Апраксия движений и заикание
Доброго времени суток, девушки!
Давно знакома с разделом "Другие дети" в качестве читателя, благодаря ему в свое время узнала о Лынской, за что вам большое спасибо! Моему сыну 4 года, речь "пошла" около полугода назад после довольно интенсивных занятий. Сейчас речевое развитие более-менее, на первый план вышли другие проблемы: заикание (повтор последних слогов, звуков, слов) рваный темпоритм речи и апраксия движений, которая больше проявляется в мелкой моторике (например, показать на пальцах, что ему 4 года, пришлось учить 2 недели, то есть произвольное повторение жестов дается с трудом, как следствие - рисовать, лепить и прочее - не умеет и учиться не хочет). Все это усугубляется плохим удержанием внимания и сильной эмоциональностью ребенка. Чисто интуитивно хочется найти качественного дефектолога с комплексным подходом, в арсенале которого есть качественные занятия по логоритмике, возможно, что-то связанное с пением для развития правильного дыхания (ребенок очень музыкален и должен хорошо отозваться на музыкальные занятия) и методикой по преодолению апраксии движений. Была бы очень признательна за контакты центров или частников, специализирующихся на этом (в идеале ЮЗАО-ЦАО, но готовы ездить и дальше, если вдруг найдется уникальный спец) или какие-то подсказки-наводки, рассказы о том, как вам удалось уменьшить проявления апраксии или заикания.
Хочу Вам порекомендовать найти инструктора ЛФК (реабилитолога), который начал бы индивидуально заниматься ЛФК с Вашим сыном. Потому что восстановить "вертикальный сигнал" при мелкой моторике невозможно без восстановления крупной моторики. Более того, как только вы начнете заниматься крупной моторикой, мелкая моторика будет сама подтягиваться. Это я Вам из своего опыта говорю.
Истерики ребенка, плохое удержание внимания -это все равно результат разбалансировки мозга. Восстановление связей в мозге будет улучшать и поведение тоже.
У меня в разное время были разые специалисты. Одно время мы занимались (5 лет) с девушкой-инструктором из обычного фитнесс-клуба. Взяли туда карту, чтобы плавать и ходить на разные групповые занятия перед школой, а нашли инструктора ЛФК. У нее не было опыта работы с такими детьми, но было горячее желание нам помочь и хорошие знания механики мышц тела (биомеханики). Она сразу поняла, в чем проблема у сына и стала разбивать упражнения на много мелких составных частей. Например, сын не мог встать в "планку" (поза на полу, когда собираешься начать отжиматься). Она сама встала в "планку" и попросила сделать тоже самое его, по подрожанию, глядя на нее. У сына не получилось, как он ни старался. Он не мог понять, как это возможно сделать. Тогда она стала говорить и показывать по-шагово, что нужно сделать: сесть на корточки, поставить руки, отпрыгнуть назад, выровнять живот-спину. И все получилось! И с тех пор инструктор, используя разное оборудование для занятий (мячи, палки, тоннели, камушки, следочки...), стала проводить занятия на координацию. Попутно мы исправили плоскостопие, осанку, накачали пресс... :)
Теперь мы занимаемся именно с реабилитологом из НИИ Педиатрии на Ломоносовском проспекте. Туда сначала нужно записаться к врачу ЛФК в КДЦ на приема потом они платно назначают несколько занятий (обучают маму). И система такая: мама дома занимается сама и периодически приезжает на прием в КДЦ, чтобы уточнить/получить новые упражнения.
Мне такая система не очень подошла, потому что мой сын со мной уже не хочет заниматься (капризничает), а с чужим человеком очень хорошо все делает. Поэтому я договорилась о частных занятиях с инстуктором после его работы у нас дома.
Если хотите, уточню, к какому врачу ЛФК сейчас лучше записаться. Напишу в личку.
Подумайте, что Вы выберете. Может, найдете ЛФК -инструктора в фитнесс-клубе около дома для начала.
