Зачем заставлять это читать в школе?
О наболевшем. Программа по литературе для старшеклассников. Ну это же нет никаких сил!!! Мамы, вы все перечитываете сейчас то, что обязаны читать дети ко всяким ОГЭ и ЕГЭ. Это же жесть для нынешнего поколения, имхо. Я в шоке. Когда тебе 40 - « Обломов», « Преступ и наказ», « Война и мир» - это уже глубокое ПОНИМАНИЕ, когда тебе 16 - это же может отбить желание читать классику. Они же , не имея ни жизненного опыта, ни прочих вводных, воспринимают это как жуткую , очень долгую нудятину, никакого толка от этого. Сколько можно детей мучить всем этим? Такие произведения читаются гораздо позднее. У кого те же мысли? Или ваши дети с радостью все это читают? Лично я в шоке сейчас, как заставить читать « Что делать?» Мне до сих пор помницца Вера ПАаална, и это жесть.
А то моя например Шерлоком Холмсом одно время зачитывалась, включим его в школьную программу?
Из зарубежной литры в 6 классе Дон Кихот (его бы уж лусше заменили на Лондона и Холмса) и Маленький принц. И Маттео Фальконе.
"Пляшущие человечки" тоже точно были, может, раньше по Литературному чтению в началке, уже лень искать.
Я,с удовольствием 2 раза прочитав Войну и Мир, да и всю классику перечитав с огромным удовольствием, возмущена Карениной и Тихим Доном)
Смело вычеркнуть и не вспоминать
Если бы ей приходилось, как современной женщине, каждое утро топать на работу, а вечером домой еле приползать, по выходным уборкой заниматься, то на всю эту мутоту со страданиями и бросанием под поезд просто не осталось бы ни сил, ни времени.
Зачем изучать географию и рисовать контурные карты?
Зачем запоминать химические формулы, учить всю эту номенклатуру в органике и прочее?
Зачем знать цикл Кребса и реакции фотосинтеза?
Зачем зубрить даты и хронологию событий по истории?
Зачем решать задачи по физике?
Косинусы и синусы кому и зачем нужны в реальной жизни?
Вот за тем же читать классику. Относитесь к этому просто как еще к одному школьному предмету. Такая программа и точка.
В школе нужны предметы, где ребенок будет что-то и для души и радости делать. А не из под палки. Потому что литература , искусство и была придумала для души и приятного чего-то.
Литература - это такой же предмет, как все остаьные. Цель - не развлечь недоросля, а дать ему базовые знания о том, что есть вообще литература.
Кроме того, давали большой список дополнительной литературы, там было много иностранной классики - в основном ее читала, например: Дюма, Скотт, Верн...
но смысл в этом?
мы чиновники от образования что ли тут сидим?
Нашла недавно у родителей свои тетради по литературе и сочинения.
Порадовалась, как трансформировалась официальная линия "что хотел сказать автор". Все, как с историей.
Что именно Вы предлагаете из этого включить в школьную программу вместо всем надоевшего того, что в ней есть?
Я бы вот,например, заменила ПиН на Униженные и оскорбленные. Или на худой конец Село Степанчоково. Или Подросток.
Чернышевского нафик (неужели он и сейчас в программе???)
Обломова заменила бы на Обыкновенную историю.
К Толстому добавила Холстомера.
Набокова добавила бы Защиту Лужина.
Анну Каренину разве сейчас проходят в обязательном порядке? А ВиМ нельзя выкинуть из программы, хоть убей, потому что нельзя величайшее произведение русской классической литературы обойти вниманием в школе.
В общем, как-то почти ничего и не выкидывается у меня...
Своих не заставляю это читать, просто вожу в театр (Ревизор, Горе от ума, ПиН, Герой нашего времени, Вишневый сад, Отцы и дети) или смотрят кино (ВиМ, причем не наш, Тарас Бульба, Обломов). Темой, считаю, владеют.
Слава богу, сейчас нет Чернышевского и Горького (Мать, в частности). На На дне были мысли сводить ребенка, но не претворила.
есть такое короткое слово - надо
еще много у него будет поводов с этим словом встретиться.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Вы явно поленились изучить тему прежде чем хамить
https://www.litmir.me/br/?b=73969&p=1
признак эссе - свободная композиция. но вряд ли вы вообще понимаете, что это такое:вам лишь бы ляпнуть.
Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма до 25 страниц, иногда и больше, свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Но вам судя по всему лишь бы ляпнуть
Сами прижумали фразу сами ее притянули за уши, и решили что это повод оскорблять других людей :)
Кроме Дубровского и еще пары-тройки.
Перечисленное Вами вполне дочери было читабельно. Кавказский пленник очень понравился.
Но тут вообще сложно - не так много писали наши классики для детей.
Я весной каждую неделю на ДО снимала дочь, рассказывающую то стих по литре, то прозу по французскому
Не, давно надо пересмтаривать программу по литературе. И в первую очередь даже не содержание, а цели и методы преподавания. Потому что и классическому произведению можно дать современное прочтение. И заинтересовывать книгами можно не только тупой зубрежкой. В современном изучении литературы в России маловато интерактивности, детей гонят по программе "6 часов на "Отцы и дети", 10 на "Войну и мир"" вместо того, чтобы выбрать одно-два произведения в год и на их примере разобрать огромное количество приемов связанных с изучением, написанием, пониманием, перереработкой текстов. И необязательно это должна быть классика.
А что нужно обычным детям? "Пишите, что поэт пророк и Гоголь высмеял порядки"? Зачем это надо, галопом по верхам и штампованное сочинение, наполовину слизанное из интернета? Разве обычным детям не надо учиться думать и анализировать? И разве не в этом цель уроков литературы?
У нас вот потрясающая учительница по истории была - столько дополнительной информации давала, так интересно рассказывала, что все этот предмет обожали. Проводила КВНы, ездила со старшеклассниками на раскопки, со средней школой на экскурсии. Ведь можно так же и литературу проходить - в музеи ходить, на экскурсии ездить. Мечты. )) И не для ДО. ((
До сих пор помню, как получила 3 по литературе за то, что высказала точку зрения на Базарова (Отцы и дети), не совпадающую с тем, что было написано у них в методичках. Помню чувство глубокого разочарования и недоумения.
