Жестокий романс
Совершенно случайно наткнулась на фильм 1984 года, с Михалковым. Захотелось обсудить,так впечатление от фильма совершенно поменялось!
Последний просмотр был лет 15-20 назад,когда я была еще студенткой. Лариса тогда казалась воплощением красоты (такнебывает!), я ей сочувствовала,сострадала, была очарована Паратовым, Карандышев был мне омерзителен.
Сегодня посмотрела-совершенно другое впечатление.
Лариса- некоторые ракурсы хороши,но вообще лицо показалось мне грубым, не интересным, сама героиня пошлА, падка на блестящее,на цЫрк.
Паратов омерзителен, сам голос его, вкрадчивый,слишком "гладкая" речь- неприятны. Купцы отвратительны,конечно, еще и тем,что вхожи в дом, таких друзей иметь- и врагов не надо.
Единственный положительный "герой"-конечно, с натяжкой, - Карандышев. Любит,как может, обычный человек. Обычный, неброский, даже милый в своей наивности и правильности.
И,конечно, влюбленный в Ларису. ( в конце,когда Паратов говорит об оковах, Лариса отвечает,что не боится ничего и будет с ним. После Карандышев,видя,как Ларису проигрывают,как вещь, видя,что она обесчещенна, все-таки не отступается от нее хочет отомстить и защитить ее. Лариса ведет себя с ним очень жестоко,по сути, зеркаля Паратова. )
Смотрела и поражалась глупости героини,ее матери (отпустила кататься с Паратовым,хотя,даже если бы он хотел жениться, от него надо было бы держаться подальше- эгоцентричный,эгоистичный человек врят ли мог бы быть хорошим мужем)
А вам как?
Вообще фильм показался мне очень современным.
Или ему надо было непременно любить страшненькую?
Ну, этак мы можем любое чувство на молекулы разложить.
Помните,в начале фильма,когда Паратов стреляет в часы, Карандышев,совершенно,кстати, "беспонтово", пугается и оттаскивает Ларису (которая еще и близко не невеста),он за нее боится.
Он и за себя боится- это тоже нормально. Он не "пацан".
Какие понты,если девушка "пользованная"? Это раз. И второе, ну,вот он такой, Акакий Акакиевич, мелкой,серенький,но это же не значит,что он не может любить?
Конечно, он горд собой, скорее всего, он из "бедной " демьи, он гордился тем,что получил какое-никакое " место", и взяток не берет,и вообще,видимо,очень щепетильно относится к "чести", "любви" и тд. Не случайно же он в конце хочет отомстить за Ларису. Он, Акакий Акакиевич!
Естественно,это не " герой". В таких не влюбляются. Но душевно он не низок,не грязен,не подл, и уж тем более он не подл по сравнению с купцами и Паратовым.
Его играет Цыганов, представляете?

Перед такими мужчинами как Паратов, я в молодости сама не могла устоять. И "как же можно его не послушать" и "как же можно в нём не быть уверенной" прекрасно понимаю. Сейчас повзрослела, люблю совсем другой тип мужчины, совсем не Карандышева, правда.
Что касается внешности Ларисы - мне кажется, Вы видите в ней сейчас черты сегодняшней Гузеевой. :-)А Харита Игнатьевна - конечно, ей предпочтительнее Паратов, чем Карандышев - у Паратова денег больше, он купец, а тот мелкий чиновничек. Разве Вы не заметили, что сама мать смотрит на Ларису как на вещь?
Имею в виду характер матери.
А по сути пьесы, у Ларисы не было ни шанса выжить... Слишком свободна она была для того времени...
А вот тут стоп! Представьте-та себя на месте мамаши. Ваша дочка,молодая и наивная еще, бежит покататься на крутой тачке со...скажем, сынком богатых родителей.Кутилой, обаятельным мерзавцем.
Отпустили бы ВЫ свою дочку, в то время,зная,что ,возможно,потом репутация ее будет потеряна, отпустили ли со словами : " ну что я,не женщина,что ли?"
Да и в это время отпустили бы,видя,что ребенок ослеплен страстью, у Ларисы же глаза "плыли" совершенно,в них не было разума.
Паратов врет, ведь,он не говорит Ларисе,что помолвлен. Более того,после соблазнения он несколько раздражен, видно,что он хочет избавиться от ситуации и от Ларисы и тяготится девушкой. И он знает,что было поставленои на кон. НО это его не остановило. Лариса ведь была уверена,что он будет просить ее руки. А он изначально знал,что он погубит Ларису,и он сознательно это сделал.
Правда,потом всплакнул- уж больно хороша была Лариса,когда обвиняла его,да и была,наверное, горькая сладость: чувствовать себя подлецом.
Люди вокруг него не рады обманываться,как Вы сказали. Они доверчивы и наивны. Сложно ли обмануть таких?
девочка была просто глупа, а вот мамаша - не промах.
Он смешнон,не секси и не герой. Вспомните,как он пытае тся поднять коляску. Убого, не эффектно. Он понимает,что она красива и " статусна". Но,уверена,он выложился бы на 100 процентов для нее.
