Олимпиадники всё??
Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил ограничить в ходе следующей приёмной кампании возможность зачисления победителей олимпиад в вузы без вступительных испытаний.
Он сообщил, что в 2025 году количество победителей и призёров олимпиад, поступивших без экзаменов, составило менее 1,5% от общего числа бюджетных мест. При этом распределение таких абитуриентов оказалось неравномерным: более 60% из них поступили в десять ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга
Садовничий также отметил, что Российский союз ректоров совместно с Минобрнауки РФ подготовили предложения по изменению порядка проведения школьных олимпиад и пересмотру особых прав, предоставляемых их победителям и призёрам
В этой связи и предлагается ввести ограничение на зачисление без вступительных испытаний — но только на конкурсные направления, где в 2025 году доля олимпиадников превысила 50%
Он сообщил, что в 2025 году количество победителей и призёров олимпиад, поступивших без экзаменов, составило менее 1,5% от общего числа бюджетных мест. При этом распределение таких абитуриентов оказалось неравномерным: более 60% из них поступили в десять ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга
Садовничий также отметил, что Российский союз ректоров совместно с Минобрнауки РФ подготовили предложения по изменению порядка проведения школьных олимпиад и пересмотру особых прав, предоставляемых их победителям и призёрам
В этой связи и предлагается ввести ограничение на зачисление без вступительных испытаний — но только на конкурсные направления, где в 2025 году доля олимпиадников превысила 50%
https://t.me/allteach_ru/120
Еще б проверить тех, кого уже зачисляли по БВИ, они занимали бюджетные места, а в учебе показывали слабые результаты. Пусть возвращают деньги в бюджет.
Ведь если олимпиадников будут ранжировать, то наверное будут обращать внимание на их результаты по егэ, и у детей будет стимул не только подтвердить олимпиаду.
Мой младший уже поступил.
Ограничения в основном ВШЭ и МФТИ коснутся.
Тем, кто не проходит, придется в МГУ подавать документы.
В этом году на ФФМ МГУ взяли 25 БВИ по ВСОШ и 20 по ЕГЭ.
Проходной по ЕГЭ был 387 за 4 предмета (т.е. 96 за предмет минимум).
Вообще не ясно - с чего бы призер ВСОШ за 9 класс у которого БВИ ценнне того, кто 4 предмета ЕГЭ сдает минимум на 96 баллов.
А то по статистике ВШЭ из олимпиадников по БВИ - 25 % отчислений в течение бакалавриата. (у высокобалльников, поступавших по ЕГЭ - 10%).
Олимпиадники занимают бюджетные места, а учебу не тянут или ленятся.
https://t.me/allteach_ru/121
⚡️⚡️ Сегодня практически все профильные СМИ и ТГ-каналы сообщили о том, что В. Садовничий на заседании совета Российского союза ректоров заявил, что с 2026 года необходимо ограничить возможность зачисления без вступительных испытаний победителей и призеров олимпиад.
Мы посмотрели запись этого заседания (https://m.vkvideo.ru/video-78019879_456241732), что же там было сказано по этому поводу?
В. Садовничий
✅ привел статистику о количестве участников, победителей и призеров олимпиад школьников;
✅ отметил региональный дисбаланс: 60% дипломантов олимпиад, зачисленных БВИ, приходится на 10 ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга;
✅ предложил рекомендовать образовательным организациям высшего образования при установлении особых прав для победителей и призеров олимпиад РСОШ ограничить предоставление права на прием БВИ по тем конкурсным профилям, по которым в 2025г. доля победителей и призеров олимпиад РСОШ, зачисленных без вступительных испытаний, составила более 50% от общего количества бюджетных мест на данный профиль.
Дальнейшие предложения были озвучены А. В. Демидовым (вице-президент союза ректоров, ректор СПбГУПТД):
✅ Обеспечение возможности участия в олимпиадах для обучающихся СПО.
✅ Необходимость проведения заключительного этапа олимпиад только в очном формате с подведением их итогов исключительно по результатам личного зачета.
✅ Повышение требований к минимальному количеству участников олимпиады, региональному и возрастному охвату участников.
✅ Закрепление в порядке приема предоставления особого права (зачисление БВИ) только для победителей и призеров олимпиад за 10 и 11 классы.
От себя добавим:
✨ ни одно из этих предложений не касается Всероссийский олимпиады школьников (ВсОШ), речь только о перечневых олимпиадах (олимпиадах РСОШ).
✨ Сам перечень олимпиад РСОШ на этот учебный год уже принят.
✨ Все эти предложения пока не оформлены (или как минимум, публично не представлены) в виде конкретных проектов приказов, когда они появятся - мы обязательно про них напишем.
Если идею поддержат, изменения реально могут заработать только к приёму-2027, но родителям десятиклассников уже стоит держать это в голове.
Олимпиады остаются важными, но, похоже, ЕГЭ снова станет главным пропуском в вуз. И это было бы не так плохо, если бы доступность образования была равной.
Но учитывая тенденции и как всё ужесточается, скоро, наверное,старшие классы и ЕГЭ станут платными… или появится квота на полное среднее, а тем более высшее образование по спецразрешению.
