Щелкунчик стартовал
Комплект из четырех билетов на балет «Щелкунчик» в Большом театре был куплен за рекордные 510 тыс. рублей уже в первый день торгов.
Торги стартовали одновременно с началом официальных продаж на сайте театра и продолжались два часа. За этот период максимальная ставка за комплект мест в партере (15-18 места ряда «А») выросла с первоначальных 200 тыс. рублей до полумиллиона.
В ходе торгов еще один комплект билетов был куплен за 470 тыс. рублей, это были места с шестого по девятое в двенадцатом ряду партера.
Наибольшая цена за парные билеты составила 155 тыс. рублей при начальной стоимости 100 тыс. рублей – это места в пятом ряду партера.
Самый дорогой единичный билет ушел на торгах за 70 тыс. рублей, что на 20 тыс. рублей выше стартовой цены.
Вечером 20 декабря на исторической сцене Большого театра главные партии исполнят Елизавета Кокорева и Даниил Потапцев. В декабре театр покажет «Щелкунчика» 18 раз, еще 15 представлений намечены на январь 2026 года.
Кошмар какой-то. Открыть интернет и посмотреть Васильева в роли Щелкунчика с Максимовой в роли Мари. Бесплатно. А танцуют просто выше всяческих похвал. А Большой со своими проплаченными балеринетками - папкиными детками пусть катится и дальше на дно. Куда уж ниже.
Хто вам, мне однофигственно, пока дочь училась в хореографическом колледже, я находилась выше крыши, бесплатно естественно, и на Московских в том числе, мне даже больше нравится в записи, потому что нет невыносимых посторонних шумов: бесконечных туберкулёзников, стука пуант и прочее
Я иногда смотрю ,но советский и зарубежный тех лет
Им от Щелкунчика надо только фото в ложе чтоб было чо в статус закинуть. Искусство побочный фифект.
Соглашусь. Мне всегда хотелось на праздники из Москвы свалить. Но у меня собаки, а они не согласны. [-(
Тут недавно по радио "Звезда" (ещё не все знают, что я абсолютный патриот и 24 на 7 слушаю радио "Звезда"?) рассказывали, что средняя зарплата в Москве составляет 168 тысяч рублей. По этому показателю Москва уступает только Чукотке и Магаданскому краю.
Не у всех, но у многих. Цены на билеты в другие ведущие театры тоже не гуманны. Не говоря уж о подмосковных отелях, которые забиты на праздники.
Ну сколько там этих отелей? Ну пусть 100. В каждом даже если 100 номеров. Это весь номерной фонд 10000 номеров. Пусть 3чел в номере. Это 30 несчастных тысяч на 20+млн народу проживающих в Москве и МО. Ни о чем.
Извините, напомнило: "Сто тысяч зрителей, да по одному рублю... Это будут бешеные деньги". https://youtu.be/GYV1Qcf_yfM?si=_iW301vOyfGBQXUc
ровно в 10 я была на сайте. готова была покупать. Сначала продавали на 17 декабря, когда осталось там билетов 10 появилась возможность купить на 18 и так далее... Но это фуфло- сайт не давал ничего купить, там рандомно бегал бегунок, я не успевала ничего выбрать и даже нажать. Рядом места выбрать - тем более не выбрать. Единственное, что я смогла увидеть, это цены.... 50 тыс партер, 35 - ложа, кажется балкон 12500. Но только увидеть и все... Кто там смог купить- хз. Но один чувак на АУКЦИОНЕ, выложил 500 штук за 3 билета... не хилый аукцион...зы. Спасибо, не надо.
Ничего подобного! В Станиславского отличный Щелкунчик !
А вот в Новой опере Щелкунчик- самодеятельность.
Дешевле в Мариинку съездить. На начало декабря лучшие билеты по 15 тр, хорошие можно было за 6-8 тр взять
Даже с учетом стоимости билетов туда-обратно получается дешевле, чем в БТ
Если честно, я из всего "Щелкунчика" знаю только танец феи Драже и то только из-за вкусного названия. Поэтому не знаю ни кто такая Мари, ни кто ее тезка Шувалова. Но Вам верю. Наверное, наболтали бы.
Ой, бога ради простите-простите! [-0< Это моя тугоухость. Мне когда-то говорили, что у меня все песни сливаются в "три катюши". В смысле, "три танкиста" и "Катюша", как одна песня. Но они же реально одна в одну. "Выходила на берег Катюша, экипаж машины боевой". Ну согласитесь.
И я! А муж не учился, но умеет играть только собачий вальс))
"Это же Шопен" - говорили ему родственники музыканты))
смешно. ребзь студент. как раз про ЛаСкалу узнавала, бесплатно сутдентам. Вот бесплатно и пойдет. или за 6 евро. отходили свое в Большой, кажись, никуда больше не взять, дорого. а вот Спартак там посмотрела бы. ну в Вену съезим. когда в следующий раз три дня добираться туда будем. по-прежнему, за 6 евро взрослым, 12 евро детям лучшие места, взрослым похуже. и в баре припьем.
Ну для вас, наверное, и новый... Я не автор сообщения выше, но "Припей!" - слышала от бабушки всё детство :-)
"Римская империя времени упадка
сохраняла видимость твердого порядка:
Цезарь был на месте, соратники рядом,
жизнь была прекрасна, судя по докладам.
А критики скажут, что слово «соратник» ― не римская деталь,
что эта ошибка всю песенку смысла лишает…
Может быть, может быть, может и не римская ― не жаль,
мне это совсем не мешает, а даже меня возвышает."
(с)
https://learnoff.com/library/okudzhava-b-sh-rimskaya-imperiya-vremeni-upadka/?ysclid=miox402y75142673854
Только Щелкунчик с прошлого года.
Все ругали Урина, но это просто они не знали, кто такой Гергиев…..
Однозначно. Не забуду, как с его назначением с конца декабря вдвое-втрое выросли билеты за день
В прошлом году тоже так начиналось, а в итоге потом билеты по 50 тыр вполне спокойно висели в продаже
Прям все такие ценители именно Щелкунчика и именно в Большом. На другие спектакли в этом же театре полно билетов, на завтра на концерт симфонического оркестра - от 200 р. Иди не хочу, это если кому сфотографироваться и отметиться. Или на те же даты в Кремле Щелкунчик от 2800 навалом билетов. Но нет же, так неинтересно. Нужно по 500000. Как в старых анекдотах про новых русских...
В Кремль я не пойду, даже если доплатят, в БТ пойду, если куплю билет.
Щелкунчик Большого уникален как явление в русском балете.
По ТВ сказали, что билеты от 1200 до 50000 рублей. Интересно, где по 1200? В фойе повесят монитор? :)
В Москве есть еще какие-либо Щелкунчики, кроме Большого, на которые можно было бы пойти? А то везде сплошная критика.
В Москве огромное количество Щелкунчиков разной степени годности, в БТ, конечно, лучший, но можно подобрать чего попроще
В Москве огромное количество Щелкунчиков разной степени годности, в БТ, конечно, лучший, но можно подобрать чего попроще
Заметка про покупку на аукционе.
На сайте Большого театра сегодня первый день продаж, билетов выложили пока мало и не на все дни, поэтому ажиотаж. Будут ещё билеты на официальный сайт выкладывать, большая часть желающих купит, партер 50тыс, минимум сейчас 5тыс, скорее всего будут по особой программе молодёжные и прочие подешевле. На январь скорее всего цены будут ниже. Всего вроде 33 спектакля планируют, поэтому билетов будет дофига. Но кто хочет покупать на аукционе в центр партера за дорого, тот имеет такую возможность