И уж он не был бы циничен,как " друг детства,Вася",кидающий монетку.
Вчера,после Служебного романса, я попала на "Возкал для двоих". Это было случайно, но любопытно то,что там явлена суть Паратова. В этом...Андрюшке, с арбузами и "сама-сама"! И с железным зубом. Гротескный вариант щеголька Паратова:)
Но я подумала про другое. Карандышев трудолюбив,такой тип стимулировать надо,управлять им,но мягко так...И он может дорасти до "генерала",при хорошем уходе и грамотной поддрежке жены.
Мама Ларисы-вполне себе генеральская жена. Может,и Лариса с годами смогла бы быть такой...живенькой.
Подумала еще о том,что Карандышев,скорее,накопитель, он идет снизу-вверх. Этакий муравей из басни.
А Паратов-расточитель,он не способен на созидание,только на траты. Потому и богатая жена ему необходима,сам он не способен на накопление,труд и тд.
Честен,наивен. У меня сложилось впечатление,что он "из простых",но даже его служба на почте -уже достижение для него,вот почему он так наивен и горд. Для него это уже-достижение.
Взятки ему не дают,да,но,думаю,такой типаж взятки и не берет. Он занудлив,но он правилен. Он не "оборотлив".
Поэтому и хочет отомстить за Ларису.
В то время,как "шикарные друзья" даже и не задумываются о том,что недопустимо так оскорблять девушку.
Помните,как он пытается выпросить любивь у Ларисы,внимание, хоть немного, это просто вопль маленького человека. Который прост,честен, закомплексован,но он не подлец,он не играет ТАК людьми,как "купцы".
Он не герой,конечно.Этикетки переклеивает...маленький,смешной человек.
Это я так,пытаюсь обьяснить.:)
Остальные мне кажутся отвратительными.
Если бы Лариса с годами стала такой,как ее маменька,она бы управляла таким мужем.
С годами привыкла бы,полюбила бы. Брак по страсти- врят ли сделал бы Ларису счастливой, Паратов - не "муж", с цыганами и тд.
Мне кажется,состояние аффекта вызвало именно чувство,что над ним все посмеялись,он остался в дураках вместо лелеемого триумфа.А теперь Лариса уедет с купцом,и каждый будет смеяться и тыкать в него пальцем: "вот этот недотепа,от которого сбежала невеста!Да и прально сделала,кто ж за такого пойдёт в здравом уме."
Уж лучше на каторгу.Так получается -настоящий мужик,отомстил за поруганные чувства.
не знаю, мне всегда кажется, что более логичным финалом, если бы Паратов не спутал все карты и Лариса не погибла бы и вышла замуж, был бы сценарий чеховской "Анны на шее".
Но это имхо.
Но из всех персонажей;на безрыбье-то...?Неужели Паратов,Кнуров Вам приятнее?
Паратов очень харизматичен и как женщина я Ларису понимаю на 100%. Я бы тоже за таким пошла "хоть на край земли, хоть за край". И потом, кмк, Паратов действительно был влюблён в Ларису и ухаживал с серьёзными намерениями- на том этапе, когда ездил к ним в дом, до того, как уехал, разорился и решил поправить свои дела с помощью богатой невесты. Просто он должен был сделать выбор - любовь или деньги, и, конечно, Паратов не тот человек, который деньгам предпочтёт любовь.
"А ведь я, господа, чуть было на Ларисе-то не женился, вот бы людей насмешил".
Кнуров мне в целом симпатичнее Карандышева, да. (И Петренко кмк как нельзя лучше подходит эта роль). Жениться на Ларисе не мог, т.к. уже был женат, а то бы "ни на минуту не ззадумался". "Полное обеспечение на всю жизнь" в таких размерах, за которое "осуждение не переходит" - ну, по крайней мере предложил максимум из того, что мог. :-)
*прикрылась тазиком*
Короче,разные мы все.
Кнуров - понятен,но он относится к Ларисе,как к обьекту. Если Карандышев просит о любви,то Кнурову и любовь-то ее не нужна,просто бы взял,как вещь. Олигарх.
Относительно Кнурова, думаю в сложившихся реалиях для Ларисы это был лучший выбор. Да и она бы его выбрала, если бы не сразила пуля Карандышева...
Меня тронуло,как он боялся за нее,когда Паратов (отвретительный во всем) предложил ей взять в руки его часы.
Он не глуп,он видит,что Паратов- напыщенный,пустой.
Но,видимо, его происхождение наложило отпечаток. Бедные детство,юность, может,насмешки со стороны "паратовых" и тд.
Конечно, герои- они такие, благородные, прекрасные, с волевыми лицами и тд.
Но сказать,что он вообще "размазня"- нет,нельзя. Обычный человек, выходец из низов,который пытается что-то сделать, усердием и терпением.
В сотый раз повторю,что он не герой,но он человечнее других особ мужеского пола в этой пьесе.
