовился сам, максимум в 11 классе были смены в олимпиадном центре МО по экономике. И то, самое главное для него там была своя тусовка. На Егэ не заморачивался, чисто подтвердить бви.
Есть над чем подумать.
https://vk.com/video-932_456240560