Еще мне понравились реабилитологи в Центре им. дмитрия Рогачева. Мы там лежали. К ним также можно и платно записаться через поликлинику Центра. Только я не знаю, нужно ли сначала записываться к врачу ЛФК. Но это можно узнать в регистратуре.
Официально у сына не стоит диспраксия, я сама пришла к этому выводу только этим летом, когда увидела заметную разницу в навыках с ровесником племянником. До этого специалисты, к которым обращалась, списывали на наш трудный первый год жизни (у сына до этого года была инвалидность по ЖКТ, подозревали субтотальный Гиршпрунг, оказался врожденный стеноз небольшого участка, но три операции в анамнезе), личностные особенности развития, аутизм и УО. Сейчас задним умом понимаю, что отставание в развитии как раз и обусловлено вот этой диспраксией, а не УО и аутичным спектром, как меня пугали некоторые уважаемые люди. Именно из-за нее довольно поздно появился указательный жест, в год и три, хотя там как раз у нас было две операции подряд, поэтому я сразу и не обратила внимания. С повторением всегда было туго, а ведь это основной способ научения у детей раннего возраста, поэтому и стали ставить под вопросом УО и аутичный спектр, которые, слава Богу , отпали , как только рванула речь. Речь появилась после трех, до этого тоже были выраженные нарушение речевого развития: мало лепета, гуления, распевки слогов почти не было. Потом пошли заниматься к Лынской, и сначала очень медленно стали появляться слова и повторение слов за ней, а через полгода как лавиной прорвало. С зимы очень сильный скачок, но именно он и спровоцировал рваный темпоритм :-( Когда только начинал говорить, с ритмом было все в порядке, а когда речь резко рванула, в один день вдруг стал заикаться: проснулся после дневного сна и все :-( Пошли паузы, разбивка по слогам, повторы. Марианна сказала, что к сожалению, это частое явление у таких детей, не успел язык за мозгом :-( Сама речь сейчас вполне в пределах нормы, может и выше даже, звуковка только, но тоже неприятная - межзубный сигматизм, горловое р, аграмматизмы бывают, но не часто. Зато моторика вылезла на первый план, вот ей и хотелось бы заняться сейчас. Пришлите, пожалуйста, врача в личку, с НИИ педиатрии мы хорошо знакомы по кишечным делам.
Сейчас же понимаю, что когда были осенью в Анапе на санаторно-курортном лечении, почему не пошло ЛФК :-( мы пришли на первое занятие, сын посмотрел, что делают, что повторять надо, не смог ничего и громко заявил: глупо, как глупо! Развернулся и ушел. Мне тогда смешно было, а сейчас понимаю, что он реально испытывает огромные сложности с повторением движений и ему нужны индивидуальные занятия с разбивкой на мелкие составляющие, как вы и писали. Домашние занятия он тоже не любит, и спецов лучше слушается гораздо лучше, чем меня в плане обучения.
МРТ мы не делали. Сначала неврологи рекомендовали сделать, но у нас там наркоз за наркозом по полостным операциям, сами же врачи и решили повременить с ней, а потом вроде стали говорить, что необходимости особой нет. Посмотрим, что сейчас скажут, как раз собираемся к ним.
Еще мой инструктор рекомендовал сейчас записываться (в сентябре), потому что в октябре будет запарка и курс из 10 занятий (даже платно) ВЫ можете не получить. А вот про субботы - там не будет таких проблем.Можно в любое время записываться
Сначала нам логопеды ставили в 4 года апраксию (причем именно в центре патологии речи). А неврологи сначала считали, что у нас ДЦП. А потом где-то как раз в возрасте 4,5 лет ушел последний патологический рефлекс. Мы как раз переделали МРТ головного мозга и выяснилось, что кора скомпенсировалась полностью. Ноотропы мы пили с рождения, конечно.