Хотел ли он ее использовать? Не знаю. Я не увидела в нем расчетливости большой.
Новосельцев в Служебном романе( кстати, названия перекликаются фонетически) -тот же самый карандышев,почти. Маленький человек, проблемный, абсолютно лишенный блеска,лоска, ошеломительного обаяния...И,как антипод- Самохвалов. ПОдарки секретарше, уместность, внешняя красивость...
Есть такие порывы и у Карандышева. Он не может равнидушно смотреть,как на Ларису кидают монетку,и,поняв,что она " пала", хочет за нее мстить, заявляя ей об этом.
Вы не допускаете в "маленьком человеке" чувства собственного достоинства? Горсдости?Ну,такой,полупридушенной обстоятельствами, без прекрасного размаха крыльев etc?
Этот же фильм- не мультик,не комикс про любофф.
Хотя, можхет, кто-то воспринимает его и так- хозяин-барин)
ПС. Карандышев и Новосельцев - категорически разные люди!
В этом смысле мне кажется самым честным Кнуров. Он выкладывает на стол все карты, так и говорит, да, женат, но хочу Ларису, готов быть с ней, обеспечивать и т п. Он не врет.
Возможно, вы и на героев фильма Жестокий Романс смотрите иначе по этой причине, в том числе?
А "Жасмин" мне тоже очень понравился.
Каждого героя понимаю и оправдываю по своему, кроме Вожеватова. Вот он для меня лично омерзительный тип.
"Друг детства" называется.
И Лариса тоже,кстати,отнюдь не цветочек. Она жестока к Карандышеву с самого начала. Она не видит,за что его любить. То есть, если бы он был богат или,скажем, кутил бы с цыганами, она бы его полюбила. А то,что он просто трудяга, скромный, порядочный- это так скучно.
Ей нужны жесты, игра...Мишура.
Я поразилась вчера тому,что она нашла,за что любить Паратова и не нашла,за что любить Карандышева.
И мать ее не нашла,хотя,жизнь-ро,думаю,повидала поболее дочки.
Вспомните утро,после " падения" Ларисы. Она была уверена,что он будет свататься. Она говорит,что маменька одобрит. Для нее это было начало, для Паратова- конец.
Кнуров с Вожеватовым богатые, но она их не полюбила почему-то.
И опять же " с вами я разделю ЛЮБУЮ ношу" - это разве желание блеска? Ведь она подразумевает, до того как узнаёт, что он обручён, что "другие цепи" - это его разорение, долговые обязательства, материальные лишения, сложности. А она уже это знает хорошо, по маменькиному дому, где всё давно заложено-перезаложено? Какого блеска Лариса ожидает, из одного разорённого дома в другой?
Или вы о другом "блестящем"? её привлекают яркие, кричащие о себе люди, "фанфароны", как их Карандышев называет?
Я поняла. НО здесь всё-таки, кмк, не очень подходит "падка". Она просто влюблена всем своим существом, всем максимумом. Она романтизирует чувство и слишком идеализирует избранника. Я бы так это назвала. Лично мне она этим очень понятна.
Все-таки,мне не совсем понятно,как мать могла желать своей дочери такого жениха,как Паратов.
-пожалуй Вы правы.. Но были в этом таборе.. и тд.
Она идеализирует только Паратова и всё, что связано с ним, и тех людей, кто близок ему, тоже принимает и любит, помните, и к капитану - Степаныч (? не помню точно), миленький,
и к цыганам тоже без фырканья, за кудряшки ласково треплет, думаю, и бурлаков искренне полюбила бы, раз Паратов "сам такой же бурлак". Это ведь особенность любви, всё что связано с обьектом любви становится своим, родным, понятным, близким, любимым. Вам не знакомо разве такое?
А Карандышев- не объект её чувств, чуждое существо, от безысходности. куда там идеализировать.
Мать желала, имхо, хорошую партию дочери, заодно и себя обеспечить, это так часто, этого и сейчас навалом, и необязательно Паратов, но вот в чём я с Вами однозначно согласна, с её житейским опытом и пробегом, конечно, не понимать, что это за хлыщ, мот, повеса в конце концов, что дочь будет счастлива максимум месяц, дальше начнётся кутёж, мотовство, цыгане, женщины... Думаю, она не столько желает, сколько просто не отговаривает, зная, что всё равно замужем за ним Ларисе не бывать.
Харития несколько нелогично себя ведет. Думаю,она тоже "кутила" и...в какой-то степени даже женский вариант Паратова.
С одной стороны,она эконимна,причитает по поводу того,что нет денег и служанка не торгуется. С другой, если бы она была,действительно, такой экономной,хозяйственной, разумной, то и дочерей бы иначе воспитала (примером своим),и дом бы вела иначе.
Думаю,потому ей Паратов и симпатичен, и это заметно, в то время как,будь она "разумной", она бы постаралась избежать его визитов.
Паратов вроде и нравился силой, харизмой, но... вот когда он Ларису разводить начал "долго ли любящая девушка ждать способна" такой неприятный-неприятный сразу становится!
