Самозанятость или ИП.
Здравствуйте! Знающие, подскажите, пожалуйста, как лучше поступить в моей ситуации.
Работаю в гос. учреждении, зарплата белая, очень приличная, стаж на последнем месте работы 22 года (минус декрет с двумя детьми, если его сейчас вычитают из стажа). Осенью собираюсь увольняться.
Планирую или разовые проекты по своей специальности, доход будет нестабильный и небольшой. Или квартиру сдавать. Или и то, и другое.
Вопрос. Как лучше оформиться официально? И как проще? Сначала думала про ИП, но там слишком уж много нюансов. Показалось, что самозанятость проще. Всю жизнь проработала в гос. учреждениях, поэтому мне сложно разобраться.
Какая у самозанятого отчетность? Должен ли он как-то документально доказывать происхождение дохода (договоры, чеки)? Или достаточно просто уведомить налоговую о том, что в этом месяце доход такой-то и заплатить с него налог?
Если ваш доход нестабильный и небольшой, то наверное лучше оформляться самозанятым. Как только доход начинает немного превышать миллион в год и если ваша деятельность дает возможность оформить патент, то скорее всего ИП на патенте будет для вас намного выгоднее.
Я поработала какое-то время самозанятой, так что кухню знаю, но я достаточно быстро перешла на патент, так как я преподаю математику и еще и умею считать деньги :-). На патенте, с учетом того, что я списываю страховые взносы, у меня получается что-то в районе 45 тысяч налогов в год (и это с учетом оплаты страховых взносов). Более того, с доходами свыше 2,4 млн. уже в принципе нельзя быть самозанятой. А я уже подбиралась к этой цифре, хотя и года даже не прошло, когда решила переходить на патент. Как только доходы превысили бы 2,4 млн. пришлось бы платить 13%. ИП же на патенте допускает доходы до 60 млн.
Бюрократия на патенте тоже намного меньше. Пока я была самозанятой приходилось каждый день выписывать чеки. Клиентам их не обязательно отсылать, если им не нужно, но выписать вы их обязаны. Можно процесс автоматизировать, конечно, чтобы банк сам все за тебя зачислял, но у меня деньги от клиентов нередко поступают в разные банки и все равно бы пришлось делать коррекцию вручную. Причем доходы надо оформлять день в день, а ошибки там могут стоить дополнительных расходов. Я очень аккуратна всегда, я педант по жизни, но однажды мне начислили пеню за то, что какой-то платеж я в начале ввела неправильно по ошибке, а потом отменила, но в какой-то неудачный момент, когда уже были начислены налоги. Не помню деталей, но какие-то лишние копейки с меня списали.
С ИП на мой взгляд все гораздо проще. Открываешь ИП, в идеале одновременно с патентом. Если уже есть ИП, то просто патент оформляешь. Надо только учитывать, что патент можно оформить только до конца календарного года, максимум на год, если оформляешь с 1 января. Все документы готовишь через сайт налоговой, удаленно, там все прозрачно, если вы на гос. услугах есть, часть подгружается автоматически. Отправляешь, тебе сообщают день когда ты можешь приехать лично и все подписать. Я никаких посредников не привлекала, все сделала сама. Лично съездила только один первый раз, в определенную налоговую, кажется одну такую на Москву, заодно сделала электронный ключ. А дальше два платежа за патент в год через единый расчетный счет, через который и имущественные налоги платятся, например. Просто закидываешь туда нужные суммы, они сами списываются: четверть патента в марте, три четверти в конце года. Подаешь так же через сайт налоговой, сейчас уже тоже только один раз на год, заявление с просьбой зачесть страховые взносы в качестве налогов. И один раз в год, где-то в начале декабря, оформляешь новый патент на следующий год. Это тоже одно заявление через сайт налоговой. Заполнение 5 минут занимает. Всякий раз удивляюсь зачем люди для этого к посредникам обращаются которые предлагают ну ровно ту же форму заполнить, что на сайте налоговой заполняется, но на сайте еще и большая часть автоматически подтягивается. Кроме самого первого раза все делается уже удаленно, с электронным ключом.
Ну вот и сравните. Каждый день отслеживать как там фиксируются твои доходы в качестве самозанятого непременно день в день или один раз в год подать заявление на патент на следующий год и заявление на то, чтобы списали в счет налогов страховые взносы, и два раза в год заплатить фиксированную сумму налогов, причем все удаленно. Что проще?