И кроме проблем с мозжечком ничего по МРТ нет. Тогда невролог и поставил диспраксию. Потому что невролог смотрел заключения логопеда и врача ЛфК. Мы тогда получили ВМП по неврологии как раз в НИИ Педиатрии на Ломоносовском. Врачи все вместе собрались, обсудили сына и выгесли вердикт: диспраксия развития. И уже не ДЦП, а синдром ДЦП. Потому что нет такого кода в МКБ-10 как Диспраксия. Поэтому нам сначала пишут: синдром ДЦП, а потом следующим словом Диспраксия.
Для улучшения скандированности речи очень помогает дыхательная гимнастика. Сама все никак не доеду до ученика Стрельниковой, который индивидуально подбирает программу..
Мой сын в возрасте примерно 5 лет попал к одному логопедуя, которая порекомендовала купить дыхательный тренажер в аптеке. Уже не помню, как назыается, а на нем ничего не написано на баночке. Как-то он назывался типа "для астматиков" что ли... Там пластиковый стакан и трубка, которая в него вставляется. Выгляжет наподобие детской бутылки с для воды дорожной с трубочкой для питья, чтобы крышку не открывать и не проливать жидкость. Так вот, логопед сказала наливать разное количество воды в этот пластиковый стакан и дуть в него (обратное движение питью) равномерно под счет. Раз - выдох в воду, вздохнул воздух, два - выдох в воду. И т.д.
Мы один раз в день по вечерам делали это минут пять. Через недели 2 все заметили, что паузы между слогами (у нас тогда слов не было, только слоги мы ставили) стали заметно короче. Речь стала более быстрой.
Через какое-то время мы это занятие бросили, к сожалению, потому что вылезли другие серьезные проблемы со здоровьем, на которые пришлось тратить наше время и силы...
Вот Вы напомнили, что нужно опять к этому вернуться. Речь у сына скандированная все равно, хотя и не так, как было в его раннем детстве.
Только Вы должны понимать, что начинать любые дыхательные гимнастики можно делать только после ЭЭГ, чтобы не спровоцировать никаких эпилептических проблем.
Хотела еще спросить вас: как у вашего мальчика сложилось со школой? Ходил ли он в сад? Я планировала его отдать с осени в сад, но он одевается сам неважно, не знаю, как к такому ребенку отнесутся воспитатели.
Поэтому у Вас с садом может быть совсем другая история. Главное, мне кажется, искать подход к воспитателям, кивать головой на любые их советы, замечания... Но и при этом, вести себя с достоинством, не унижаться.
Операций у нас ттт пока не было. Только пункция с общим наркозом. Но не в НИИ Педиатрии, а в Сперанского.
Дисграфия есть. Тем более, что есть 3 вида дизартрии. Но сыну помог Томатис, конечно. Поэтому у нас дисграфия выглядет так: если учитель диктует диктанты - всегда только 5, даже за три класса ни одной 4 не было. Потому что фонематический слух, слава Богу, развили хорошо с помощью Томатиса. А вот если сын сам себе диктует что-то (сочинение, изложение), то, конечно, ужас ужасный, потому что он же себе диктует так, как говорит: Шук сител на терефе. (Жук сидел на дереве).
Мы занимались в первом и втором классе дополнительно дома по пособиям Ефименковой "Коррекция дисграфии". Сейчас можно диски купить. Книга после ее смерти не переиздается.
И это здорово помогло. И сын просто запоминал (заучивал), как пишутся слова, которые он не правильно произносит.
Дискалькулии нет. Слава Богу. В третьем классе вылезли трудности с пониманием задач и в целом текстов. Т.е. когда тексты были легкие в 1 и 2 классе (и задачи тоже), этого видно не было. А сейчас, когда одно предложение может состоять из 20-30 слов, начались проблемы.. Но официально логопеды нам не ставят дислексию (только одна логопед о ней сказала), потому что у сына понимание прочитанного связано напрямую с его речью. Т.если сын говорит фразами из 5 слов, то и понимает прочитанное предложение из 5 слов, а никак не из 20-ти. А у настоящих дислексиков все по-другому: понимание прочитанного ими связано не с речевыми проблемами, а с трудностями обработки мозгом информации. (Как-то так).
