Неупокоенные души рейса 401: путь искупления погибших пилотов

Неупокоенные души рейса 401: путь искупления погибших пилотов
Они ушли ночью, погрузившись в кромешную тьму болота и забрав с собой почти сотню живых душ. Но вскоре стали возвращаться. Молчаливые, но зоркие. Они несли весть. Они спасали. Они не давали забыть...

Пролог: когда смерть не ставит точку

Пассажиры самолета Lockheed L-1011 TriStar
Пассажиры самолета Lockheed L-1011 TriStar
Когда речь заходит о призраках, наш воображаемый фон сразу окрашивается в тускло-серые тона — старинные особняки с дряхлыми стенами, заброшенные госпитали, забытые кладбища. Но мир духов, как оказалось, не знает границ — и не обходит стороной даже самое технологически совершенное творение человека: самолёт.

История, которую вы сейчас прочтёте, — не выдумка сценаристов фильма ужасов. Она — легенда авиации, породившая десятки свидетельств, расследований, книг и даже художественные экранизации. В центре её — трагедия, произошедшая под конец 1972 года, и люди, которые, возможно, и после смерти остались на службе. Пилоты, не сумевшие уйти из-за тяжелого чувства вины.

Но начнём с простого вопроса: как часто вы слышали о мистике на борту самолёта? О необычных звуках, тенях, чьём-то незримом дыхании у плеча? Никогда? Ну, этого следовало ожидать. В большинстве своем люди рациональны. И всё же, одна авиакомпания в 1970-х стала центром целой цепи паранормальных событий.Имя ей — Eastern Airlines. А началось все с рейса номер 401.

Последний рейс: лампочка сломавшая судьбы

Нью-Йорк, 29 декабря 1972 года. Широкофюзеляжный красавец L-1011 TriStar медленно выруливает на взлётную полосу, отправляясь в ночной рейс в Майами. На его борту — 163 человека, плюс 13 членов экипажа. У штурвала — Роберт Лофт, ветеран авиации с 30-летним стажем. Рядом с ним — второй пилот Альберт Джон Стокстилл и бортинженер Дональд «Дон» Репо. Никто из них не знает, что этот полёт станет их последним рейсом.
Самолет Lockheed L-1011 TriStar
Самолет Lockheed L-1011 TriStar
Всё шло по плану, пока экипаж не приступил к посадке. При проверке шасси загорелись только две лампочки-индикатора — третья, отвечающая за переднюю стойку, осталась тёмной. Маленькая, копеечная лампочка, стоимостью в 12 долларов, вызвала тревогу у пилотов. Она могла означать, что шасси не зафиксированы. Или же просто перегорела.

Чтобы разобраться, экипаж увёл самолёт на второй круг и... погрузился в суету. Пилоты, доверив борт автопилоту, занялись решением проблемы: вытаскивали лампочку, осматривали крепления, спорили. Дон Репо даже спустился в технический отсек, чтобы проверить стойку визуально, но в темноте невозможно было что-либо разглядеть. Всё это время летчики думали, что автопилот держит их на высоте 600 метров. Но на самом деле, кто-то случайно задел штурвал, отключив автопилот. И самолет начал незаметно снижаться в кромешной ночи, унося пассажиров к своей гибели.

— Мы ведь всё ещё на двух тысячах футов, так? — тревожно спросил Стокстилл, и его вопрос был записан кабинным магнитофоном.
— Эй... что происходит?! — был последний восклик Лофта.

Через секунду самолёт врезался в болото на скорости более 370 км/ч. Машина развалилась на куски, утонув в грязи Эверглейдс.

99 человек погибли на месте. В живых остались 77, но вскоре еще 2 ушли из жизни от полученных ран. Среди погибших были почти все члены экипажа.

Расследование показало: единственным отказавшим элементом самолета была та самая злосчастная лампочка. Она просто перегорела. Шасси были выпущены. Посадка могла бы пройти штатно. Но трагедия всё равно случилась.

Этот случай стал поворотным в авиации: появилось правило «одна голова всегда смотрит вверх» — один пилот должен всегда следить за управлением, даже во внештатной ситуации. Если бы пилоты рейса 401 тогда были внимательнее, более 100 человек остались бы живы в ту ночь.

Но… всё ли на этом завершилось?

Призраки на борту: почему они остались?

Капитан Роберт Лофт, второй пилот Альберт Джон Стокстилл и бортмеханик Дональд «Дон» Репо / Обломки самолета
Капитан Роберт Лофт, второй пилот Альберт Джон Стокстилл и бортмеханик Дональд «Дон» Репо / Обломки самолета
После катастрофы Eastern Airlines столкнулась с неожиданной проблемой. Чтобы сократить убытки, компания решила использовать уцелевшие детали разбившегося TriStar на других самолётах. Больше всего «унаследовал» борт с номером 318.

Так на борту этого и других лайнеров начались… странности.

Сначала это были лишь смутные ощущения: необъяснимый холод и сырость в кухонной зоне, странные звуки, давление чужого взгляда. Затем стюардессы начали видеть фигуры капитана Роберта Лофта и бортинженера Дона Рипо в форме Eastern Airlines. Если верить словам очевидцев, что сталкивались с… фантомами, знакомые лица погибших членов экипажа неожиданно возникали — будто бы из ниоткуда — в открытых шкафчиках, в стеклянных дверцах кухонных отсеков, иногда даже в отражении металлических поверхностей: черты их лиц будто медленно собирались из капель конденсата, сгущаясь, словно тени на стекле, — при этом в воздухе ощущалась влажность, а откуда-то снизу полз ледяной холод, словно открыли люк в пустоту.