Как зритель я была в Большом во времена детства. Щелкунчика смотрела из соседней с Царской ложи:). Уж не знаю как родители билеты достали:). А нынче места, с которых не видно, видно плохо, как-то помечены на схеме зала? Думаю попытаться купить билет. В пределах 15000 есть шанс получить относительно приличное место? Куда сразу бечь по схеме?
4 или 5 ложа. всегда стараюсь там брать. когда пыталась вчера там поймать ,видела цену 35 тыс
За 15 тыр на верхние ярусы, что-то мне кажется вообще к люстре.
С ограниченной видимостью на схеме помечены, но вы сходите по любой другой схеме открытой к продаже сориентируйтесь, где они, потому что выбирать и сомневаться именно на Щ у вас появится возможность только 2 января в лучшем случае. А может вообще не появится Я так в прошлом году под дурака зашла и даже был выбор по 50 тыр)) и даже успела потупить пару минут и закинуть в корзину и .... решила не участвовать в этом мепроприятии.
Как-то вот неприятно стало.
Цены сейчас на вечерних декабрьских Щелкунчиков
Партер
Весь: 50 000
Амфитеатр
Весь: 50 000
Бельэтаж
Первый ряд: 50 000 (и центр и боковые ложи)
Второй ряд: 20 000 (боковые ложи)
1 ярус
Первый ряд: 50 000 (центр), 45 000 (боковые ложи)
Второй ряд: 35 000 (центр)
2 ярус
Первый ряд: 45 000 (центр), 35 000 (боковые ложи)
Второй ряд: 35 000 (центр)
Третий ряд: 20 000 (центр)
3 ярус
Первый ряд: 35 000 (центр) 25 000 (боковые ложи)
Второй ряд: 25 000 (центр)
4 ярус
Первый ряд: 15 000
Второй ряд: 10 000
Третий ряд: 5 000
Четвёртый ряд: 5 000
Читала блогершу известную Стрелец, она ежегодно ходит в Большой на Щелкунчик всей семьей. Ну и такие же, как она, ходят небедные люди. Так что есть кому купить страртовые лучшие билеты. Просто не надо сравнивать свои доходы и их.
полно билетов вообще бесплатно достается или со значительной скидкой... это никуда не делось.
Ну тогда и стенания не понятны. Во все времена зрелища доступными были в приоритете у тех, кто больше заплатит и у кого привилегии, а дальше по остаточному принципу.
удивитесь, но даже московскому долголетию выдают в партер большого (но мало). зы. ваша истина известна со времен древнего рима
Да я не понимаю ежегодного плача по поводу дорогих билетов на новогодний Щелкунчик в Большом. Так всегда было, есть и будет.
Слышала мнение Цискаридзе, что сейчас этот балет в большом совершенно не стоит того, чтоб на него идти.
За долголетие ваше я рада чрезмерно. И хорошо, что бабульки могут сходить в театр.
Смотря кто танцует. Есть еще старая гвардия, которая творит чудо. Да и музыка и сценография свое дело делают, ненасмотренному зрителю зайдет любой состав.
В прошлом году ходила на " Спартак," попросила мужа напомнить мне, если опять захочу в Большой, что не надо туда ходить. Стенания по Щелкунчику мне непонятны. Сравниваю нынешних с тем, что я видела в 80-ых (Лавровского, Васильева, Максимову и т.д.) - небо и земля, даже с 90-ыми нельзя сравнить.
А мне Спартак в Большом прям перевернул сознание.
Я с Родькиным смотрела и не помню, кто из девушек был, но кто-то вполне-вполне. Хочу с Цвирко вот посмотреть. Пока режим легенькой экономии и финансового воздержания, но вот как только совпаду в возможности и предложении - обязательно.
Но я не снобский эстет, это да.
Я смотрела Спартак с Алексеем и Игорем, от второго ждала бОльшего. Леша был прекрасен, а Игорь не то чтобы уставший, но работал не в полную силу, вымотанный какой-то. Ну, мне как зрителю было обидно. Устраивает себе гонку вне театра, потом качество страдает. А в этом сезоне Игоря в театре практически нет, как и Кристины, кстати. Надеюсь,, временная история.
А я очень хочу сходить, именно в Большой, именно в конце декабря. Это как ёлка, но для больших - актуально только несколько дней в году.
Да, можно сходить в другом городе или в другом театре, можно сходить летом, можно в интернете посмотреть (да мы уже наизусть знаем), но дело-то не в этом.
Но даже за 25 тыс (были готовы, муж хотел подарок сделать) купить билеты не получается. Всё как написано выше, купить физически невозможно.
И очень надеюсь, что когда-нибудь получится.
В Долголетии не грозит, мы подмосковные, нам такого не положено.
А чем наш питерский щелкунчик не угодил дешевле на сапсане смотаться и переночевать.погулять красиво город украшен
Ну и где дешевле? Если взять билет в Москве за 35 тыс, аналогичное в Мариинке будет 20. 10 тыщ сапсан туда обратно, 5 тыщ ночевка, еда. Дороже
30 декабря партер 45 тыщ в Мариинке. Решили не отставать от Москвы)
Начиталась вас и включила сейчас Щелкунчика 1978 года. Хореограф Григорович, в главных ролях Максимова и Васильев.
Очень нравится.
Посетили Щелкучика в конце ноября и заболели. Вот две недели почти прошло, все еще окончательно не выздоровела. Сижу, думаю, снова идти, не идти, у меня еще на конец декабря билеты - еще есть время подумать. Что-то немного страшновато, как бы снова чего не подцепить. С другой стороны, наверное какие-никакие антитела образовались, на полгода, а может и на год. Дилемма.
Спектакль понравился. Щелкунчик дал прикурить!
Если в ноябре были, то зачем еще смотреть? Фанаты балета?
Загоните на Авито за бешеные тыщи, как внизу кто-то пишет)
Посмотрела в интернете, десятки представлений Щелкунчика идут в разных странах в эти дни и билеты в основном раскуплены уже. Вот так полюбился этот балет людям. Некоторые детали обращают внимание: например, в Брюсселе на арене Ворст Натионаал балет идет ... без упоминания композитора. Вот те раз.
Рядом со Щелкунчиком Кармина Бурана от 28.12, может и там автора не потрудились упомянуть? Нет, сразу в 1-м предложении написано: "Carmina Burana is Carl Orff's masterpiece." А у Щелкунчика бедного так пишут: "From the snowy forest to the candy ball: The Nutcracker and the Mouse King turns Forest National into a fairy-tale world of dance, color, and magic. Perfect for a cozy winter evening." И так вся страница, то да се, а кто автор-то произведения? А черт его знает.
Вот амстердамская опера-балет автора не забыла зато. Сначала на заставке правда пишут имена хореографов большими буквами: "The Nutcracker and the Mouse King Toer van Schayk and Wayne Eagling", а там дальше уже, когда прокрутишь, то видно, что Music, мол, Pyotr Ilyich Tchaikovsky. Ну и на том спасибо.
А что в Лондоне? В Royal Ballet & Opera : "Light up your Christmas with Peter Wright’s enchanting production of The Nutcracker."
Автора тоже подальше поместили, как и оригинального хореографа Льва Иванова куда-то вообще кликать надо дополнительно (у Питера Райта переработка Иванова (1834–1901)).
