Огромное количество зрителей, живущих на территории постсоветского пространства, считает «Иронию судьбы, или С легким паром!» одной из лучших лент в кинематографе, золотым фондом нашего кино. Даже те, кого вряд ли можно назвать фанатом ретро и адептом советских реалий. Долгое время я, например, видела фильм лишь урывками, когда пробегала мимо экрана ТВ в праздничных хлопотах.
И помнится, в первую очередь обратила внимание не на романтическую историю главных героев, а на досадные моменты их личной жизни.
Ну правда, сложно назвать 36-летнего врача-хирурга Женю Лукашина (Андрей Мягков) и 34-летнюю учительницу Надю Шевелеву (Барбара Брыльска) цельными личностями с сильными характерами. Он в зрелом возрасте живет с мамой, что никак не может устраивать самостоятельного и независимого человека. Она 10 лет крутила роман с женатым любовником, так и не бросившим ради нее семью, а сейчас встречается с Ипполитом, к которому явно не испытывает особых чувств. Но и ее новоиспеченный возлюбленный хорош – пьяным вваливается в чужую квартиру и встречает Новый год со случайной знакомой, а не со своей невестой Галей.
Я даже больше переживала из-за Гали и Ипполита, это ведь несправедливо! Понятное дело, режиссер концентрирует внимание на неземной любви, которая внезапно охватила Женю и Надю, но кто подумал о чувствах тех, кого ни с того ни с сего отодвинули в сторону? Кто состоял в отношениях и не ожидал предательства в самую волшебную ночь. Юмор вокруг болезненной реакции Ипполита на «измену» Шевелевой меня смущал и вообще казался черным, хотя понятно, что на это и была сделана ставка – развеселить зрителя и показать неуверенного в себе жениха.
И все же, почему на всю очевидную утопичность сложившейся в фильме ситуации, мы продолжаем любить «Иронию судьбы» и в тысячный раз пересматривать те же кадры? Во-первых, из-за сказки, в которую так хочется верить, и которая так редко случается в реальной жизни. У женщин, эмоциональных и трепетных, возрождается мечта, что в их жизни обязательно будет встреча с тем единственным, и все изменится в лучшую сторону, а у мужчин появляется мысль о том, что можно без зазрения совести отдохнуть в бане с друзьями и не возвращаться к той, на которой не горишь желанием жениться.
Во-вторых, мы обожаем фильм за легкость повествования, за фразы, которые уже стали крылатыми, за возможность отвлечься от рутины и ежедневных проблем и на несколько часов погрузиться в мир, где все гораздо проще и легче, чем в реальности. И за песни, за музыку Микаэла Таривердиева, которая незримой нитью связывает удивительные события, заставляет волноваться и радоваться за двух людей, которым выпал шанс кардинально изменить свои судьбы.
— Знаешь, когда люди поют?
— Когда нет слуха и голоса?
— Когда они счастливы!..