Другой факт - сейчас принципиально иной мир, чем был в наше время - скоростной, переполненный информацией, соц сетями, технологиями и гаджетами. Это ни хорошо, и не плохо, это факт. Просто мир поменялся.
Я летом по программе заставила дочь читать Тараса Бульбу (она у меня из категории не читающих:) Так вот, я решила, что обязана при этом перечитать сама. Я начала и с ужасом поняла, что просто не знаю, как это в нее впихнуть! Книга 1) полна терминами, вышедшими из употребления, они просто через каждое слово, 2) ее смысл даже мне сейчас кажется диким, а что уж говорить про современного ребенка 13 лет. Я попробовала - как я иногда делаю - заполировать это фильмом, который недавно снял Бортко..Но это не сильно помогло.
Так что вопрос сложный...сама для себя еще не выработала ответ..
Но и ситуация с Тарасом Бульбой мне правильной не кажется. Возможно, необходимо изменять состав книг к изучению и некоторые необходимо исключать. Не надо думать, что книги не устаревают.
А какие книги лично вы добавили бы в школьную программу?
На ваш вопрос - надо подумать.
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00880631396430500703/woid/00028901184773069394/#:~:text=%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%20%D0%91%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%B0,%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0.&text=%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%20%D0%91%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BB%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9,%3A%20%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C%20%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%2C%20%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE. При этом ребенок вполне может иметь собственное мнение на этот счет.
Литература как призвана научить детей понимать прочитанные текст. И это произведение не хуже другого. Если все время подбирать только те произведения которые легки и понятны современному подростку то мы скоро скатимся до изучения текстов блоггеров
Но ева не пропускает и половины того, что я хотела написать.
Амбар, сусеки, чан, кадь, дупляник, ларь и прочие слова, которые нынешним неучамнадо переводить с русского на русский, к этому не имеют никакого отношения.
P.S. помню, как наша учительница английского рассказывала в виде анекдота как переводчик для иностранцев перевел название песни Ах вы сени, мои сени - Ах вы вестибюли, мои вестибюли.
Вроде все дети слушают их без страданий, несмотря на изобилие незнакомых слов.
Значит, дело не в незнакомых словах.
Помню, дочь в 3 года потребовала перед сном Сказку о рыбаке и рыбке, потому что ей бабушка рассказывала. Ну, подучила я, рассказала. А так как дочь моя с младенчества и по сей день не успокоится, пока не выяснит для себе значение каждого незнакомого слова в тексте, первые разы мы останавливались каждые 3 секунды для объяснения незнакомых слов)). При этом сказка ее притягивала, как магнит. Несколько дней только ее просила.
На самом деле я сама в шоке, какой скачок произошел за последние 30 лет. Еще в моем детстве я могла найти что-то актуальное в этой книге. А сейчас у меня ощущение, что я гляжу вслед уходящему поезду. Похожее ощущение у меня было, когда я читала Библию. После прочтения я перестала понимать, как кто-то всерьез может воспринимать эту, безусловно великую и замечательную, книгу как руководство к действию.
Любая наука трудна для понимания начинающего человека. Та же самая химия пестрит таким количеством неизвестных терминов что мама не горюй.
Сравнение с химией совершенно неуместно, и я уже писала, почему,
Не говорите про всех детей. Эта книга ни чуть не сложнее для современных детей чем была ля нас.
Вопрос зачем давать всем можно точно так же адресвовать и химии и биологии и географии. Зачем это давать всем?
Если ребенок не будет читать такие книги то у него никогда и не появится ни опыта ни знаний. И это относится совершенно ко всем школьным предметам. Ни кто не наяинает учить физику обладая достаточными знаниями по физике. Сравнение совершенно уместно потому тчо химия так же не нужна всем подряд
Химия - проще :) Химия вообще очень логичная наука, термины выучиваются за первые полгода. И с ней придется столкнуться в быту всем. Как и с физикой, и с географией. А вот с куренем, свитой или кошмой я за 40 лет ни разу не столкнулась в реальной жизни.
Считать, что опыт и знания можо получить только в школе - довольно наивно. Книги читать надо, но это не значит, что необходимо в школьную программу пихать книги не по возрасту. Все же главная цель литературы - научить детей любить читать, а не убедить их, что это сложное и скучное занятие. Несогласны?
Учитывая что есть люди которые умудряются завадить базу по математике сложно рассчитывать что логичная наука проста для всех.
Где я написала что опыт можно получить только в школе? Просто вы привели в пример что детям не понятно потому что нет такого опыта. Значит без школы этот опыт получен не был. После прочтения книги опыт появится.
Мы вполне проходили Тараса Бульбу и никто не считал что эьто книга не по возрасту. С чего теперь она стала другой? Нет у литературы цели научить любить читать. так же как нет у математики цели любить математику или у биологии любить биологию. Цель познакомить ребенка с развитем русской литературы в разные исторические периоды. Никто не ставит себе цели развлекать детей. Более того сейчас знание литературы не требуется для выпускных экзаменов (если конечно не требуется для поступления)
Вот именно, что опыт не только в школе. И книги чотаут не только в школе.
Что считали ваши одноклассники вы наверняка не знаете. Враыд ли вы опрос устраивали. То, что никто не жаловался - ну так вам не жаловались, а маме-папе вполне могли. Почему "книга стала другой" я уже написала выше повторяться лень.
Если что, я сама многочитающий человек с детства, так что лично для меня практически никакая книга сложности не представляет. Но я умею видеть чуточку дальше личных предпочтений и личного опыта, и понимаю, что так как я устроено очень мало людей.
Конечно опыт не только в школе. Но мы говорм про конкретную книгу которую ребенку не понятно потому что нет опыта. И прочтение книги как раз даст знание и опыт по данному вопросу.