И да, Гузеева красавица! сейчас я это вижу даже больше, чем в детстве)))
Я тоже не люблю эту историю.
Думаете, Гончарову отдали бы за Пушкина, не будь она бесприданницей? Это для нас он "наше все" и гений, а тогдашнее общество воспринимало его как весьма сомнительную партию - небогат, неблагонадежен и, мягко говоря, не красавец. И вот отдали же за него такую красавицу. А что делать? Другие не сватались...
Лариса хоть и бесприданница, но ДВОРЯНКА в отличие от купчины Паратова :-)
Это не понты, а вложение капитала в титул, так сказать; вот Кнуров не дурак " я бы не задумываясь предложил вам руку и сердце", не от большой любви он ей это сказал, думаю.
Кнуров-то? Да нафиг ему уже этот титул? У него уже все есть, и все в жизни угадано. Вот красивой игрушки не было. Купил бы, да, вот беда, женат...
Мы обсуждаем искусство или реальность?
Вася - это уже другое поколение, более расчетливое и циничное.
Если проводить параллели с зарубежной литературой, аналогом Кнурова мне видится герой трилогии Т.Драйзера- Каупервуд.
Цитата не только о том, что взял бы в содержанки))) А о том, что не существовало для него понятия "позор" при наличии капитала.
Его же слова в начале пьесы:"Бесприданницы-то и находят женихов хороших."
А вот ушлый Вася, повторюсь, купец другого поколения, его тут же обрывает: " Не то время. Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет – бесприданницам-то и недостает."
В общем, я остаюсь при своем - для Кнурова Лариса стала большим, чем просто кандидат в содержанки :-) Вася бы не женился, тут согласна на все сто.
Почему дочки в папу пошли?
Лариса представляется мне ...как бы сказать, не очень развитой, что ли. Во всяком случае,характер ее не показан . Ну,молчалива, глуповата,- все,что можно сказать. Ах,да,поет и пляшет. В тихом омуте черти водятся- она из этих. Но глубины нет. Все.
Мать ее,конечно,гораздо интереснее подана.

Вот и весь сказ.
Но.. внешность, сами понимаете. Господь Бог и мама с папой хорошо сделали свою работу. Она экстремально красива в кадре, сейчас даже не представляю другую актрису.
Ларису жаль, но и Карандышева жаль. Он неплохой человек, неподлый, он любит её так, как умеет, но совсем не так, как ей нужно (и с этим ничего не поделать). Если бы Лариса вышла за Карандышева замуж, это никому не принесло бы счастья. Лариса не была готова к тихой-скромной и, главное, бедной жизни с нелюбимым мужем -- это очевидно. Её согласие выйти замуж -- вариант самоубийства растянутого во времени.
Паратов мне всегда был неприятен, он любитель внешних эффектов, мот и пройдоха. Купцы -- они хотя бы последовательны во всём, а Паратов человек настроения -- искра, молния. С ним Лариса тоже не была бы счастлива (если представить на минуту, что они поженились).
А ещё мне всегда было жаль маму Ларисы.
Но я и к Паратову в койку не прыгнула бы в ТЕ времена до расстановки точек над ё. Любовь любовью, а честь честью. Это единственное, что у Ларисы было кроме красоты. А она и это не уберегла, закопав себя с головкой.
А на Хариту Игнатьевну зря тут все так наезжают. Она ищет выходы из безвыходных положений как может, она пытается вытолкнуть своих дочерей со дна на поверхность и выжить. Делает это, как умеет.
Чистые, красивые, образованные, умные, талантливые, и..... стали содержанками, роскошными золотоискательницами. Или ТАКИЕ женщины были обречены, пусть не на смерть, а на бесславное прозябание, если не продались.
И про Настасью Филипповну вопрос - у нее что то было с Тоцким, до того как она поняла что он ее растил для себя как любовницу-содержанку.
Я бы на месте Ларисы тоже уехала бы в Париж, там бы ей другая жизнь открылась, кинула бы купечишку и там осталась.
Но Лариса не такая,она вся такая "розовая и пушистая",грубо говоря.Она бы от тоски и самосъедания бы умерла.
Молоденькая княжна Долгорукова стала любовницей и содержанкой царя Александра Второго, при живой жене. И будучи незамужем родила от него детей. И материально поимела от него неплохо.
Но не каждой везло спонсора такого уровня найти.
И Карандышев омерзителен. Глупый и тщеславный человек. Он ненавидит и как бы презирает местное высшее общество, а сам спит и видит примкнуть к нему любым способом. Женитьба на Ларисе для него способ войти в это общество, вот и все.
Но и Ларису мне не жаль. Она поступает с Карандышевым так же подло, как и Паратов с ней. Ни одного положительного персонажа в этой истории. Мож, только Ларисина сестра, которую прирезал с таким трудом добытый муж, грузинский князь.
ЗЫ: У меня кстати большая новость, сейчас в личку черкну.