Стюардессы признавались, что в такие моменты кухня словно наполнялась чьим-то молчаливым присутствием — неуловимым, но давящим. Некоторые начинали плакать или дрожать, другие пытались сохранять спокойствие, делая вид, что ничего не происходит. Но забыть это не удавалось.

Самый громкий случай произошёл во время одного из рейсов: женщина, занявшая своё место в салоне, вдруг заметила рядом с собой мужчину в форме пилота. Он сидел молча, с прямой спиной, глядя вперёд. Что-то в его лице показалось пассажирке тревожным — неестественным. Она обратилась к нему, но тот не ответил. Женщина попыталась спросить снова, теперь уже с явным беспокойством, но мужчина оставался недвижим. Тогда она в панике позвала бортпроводницу. Стюардесса подошла… и в ту же секунду загадочный пассажир исчез прямо у всех на глазах. Словно растворился в воздухе, оставив после себя только онемение в руках и дрожь в коленях.

Женщина закричала. Её охватила истерика. Она не могла успокоиться до самого конца полёта. Позже, уже на земле, ей показали фотографии погибших летчиков с рейса 401 — и без тени сомнения она указала на лицо Роберта Лофта. Это был он. Тот самый человек, что сидел рядом с ней, молчаливый, с пустыми глазами.

Похожих историй было множество. Экипажи других рейсов рассказывали, как видели фигуры в кабине пилотов, хотя те должны были быть пустыми. Иногда голоса, похожие на голос капитана Лофта, слышались по внутренней связи, даже если никто не разговаривал. Были случаи, когда кто-то ощущал чьё-то дыхание у себя за плечом — оборачивались, а позади никого. Самолёты проходили технические осмотры, системы связи проверялись, но никаких сбоев не находили.

Лофт появлялся молча — стоял в кабине, наблюдая за пилотами, сидел по-соседству с пассажирами, доводя их до истерики. Репо же иногда разговаривал, интересовался техническим состоянием, проверял приборы, исчезал. Несколько членов экипажа клялись: он помогал устранять неисправности, указывал на сбои, предупреждал об опасности.

В одном случае живой и здоровый бортмеханик Eastern Airlines, намеревавшийся провести предполетную проверку всех систем самолета, встретил улыбающегося Репо, поднимающегося на борт перед вылетом. Он сказал, что всё уже проверено. Позже выяснилось: все системы действительно были в идеальном состоянии.

Были и более драматические моменты. Во время одного рейса пилоту сообщили о неисправности в электросети, грозящей пожаром. Он проверил — всё подтвердилось. Но... никто из экипажа эту информацию не передавал. А место, с которого поступило сообщение, было пусто.

Летчик был уверен: это снова был Дон Репо, их невидимый спаситель.

Суеверие? Массовая истерия? Или, может, нечто большее?

Последний полёт призраков

Эрнест Боргнайн и Ким Бессинджер в фильме «Призрак рейса 401»
Эрнест Боргнайн и Ким Бессинджер в фильме «Призрак рейса 401»
Говорят, что призраки появлялись исключительно на тех самолетах, в которых использовали уцелевшие после трагедии детали с разбившегося рейса 401. Компания сначала старалась держать подобные слухи подальше от прессы. Однако шёпот об этих встречах множился, передаваясь от экипажа к экипажу, пока, наконец, всё не стало достоянием общественности.

Слухи разрастались, журналисты не упустили сенсацию и растиражировали новости о призраках на борту самолетов, пассажиры начали паниковать. Eastern Airlines пыталась отрицать очевидное, называя всё выдумками. Но свидетельства множились, а в 1976 году вышла книга Джона Фуллера — «Призрак рейса 401», где были собраны десятки историй от стюардесс, пилотов и пассажиров.

Компания была вынуждена действовать. Было принято радикальное решение: все детали с разбившегося TriStar демонтировать, даже если они были в идеальном состоянии. Операция стоила миллионы долларов, но после ее реализации явления прекратились.

Почти.

Парапсихологи утверждали: предметы, пережившие трагедию, стали контейнерами энергии. Они «притягивали» призраков погибших пилотов. И как только их убрали — духи ушли. Возможно, их миссия была завершена. Возможно, они почувствовали, что их поняли. Что их прощают.

Послесловие: даже у смерти есть голос

О катастрофе рейса 401 снят фильм, написаны книги, в сериале «Сверхъестественное» ей посвятили эпизод. Но больше всего о ней говорят лётчики. Те, кто знает не понаслышке: не всё на борту можно объяснить приборами.

Что хотели сказать призраки Лофта и Репо? Вряд ли они искали мести. Скорее — искупления. Они продолжали делать то, что не смогли однажды — защищать жизни пассажиров.

И, возможно, именно благодаря им многие рейсы TriStar завершились благополучно. А может быть, они всё ещё там? Среди облаков. Стоят за плечом пилота и шепчут: «Проверь ещё раз. Будь внимательнее...»

По словам некоторых работников американских авиалиний, даже сегодня на борту определённых самолётов можно почувствовать, как в пустом салоне вдруг становится прохладнее, будто мимо прошёл кто-то, кого там не должно быть…

Ранее мы рассказывали трагическую историю Кристины Онассис.

Фото: свободные интернет-источники