Конечно жаловались, и на биологию жаловались и на химию. И вспегда найдутся те кому тригонометрия не требуется, и т.д. Не стала книга другой, это родители стали другими. Вы ждете что школа должна развлекать вашего ребенка, что если ребенку не интересно то надо исключить из программы.
Но всегда найдутся те кто скажет что нужно убрать половину математики потому что ребенок не понимает, физику убрать совсем, потому что не нужна и т.д.
Я тоже многочитающий человек, и понимаю что школьное образование и высшее вовсе не обязано быть легким и понятным. Оно должно прежде всего развивать человека. И если ребенку не понятен уклад жизни описанный Гоголем, то как раз этому ребенку будет полезно прочитать эту книгу, познакомится с новыми словами и узнать что было (а может и есть) мировозрение которое не похоже на привычное
Так зачем всем подряд пихать книгу, с описание сомнительных этических выборов и кучей непонятных терминов, которые никогда не будут применены в жизни.
Вам не обызательно надо знать, какие соединения образуются при реакции "кислота + щелочь" (хотя в общем-то и это очень полезное знание), но сам факт "щелочь гасится кислотой, а кислота щелочью" очень полезен и используется постоянно теми, кто об этом знает.
Школьное образование, конечно, должно развивать. Но сейчас мы видим тенденцию, что образование становится с одной стороны перегруженным информацией, а с другой - оторванным от реальной жизни. Есть миллион фактов и опытов, которые "интересно знать", но в общем образовании все же должны быть вещи нужные и понятные большиснтву. А остальное можно проходить факультативно - с теми, кто интересуется вопросом.
Нет, мне не требуется знать что щелочь гасится кислотой, мне достаточно знать что соду нужно налить уксус. И совершенно не требуется знать что сода является щелочью. Это используется прекрасно и теми кто по химии имел в школе 2 и потом пошел в кулинарное училище.
Почти се школьные предметы оторваны от реальной жизни. Вы часто считаете синусы или изучаете плотность газа? Все это вещи которые не нужны большинству. Если оставить только то что нужно большинству что школьный курс уложится в 3 года.
Вот синусы не считаю. И на этом основании если вы скажете, что синусы стоит изучать в специализированных классах, я с вами соглашусь.
Вообще я за специализированное образование. И за очень критичный подход к тому, что именно преподают для всех в общеобразовательной школе. Современные школьные курсы очень сильно перегружены, на мой взгляд. Я бы уменьшила количество фактической информации, тем более она сейчас очень легко доступна, и увеличила время, посвященное принципам работы с информацией, проверке источников, анализу, синтезу. И еще намного больше времени уделяла бы изучению законов своей страны, принципов делопроизводства, государственному устройству. Потому что это важно для обычной жизни.
И не волнуйтесь, даже если количество фактической информации сократить вдвое, школьный курс в 3 года не уляжется.
Вот реально не представляю зачем он мне мог бы понадобится в повседневной жизни
Даже не представляю зачем вам это нужно. Люди столетиями варили суп не зная этого закона
Мда, куда уж вам. Вы и чтение с письмом нетвердо освоили.
Вот не верю что вы рассчитываете выталкивающую силу предпорительно изучив плотность жидкости :) Вы хоть попались на вранье, так имейте силу это признать
То о чем вы говорите это о сумме объемов, к закону архимеда отношения он не имеет. И его дети изучают на практике в 4-5 лет играя в игрушки, варя суп куклам и лепя куличики. Видимо вы до 7 классе в школе так и не доучились
Очень плохо, что вам не обьяснили, как можно этот закон использовать в жизни. Хотя бы для того, чтобы обьяснить ребенку почему железный топор тонет, а железный корабль - нет.
И уж точно не требуется знать формулу этого закона. Пока что вы продемонстрировали знания предмета Окружающий мир, а уж ни как ни физики или химии.
И как же вы лично испозуете это в жизни, вы уже придумали?
Про химию я уже поняла что вы ничего не помните, и вспомнить химические соединения не можете.
У меня предмета "окружающий мир" вообще не было, так что чем вы на нем занимались, я не в курсе. Была физика, химия, биология. И да, я использую эти знания. Вы не используете - ваши проблемы, как было сказано. Формулу как раз можно при необходимости посмотреть в интернете, а вот знать, что закон существует и каков его физический смысл - вот это как раз стоило вынести со школьного урока. Но, вероятно, не всем повезло, раз вы так и остались при убеждении, что главное в законе Архимеда это формула :) Ну и скорости вы, разумеется никогда не расчитывали (машину не водите), и химия вам не нужна, и механика, рычаги, построения, точки приложения сил, поверхностное натяжение, свойства газов, генетика и многое другое прошло мимо вас. Очень жаль. Видимо, со школой вам конкретно не повезло, раз вы так и не поняли, зачем вам это преподавали. А может и не преподавали...
По ходу, вашему ребенку надо только Камасутру изучать, эти знания ему точно в жизни пригодятся..
Как-то я все это еще помню и понимаю, с одной стороны, но с другой не могу привести пример как мне это в жизни-то пригодилось!
лучше бы читала Конституцию и ФЗ вместо классики и то б толку было больше.
А то начиталась Толстых разных, Тургенева, Чехова - и такие представления о жизни, любви, чувствах, отношениях - реально как и у Маши Троекуровой по французским романам.
Вредно это даже все читать детям.
Максимум им можно чуть довоенного и послевоенного, 20 век короче.
Но не 19 и что еще хуже 18...
Вот кто идет потом в филолухи - пусть и читают.
А я хоть всю классику перечитала все равно не помню и образование в итоге техническое получала.
Дубровский, кстати, слабое произведение Пушкина. Кажется, даже А. Ахматова называла этот роман бульварным чтивом. Я тут с ней соглашусь.
Но вот остальная перечисленная вами классика все же must have) Как мне кажется, она дает глубокое понимание жизни (по крайней мере, может дать), язык обогатить.