А Лариса тут дело десятое вообще,вещь. То есть, если в начале фильма Паратов,может,был и увлечен ей, в конце он просто " мстит" мелкому,ничтожному человеку-Карандышеву.
Вообще,если подумать, историйка гнусная.
Мне гораздо больше нравится экраницазия " Сердце не камень", со Смоктуновским, Гундаревой, Яковлевой. Вот там есть свет, в "Жестоком романсе" света нет,и светлых персонажей нет.
А небо голубое,а снег-белый, в чем тут открытие?
Действительно, этот фильм снят по пьесе Островского,так никто и не спорил.
Я написала,что эта историйка мне не симпатична: в ней нет приятных персонажей.
Вообще,мне очень нравится голос Каменковой,но тут,действительно,вышло нелепо.
Как-то на еве была тема,мол,такая хабалка, а была такой...Огудаловой,аххх. Я была согласна,так как фильм смотрела лет 20 назад,и образ Ларисы представлялся мне милым,нежным и хрупким.
Ан-нет, сейчас пересмотрела и увидела,что это...Гузеева,как она есть.
Мне она сейчас даже больше нравится, она сейчас больше "себе подходит". Она сейчас настоящая. И внешность,и характер. Характер вызел наружу ("нарОжу"), прежде молодость его прятала.
Про "сейчас" согласна с каждым словом.
НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
А. Блок
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною...
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...
Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам всё равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — всё больно.
Не люблю такие драмы.
Дополню. На протяжении всей темы я защищала Карандышева. Впрочем, защищала с поправной : " не герой,отнюдь,но на безрывбье..."
Мне доказывали,что,если бы Лариса вышла бы за него...Он бы ее унижал,попрекал,использовал и тд и тп.
Возможно. Но мы это можем только предполагать. Может,стал бы гнобить,а может бы и нет. А может бы,она помудрела бы, проанализировав опыт сестер,да взяла бы мужа в руки,да стала бы хорошей женой, без "Романсов".
Все это сослагательное наклонение. Может, все было бы плохо,а может быть,и хорошо.
Карандышев не вполне четкий персонаж.
А зато Паратов,Вожеватов,Кнуров- тут и сослагательного наклонения не надо,все свершилось. Прошедшее законченное.
Паратов использовал и "убил". А может и без ""...
И друзья-купцы монетку бросали. И друг детства,Вася, отказался помочь- видя,что Ларисе конец,пожалуй,настал.
Одним словом, они все Ларису убивали,убивали, да и убили. Убили ее душу,растоптали ее.
А Карандышев, этот лузер, взял на себя грех поставить точку.
Тоже Карандышева защищала (но не потому что он мне нравится, а потому что остальные на его фоне выглядят куда как более мерзко). Навряд ли Лариса смогла бы жить с ним счастливо (ей всё таки совсем другое для счастья было нужно изначально), но исключать этого нельзя. Счастье -- оно разным бывает. И представление наше о счастье может сильно измениться с возрастом и под влиянием внешних обстоятельств. Не думаю, что Карандышев стал бы Ларису унижать-обижать, верю в его искренние чувства к ней.
А Паратов, Вожеватов, Кнуров -- тут всё однозначно и понятно. И вариантов нет.
Для меня Карандышев не четок. Неоднозначен в своем отношении к Ларисе. Помните,в начале фильма он ей говорит,что читал Плутарха...Он такой занудный,такой...экономный,такой рациональный.
И даже на него есть проруха: он не так рационален,как купчишки, он иделистичен. Думаю,он не сухарь. Помните,как он отговаривает ее от авантюры с часами? Бегает так смешно :" Да как вы можете??" Тут и ревность,и,безусловно, забота.
Ведь даже Вожеватов говорит : " Не гневите Бога!"- Паратову. Даже он делает попытку отговорить...
Я заметила, что иногда женщины, после опыта с сердцеедами паратпвыми, начинают смотреть на все под другим ракурсом. И в конце концов,выйдя замуж за "карандышевых", обретают настоящее,глубокое счастье. Без фейерверков.
Вспомнилось,как моя знакомая говорила о своем втором муже: " В молодости на таких не смотрим,только с годами можно оценить такого мужчины, обжегшись ...." Так и есть, живут уже лет 10, душа в душу.
В пьесе Лариса статична,влюблена и все. Впрочем,на то и Островский. Мне же нравится предполагать в герое ( как в обычном человеке) некоторе развитие.
Если бы она вышла замуж за Карандышева,если бы она оставалась прежней востоженной Ларисой и от мужа ждала бы только ...Романсов, жестов и тд, она была бы несчастна. А если бы она позволила себе пойти дальше,вглубь, она вполне могла бы быть счастлива, с заботливым, надежным мужем, с кучей детишек и тд. И тогда вышла бы не пошловатая пьеса о страстях,а роман,вроде Разум и чувсвта, Остен.
