Россия - кладбище радиоактивных отходов

копировать

Люди думают, когда принимают такие решения?
1. Предыстория вопроса
В декабре 1998 года министр по атомной энергии России Евгений Адамов направил письмо своему американскому коллеге, руководителю Департамента по энергетике Биллу Ричардсону, в котором предлагает рассмотреть вопрос о размещении в России американского ОЯТ для долговременного хранения и последующей переработки. В тоже время ряд экологических организаций опубликовали протоколы переговоров представителей Минатома со швейцарскими и немецкими компаниями, где речь шла не только об импорте ОЯТ, но и о возможности захоронения радиоактивных отходов на территории России.

В России на пути выполнения проекта возникает законодательное препятствие. Ч.3 ст.50 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" запрещает ввоз на территорию России радиоактивных материалов.

Весной 1999 года Минатом начинает активное лоббирование с целью изменить 50-ю статью Закона. Поправки предполагают разрешить ввоз неограниченного количества ОЯТ на территорию России. Несмотря на все усилия, предпринятые Минатомом, законопроект по изменению ст. 50 Закона не удается принять составом старой Думы до конца 1999 года. В 1999 году в России прошли выборы в Государственную Думу. Усилиями лоббистов из Минатома комитет Государственной Думы по экологии вместо Тамары Злотниковой, выступавшей против ввоза ОЯТ, возглавил Грачев, активно поддерживающий этот проект. Летом 2001 года, Государственная Дума нового созыва под огромным давлением Минатома возвращается к вопросу ввоза ОЯТ и принимает закон об изменении статьи 50. 10 июля 2001 года свою подпись под этим законом ставит президент РФ.

2. Пакет законов по ввозу ОЯТ
Поправки, внесенные в ст. 50 Закона "Об охране окружающей природной среды", разделяют понятия радиоактивных материалов на радиоактивные отходы и "облученное" ядерное топливо (термин, введенный Минатомом). ОЯТ становится ресурсом, разрешенным для импорта. В частности в федеральном Законе "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", сказано: "4. Ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта".

Второй законопроект вносит изменения в Закон "Об использовании атомной энергии", легализуя практику лизинга ОЯТ Минатомом другим странам. По замыслу Минатома, топливо, которое поставлялось на АЭС в другие страны, возвращается в Россию без каких-либо дополнительных условий. Это расходится с мировой практикой. Обычно топливо остается на территории страны, в реакторах которых оно сжигалось, хотя страна-поставщик топлива продолжает им владеть. До сих пор неясно, будет ли Минатом требовать дополнительной оплаты за то, что топливо будет забираться после выработки своего ресурса.

Третий закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом" является чисто пропагандистским ходом Минатома для получения голосов в Государственной Думе. Закон совершенно не обязывает трату средств именно на экологические программы и не создает системы эффективного контроля над расходом средств.

Помимо этого, подписывая законы, президент Путин заявил, что будет создана специальная комиссии под председательством лауреата Нобелевской премии академика Жореса Алферова. Комиссия была призвана отслеживать каждый контракт на ввоз ОЯТ в Россию. Сам президент также пообещал лично контролировать каждую сделку. Комиссия до сих пор не создана.

копировать

Угу. И станет у нас скоро страна светящихся кавказских мигрантов:((

копировать

Помню эту байду. Возмутило меня страшно, что наши захотели этим заниматься. Помню в прессе все уговаривали, что это абсолютно безопасно, обалденно выгодно. Я в шоке от нашего руководства. И так уже всю страну загадили, так им все мало.
И вот теперь что? Японское дерьмо повезут к нам? Лучше просто не придумаешь.
Причем вроде мы именно на условиях возврата к нам отработанного топлива заключаем новые контракты на строительство АЭС. Так может какая страна еще бы подумала, стоить или не строить, а так, все же русские заберут. А у них только электричество и рост валового продукта останется. Что за сволочное у нас руководство.

копировать

Мы что то можем сделать с этой ситуацией? Если начнем выступать к нам прислушаются?

копировать

Теоритически можем. если поднимится очень большая буча, то власти вынуждены будут прислушаться.
Ведь раскручивали через интернет некоторые проблемы, власти в результате откликались, правда мало на что удавалось повлиять.
Но если все будут сидеть по кухням, то уж точно ни на что повлиять не удастся.
Хотя лично я совсем не склонна ни к митингам, ни к массовым протестам. Но ведь нельзя же просто овцами жить. в конце концов ведь речь идет именно о нашей жизни.