Потому что нужны выпускники разного формата, с разным подходом.
Только следующим шагом будет битва за баллы егэ.
А егэ сдается 1 раз и это лотерея. Это безумная психологиеская нагрузка.
Жаль будущих выпукников.
Садовничий лучше бы анализировать чего к нему на некоторые факультеты не идёт народ .
Один препод , когда мы учились на физфаке говорил скоро физфак будет бомжей отмывать и сажать за парты , сетуя на низкий конкурс
В Егэ есть пару задач околоолимпиадных, остальное остальные нельзя сравнивать с олимпиадами .
Но если ребёнок в обычной школе , околоолимпиадные задачи ему не решить без доп подготовки. Олимпиадники, как правило в проф классах .
Вот у него сейчас мальчик пришёл, в обычной школе у него отлично , но зараза не знает ничего (дали ему пробник ни одну задачу не довел до ответа, задачи -то обычные , все по программе , последние задачи ему не давали , конечно , для таких детей уровень ЕГЭ 90-100-космос , а Дети с БВИ халявщики, но у таких детей разные вводные , их нельзя сравнивать), а мама думала про топ вуз, сын же почти отличник.
Вот есть школьная программа, утверждённая министерством.
Дети учатся по ней 11 лет. В конце пишут ЕГЭ. Причем ЕГЭ уже выходит за рамки этой школьной программы, если его брать выше 75 баллов. Уже смешно, да?
Поэтому вопрос №1 к Минобру: на что идут народные деньги, если 11 лет они тратятся на то, чтобы никуда не пройти, если не подключать дополнительно за отдельные деньги репетиторов и курсы?
Ну, т.е мы выяснили, что поступление в вуз по ЕГЭ - это обязательно дополнительные знания выше школьной программы. Только эти доп. знания нужны по 3-м предметам. И попытка на 1 предмет только 1.
А что у нас с олимпиадами? Там тоже нужны доп. знания выше школьной программы, тоже с репетиторами и курсами, но только по 1 предмету. При этом попыток огромное количество и не все они тщательно контролируются (это ключевое).
Детей, которые сдали 3 ЕГЭ на 100 баллов, в России в 2025году было 13 человек. Запомните эту цифру.
А сколько по стране было роздано дипломов БВИ за 1 предмет? Садовничий написал, что 1,5% от общего числа бюджетных мест? А сколько у нас бюджетных мест было в 2025 году? На бакалавриат в 2025/2026 учебном году было выделено 334 440 мест.
1,5% от 334 400 олимпиадники сами посчитают или помочь? И пусть сравнят с 13 человеками, получившими 300 баллов на ЕГЭ.
И тут же у меня вопрос №2 к министерству: это зачем они так сделали, что за дополнительные деньги родителей, даже не гос. бюджета, а родительские (!), детей уводят в монопредметность? И в чью пользу все это так настроено? Можно хихикнуть насчет иноагентов, но скорее надо хихикать насчет частных лавочек для дойки лохов-родителей. Которые несут все больше и все раньше. Бесконечный хоровод олимпиадных курсов и репетиторов начинается уже в началке.
А детям, если они умные, все равно как поступать, если все для всех будет единообразно: по 3-м предметам ЕГЭ или по олимпиадам. Умные подготовятся и к тому, и к тому, на достойном уровне. И дело тут только в денежном ручье. Если мамы олимпиадников этого не понимают, то какие же это мамы олимпиадников?
Вообще, 100 балльная шкала ЕГЭ была взята из болонской системы.
Там критерии оценок следующие:
меньше 60 баллов - "2",
60-75 - тройка
75-82 - четверка
82-90 - четыре с плюсом
90-100 пять.
В принципе, очень правильно и отражает оценку за знания материала. Но наши чиновники, в угоду красивой статистике по медалистам, снизили требования для пятерок. Тоже не понимаю, зачем? Раньше, при СССР, медали действительно чего-то стоили. Было по 2-3 медалиста на школу (и то не всегда не везде), эти медалисты могли сдавать один экзамен в вуз.
Если сейчас бы оценивали по критериям Болонской системы, то такая же статистика стала бы с отличниками, как при СССР. А не половина школы с медалями и потом учиться в вузах даже 2-3 эшелона не могут.
Что касается олимпиадников, то если они знают предмет выше школьной программы, то уж подтвердить пятеркой, 90+ по ЕГЭ им не должно составить труда.
А сейчас позорные 75 баллов, слабой четверочкой на грани с трояком.
https://rg.ru/2025/03/10/vash-vyhod.html
Вот неудобная правда, которую никто не хочет озвучивать на днях открытых дверей престижных московских вузов. Выпускник какого-нибудь Томского политеха с горящими глазами и портфолио на GitHub часто обходит физтеха с красным дипломом на собеседовании в Яндекс или VK. И дело тут не в везении или связях папы.