Карандышев беден. Очень беден, а хочет казаться богатым. Хочет пускать пыль в глаза. Быть на одной ноге с Кнуровым и Вожеватовым. Он настолько беден, что не понимает даже, не чувствует пропасти, которая их разделяет. Он жалок и смешон. А мужчина не может быть жалок. Ну мужчина, которого можно полюбить...Возможно, Лариса смогла бы его полюбить, если б могла уважать. Но нет, этого никогда бы не случилось. Как уважать глупого и тщеславного человека? Да и жить с дураком, даже и читавшим Плутарха, - все же сомнительное удовольствие...Более того, ИМХО после свадьбы он резко перестал бы быть нежным, заботливым и щедрым в меру своих возможностей, а превратился бы в скрягу и брюзгу, вынимающего мозг чайной ложкой. Да и при каждом удобном случае припоминающим свое великодушие, как он спас деушку от позора, так что пусть будет благодарна теперь по гроб жизни...Не, не складывается у меня картинка семейного счастья, никак не складывается. Лариса бы сама утопилась от жизни такой.
Да, соглашусь,слишком многое пришлось бы ей менять в себе.
Уважать глупого и тщаславного человека?
А плохо ли тщеславие? Именно оно может вывести из нищеты.
Глупого? А в чем он глуп? Он наивен, как ,в чем-то Бальзаминов. Он идеалистичен,он не может посмотреть на себя со стороны.
Есть семьи,где жена (умная или,точнее, мудрая) рулит мужем. При таких женах мужься становятся " генералами". Это как- муж-голова,а жена-шея. Наверное,все эти музья-глупы? Может,но такие пары функционируют,и небезуспешно.
Тщеславие при отсутствии ума - плохо...Глупый тщеславный человек как напыщенный индюк, не будет он ни из какой нищеты выходить, он считает, что и так вполне самодостаточен. Вот щас только задружится с кем надо, и будет полное счастье.
И никакой он не идеалист. Мне он кажется вполне прагматичным и очень завистливым. А Лариса - нет, не из тех жен, которые берут на себя в семье роль лидера. Опять не получается:)
Из нищеты выходить он намерен,я думаю. Даже его фамилия отсылает нас к канцелярии,к методичности,к педантичности. Копейка рубль бережет и тд. Карандаш.
А Паратов-почти пиратов.
Завистлив ли Карандышев? Да,думаю.И завистлив,и ревнив,и...
Когда-то очень давно я училась на филфаке. У нас там был один юноша,на 100 девиц. Ситуация у него была,можно сказать,трагическая- он был болен,какой-то весь нездоровый,нервенный,физически непривлекательный,жил со старушкой-мамой. Не блистал в учебе,но был старателен.
Его травили и над ним издевались пара-тройка девиц.Естественно,это были не самые яркие девочки, наоборот,- этакие крысы, потенциальные старые девы.
Однажды,перед лекцией,когда они в очередной раз швырнули на пол его старое серое пальтишко, он стал кричать и плакать. "Мол, зачем вы меня так унижаете? Что я вам сделал? Вы знете,как сложно жить в нищете!Оставьте меня в покое!"
И тд. Короче,кричал что-то,кричал, потом заплакал и выбежал.
И лекцию пропустил.
За 5 лет я впервые его голос услышала,-то,что он может так кричать,что он вообще может говорить. Таким тихим он был.
Я думаю,Карандышев из таких.
Еще,поняла,почему мне господа купцы так отвратительны. Они над ним издеваются. Это очень недостойное поведение. Паратов,вообще,как петух,со всем миром готов соперничать- это от уверенности в себе?
Карандышев,конечно,тоже гадость допускает- смеется над бурлаками. Но он бы и не сел за стол с бурлаком,а купцы с ним-садятся, его вино пьют,а потом его же и обворовывают. Крайне низкое поведение.В этой истории нет благородных персонажей. Все гнусны.
И,кстати,бурлаков тогда и не "уважали", и Паратов,думаю,именно из желания выпендриться показал себя этаким демократом.
В отличии от "Сердце-не камень",там- просто именины сердца, родник какой-то.
А про купцов я согласна абсолютно. Низко и подло они себя ведут. Унизить слабого просто. И недостойно при этом. Но ведь и Карандышев в душе такой же. Если бы ему удалось подняться, так же унижал бы тех, кого считал бы ниже себя по социальному положению. Таких маловато пока просто, разве что бурлаки...
Не от мира сего. К чему бы ему читать Плутарха? Так и представляю его,сидящим в коморке и мечтающим о славе Македонского и тд. Идиот? Да. Идеалист,оторванный от земли,совершенно лишенный цинизма.
Вообще, и он Ларисе не пара,и Лариса Парзатову не пара. Сплошное несовпаденье)
А о славе - чего бы не помечтать:) Он ведь тщеславен и уверен, что явно достоин лучшей жизни. Только дальше мечтаний такие люди обычно не идут. И чего бы Плутарха не почитать, он ведь считает себя выше, утонченней, умнее представителей своей социальной группы...Не уверена, что он такой уж идеалист...По поводу цинизма, наверно, соглашусь, циничным он мне тоже не кажется.