Вот тогда мы сможем обсудить какого уровня книги вы считаете нормальными для изучения.
Большинство книг школьной программы я считаю нормальными. Что добавить - надо подумать, сходу не готова написать. Но есть ряд книг, которые там лишние, пережиток советской идеологии чаще всего. Тарас Бульба, Дубровский - я бы их убрала.
Очень хорошо выше написала девушка, к словам которой я присоединилась - она уже не является актуальным произведением, из которого можно что-то почерпнуть, как из ВиМ, например. Ссылку на гугл, которую выше дали - это объяснение времен советского строя. Там первая фраза "у Бульбы не было другого выхода как убить сына". Я не согласна и не хочу говорить от себя это ребенку. Какой посыл это несет..
Что в Тарасе Бульба от советской идеологии? Школьная программа не обязана быть актуальной. Она призвана знакомить детей с историей русской литературы. Слово о полоку Игореве вас не смущает? Примите просто как факт что тогда по идеологии которая была в сечи людей убивали за такие поступки. Так же как в Спарте детей убивали если они не были достаточно здоровы - это вас и вашего ребенка не смущает?
Вы имеете права быть не согласны - аргументируйте свое несогласие, это ваше право. Вы можете так же не хотеть говлрить ребенку что 2+2 это 4. Но это не значит что теперь нужно вычеркнуть это из школьной программы.
Кроме ваших хачу и не хочу в у вас есть логичные аргументы?
Я уже поняла что по делу вам сказать нечего, поэтому вы пошли по пути " сама придумала, сама обиделась"
А вопрос я задала вам. Есть школьный курс русской литературы которые должен показать изменение в литературе в зависимости от исторической и политической обстаноки в стране. Цели дать ребенку развлекательное чтиво у курса нет. Но вы хотите заменить книги теми которые к курсу не относятся. Для чего?
Да и страдания детей, кмк, преувеличены, больше мы страдаем, их мамы)
Типа до 18 лет никакой биологии и физики потому что это все никогда детским не было!!!! Таблица Менделева или законы Ньютона точно не для детей писались
Кстати в каких именно учебных заведениях?
ни бельмеса не знаете, а туда же...
Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»...
И слова доносит:
... И у нас было собрание...
... Вот в этом здании...
... Обсудили —
Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять...
... И меньше — ни с кого не брать...
... Пойдем спать...
Считаете что детям не стоит знать что такое в Советской литературе было? Это вашему ребенку как то повредит?
Но я добрая мать, поэтому поступлю так, как когда-то в 90е в Московской гимназии поступила наша замечательная учительница литературы: она посадила нас смотреть бондарчуковскую экранизацию. Прям садилисмь и по 40 минут неделю смотрели вместо русского и литературы. Основные моменты она останавливала и проговаривала, что-то кусками давала читать.
Я, кстати, потом по доброй воле прочитала всего ЛНТ, с первого тома по последний и получила удовольствие.
Предмета "литература" как такового нет. В младшей школе есть "Чтение". Детей водят библиотеку, там они могут выбрать книги по своему вкусу, согласно возрасту. Есть разнообразные соревнования, например, в классе стоит банка, в которую учитель за каждую причитанную книгу кладет шарик. Когда банка становится полной, весь класс получает мороженое.
На уроках норвежского есть отдельные темы, посвыщенные, например, норвежским сказкам.
А для русской литературы есть мама и русская школа :)
Вы как раз яркий пример того как выше похвастались что в жизни применяете закон Архимеда, но так и не смогли придумать зачем он вам нужен :)
Вы как раз не понимаете чем физика в средней школе отличается от природоведения. Вы усвоили то что вам свмогли объяснить на пальцах и теперь реально пребываете уверенности что знаете закон архимеда и используете его.
Это примерно как прочитать краткий пересказ Войны и Мира и рассуждать о красоте русского языка в этом произведении. Вы не понимаете что это не физика а просто ваше скудное представление о ней, видимо потому что в школе вы не учили данный предмет.
Кстати, на примере "Войны и мира" гораздо удобнее рассуждать о красоте французского языка :) Русский язык там весьма сомнительной красоты.
Никаких стихов я не увидала за 10 лет учебы детей.
С 9 класса есть минимальный базовый урок "Родной язык" или можно выбрать отдельно "грамматика", " Журналистика", "Написание сочинений", "Шекспир", "Современная европейская литература", "Современная англоязычная литература" и т.д., там список на три страницы.
Читают, опять же, по выбору учителя. В 8 классе обязательная Ромео и Джульетта. Помню еще "Цветы для Элжернона" или как там его. Остальное- муть какая-то пропагандистская, про несчастных деток в стиле Ваньки Жукова, дети школьную литературу тихо ненавидят.
Лично я, когда мы в школе проходили Толстого и Достоевского-не воспринимала как нудятину.
На то, как их интермпретировали и комментировали советские учителя я внимания не обращала, у меня в голове было мое соьбственное восприятие.
Параллельно зачитывалась другими их произведениями
Обломов-да, нудятина.
А вы б предпочти, чтоб дети комиксы изучали?
Я сама как Обломов много времени лежу на диване
Мы дети Х поколения а они Z или альфа
https://prostudio.ru/journal/generation-x-y-z/#heading-4
посмотрите вот
для меня чтение классики и вообще любое чтение это был уход от реальности в которой и родителям не очень есть до тебя дело они много работали,мало с нами общались и меньше был гораздо эмоциональный контакт в том поколении.
сейчас детям сидят в гаджетах и потребляют легкий контент, жвачку для мозга - им если и навязывать чтение, то только такое, которое они могут воспринять сейчас. это современная хорошая литература для их возраста. скандинавские авторы сейчас хороши.
но читать им про 18-19 век когда на дворе 21 извините, это все равно что нам в свое время одиссеи - тоже терпеть не могла.
А то так можно дорассуждаться: те, кто не использует палочку и сухой мох для добывания огня, а вместо этого спички или зажигалку - деградировали по сравнению с первобытным человеком, раз не прилагают большой труд к тому, что им нафиг не надо.)