Свои доходы я в любом случае фиксирую каждый день, мне по любому и для себя надо понимать кто из клиентов заплатил, а кто нет, а клиентов много, у меня не только индивидуально занимаются, но и в группах. На патенте есть обязанность вести книгу учета доходов, но предоставляется в налоговую она только по дополнительному запросу. Если запросят, без проблем распечатаю. Однако я на патенте уже не первый год, но ни разу не просили еще.
Если вы пока сомневаетесь по поводу доходов, то я советую вам сейчас оформить самозанятость, если уже начинаете работать, а со следующего календарного года сделать ИП и одновременно подать заявление на патент на год. Это если ваша деятельность позволяет и если вы увидете, что ваши доходы в следующей году скорее всего превысят миллион. Но вы должны знать, что прежде чем оформлять патент надо выйти из самозанятых и там будет период когда вы никак не оформлены. Желательно в этот момент не иметь доходов, иначе придется с них платить 13%. Но там как раз январь и праздники и можно так подгадать, что все будет нормально. Я в свое время несколько застряла в самозанятых так как в начале было 10 тысяч в пределах которых налоги списывали, а потом еще и самозанятые не платили налоги в пандемию. ИП же никаких льгот в пандемию не имели. Как только лафа закончилась, я перешла на патент.
Не забывайте так же, что если вы специально не платите социальные взносы, то стаж как у самозанятой у вас не идет. На ИП же вас не спрашивают, взносы вы платите, и стаж идет. Однако взносы вы списываете в счет налогов и по сути ваш стаж вам ничего не стоит. Так что если ваш заработок порядка или больше 100 тыс. в месяц и вы подпадаете под патент, то преимущество точно за ИП на патенте. Тем более, если у вас нет еще 15 лет стажа, а вы хотели бы все-таки рассчитывать на пенсию.
Самозанятый формирует чеки в приложении, по ним начисляется налог.
Но в ПФР ничего не отчисляется и стаж не идет. Это для пенсов удобно.
можно и не отправлять. но сформировать чек в приложении Мой налог (или где там СМЗ оформлена), надо)
Я так поняла, что самозанятый может по собственной инициативе платить взносы в ПФР. Или ошибаюсь?
То, что стаж не идет, поняла. Но у меня и так уже достаточно много лет стажа, не уверена, что он мне нужен. Или стаж в любом случае пригодится?
А что должно быть в этих чеках? Просто факт получения денег - то, какая сумма получена? Или какие-то подробности типа Марь Иванна сделала для Иван Иваныча то-то и то-то, Иван Иваныч заплатил ей столько-то денег?
Сумма и то, за что гонорар получен.
Отмечу, что только по одному виду деятельности можно быть самозанятым. То есть, например, если оказываются рекламные услуги, то на строительство надо открывать ИП. Еще нюанс - нельзя превышать 2.4 млн дохода в ГОД.
Так, еще интереснее... А как это узнать точно, чтобы не ошибиться? Спросила в налоговой, они меня в интернет послали.
у меня два вида деятельности заявлены, получаю доход по обеим, несколько лет полет нормальный. главное сумму не превышать, при превышении через ип знакомых провожу
Спасибо! Про доход уже поняла, планирую очень небольшой доход, намного меньше, чем 2,4 млн. Поэтому и выбираю, что для меня лучше, самозанятость или ИП.
А вот остальная информация для меня новая, за нее отдельная благодарность! Т. е. если разрешен только один вид деятельности и я, скажем условно, решила вязать шарфики на продажу, то печь пирожки я уже не имею права. Так? И в случае с шарфиками я пишу в приложении "мой налог", к примеру "10000, продажа шарфиков". Или нужны какие-то подробности о покупателе, цвете шарфика и пр.?
И еще. Где взять это приложение "мой налог"?
Я не устанавливала отдельно. В Тинькофф счет, там же и привязана самозанятость была.
А так - ну скачать наверное в app store или гугл плей.
Закон не ограничивает налогоплательщиков НПД по количеству видов деятельности. Для того, чтобы начать работать — достаточно сменить или добавить необходимые виды деятельности в настройках профиля мобильного приложения «Мой налог».
Таким образом, вы, как самозанятый, можете быть ведущим и одновременно преподавать ораторское искусство. Писать тексты для заказчиков, заниматься коммерческой фотосъемкой и многое другое.