Вы верно заметили,над человек ведет себя странно,непело,когда он садится не в свои сани. Схватывает верхушку,но не чувствует сути.
Это как чудесная Божена Рынска пытается быть аристократкой и поэтому выглядит смешнно- это попросту не ее.
все-таки,думаю,что Карандышев-идеалист.
Те,кто садятся не в свои сани- по определению идеалистичны,так как на ногах (на земле) не стоят.
Какой-то там корысти в Карандышеве я не заметила. Он просто бедный работящий человек,который старается устроить свою жизнь. В чем корысть?
Ну как в чем? Удовлетворить свое тщеславие. Подняться. Стать членом "высшего общества". И с полным правом поплевывать на тех, кто ниже его. Бурлаки уже не устраивают:))
Влюбился и все. Точка. Лариса- шикарная девушка,неужели в жениться на ней можно только с умыслом? Думаю, влюбился,как идиот.
По наивности своей (по неуместности) не понимал,что Ларисе иной нужен. Хотел,чтоб она стала Карандышевой.
Ну,конечно,она не бурлачка. Но так и он читает Плутарха,жизнеописания Великих женщин (!), а не басни Лафонтена.
Кстати, это Жизнеописания натолкнули меня на мысль о том,что он не стал бы деспотом. Он ...подкаблучник. Читает не о Македонском,не о Наполеоне, а о Великих Женщинах!
Женился бы и был бы рад служить великой женщине. В границах разумного,конечно.
Карандышев- дворянин! У него есть небольшое поместье.
Влюбился, наверно влюбился...Почему бы нет? Но и тут видно, как лелеет свое тщеславие - пусть все видят, что такая девушка выбрала его, такого прекрасного (затем и званый обед), а не этих богатых и знаменитых в узких кругах...Эта женитьба поднимала его в его собственных глазах, казалось, что теперь наконец-то ему, ему ( а не он) будут завидовать.
Нет, деспотом он не стал бы, кишка тонка. Стал бы занудой, выедающим мозг за все, что с его точки зрения, неправильно. Довел бы до депрессии и нервного срыва. Исключительно с благими намерениями - превратить Ларису в образцовую жену и мать семейства. И в голове бы не держал, что представления об этом у них кардинально различаются...И может быть, даже служил бы ей - как он это понимал, а не как ей это было нужно. Хотя, ей от него ничего нужно не было, так и не надо было обнадеживать.
Если мы кого-то презираем,хотим ли мы "поразить" этих людей?
Званый обед,кмк, своего рода реванш,последний аккорд.
Хочет уехать в деревню красиво.
Но потом,когда видит Ларису,уже падшую, он...сказочно благороден. Хочет за нее отомстить.Вне себя от возмущения,негодования...
Не знаю,логичны ли для такого типажа такие порывы...
2)реванш за что???? Лариса итак за него замуж выходит, уже утер всем нос этим. Как бы. А тут опять - единственное желание человечка БЫТЬ в недосягаемом обществе. Не нужна ему Лариса в деревне. Не повез бы туда ни за что. Она ему нужна только в городе для выхода в свет
3)Благороден? За кого он там мстить собрался? Только за себя! За нее - убил бы Паратова. Но у него обида на Ларису только, поэтому убивает ее.
Карандышев-Акакий Акакиевича. Бред! еще бы с Макаром Девушкиным сравнили.
Самолюбивый , ничтожный человек-"Паук", всех пересидел и девушку захомутал. Вот только как Харита Игнатьевна сказала "Рано торжествовать начал". Необразованный, кстати никакого Плутарха он не читал. Он читал Нового Плутарха, т.е. видимо какие то статейки типа "Желтой прессы".И хотел Ларису ими заинтересовать.
Невеста просила скромную , а лучше вообще бы деревенскую свадьбу и подальше от всего этого сброда в их доме "Ездят то ездят, а замуж не берут".
Вообще в этой истории помимо трех бесприданниц очень жаль Хариту Игнатьевну ( харита-греческое имя. так что никакой цыганкой она не была). Дворяне и не самые захудалые , вот только без средств, но дочерей блюла среди этих "Заезжих корнетов" . Как говорит Вася : "Не такие люди. Уж сколько раз предлагали. так не польстились. Только замуж".
И дочерей любила, не за ради себя . а чтобы старшенькую выручить плела небылицы Кнурову. Как говориться "ради своего ребенка будешь сапоги лизать, отойдёшь и плюнешь!" И обратите внимание в сцене на кладбище: памятник мужу поставила, а не простой крест, дом у них все таки при муже свой был.
А как нежно она говорит : "Садись первая в саночки дочка!" (на лучшее место). Любила она Ларису, поэтому и отпустила её с Паратовым. Конечно, не знала .что он обручен ( да и обручен ли?).
Мне отвратителен Карандышев,но я продолжаю видеть в нем не только гниль:)
по п.2. Увез бы. Когда поразил бы всех в самое сердце:), ощутил всеобщую зависть и признание себя равным всем этим "пустышкам", натешил вдоволь самолюбие. Так он планировал, да не срослось. А потом увез бы, ибо регулярные траты в виде даже таких званых обедов и нарядов для жены были ему не по карману.
