с религией "мира и добра" борятся ее же носители.

копировать

Таджикистан на мушке
В таджикских лавках, торгующих пиратским ПО, появилась игра «Operation Flashpoint: Red River». События игры разворачиваются в 2013 году на территории Таджикистана. Согласно сюжету власть в этой стране захвачена исламистами и, в качестве миротворческих сил туда послан Корпус морской пехоты США. Его основным противником выступают войска Народно-освободительной армии Китая. Карты, на которых предлагается поиграть любителям нового шутера, очень точно совпадают с реальной местностью.

Если вы думаете, что все это — забавы далеких от политики «ботанов», чье представление о регионе не выходит за рамки легенд о Большой игре XIX века, то вы ошибаетесь. Британская компания Codemasters, выпустила эту игру в апреле на основе разработанной ею же VBS (virtual battle space) — тренировочной программы для американской армии. Сказка ложь, да в ней намек. Вероятность реального захвата власти в Таджикистане исламистами на самом деле существует и США в этом сценарии, не игровом, а реальном, исполняют совсем не последнюю роль.

По сообщениям таджикских СМИ, вчера в Таджикистане завершена операция «Медресе», которая началась 1 мая во всех городах и весях на севере Таджикистана. Целью операции была проверка религиозных исламских учебных заведений, медресе, и мечетей на соответствие новому закону «О свободе совести и религиозных организациях». Президент Эмомали Рахмон развернул невиданную по активности борьбу с исламом и под его пресс теперь попадают те, кто раньше благословлял его и всячески проповедовал подчинение его власти – имамы и истово верующие мусульмане. Теперь этих людей проверяют с участием правоохранительных органов. И не просто проверяют, а и арестовывают, если, по мнению полицейских, их деятельность незаконна.

Известный таджикский богослов, в прошлом муфтий мусульман Таджикистана Ходжи Акбар Тураджонзода в интервью REGNUM подчеркнул, что считает принятие этого закона мрачным событием. «Посещать мечети – это право каждого мусульманина. Власти своим действиями показали, что они выступают против религиозных свобод в стране» — говорит он. Богослов считает, что таких ограничений свободы вероисповедания в Таджикистане не было даже во времена СССР. Но это не удивительно: в ту пору здесь не было и исламских экстремистов.

К радикализации ислама в республике приложил руку и сам ее президент. Рахмон долго заигрывал с религией, совершил хадж, дабы приобрести в глазах жителей больший авторитет. За время, пошедшее с окончания гражданской войны в Таджикистане, практически 100% населения этой страны стали исповедовать ислам. Если в советское время основную часть верующих составляли люди старшего возраста, то теперь в мечети ходят все – и стар и млад, и нищий с базара, и чиновник из высокого кабинета. Стало обычным явлением, когда на пятничную молитву в центральную мечеть Душанбе собирается чуть ли не весь состав правительства.

И вдруг в 2010 году все закончилось – на получение религиозного образования за рубежом был наложен жестокий запрет, студенты отозваны, а те, кто, несмотря на запрет, решил закончить обучение, в Таджикистане теперь приравнен к числу врагов режима. После прошлогодних столкновений с исламистами в Раште — основном гнезде ОТО и непримиримого сопротивления Рахмону — он понял, что игры зашли слишком далеко.

Эксперты говорят, что теперь Рахмон ударился в другую крайность, и что тотальная борьба с исламом не имеет ничего общего с борьбой с религиозным экстремизмом. Так это или нет, трудно сказать, но возможно, у Рахмона сейчас просто нет другого выбора. Ислам — не без поддержки его радикальных сект Западом – переживает глобальный ренессанс, а противопоставить ему нечего. Стремясь к обогащению и власти, новые таджикские баи сами отвергли советский атеистический гуманизм и ввергли страну в средневековье. А теперь и сами не понимают, с каких позиций они борются с исламистами. Ведь «порядок» и «стабильность» — это не идеология. Своими действиями Рахмон не только теряет остатки авторитета среди верующих, но и толкает наиболее активную их часть, молодежь, в объятия «лесных братьев», непримиримых врагов нынешней власти. А в том, что в горах этих молодых ребят научат не столько правильно молиться, сколько уверенно действовать автоматом и ножом, можно не сомневаться.