Сменить, но не добавить. Вид деятельности может быть ОДИН и точка.
Рискните. Получите приглашение налоговой.
Я вообще сто лет не помню, какие у меня заявлены виды деятельности.
Заводила для своих консультационных услуг. Потом услуги закончились, попросила на этот же счет скидывать мне оплату за квартиру. Никаких счетов я там вообще не формирую, мне лень. Налог сам считается от всех денег, которые поступили на этот счет. Я его периодически оплачиваю, как вспоминаю.
Оформляла самозанятость нажатием пары кнопок в приложении сбера. Так и живу.
Сумму в 2,4млн не превышала никогда.
Параллельно работаю на основной работе. Там у меня обычная зарплата и сумма превышает 2,4млн.
Налоговая ко мне никогда не приходила.
Рискну предположить, что бывают честные люди, хотят платить налоги, не хотят нарушать законы своей страны. К тому же бывают, например, такие ситуации: одинокая мать растит несовершеннолетнего ребенка. В школе спрашивают место работы родителей - а что ответит ребенок, если не оформлена самозанятость? И вообще, где одинокая мать берет деньги, если она ни госслужащая, ни ИП, ни самозанятая? Ну, это первое, что пришло в голову...
Вы реальная? Я про школу!)) Для отчёта в школу оформлять самозанятость!?? Ну про налоги и честность ещё соглашусь с натяжкой, но школа.....
Подскажите. Я работаю неофициально, не оформлена. Ребенку в школе в сведениях о месте работы родителей писала это неофициальное место работы. Какие последствия могут быть?
Насчет проблем с налоговой. Как-то спросила у одного человека, сдающего квартиру, не боится ли он, что его жильцы стуканут в налоговую. Он сказал, что не боится, т. к. в этом случае он просто заплатит штраф, который все равно будет меньше суммы неуплаченных налогов.
Кстати говоря, а налоговой надо сообщать, какая именно квартира сдается, писать адрес, предоставлять копию договора? Или ее только сумма дохода интересует?
нет, не надо. но если деньги поступают с определенной периодичностью, то налоговая наверняка заинтересуется.
а помимо штрафа еще и все налоги заплатить все равно придется. к тому же эти разборки крайне неприятны, могут и счета блокирнуть на время разбирательств
уточню: договор найма жилого помещения должен быть менее чем на год, я на 11 месяцев всегда заключаю.
если срок больше года, то надо регистрировать.
в назначении платежа при выдаче чека никаких уточнений не требуется, я обычно указываю просто день-месяц, до которого оплачено, но можно как угодно
У некоторых людей есть основное место работы, а это для подработки.
В последний год вообще как-то много самозанятых стало - думаю, что крупные компании таким способом налоги экономят
Я пенсионерка, мне стаж не нужен. Работаю с юрлицами, им без моего "статуса" никак мне деньги не заплатить.
С чего вдруг не заплатить? Это смотря какая деятельность. Например, по дгпх лучше без статуса
Если предполагаемый доход от проектов до 2.4 млн в год, то, конечно самозанятость. Оформляется элементарно.
Если больше миллиона и деятельность подпадает под патент, то ИП на патенте скорее всего будет выгоднее. Надо смотреть сколько стоит патент там, где планируешь работать.
Спасибо большое всем, кто поделился опытом!
Вот еще какой вопрос. Все пишут о приложении. Что это за приложение? Кто его сделал? Налоговая? Оно должно стоять на смартфоне или на компьютер тоже можно? Насколько оно безопасно? А можно обойтись без приложения? Есть какой-то вариант без приложения?
И насчет налогового вычета. Правильно я поняла, что самозанятые их не получают? Или ошибаюсь? У меня большие расходы на учебу и медицину детей, и если вычетов не будет, то, возможно, самозанятость - не мой вариант.
Приложение ставится на телефон, но пользоваться можете и с компьютера.
Может вам и выгоднее получать вычеты. Но тогда это ИП, просто режим налогообложения надо выбирать. Может доходы минус расходы. А может и это не поможет. Я не бухгалтер. Но там еще и документации много будет уже. Какой доход вы ожидаете? Считайте. Очень много консультаций по тому, какой режим налогообложения лучше выбрать в том или ином случае совершенно бесплатно можно найти в интернете. Поищите.