по п.3 Не исключаю, что убил бы Паратова, как главного СВОЕГО обидчика, тот ему просто под руку не попался. Хотя, скорее всего, Паратов пестик бы у него отобрал и выгнал бы пинками с "Ласточки", вот и вся месть:)
а вот п3 - вот именно про Паратова, и Карандышев это знал) но как маленький человечек не мог без своего жалкого реванша. Хоть кого бы убить(
Кстати,нас насики читают,некто почти уже процитировал)
Обед - не реванш и не последний аккорд. Для него это начало нового этапа в жизни, символ принадлежности к обществу, в которое он так стремился.
Да за себя он мстит, за себя! "Так не доставайся же ты никому!" - раз не мне, то и никому. Это он о Ларисе думал? Нет, о себе.
Пральна там написали выше, в Москву Ларисе - "на ярманку невест". Есть у нее шанс, есть. Но только не в глухом провинциальном городке.
Вот более древний перепев:
"Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж - привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, -
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...
Насчет Эраста- не знаю. Вера Филлиповна настолько человек светлый,чистый,что, неудивительно,и простила она его, сразу.
Монолог у нее потрясающий,когда она раскрыла подлость Эраста...
Думаю,он любит ее. Еще думаю,что у него есть "характер", какой-то он упорный. ПОжалеть пришел,да, и для себя в том числе, но Вера-то как изменилась! Когда она младенца в руки берет,нюхает его, прижимает к себе- как будто оживает,как будто и для себя допускает в принципе такие ощущения...Шутка ли,15 лет муж дома держал...
А другие фильмы смотрим, а как же, не волнуйтесь.
По ходу 20 лет назад вы больше поняли чем сейчас. Это странно :-)
Это во-первых.
Во-вторых, что я поняла 20 лет назад,чего не поняла сейчас?
Шептать там нечего, все на поверхности. Когда вы смотрели фильм 20 лет назад вы все правильно поняли - "Лариса тогда казалась воплощением красоты (такнебывает!), я ей сочувствовала,сострадала, была очарована Паратовым, Карандышев был мне омерзителен.
А сегодня, 20 лет спустя "Единственный положительный "герой"-конечно, с натяжкой, - Карандышев. Любит,как может, обычный человек. Обычный, неброский, даже милый в своей наивности и правильности. И,конечно, влюбленный в Ларису."
Он не любит ту Ларису, она для него трофей. Он знает что его пара - это "дочь станционного смотрителя". Милая девушка, но не боле того. А Карандышев хочет больше. Он завидует тому классу куда его не допускают. И тут, опа, осколок этого класса сам в руки плывет. "Это ж такая возможность!" :-)
"После Карандышев,видя,как Ларису проигрывают,как вещь, видя,что она обесчещенна, все-таки не отступается от нее хочет отомстить и защитить ее." Он вовсе не хочет никого защищать. В нем голосит чувство собственности. Прикиньте, знакомая продает вам роскошную шубу ( которую вы бы никогда не могли себе позволить) за четверть ее цены. Вы страшно рады, у вас есть деньги, вы эту шубу примерили, представили как вы в ней выгуливаться будете, а все подружки охать. И вдруг подруга при вас обливает ту шубу кефиром/керосином. Ну обидно же, разве нет? :-)
"Смотрела и поражалась глупости героини,ее матери (отпустила кататься с Паратовым,хотя,даже если бы он хотел жениться, от него надо было бы держаться подальше- эгоцентричный,эгоистичный человек врят ли мог бы быть хорошим мужем)"
Он был бы роскошным мужем, ибо между ними искренние чувства. Но в том и трагедия общества ( И по Островскому, и по Рязанову :-) ) что одной любви мало. Есть расчет. И он не в пользу Ларисы.
А вот Паратов хорошим мужем не был бы, нет. Он любить не способен в принципе, он любит только себя. Увлечься - да. Но глубокие чувства - это не про него.
Пересмотрев фильм, обратила внимание, что Паратов у Рязанова - чуть не принц крови)))
Если сравнивать с первоисточником: " Управители мои и управляющие свели без меня ДОМОК мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение. Так я полетел тогда спасать свои животишки-с."
А в фильме имение прям "фамильное" и не иначе)))
Это влияние на сценарий Никиты Сергеевича, барина нашего?
Ок, что такое "роскошный муж"?
Насчет Карандышева- не убедили. Я знаю,что в школе,когда " проходят" Бесприданницу,примерно так все и раскладывают. И дети,наверное,до сих пор сочинания пишут на тему ...
Но мы-то тут немного о другом говорили.
Я вас ни в чем не убеждаю. каждый видит и слышит то что он может услышать и увидеть. Вы видите в Карандышеве несчастного влюбленного? Значит таково ваше представление о любви :-) Школьная программа тут ни при чем.
Думаю,она была бы несчастлива с ним.
Вариант Долли, но более трагичный...