копировать

Я тоже не склонна к митингам, бучам и протестам но в данном случае всячески поддержу.
В таком вопросе до властей нужно достучаться.
Давайте подумаем, что можно сделать

копировать

как вариант: составить грамотно письмо и в блог президенту? или создать видеоролик, и в ютуб, потом по всем знакомым ссылку кидать и поднимать рейтинг, как то так...

копировать

Есть такая профессия, сынок, Родиной торговать...

копировать

+

копировать

Уже где-то писала, что при таких раскладах никакой селен не спасёт((

копировать

))) это все пагубное влияние селена на вас, вы уже забываете, где оставили комментарий про селен. Прекращайте его пить, а то дальше будет только хуже)))

копировать

чем же вас так этот селен торкнул? вот прям везде-везде вы с ним. никого он спасти не может, и помочь тоже не может

копировать

http://www.anti-atom.ru/mail.php

Копирую:

Уважаемый посетитель сайта Анти-атом.ру

В ГосДуме рассматривается законопроект об обращении с радиоактивными отходами. Если он будет принят в том виде, в котором прошел первое чтение 20 января 2010 года, то в России:

будет отменен запрет на захоронение (закачку) жидких радиоактивных отходов под землю (в том числе, в водоносные горизонты)
атомная промышленность сможет строить ядерные могильники, которые будут существовать сотни тысяч лет, не обращая внимания на мнение местного населения, ведь закон не обязывает его учитывать при принятии решений
предприятия, производящие радиоактивные отходы, входящие в госкорпорацию Росатом, смогут перекладывать ответственность и финансовое бремя по обращению с этими отходами на бюджеты разных уровней. Так быть не должно - кто зарабатывает на деятельности, связанной с производством отходов, тот и должен платить за обращение с ними
Группа "Экозащита!" приглашает Вас поддержать набор поправок, которые позволяют скорректировать положения законопроекта (прочитать можно здесь). Если Вы считаете, что такой закон не должен быть принят, а также согласны с нашими поправками - пожалуйста, отправьте это обращение депутатам ГосДумы РФ.



Уважаемые депутаты,

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект Федерального Закона "Об обращении с радиоактивными отходами". 20 января 2010 г. на своем пленарном заседании Госдума большинством голосов приняла в первом чтении проект этого закона.

Признавая необходимость такого закона для наведения порядка в системе обращения с радиоактивными отходами, тем не менее в нынешнем виде он скорее представляет опасность, чем решает серьезные проблемы.

Законопроект направлен в первую очередь на решение узковедомственных интересов госкорпорации Росатом и не отвечает интересам России.

Вот только некоторые пункты, из-за которых закон нельзя принимать в предложенном виде:


1. Законопроект разрешает закачку жидких радиоактивных отходов под землю. Фактически закон легализует опаснейшую практику, которая ведется на некоторых российских атомных предприятиях. Это не только опасная технология, но и нарушение Водного кодекса России в части запрета сброса радиоактивных отходов в водные объекты.

2. Законопроект устанавливает процедуру подбора площадок для ядерных могильников, не учитывающую мнение местного населения. Учитывая уникальность принимаемых решений о могильниках, которые будут существовать сотни тысяч лет, принятие решений в отношении выбора площадок для ядерных могильников должно проводиться только через местные референдумы.

3. В соответствии с законопроектом отходы делятся на накопленные до принятия закона и остальные отходы. При этом закон не прописывает процедуру, как и кто будет финансировать утилизацию накопленных отходов. В сочетании с тем, что законопроект не вводит принцип полной финансовой ответственности производителя отходов за обращение с радиоактивными отходами, возникает риск, что финансирование утилизации практически всех отходов в Российской Федерации, в том числе отходов коммерческих компаний (ОАО "Атомэнергопром", ОАО ТВЭЛ и т.д.) будет осуществляться из средств федерального бюджета. Реализация такой схемы, идет вразрез принципу справедливой конкуренции на рынке энергии и будет означать закрепление порочной практики государственного дотирования атомной энергетики.

Прошу Вас не допустить прохождение законопроекта в предложенном виде, а также учесть поправки экологических организаций, которые Вы можете прочитать в Интернете по адресу:


http://anti-atom.ru/ab/node/1332