В первом классе были сложности с написанием прописей. Весь первый класс мы только этим и занимались, потому что была очень плохая рука, плохая мелкая моторика. Мне приходилось сидеть рядом и сначала просто даже удерживать своей рукой его руку, когда он пишет, потому что рука "гуляла" по строкам. Плюс еще сильный тремор кисти. Процентов 10-15 в классе не успевал из-за этого. Но теперь все нормально.
Мне кажется, что в любом возрасте нужно ЛФК, потому что это и формирование разных связей в мозге, и приток кислорода к мозгу, чтобы там быстрее формировались разные реакции, и физическое здоровье и выносливость, которое необходимо для детей, проходящих длительную реабилитацию. Не менее 2-3 раз в неделю постоянно, не взирая на каникулы, праздники новогодние ...
Дефектолог нужен в возрасте до школы все-таки. Очень важно успеть заложить все основные понятия (цвета, размеры, выше-ниже и подобное, буквы-цифры, поставить руку для письма, развить воображение (лепить, рисовать, конструировать...) и прочее). В идеале должен быть до школы логопед-дефектолог, который уклон бы делал в дефектологию. А, начиная со школы, именно в логопедию (развитие связной речи (устной и потом письменной).
Нейропсихолог - обычно с 5 лет и до школы, лет до 8-ми максимум. Потом это уже практически не работает. (Я имею в виду разные нейропсихологические гимнастики). Кстати, наш реабилитолог-инструктор ЛФК знает прекрасно все нейропсихологические методики и успешно использует их на занятиях. Поэтому здесь у Вас может быть один специалист.
Психолог. Мы начали с 5 лет (сын еще не говорил). Занимались с психологом-игротерапевтом из ЦЛП на ул. Строителей,17б. (Приезжала к нам частно домой). Занимались 1 раз в неделю 3 года подряд. Теперь нашли другого и тоже несколько лет подряд занимаемся. На мой взгляд, 1 раз в неделю достаточно. Эффект точно есть. Только до школы это должен быть именно игротерапевт, который бы с игрушками и иногда красками-пластилином на полу бы играл с ребенком, а не занятия по книгам и пособиям за столом. Сын вообще не воспринимал это как занятия. И до сих пор не воспринимает. Зато сколько мы решили проблем с мотивацией, поведением, со сном, наконец...
У нам все-таки не психиатр, а невролог. Исходя из нашего органического поражения головного мозга. До школы встречались один раз в квартал, тепрь два раза в год. Пьем, в основном, сосудистые, аминокислоты. Психиатр нам не нужен. Тут Вам не могу подсказать.
Я поделилась своим опытом, исходя из проблем моего ребенка все-таки. Но, может, это Вам поможет.
Но, конечно, Вам решать. Нужен или нет наркоз. Делать или нет МРТ. Мне результаты МРТ помогли правильно подобрать реабилитацию сыну. Иногда, конечно, результаты МРТ могут быть не показательны. Вам решать.
Фамилию врача ЛФК буду знать во вторник-среду. И сразу напишу Вам.
А у кого Вы лечитесь в НИИ Педиатрии по ЖКТ? Мы тоже там наблюдаемся уже 7 лет.
27 августа - "Детский день": показательные занятия, квесты, мастер-классы, театрализация и много подарков.
28 августа - "Родительский день": семинар, презентация занятий и программ, встреча родительского клуба
В течение двух дней будет проводится лотерея, в результате которой победитель получит Сертификат, дающий скидку 20 % на участие в сенсорно-интегративных логопедических интенсивах.
Участие в мероприятиях по предварительной записи, что обусловлено спецификой проведения занятий! Подробности о том, как принять участие на нашем сайте: http://kinderquest.ru/blog/club/356/
количество повторов усиливается при стрессе
Вы сами все написали = Лынская идеальный вариант для вас
тут не дефектолог нужен, а нейропсихолог и кинехиотерапевт
не учить показывать пальцы - а устранять причину почему для него это так сложно И тогда эти пальцы появятся сами
У Никифора же нет таких проблем. Слава Богу!