О том, чего нынче стоит авторитет власти Рахмона и его семьи, хорошо свидетельствуют факты. На днях, как сообщалось, в Кулябе – фактически родном городе Рахмона, болельщики местного футбольного клуба с символически названием «Равшан» избили игроков столичной команды «Истиклол», в которой играет и младший сын Рахмона – Рустам. И хотя официальные сообщения говорят о том, что кулябцы были недовольны проигрышем своей команды, на самом деле, как сообщают очевидцы, агрессия толпы была направлена именно против рахмоновского сына. Его оскорбляли и фактически выгнали со стадиона. И этот пример не единичен. Подобная история произошла и в прошлом году в Курган Тюбе, только тогда она не получила такой огласки, а все ограничилось глухими слухами.

Под гребенку операции «Медресе» угодил и таджикский корреспондент британской BBC Усмонов, которого обвинили в членстве в экстремистской организации «Хизб-ут-тахрир» и упекли за решетку. Как результат – американское посольство, представительства европейских стран и ОБСЕ завалили таджикский МИД запросами о ситуации со свободой слова и гонениях на прессу.

А и они тоже есть – в начале июня был осужден на 9 лет владелец и директор частной душанбинской радиостанции «Ватан» Далер Амонов. Его обвинили в экономических аферах и мошенничестве. С 1 июня запрещена деятельность представительства спутникового канала «К+» — «Стан Медиа».

Рахмон закручивает гайки, но надо смотреть правде в глаза. Таджикистан не имеет ни ресурсов, ни культурно-исторических предпосылок для независимости и суверенитета – тем более в эпоху глобализации. Спустя 20 лет после распада СССР это все еще просто осколок Российской империи, чудом получивший незаслуженный статус государства. Как и соседняя Киргизия, это — бочка без обручей, которой не дают рассыпаться границы соседних государств и шаткий баланс интересов глобальных игроков в Центральной Азии. По сути Таджикистан давно управляется не властями этой страны, а США, Россией и Китаем, долги перед которыми вынуждают Рахмона идти на поводу то у одних, то у других.

И именно это делает ситуацию так плохо управляемой. Рано или поздно наступит момент, когда те самые исламские экстремисты получат поддержку большинства населения Таджикистана. Не на этот ли случай разрабатываются виртуальные сценарии ввода корпуса американского спецназа? Впрочем, о чем это я – никакие они не виртуальные. Недавно военные США публично признали, что их спецназ уже с успехом повоевал с исламистами в Таджикистане, вторгшись на его территорию через афганскую границу. Речь шла об операции в Раштской долине. И официальный Душанбе этого не опроверг.

Михаил Александров

копировать

"Президент Эмомали Рахмон развернул невиданную по активности борьбу с исламом" - Аллах свидетель всего и не хотелось бы оказаться на его месте в Грядущей жизни.

копировать

блин! для средней азии цивилизацинным поплавком была россия.....без неё СА уверенно погружается в свою естественную среду - средневековье...это могли бы остановить местные русские ...но их погнали ....что бы баям было легче грабить свой народ...в результате имеют то что имеют..

копировать

+1. когда приехала в свой родной город, была в шоке!!! Там развал и полнейшая деградация, ЖКХ-коммуникации все прогнило и ничего не ремонтируется-им проще в реку и поссать и попить из нее, а русских то как гнали-как врагов. Все в упадке, электричества нет днем-включают только на ночь, мясо все тухнет, продукты отвратительные, производства нет, короче как они живут-выживают-непонятно.

копировать

Ну это новость только для Таджикистана. В Узбекистане то же самое было лет 10 назад. Везде мечети, религиозные школы, муллы. А потом в этих "центрах духовной жизни" нашли оружие в больших количествах и сразу вопросы появились, а чему на самом деле учат в этих школах, к чему готовят молодежь, а главное, кто за этим стоит. Каримов тогда также резко гайки закрутил "поборникам ислама" и внезапно раздружился с америкосами-благодетелями.