Знаете ли, никто не отменял ни философию , ни Русскую Мысль, ни вообще универсальную МЫСЛЬ
За века многое поменялось, но никак не человеческая психология, отношения, извечные вопросы.
Не сравнивайте Одиссею с Достоевским
В Америке вон оригиналы в школе не читают, только короткий пересказ. Они потом так всему и верят, что им политики и все кому не лень впаривают в короткой форме. Не умеют вычитывать и сами анализировать информацию.
Я лично в школе все прочитала, и тогда тоже реальность нашей жизни очень отличалась от описанного в романах, и слова так же не использовались. Но от этого было только интереснее читать, погружаться в другой мир, временно уходить от реальности жизни.
Мне кажется, это большое заблуждение, считать, что кноги можно заставить читать и понимать. 95% населения никогда не прочтут "Илиаду". Или "Божественную комедию".
Хотя бы всем школьникам дают шанс в школе литературой заинтересоваться и прочитать.
Моя подруга - умнейший человек, утонченный с рождения, можно сказать. Отличница, гордость и пр. Но... в семье не читали. И она не читала. И вдруг в 14 лет втихаря взялась за "Униженных и оскорбленных" (сейчас я понимаю, что это была заслуга чудесной нашей учительницы, которая учила нас всегда обмозговывать поведение книжных персонажей). Ну шо... не могу сказать, что она потом много прочитала, но если читала, то это была классика. Остальное у нее просто не шло.
Примитивизм рулит всегда, в любом поколении. Но если не задавать высокую планку, то и не будет растяжки от этой планки до примитива, а будет сплошной примитив. Я живу в Австрии, где вообще НЕТ такого предмета в школе, как литература, а есть религия два раза в неделю все 12 лет. И че? У них в Опере Онегин трахает Татьяну, Герман и Лизу и старуху. У Гоголя Хлестаков, ессесно, и губернаторшу и дочку. И они это хавают и рукоплещут. Это уровень аудитории и уровень тех "творческих деятелей", которые это ставят на сцене. (В "Вишневом Саде", поставленном школьниками, Гаев грязно пристает к Ане, Варя к Лопахину, а Дуняша, соотвественно, к лакею (имя не помню)). Уровень быдлизма среди местного населения такой, что среднестатистический русский на их фоне иинтеллектуал и эрудит.
В этом топе читаю, как евы требуют вообще ничего не учить, т.к. это слишком сложно и в жизни не пригодтся...
Женщины, такие женщины...
Если начать читать в детскх садах курс квантовой физики, дети не начнут выходить из сада академиками. Более, того, они будут оттуда выходить более неумелыми, чем если это время посвятят играм с мячом и разучиванию песен про елочку. Хорошее образование не синоним "запихнуть в детскую голову как можно больше, как можно раньше".
Что толку, что в программе 5-го, кажется класса есть "Слово о полку Игореви"? Дети не могут оценить ни его значения, ни красоты. И я сама не могла, даром что была очень начитаным и вдобавок очень упорным ребенком. Что я поняла тогда, продравшись через древнерусский текст? А ничего. Совсем. Оценить это произведение я смогла только к 30 годам.
во-вторых, даже если бы не вернулись, вы все равно знали, что русская литература штука древняя, началась давным-давно с таких вот эпосов и закончилась на ... ну тут можно дискутировать, на чем она закончилась, но путь у нее был славный.
Как ни крути, русская литература это часть нашей культуры и истории, она в нас вшита хотим мы того или нет. На уровне детского еще восприятия мы в курсе, что культура у нас большая и древняя. Мы можем мало чего о ней знать, но мы знаем, что она есть. Ну это как знать, что Галактика существует. Большинство о Галактике знает только название, и в жизни она нафиг никому не нужна, но мы в курсе, что она существует. Без этого знания многие пожалуй, до сих пор бы думали, что земля плоская, а звезды маленькие.
Кстати, у меня совершенно нет ощущения "русская култура большая и дерваняя". И и никогда не было. Далеко не не самая большая, и уж подавно не самая древняя :) Так что если это было целью, то она провалилась, даже при том, что "Слово.."-то я, в отличие от большинства одноклассников, прочитала.
А уж сколько я гуглила читая ему "Руслана и Людмилу"
прям первод с русского на русский.
параллельно пришлось прочитать статью "Эротизм в поэме..."
Про 12 спящих дев я вообще молчу, тут мой мозг сломался кто на кого породию писал и с какого века...
Никто не предлагал вам узнать о том, что русская литература самая большая и самая древняя. Русская литература большая и древняя, даже если у вас нет такого ощущения. Это так сказать, поняие, лежащее вне ваших ощущений.
И она есть. В отличие от множества других культур, которые без родной литературы как-то вообще обошлись. И собираются обходиться и впредь. Им переводной хватает, ну и хорошо. Но у нас другая ситуация, у нас есть своя, она вписана в мировую культуру и довольно странно ничего о ней не знать, либо настаивать на том, что ничего о ней знать и не нужно.
Если каким-то вопросом интересуешься, довольно быстро узнаешь о ключевых трудах в этой области. А вы знаете о чем эти книги (я не спрашиваю, читали ли вы их)?
Последний ваш абзац - без комментариев.
Хорошо, что вы не составитель программы для школьников )))
Вообще-то в современном мире информация настолько доступна, что заинтересовавшийся человек легко может найти и прочитать любую книгу, а также критику к ней, комментарии и т.д. Собственно, очень многие вещи я именно так и нашла и прочла. Услышал упоминание-заинтересовался-прочел. Легко и быстро. Единственное, что требуется - желание. Если человеку не хочется об этом знать, неинтересно, то да, 2 строчки достаточно.
Человеку надо учить А, а потом Б. Если эти знания он не использует, то Б он забудет, а А останется.
Если человеку показать две строчки в сноске, то он их не запомнит. И если специально не заинтересуется, то о "Слове..." он не будет знать ничего.