Не поймите неправильно — российские вузы информационные технологии из топа дают отличное образование. МГУ, ИТМО, Иннополис готовят специалистов мирового уровня для исследований в области машинного обучения и квантовых вычислений. Но большинству компаний не нужны исследователи. Им нужны люди, которые могут здесь и сейчас написать микросервис, настроить CI/CD и не сломать прод в пятницу вечером.
https://dzen.ru/a/aOFkkWih4l42TOfI
"Считаем необходимым ограничить в 2026 году возможность зачисления без вступительных испытаний на конкурсные профили, по которым в 2025 году доля олимпиадников, зачисленных без вступительных испытаний, превысила 50%", - пояснил Садовничий.
Те речь идёт о следующем годе, не этом. И коснётся ведущих вузов Москвы и Питера. Поступайте по бви но в другие вузы, а в эти будет конкурс олимпиадников. Почему стоны то, бви есть, но в другие вузы, те по бви они поступят, но куда? Всё очень логично. И балл проходной упадёт, он не будет 300 или 290.
1. Официальный — “сделать поступление справедливее”; — что звучит красиво, но в настоящих условиях неравенства доступности образования, скорей выглядит очень некрасиво и увеличивает неравенство и разрыв между Москвой и регионами.
2. Финансовый — “увеличить платников и перераспределить потоки”. Выглядит как раз очень вероятной причиной. Вокруг олимпиад крутится много денег и крупные игроки хотят их забрать в свои ручки.
3. Неофициальный, но системный и это может не прямая цель, но возникающие следствие — снизить уровень автономии, критического отбора и социальную мобильность через образование. Проще говоря увеличить неравенство, забрать лифты, увеличить зависимость людей— «привязывать их к земле»
Топовые университеты сами решают, какие олимпиадные результаты учитывать, сколько мест давать по БВИ и можно ли вводить дополнительные вступительные экзамены (ДВИ).
То есть всё, что связано с “кто лучше — ЕГЭшники или БВИшники”, становится абсолютно бессмысленным: университеты уже имеют инструменты регулировать набор без всяких указаний сверху.
Так что остается только один вопрос с этой повесткой — Зачем и кому она нужна.
Напрашивается вопрос, а может университетам такие студенты удобны, их и учить то не обязательно, а может и некому. А что будет с остальными, которые ещё и платят, а выучили они только школьную программу, и немного больше, но не забегая на два курса вперёд университетской программы.
Я сейчас не про фанатов своего дела, не про гениев. Им особо и учителя то не нужны. Они достояние нашей страны, но их единицы.


Садовничий предлагает точечное решение — убрать автоматическое зачисление только там, где олимпиадников слишком много. Минобрнауки и Союз ректоров уже проработали механизм таких ограничений. Если идею примут, новые правила заработают уже при наборе 2026 года.
Сегодня появились рейтинги за второй курс. У олимпиадников провал. В рейтинге А (90+) осталось 7 человек. Остальные - тройки и четверки. Для сравнения, из бюджетников, поступивших по ЕГЭ, рейтинг А у 36 из 45.
Платников в рейтинге А - 21 человек из 50.
Особое удивление - квотники СВО и сироты в большинстве своем учатся прекрасно.
А еще, из трех победов всеросса в рейтинге А осталась одна девушка. Двое мощно скатились на тройки.
Вот как? Первый курс они еще выезжали на "мы - олимпиадники". А дальше пошло скатывание.
В чем смысл тратить бюджетные средства (Сириус, ЦПМ и проч) на тех, кто не хочет и не может учиться в вузе? Главное было поступить, а дальше трава не расти. Ну и, получается, монопредметники сильно уступают тем, кто сдавал несколько предметов на ЕГЭ.
13-летнему возрасту он научился приспосабливаться к школьной системе и «дорос» до троечника.
Одна из знаменитых цитат Черчилля: «У школы нет ничего общего с образованием».
Менделеев. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
Был семнадцатым ребенком в семье и в гимназии учился неважно. Часто получал «тройки», противился зубрежке. Позже признавался, что сохранил отвращение к классической школе на всю жизнь.
На первом курсе Педагогического института получил «двойки» по всем предметам, кроме математики. Однако вскоре стал преуспевать в учебе.
Про него иногда даже шутят: «Из двоечника — в президенты». Дональд учился настолько плохо и вел себя настолько вызывающе, что отец был вынужден перевести сына в школу-интернат при военной академии. На отметках это не отразилось, но поведение будущего президента заметно улучшилось.
Они живут по правилам, которые им установили взрослые.
Вузы сами решают, какие олимпиады засчитывать, кого брать и сколько мест выделять. Самые топовые , ещё и собственные экзамены проводят.
Так при чём здесь дети? Не они виноваты, если оказалось, что кто-то не справляется с программой. Не они виноваты, что нормальные школы огромная редкость, а хороший учитель вообще штучный экземпляр. Не они распределяют бюджетные места и не они решают, кого считать “достойным”. Так какого, простите, чёрта вы всё время спорите, “кто умнее”, “кто глупее”, “кто более достоин”?
Взрослые, особенно истинные непорочные патриотки вы вообще в своём уме? Это не дети глупые, это вы им такую жизнь устроили.