В English National Ballet: "The sound of Christmas – Tchaikovsky’s score performed by English National Ballet Philharmonic." - пишут на странице постановки, нормально. Правда рядом - Жизель Акрам Хана какого-то. Непривычно очень. А где композитор Жизели Адольф Адан? Что за манера хореографа пихать вперед или вместо оригинального автора. Не повезло тут Адану.
Дальше у них Золушка Прокофьева. Вот где хорошо написано: "...Prokofiev’s ravishing score... choreographed by George Williamson." Отлично, все ясно, кто что внес. Возможно от постановки зависит - как продюсер представления или кто там у них предоставит, так и публикуют на сайте. Поэтому так по-разному представлено может.
Такая заставка в этом году у Щелкунчика в English National Ballet, не очень впечатляет, честно говоря.
В Royal Ballet & Opera (билеты от 5 до 201 фунта, но на все дни раскуплены уже кроме 18.12 одна ложе только свободна, сразу 4 билета продаются за £720, не очень удобно).![]()
Ну, еще куда-нибудь ткнуть: в Праге narodni-divadlo, народный театр наверное. Так представили, наслаждайтесь, говорят:
"The Nutcracker – A Christmas Carol
Pyotr Ilyich Tchaikovsky
Enjoy the Christmas magic!"
Хореографа не поставили на видное место у Щелкунчика, местный какой-то. Билеты все распроданы подчистую. Но на Лебединое озеро можно на апрель купить:
Swan Lake
Pyotr Ilyich Tchaikovsky
Iconic classical ballet choreographed by John Cranko.
Кранко это известный хореограф, его на заставке представили. Тоже не очень, имхо, ставили бы всех хореографов тогда на заставку, и своих тоже. Впрочем, хозяин барин.
Ну еще куда-нибудь кликнуть, Госбалет Берлин вместо Щелкунчика ставит Лебединое озеро в декабре. Так представляют:
Swan Lake
Ballet in two acts
Music by Peter I. Tchaikovsky
До самого февраля билетов нет, только 1 билет остался на 18.12 за 137 евро 1-й ряд. В описании: любовь принца Зигфрида к заколдованной принцессе Одетте. Немного истории: из Российской империи, Романовская эра, музыка Чайковского и все такое. Нормально представили.
В Дортмунде, например, арена Вестфаленхалле. В Дортмунде еще более подробно написали в описании (машинный перевод):
"Рождественская магия и восторг, яркий фольклор и изящная кукольная игра, весёлый вальс снежинки и благородные бальные танцы: почти ни один другой балет не содержит столько разных, но очаровательных аспектов. Это «Щелкунчик», премьера которого состоялась в Мариинском театре в заснеженном Санкт-Петербурге в 1892 году. Пышные сценические декорации и грандиозная музыка Петра И. Чайковского, исполненная вживую выдающимся оркестром, радуют и уносят прочь.." итд. Вот такие надо писать описания к классическому балету, имхо. Как в Дортмунде!
В опере Осло пишут, действие перенесли в их столицу в семью дипломатов (машинный перевод):
"Сказка под тона Чайковского
Каждый год «Щелкунчик» исполняется в балетных театрах по всему миру. Сюжет основан на сказочной новелле Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». В нашей постановке действие происходит в Кристиании в 1905 году, где семья дипломатов Клары принимает гостей из разных стран."
И тоже билетов нет. Еще ставят Волшебную флейту в декабре и тоже все распродано. Не хватает народу зрелищ, могли бы и побольше ставить.
Оказывается, Щелкунчика ставили в Мариинском театре в Петрограде в среду 25 октября 1917 года, начало в 7 ч. вечера, о чем нам сообщает петроградская газета "День" от того же числа. Выпуск газеты на сайте Российской нац.библиотеки https://vivaldi.nlr.ru/pn000200348/view/?#page=1
Александринский театр в тот день предлагал вниманию зрителей Флавия Тессини, Михайловский театр - Стакан воды, Музыкальная драма ставила Евгения Онегина и в Народном доме шел Дон Карлос с уч. Ф. Шаляпина. В Консерватории выступил квартет им. герцога Г.Г. Мекленбургского с программой, содержащей произведения Моцарта, Гайдна. А также другие театры и цирк распахнули свои двери с разными другими представлениями. На ближайшую неделю планировались оперы Князь Игорь, Снегурочка, Севильский цирюльник и другие знакомые произведения, пишет газета.
Сцена из премьерной постановки Щелкунчика Мариинского театра, 1892 год
Иван Всеволожский, эскизы костюмов к балету «Щелкунчик». 1892 г.
Фея Драже и принц Коклюш из оригинальной постановки (сейчас их партии частично исполняют Маша и Принц)
В Мариинском в Щелкунчике танцевала в тот день Фею Драже известная балерина того времени Тамара Карсавина. Об этом сделал запись в своем дневнике 1-й секретарь британского посольства в Петрограде Генри Джеймс Брюс, барон. "Тамара блестяще танцевала и получила потрясающий приём. Но бедный Маринский был призраком самого себя, сцена была наполовину пуста."
Тамара Карсавина около 1910 года
Генри Джеймс Брюс в 1907 году
Идеальная Фея Драже в исполнении Нины Капцовой в Большом театре - старая уже запись.
https://rutube.ru/video/553e0b2c41a7554199e001c616e1926f/
Возвращаясь в 1917, согласно Генри Джеймсу Брюсу, из Мариинского он и Тамара Платоновна трамваем направились на Суворовскую пл., откуда прошли на Миллионную (где они вроде как жили вместе).
На улицах было пустынно, но на Миллионной было много солдат, баррикады. В остальной части города было тихо, поэтому они были удивлены, обнаружив, что вокруг Зимнего дворца шел огонь из винтовок, из орудий, а на реку вошел военный корабль (он пишет destroyer, но это очевидно был cruiser, т.е. знаменитый крейсер Аврора). "Никогда не слышал такого шума", - признается Брюс. Им пришлось перебегать видимо по улице, т.к. он пишет, что прогулка выдалась прыгучая: "Altogether the walk a very jumpy business."
В квартире не было электричества. Генри и Тамара в ту роковую ночь далее играли в карты при свечах под треск пулеметов снаружи.
Карсавина росла в небогатой семье артиста и преподавателя балета, с 9 до 17 лет училась в Императорском балетном училище и с 15 лет выступала в постановках Императорского балета перед самой высокопоставленной публикой того времени, т.к. Петербург тогда был в топах.
Так, она вспоминает, что будучи еще в кордебалете, принимала участие в выступлении труппы в в дворцовом театре Эрмитажа во время знаменитого бала в исторических костюмах 1903 года. В воспоминаниях Театральная улица она пишет, что во время своей партии она с интересом созерцала присутствующих, больше всего ее внимание привлекла молодая царица - по мнению Тамары Платоновны, одетая в расшитое драгоценностями золотое платье Александра Федоровна выглядела прекрасной как икона, но такой напряженной, что балерина подумала, как она вообще может двигаться.