Я не думаю, что это правильно для хорошего образования.
На мой взгляд, вы сильно заблуждаетесь, считая, что люди хорошо запоминают неинтересную и непонятную им информацию. Особенно, если такой информации много.
Делаем вывод школьное образование нужно отменить совсем, чтобы ваши жети не уставали и не переутомлялсь от ненужной информации
Ваши знания ограничиваютсч предметом Окружающий мир, и не выходят дальше него. Именно там дети узнают про щелочь и кислоту и почему топор тонет.
Но вы наивно считаете это знаниями фмизики и химии и уверяете что используете эти знания в жизни
Понкадобится вашему ребенку таблица умножения - сам найдет и выучит
Вы почему-то восприняли мои слова так, что я против образования. Или против предмета "литература". А я вовсе не против. Но я за пересмотр подхода. И за критическое отношение к содержанию. Да, в первой половине 20 века книга не попавшая в школьную хрестоматию скорее всего оставалась неизвестной. Но 100 лет спустя мы уже находимся в свершенно иной ситуации.
Так давайте пересмотрим остальные предметы тоже.
Вот вы выше сказали что вам не важно какие химические соединения образуются при гашении щелочи уксусом - значит таблица менделеява вам не требуется, ее исключаем.
Закон архимеда у вас ограничивается тем почему топор тонет - т.е. формулу вам знать не требуется, и вы ее не применяет.
Уверена что и разницу между клеткой растения и клеткой животного вы редко в жизни ипользуете.
100 спустя классическая русская литература продолжает быть важной частью русской культуры, как и закон нбютона частью физики
Формула мне может понадобится - если я соберусь, например, строить лодку и мне нужно будет расчитать, какой обьем она должна иметь при заданном материале, чтобы не утонуть и иметь здаанную грузоподьемность :) Но, естественно, конкретную формулу, а также значния плотности вещества я посмотрю в справочнике, когда буду строить. Понимаете, если понимаешь смысл - формулы при необходимости использовать нетрудно.
Вот потребовалось мне понять, какое количество батарей нужно на комнату - посчитала обьем и нашла батарею, которая достаточна для обогрева нужного мне обьема воздуха. Учла конвекцию - поняла, где ее лучше разместить. Сейчас вы наверное опять начнете мне рассказывать, что это каждый младенец знает сам по себе :) без обучения.
Если интересуешься, то другое дело. Вы я так понимаю предлагаете сидеть и ждать когда детям станет интересна тема о которой они никогда не слышали?
А мой нечитающий ребенок - нет, не знает. Но я несклонна устраивать панику по этому поводу. Потому что знаю, что если ему потребуется - он узнает. И между "услышать о теме" и "детально разобрать книгу" есть весьма приличаня дистанция со множеством промежуточных этапов.
Вы почему-то решили, что если я не считаю необходимым требовать от детей, чтобы они читали старые книги, то я им ничего не рассказываю и вообще не расширяю их кругозор. В то время как все обстоит с точностью наоборот. Я стараюсь, чтобы именно кругозор и общее представление о мире, его устройстве и его истории у моих детей было максимально широким. Но в дебри не лезу. Точнее, лезу исключительно по интересным им темам. И пользуюсь этим интерсом, чтобы подкинуть литературу из соответствующей области. А в неинтерсных им областях они вполне могут удовольствоваться общими представлениями. Захотят их расширить и углубить - сделают.
Вы прекрасно расширите кругозор детей самостоятельно.
Вы не ирспользуете знания химических соединений, под законом Архимеда у вас только понятия сколько воды налить в кастрюлю
Какие еще предметы прошли мимо вас в школе? Биология? Астрономия?
А вот знания химических соединених я как раз использую. А вы не читаете пищевые этикетки и этикетки домашней химии? В современном мире без понимания, что где содержится никуда. ИМХО, ес-сно.
Предметы как раз прошли мимо вас, раз вы не понимаете, где их можно использовать.
Это те, что тупо "больше" по обьему, зачем бы вам ни понадобилось это сравнивать. С кем вы собрались "меряться литературами" и зачем это делать?
https://eva.ru/topic/119/3604906.htm?messageId=101847421
У вас в голове оно трансформировалось в "русская литература самая большая и древнняя"
И вы тут же начали копья ломать. Совершенно напрасно.
Сравнивать вы самая первая начали. Вы же заговорили о том, что русская литература не самая большая и не самая древняя. Сразу нарвались на законный вопрос - кто больше и древнее. До вас о сравнении никто речь не вел.
Про китайскую согласна, хотя в целом про нее вообще ничего не знаю. Но возвращаясь к теме, полагаю, что китайская литература для изучения в нашей школе вообще непригодна, сколь бы она ни была древней и большой. Нашим детям с нашей бы ознакомится, хотя вы и против. Что, в общем, для любителя литературы, которым вы себя позиционируете, довольно странно.
Я ничего не сравнивала. Я просто удивилась, когда мне обьявили, что русская литература "самая большая", потому что я не вижу никаких оснований так шитать. Если что, я не спорю, что русская литература большая, богатая и т.д. Но вот сравнительные характеристики на мой взгляд отдают необоснованным имперским шовинизмом.
А программа скучная, в местной школе еще ничего, там можно по выбору читать 5 книг из 10. Есть действительно хорошие произведения Дневник Анны Франк хорошо пошел, по русски он по другому называется, Сэллинждер, на мой взгляд рано, но тоже неплохо. А вот классика русская... мне грустно конечно... но как мой ребенок мне сказала- мама, а с чего ты взяла, что именно русские писатели мне должны быть интересны?
Так что все нормально и по возрасту ребенка! :) Главное, не дать ему ощущения на всю жизнь, что он уже рубит в русских писателях и определил их как вещь вне своего вкуса.
Одна из, не больше.
Особенно если учесть, что более-менее читабельное для ширнармасс стали писать и публиковать века с 18-го только.
Пушкин тоже "не зашел"? Делаю вывод, что ребенок с ним только познакомился, причем, начал знакомиться со взрослой лирики. Не знаю, как в Эстонии, там видимо свои гении литературы, но в России дети знакомятся с Пушкиным еще в детском саду, и ляпнуть "а моей деточке Пушкин не зашел" это все равно, что расписаться в собственной... как бы помягче выразиться... ... ...
А читать можно всякую ерунду типа комиксов или примитивнейших книжек, сейчас таких полным полно, после которых воспринимать Пушкина - тяжкий труд. Про Чехова уж и не говорю.
У современных детей несколько другие интересы - звездные войны\трансформеры\майнкрафт\тик-ток и прочее, а им на литературе - Пушкина про седую как бы Русь + на истории нон-стоп про ВОВ.
Офигеть, как интересно!)
Прогамма не устарела, она всегда была такой - скучной для детей и подростков. Не знаю никого, кому бы в этом возрасте зашел Вишневый Сад или Мертвые Души. Максимум - Достоевский за счет его эмоциональности. Но все же надо впихивать в детей хотя бы канву Сада и других вещей и обязательно обсуждать ПОЧЕМУ так, а не эдак в книге. Это обсуждение и остается потом в развитии. Конечно, не у всех, как и любой школьный предмет.
Если лит-р подстраивать под возраст, то будет не развитие, а скорее развлекалово.
про Гомера молчу...
Как и список литературы на лето пересмотрела бы, потому что его надо делать не по классам, а по возрасту. И с учетом реалий, а не "в нашем детстве читали, проверено, политически благонадежно" Я своим делаю списки именно по возрасту, это гораздо удобнее.
По возрасту - это не самый лучший критерий, один в 1 классе 3 мушкетёров читает, а другой и к старшим классам не осилит. Такие списки надо индивидуально давать.
Я слепая, наверное.
Честно говоря, ни сама не осилила того ГП, ни дети, довольно читающие.
В данный момент как раз Обломова.
Параллельно Распутина.
И Джоджо Мойес(хотя ее, возможно, тоже "не осилю"))
А ребенок Железникова щас читает.
На старший возраст подобрать что-то философско-историческое, "Открытая книга" Каверина, Водолазкина, Прилепина, мемуары исторических личностей бывают более захватывающими, чем худ. литература.
Угадать, что станет классикой, а что не станет, все равно не получится.
Только, исключая Водолазкина и Прилепина, Вы назвали не современную литературу, а то, что уже сиало классикой. Крапивин, Чаплина - это классика советской литературы. Таких примеров я длиииинный список назову, советские авторы много хорошего написали для детей. И многое из советской литературы в школьной программе есть.
А вот в постсоветской как-то ничего, отвечающего Вашим критериям, нет для детей.
Водолазкин, Прилепин, Рубина, Толстые, Улицкая - для взрослых. Ну, м.б. что-то для 10-11 класса можно выбрать, не раньше.
И в школе нет никакой советской классики. Где в программе те же Крапивин и Чаплина, Даррелл и Конан Дойл? Пара рассказов Драгунского и несколько произведений про ВОВ, еще стихи поэтов серебряного века - это самое "современное" что там есть.
Программа по литературе практически не менялась лет 70! А жизнь изменилась за эти годы кардинально. От этого предмет Литература напоминает изучение латыни. Да, прекрасно знать латынь, будущим врачам вообще необходимо, но это мертвый язык. На нем больше не говорят, не пишут, не думают. Стоит ли все время тратить на "латынь" и игнорировать литературу на современном языке?
У Толстого досиаточно произведений для детей и юношества, тот же Кавказский пленник совершенно по возрасту проходят. ВиМ вот да... У Достоевского можно было бы взять не ПиН, а Подросток, или Униженныеи оскорбленные, было бы поинтереснее.
Неправда, что в школе нет никакой советской классики.
6 класс: Астафьев Конь с розовой гривой, Распутин Уроки франукзского, Искандер Тринадцатый подвиг Геракла - пркурасный выбор и абсолютно по возрасту. Рассказы Шукшина - выбор там, правда, неудачный для 6 класса.
5 класс, из того, что помню - Астафьев Васюткино озеро. Я бы добавила ещё Фотография, на которой меня нет (как минимум).
Да, нет Дарелла и Конан Дойла, но есть в 6м Маленький принц, а младше были Рлбинзон Крузо, и Том Сойер, и Джек Лондон....
Вот Дон Кихота а я б выкинула((, заменила на Конае Дойла или Дарелла с удовольствием. Или на Морского Волчонка Майн Рида.
Вот Дон Кихота а я б выкинула//
Вот этого ничего не было в нашей программе, Школа России, 9 класс сейчас.
А то, что вы перечислили выше - небольшие произведения на 1-2 урока.
Зато в этом году несколько уроков было посвящено Ломоносову. Тест на тему "Ода на восшествие на престол..." особенно запомнился, помогала ребенку на него отвечать. Видимо, не могут составители учебников без восхваления власти. Про дедушку Ленина все из учебников выкинули, про царей включили. Такие вот новшества.
Я бы подросткам предложила для изучения пару-тройку антиутопий, скажем по 1 произведению в год в 9-11 классах, например, 451 градус по Фаренгейту, Кысь, 1984. Это учитывая, как стремительно меняется сейчас наш мир, и тенденции, которые в нем все заметнее. А мы детей из школы выпускаем в него неподготовленными, как слепых котят. Они прекрасно будут ориентироваться в балах 19 века и войне 1812 года, но легко прохлопают момент, когда их будут превращать в рабов. Вот в Штатах уже прохлопали. Порабощение белых неграми уже началось. Угнетение прав большинства меньшинствами достигло апогея. Кто сказал, что у нас такого не будет?
Названные Вами антиутопии можно было бы добавить, ибо они прекрасны, но ВиМ не трогать. Вместо чего-нибудь другого добавляйте.)
У меня дочь к 5 классу уже наизусть знала этот и другие рассказы, что там осиливать
Ну а другие рассказы - Конь с розовой гривой - это же вечные ценности, а то, что реалии другие, так неплохо современным детям знать эти реалии. Фотография, на которой меня нет - то же самое.