О своем же общении же с Николаем II (учениц балетного училища после спектакля бывало приглашали в царскую ложу, где царь с царицами, т.е. женой и матерью, одаривали их конфетами и немного разговаривали с детьми) она вспоминает, что тот был невообразимо обаятельным человеком и оказаться в его присутствии для нее было все равно, что оказаться в раю.
Николай II: "Да, мы такие."
В те времена, балет пользовались особой благосклонностью династии и даже после спектакля труппа бывало ужинала с великими князьями, о чем вспоминает и Тамара. Впрочем, нельзя наверное и назвать тогдашних балерин легкими женщинами, т.к. их поклонники действительно их обожали и разные балерины создали как гражданские так после революции и официальные благополучные семьи с разными династами и аристократами. 
Балерины были как бы полутеневой частью высшего общества и поддерживали действительно близкие или теплые отношения с самыми влиятельными людьми. 
Но это не были просто исполнители, артисты балета в то время фактически преобразовывали этот вид искусства на все будущее время, люди театра и искусства в целом были тогда творчески невероятно прогрессивны и были новаторами. Ведь может сейчас не менее 3/4 или даже 4/5 современного балета это бесконечные переработки и использование того, что было создано тогда и теми людьми.
Неудивительно, что люди искусства в общем пользовались уважением и они были также очаровательны как и трудолюбивы. Это было необычное время.
Костюм Жар-птицы авторства Льва Бакста для Тамары Карсавиной в балете Игоря Стравинского оригинальной хореографии Михаила Фокина
Карсавина и Михаил Фокин в костюмах для Жар-птицы, 1910
Портрет Карсавиной в роли Жар-птицы, Жак-Эмиль Бланш
Такой пример теплых отношений тогдашних балерин в высоких кругах.
Сама Тамара вспоминает, еще в начале своей карьеры она подписала крайне невыгодный контракт с влиятельным импрессарио Маринелли. На существенную деталь в контракте указал ей ее старый знакомый барон Гинзбург (Гинцбург) - балерина должна была в течение нескольких лет принимать только предложения Маринелли, но не заметила этой ловушки в тексте контракта, а вот один из рода богатейших финансистов и промышленников Российской империи и за рубежом сразу все понял.
Гинцбург не пожалел времени и отправился вместе с Тамарой прямо в приемную к импрессарио, куда они вошли, как говорится, без стука и где девушка при такой солидной поддержке потребовала справедливости. Так добрый финансист спас карьеру начинающей талантливой артистки. Тамара не называет его имени в данном контексте, возможно это был Дмитрий Гинцбург, спонсор импрессарио Сергея Дягилева.
Балет Петрушка Стравинского в постановке Фокина - тогда и сейчас. Первые исполнители главных ролей - Карсавина и Нижинский. Кажется, сильный контраст в артистизме не в плюс сегодняшнему дню. Впрочем, у балета Монте Карло внизу своя оригинальная постановка и довольно интересная.





Английский национальный балет
Некоторый пересмотр постановки Балетом Монте Карло
К 25 годам она поднялась до примы Императорского балета, а также примы частного предприятия Ballets Russes талантливого импрессарио Дергея Дягилева. В начале 1910-х Ballets Russes много гастролировал за границей и постановки пользовались настолько бешеным успехом, что, как пишет Тамара Платоновна, оркестр иногда не мог играть из-за приема публики, такой шум стоял, а занавес по окончанию представления поднимался бесконечное количество раз.
Портрет Карсавиной работы Валентина Серова, 1909
Она отказала предложению руки и сердца одного из своих партнеров в балете Михаила Фокина (после чего он с ней прекратил личное общение и разговаривал только на репетициях по делу) в вышла замуж за то ли финансиста, то ли чиновника (по разному пишут), небогатого дворянина Василия Мухина.
Ко времени Карсавиной, ведущий постановщик Мариинского, знаменитый титан балета Мариус Петипа был уже очень старым человеком. Тамара пишет, балеты большого мастера Петипа были фееричны, эффектны, но несколько повторялись, строились по одному сценарию.
Костюм Бакста к балету Спящая красавица Чайковского
После ухода Петипа, бывший партнер Карсавиной Михаил Фокин стал ведущим балетмейстером Мариинского и значительно преобразовал балет как направление в искусстве. До Фокина, главное значение в балете играла женщина - солистки и кордебалет, которые грациозно, искусно танцевали. Роль мужчины была невелика, в спектакле было занято мало мужчин.
Участницы балета Звезды 1898, БТ
Фокин же кардинально увеличил количество мужчина на сцене за счет усиления кордебалета мужчинами и дополнения постановок мужскими солистами, а также усилил концептуальное значение силовых мужских партий - эффектные поддержки партнерш, энергичные прыжки, сменил ритм за счет введения музыки современных композиторов. Также в общем увеличил количество артистов на сцене.
Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в Жар-птице, 1910, Ballets Russes
Словом, приблизил балет к тому образцу, который нам более знаком сегодня - от сентиментальной виртуозности и перьев 19 века двинул этот вид искусства в сторону изящного спорта с требующими большой физической силы поддержками и манипуляциями, высокими прыжками и сложными техническими элементами для мужчин и женщин. Наверняка он не один изменения производил, как водится, но это один из первых преобразователей академического балета 19 века в современный.
Жар-птица в наши дни - музыка Стравинского, оригинальная постановка Фокина, первые исполнители главных ролей - Карсавина и Нижинский

Сама же Карсавина с одной стороны пугалась революционного духа Михаила Фокина (как она пишет: "«Господи, помоги мне!» — перекрестившись, восклицает грабитель, прежде чем ограбить церковь."), с другой стороны, она в любое свободное время находила любое свободное помещение в театре и бесконечно занималась, занималась и занималась, разучивала свои партии и придумывала новые элементы. 
Также, она отмечает высокий профессионализм и фанатичную работу других балерин, с которыми ей довелось встретиться и работать - Кшесинской, Анны Павловой, Айседоры Дункан.
Анна Павлова и Михаил Мордкин в русских костюмах по эскизам Ивана Билибина (1876-1942, Ленинград)

Костюм авторства Ивана Билибина для Шемаханской царицы для постановки Сказки о золотом петушке по Пушкину, 1908 (вероятно, для балета Фокина, т.к. есть еще опера Римского-Корсакова)
Иллюстрация Ивана Билибина к сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке, 1899
Водяной царь и Василиса Премудрая, 1931
Иллюстрации Ивана Билибина к сказке Пушкина О царе Салтане, 1905
Отношения, по ее мнению, в труппе в принципе были хорошие, например, Кшесинскую она описывает как очень дружелюбную и приветливую. Матильда, знаменитая балерина старшего поколения, пишет Тамара, приглашала труппу гостить в свой загородный дом в Стрельне и там околачивалось много народу.
Дом Кшесинской в Стрельне, который подарил этой известной фаворитке на день рождения в 1894 великий князь Сергей Михайлович, проживавший по соседству в родовом имении Михайловка - в доме было более 20 комнат, в которых долгое время находилось затем 23 коммуналки. Дом этот, бывшая дача Кшесинской и первое электрифицированное здание в Стрельне, был в итоге раскурочен и снесен в 1960-х годах, когда Кшесинская уже много лет жила в Париже (умерла в 1971 году).
Но Карсавина также отмечает, что со стороны хореографов нормальны были оскорбления, например, некий Иогансон обзывал ее какой-то безмозглой коровой и не только, или, скажем, она пишет, Фокин впадал в бешенство на репетициях и "набрасывался" на нее.
С другой стороны, публика была страшно критична и ревнива, любые новшества или что угодно тянули за собой волну обвинений и преследований, как сейчас говорят, хейта. В общем, как можно понять, артисты, несмотря на свое высокое мастерство постоянно находились в атмосфере психологического напряжения.
Михаил Фокин - в 1920-х уехал в США, где основал свою труппу. 

В балете Видение Розы собственной постановки
Его внучка Изабелла Фокина (Isabelle Fokine) тоже известный хореограф, популяризатор постановок своего деда, пишут в 1990-х много работала в Петербурге, также в США, в Германии. В 1924-1925, как видно из интернета, в качестве постановщика участвует в туре Карлос Акоста Королевский балет Бирмингема с Дягилевскими постановками: Сильфиды, Видение Розы, Жар-птица, Шехерезада итд.
Ну то есть, как выше, то что было поставлено более 100 лет назад и поныне занимает заметную и значительную часть сегодняшнего балетного репертуара, настолько это было все сильно. Кстати, может она и в какой-то мере правообладатель на хореографию Фокина, а может и нет.
Сильфиды (Шопениана) Фокина в постановке Императорского балета, 1909 - очень популярный балет
Карсавина на репетиции Ballets Russes Дягилева, 1909-1910 - за роялем Стравинский
Карсавина и Нижинский в балете Видение Розы

Не знаю, к сожалению. Я и это случайно увидела, просматривая киноафишу Москино.
В прошлом году были трансляции из Большого перед самым Новым годом
Вот. Пишут, что в Беларуси тоже будут транслировать:
https://smotrim.ru/article/4829288?ysclid=mj7ozm926j163583865
В прошлом я пошла. Но не дали до конца досмотреть, в ТЦ врубили тревогу и всех выгнали из кинотеатра и тц :)
https://eva.ru/topic/77/3689378.htm?messageId=109603436
В Киномаксе 30 декабря в 19:00 и 31 декабря в 13:00 будут показывать «Щелкунчик» из Большого театра
Кому вдруг интересен еще Щелкунчик в БТ - на него выкладывают билеты периодически, обычно около 8-30 - 9-00, но не угадаешь.
А в чем фишка? Я без подкола, если что.
Создается иллюзия, что ты смотришь из зрительного зала театра?
Купила билеты на "Щелкунчика" на 31 декабря в Serbian National Teatre, партер, цена примерно 1000 рублей. Через день после покупки, случайно на улице познакомилась с женщиной возраста около 60, которая служила балериной и танцевала в этом театре много лет. Удивительная встреча.
Читаю в Телеге девушку (NePrima) , бывшая балерина, она посоветовала посмотреть отреставрированную запись "Щелкунчика" Рудольфа Нуреева в исполнении Королевского балета Великобритании. Спектакль снят аж в 1962 году!
https://youtu.be/JLJVza-GpA0?si=tFSNj3g9gcq1iOPg
Самые разные постановки можно смотреть, не только с участием Нуреева. Разные есть интересные, в том числе современные тоже.
Например, в голландском нац. балете в Амстердаме, Щелкунчик хореографии Тора ван Шейка(Toer van Schayk) под Голландию 19 века. Русский танец в боярских костюмах у него лучший из лучших, имхо. И интересная атмосфера. К сожалению, в ютубе только промо-ролик
https://www.youtube.com/watch?v=ycAjOXLQkx0
А вот Фея Драже у ван Шайка кажется слабовата против Григоровича, БТ. К сожалению, только на ютуб, но в принципе
https://youtu.be/Q3YexF616UI?t=502
***
Из современных хорош тоже Мэтью Борн, много номеров нравится - танец снежинок, вальс цветов просто шикарная тема у него. Очень оригинальная версия, американизированная
https://youtu.be/COGbMYPNzPw?t=2289
https://youtu.be/COGbMYPNzPw?t=3838
Почему девушка, например, может советовать именно Нуреева, как версия, Нуреев, танцевал в Королевском балете, где изначально ставились редакции, в том числе прима-балериной Императорского Мариинского балета Карсавиной, которая ставила оригиналы Российского Императорского балета хореографии Петипа, Льва Иванова, Михаила Фокина, она была интегральной частью этого мира, работала с Петипа, с Фокиным, другими.
И таким образом, также и более поздние постановки Королевского балета, основанные на этом фундаменте, ближе к оригиналам Петипа, Иванова, чем нынешний Мариинский или Большой, где, например, советская версия более позднего Григоровича, который к истокам никакого отношения не имел.
Карсавина была вице-президентом Королевского балета позднее и вообще одной из основателей Королевского балета, где уже в 60-х работал Нуреев. Но не только она развивала балет за рубежом на фундаменте русского Императорского балета, т.е. оригинала, откуда и пошла добрая треть всего современного балета (другая часть этого фундамента, конечно, французский балет, ну и другое так или иначе еще наверное не менее трети современного балета, а впрочем, может и меньше трети, это все конечно цифрами так просто не исчисляется).
Карсавина на балконе своей квартиры в Лондоне, Ковент Гарден
Анна Павлова у дверей своего дома в Лондоне
Конечно, советский балет сам по себе явление, да и вообще, чем больше интересных и разнообразных версий, тем все на свете интереснее самым разным людям.
Далее, по артистам русского Императорского балета за рубежом: один из партнеров известной Анны Павловой, менее известный, но тоже знаковая фигура в балете Михаил Мордкин в 1920-х выехал в США и основал там первую в Америке балетную школу, позже явившись также одним основателей одной из ведущих балетных трупп США, а может и мира, American Ballet Theater (ABT).
В данный момент, как можно посмотреть на их сайте, ABT тоже ставят Щелкунчика в Лос-Анжелесе и билеты стоят от 39 до 325 долларов, а летом будут ставить кроме прочего Лебединое озеро, Онегина и Дон Кихота в НЙ, в общем, ничего нетривиального. Петр Ильич в течение уже 150 лет дает балетам всего мира хорошо заработать и нести прекрасное людям.
Михаил Мордкин и Анна Павлова



Удовольствие на моей стороне!
***
Вацлав Нижинский в костюме Арапа (авторства Льва Бакста) из балета Шахерезада хореографии Михаила Фокина на музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова


Современная постановка Мариинского балета
Королевский балет Бирмингема (с работой над постановкой внучки и правнука Михаила Фокина, 2024-2025)
Нижинский явился следующим революционером балета после Фокина. Благодаря своему редкому таланту он рано прославился, быстро стал буквально прорывом в хореографии и быстро угас, к сожалению.
Мордкин был сильным новатором, как технически так и концептуально. Но Мордкин, опять же по Карсавиной, все еще продолжал романтические идеи прекрасного, хоть уже не в вековой традиции романтизма 18-19 веков, а в более новых (однако не таких уж и авангардно новых), идеях прерафаелитов 19-начала 20 веков, которые все еще опирались на античности.
Мордкин в балете и одноименном фильме Азиаде, 1917 - чистый модерн. А может и прерафаелиты, как утверждала Карсавина![]()
Нижинский же, в своей хореографии для балетов Весна священная Стравинского, Послеполуденный отдых фавна, других менее известных, буквально снес все традиции. Его хореография была абсолютно оригинальна и, как это любят называть, не имела аналогов в мире. Это уже был 20 век, это был авангард, это был Мир искусств (мирискусники - оригинальное русское течение в культуре начала 20 века).
Весна священная на музыку Стравинского с костюмами и декорациями Николая Рериха и оригинальной хореографией Нижинского, 1913



Мариинский
Нац. опера в Париже
Отличное видео! Только посмотрела. Замечательная постановка Петипа-Иванова и в хорошем качестве, учитывая год сьемки.
Вот какие мысли пришли в голову: как же много переработки и не так много известного современного оригинального контента. Например, у Мэтью Борна довольно оригинальная постановка Щелкунчика, где использована лишь фабула, да и все на этом, не считая музыки, конечно.


Причем, при переработках Льва Иванова - Мариуса Петипа, если некоторые хотя бы указывают, что их сегодняшняя постановка это пересмотр оригинала Мариинского театра, как например Королевский балет, который прямо в данный момент имеет на своей странице для Щелкунчика хоть где-то далеко запрятанное, но все же упоминание, что это их переработка оригинала.
А вот голландский нац. балет что-то вроде кажется вообще не упоминает, что их сегодняшняя редакция Щелкунчика под именем ван Шайка это в довольно большой части тот же переработанный Петипа-Иванов. Даже декорации и оттенки костюмов у ван Шайка близки к Иванову-Петипа.
Королевский балет, который не скрывает, что основывается на оригинале Льва Иванова 1892 года

голландский нац. балет, постановка ван Шайка
У ван Шайка, конечно, есть свое, как скажем, русский танец, который очень оригинальный (кажется очень оригинальным, если опять откуда не спер - в общем, там группа на переднем плане в золотых боярских костюмах с длинными рукавами "плывет" и вращается, а кордебалет в сарафанах и кокошниках исполняет что-то вроде ансамбля Моисеева со всеми его шаблонами, красиво), но однако некоторые детали Амстердамской постановки ван Шайка поражают по идентичности с вот этим английским видео с участием Нуреева по оригинальной постановке Иванова. Например, взятие игрушечной крепости очень похоже и вплоть до рисунка хореографии и костюмов в вальсе цветов, в танце Феи Драже. Ну и ну.
Впрочем, если взять во внимание, что кое-где даже имя композитора не пишут, выходит и так можно, когда произведение достаточно старое - писать, что это твое, не упоминая, что там не менее половины взято у того, кто это сделал 100 лет до тебя.
Взятие игрушечной крепости у ван Шайка и ниже у Королевского балета

Тем сильнее кажется вклад тех артистов, которые все это в реальности когда-то создавали. Ведь тогда, в конце 19-начале 20 веков все это, создавалось буквально с нуля, каждый балет - от идеи, либретто (фабула, иногда слова), музыки и до хореографии, даже технических элементов, декораций, костюмов - все создавалось как начало, из ниоткуда.
Да, был уже развит французский романтический балет (например, Тщетная предосторожность (La Fille mal garde, конца 18 века), известная Жизель, очаровательная Сильфида начала 19 века), но это было другое. То, что создавал Мариинский театр конца 19-начала 20 века, Русские сезоны (Les Ballets Russes) Дягилева 1900-1910 это был другой путь, это было развитие на собственных началах.
Сильфида Шнайцхоффера (1832) - изящная ирония над воздыхателем, который хотел одновременно и честную невесту сохранить и прекрасную фею, да потерял обеих


Например, для Дягилева либретто (история, фабула) в разных балетах писали художники и оформители Лев Бакст, Александр Головин, композитор Стравинский. Хореографию ставили молодые артисты Фокин, Нижинский. Фокин рисовал эскизы костюмов. Музыку Стравинский обсуждал с импрессарио Дягилевым итд.
Старый Петипа в Мариинском продвигал молодого Фокина как хореографа и поддерживал его, несмотря на то, что Фокин категорически не придерживался канонов Петипа, а создавал что-то свое. Это были настоящие творцы, а не каменные лбы, которые позанимали места, чтобы сидеть на них до конца веков.
Есть запись интервью Стравинского, где он рассказывает, как в первый раз сыграл Весну священную Дягилеву:
Стравинский (колотит по клавишам): бац, бац, бац!
Дягилев: И как долго это будет продолжаться?
Стравинский: До самого конца!
Дягилев: ... (смиряется).
Публика: в начале 20 века: Проклятые ...! Вон со сцены!
В течение следующих 100 лет: Ооо, обалденно!!
Дягилев и Стравинский
Стравинский на рисунке Пикассо
Нижинский с Морисом Равелем в работе над балетом Дафнис и Хлоя, созданного для первых исполнителей Карсавиной и Нижинского, хореография Фокина, костюмы и декорации Бакста
Морис Равель, Вацлав и Бронислава Нижинские
Нижинский и Чарли Чаплин (пишут, Чаплин обыграл балет хореографии и исполнения Нижинского Послеполуденный отдых фавна в одном из своих фильмов)



Трагически, личная судьба Нижинского была тяжела, он рано потерял рассудок, ушел в свой мир и мало соприкасался с реальностью. Правда, пишут, к концу жизни ему стало лучше и он несколько пришел в себя.
Кстати, нынешние облегающие трико у артистов балета это тоже нововведение Нижинского, за которое его уволили из Мариинского театра. До него артисты балета использовали прикрывающее тело ниже пояса одеяния. Нижинский надел обтягивающее трико дизайна Бакста без согласования в 1907 году (если память не изменяет) прямо на спектакль, на котором в царской ложе присутствовала императрица Мария Федоровна, и немедленно после спектакля получил требование об увольнении. Об этом пишет Тамара Карсавина в воспоминаниях Театральная улица (сейчас улица Зодчего Росси).
В балете Видение Розы
С Карсавиной и Шоллер в балете собственной хореографии Игры (Jeux) на музыку Клода Дебюсси

Нижинский и Стравинский в Русских сезонах
Нижинский в 1949 году в Лондоне
Александр Бенуа, Тамара Карсавина, Дягилев, Нижинский, Сергей Лифарь в Париже в 1920-х - уже больной Нижинский посетил представление балета Петрушка
Сергей Лифарь с Тамарой Карсавиной в Русских сезонах Дягилева, Ромео и Джульетта

Лифарь посещает Нижинского в 1939 в клинике в Швейцарии

Лифарь в Париж попал прямо из Киева благодаря Брониславе Нижинской которая там преподавала, в Петербурге не танцевал. В дальнейшем развивал балет в нац. опере в Париже. Карсавина с 1920-х развивала британский балет в Лондоне, в т.ч. в качестве одной из создателей Королевского балета (The Royal Ballet).
Еще один воспитанник Императорского театрального училища и балетмейстер Русских сезонов Дягилева Джордж Баланчин (Георгий Баланчидзе) основал Нью-Йорк сити балет (Лифарь и Баланчин более молодые артисты, несколько моложе Карсавиной с Нижинским).
В данный момент, Нью-Йорк сити балет тоже оказывается ставит Щелкунчика, по цене билетов от 152 до 392 долларов. Пишут, в постановке участвуют 90 танцоров, 62 музыканта, 40 сценических работников и более 125 детей в двух чередующихся составах.
Нью-Йорк сити балет в наши дни
Мариинский театр в 1892 году