И тоже анализируют. Правда, у нас, кроме литературоведческих приёмов, анализируют ещё персонажей, их взаимоотношения, их роль в социуме.
Ну вот, например, как-то помогала ребёнку делать задание по Недорослю - надо было сделать характеристики основных героев и найти места в тексте, которые бы подтверждали эти характеристики. Пока помогала делать - много нового для себя узнала, вернее, вспомнила. Например, шикарный фрагмент об истории семьи Скотининых, где из 18 детей остались только двое - кто в бане угорел, кто из медного котла траванулся, кто с колокольни упал и т.д.
Французам чуть больше повезло - нет 4-х томников в программе).
Хотя да, в последние пару лет появился этот маразм - Русский язык и Литература + Родной язык и Родная литература.
Против "познакомить" лично я ничего не имею против. Рассказать, о том откуда взялась русская письменность, какие есть основные литературные памятники, поговорить о содержании, об особенностях, о параллелях между русской литературой и зарубежной, о знакомых произведениях - это прекрасно. Кстати, вполне вероятно, многие в процессе обсуждения могут заинтересоваться обсуждаемым и прочесть по доброй воле, а не по приказу. Но вот количество обязательных к прочтению книг я бы уменьшила раз, и сильно пересмотрела список - два. В частности, литература второй половины 20 века и начала 21 века в школьной программ представлена из рук вон плохо. Плюс, сегодня уроки литературы и уроки истории зачастую рассинхронизированы (те, кто учатся по программам, где они синхронны - вам повезло и к вам это не относится). А ведь литература представляет собой огромный и важнейший пласт исторического материала, который при изучении собственно истории используется в школьной программе незаслуженно слабо. Ну и ту часть, которая связана с текстовым анализом, правилами написания сочинений и т.д. я вообще убрала бы в "русский язык".
И нет, моим "деточкам" недостаточно. А вот вы, кажется, не очень хорошо умеете понимать написанное. И чтение классики, оказывается, не помогло...
Вам в принципе школьное образование не помогло. Мы уже выше выяснилои что вы не понимаете разницу между окружающим миром и физикой. Ваши зн7ания явео ограничены начаьной школой
Физика наука о том, как устроен окружающий мир :) вам это наверняка обьясняли, но вы забыли :)
Ваша любимая Wikipediya
"Фи́зика (от др.-греч. φύσις — природа) — область естествознания: наука о наиболее общих законах природы, о материи, её структуре, движении и правилах трансформации. Законы физики лежат в основе всего естествознания["
Романы Иванова - не в виде живого текста, он сложен и дети его точно не прочтут, но это достаточно крупное и нехарактерное для русской литературы явление - взгляд не "из центра на окраину", а "из Сибири на остальную Россию". Смотреть на предшественников, на исторический контекст, сравнить с романами предыдущих веков на ту же тему.
Разобрать причины подьема русского фэнтези в конце 20 начале 21 века, посмотреть количественно о чем писали, какие темы разрабатывались, порассуждать почему именно эти. Сравнить с фантастическими романами середины 20 века, что изменилось.
Разобраться, что у нас происходит с лирикой.
Ну и т.д.
И уж тем более изучать в школе фентези просто маразм, Извините но это все слишком узкоспециализированная литература, рассчтитаная в большинстве своем на людей которым лень думать.
Вы бы еще предложили Донцову изучать или подобное бульварное чтиво для домохозяек
Фентези в современном мире - огромный литературный пласт, причем жанр бурно развивается и очень сильно влияет на остальные составляющие культуры. По ним пишут картины, снимают фильмы, ставят пьесы, создают игры, ролевые игры. И вы все это предлагаете игнорировать?
Кстати, эволюция любовного романа в истории и в русской литературе в частности тоже вполне может быть темой для изучения. 100 лет назад изучали "Бедную Лизу", почему не посмотреть как жанр развивался далее в 20 и 21 веке? Почему изучать "Бедную Лизу" или "Гордость и предубеждение" можно и нужно, а что происходило дальше с этим жанром - фу-фу? Может быть это тоже было бы полезно, ну хотя бы для того, чтобы знать, что памятники жанра Донцовой и Карамзиным не исчерпываются. Я честно признаюсь, что любовные романы "не мой" жанр, я их практически не читаю, достойных представителей 21 века не назову, но это не значит, что надо сделать вид, что такого жанра нет или что хороших книг в нем нет. Наверняка есть и о них стоит узнать, не находите?
Текст... ну как минимум там должен быть возрастной ценз 18+
Иванов..... Да, явление, но старшеклассники осилят кмк только Географа.
Лирика.... Ну, наверное, Сола Монова понравится девочкам больше, чем Пушкин)
И опять же, это все для взрослого населения, ну для класса 10-11, а для средней школы?..
Кстати, Преступление и наказание изучают в 14, кажется лет. Чем приниципиально проститутка Сонечка и псих-убийца Раскольников лучше героев Глуховского?
В 16 ПиН. И там вроде нет откровенных постельных сцен, или я не помню?
Современных, признаюсь, знаю хуже и в основном иностранных. Из наших вспоминаются Нина Дашевская, Мария Семенова, "Жизнь языка" Костомарова - последнюю, кстати, можно просто брать и изучат год или два, она как раз про историю русского языка как такового. «Блокада Ленинграда. Книга для детей» Григория Пернавского интересна как явление - графический роман, вдобавок выпущенный средствами краудфандинга - новое явление в нашей современной литературе.
Наверняка есть еще, но в последнее время детская литература, увы, не входит в круг моих интересов, возможно, зря. Но методисты и учителя-то должны по идее знакомиться с новинками, искать, чего хорошего вышло в последние годы - это их профессия, в конце концов. Как можно не следить за тем, что происходит в рамках предмета?
Названные Вами книги посмотрю.
Очень многие дети это любят и с удовольствием бы и в школе прошли. Тот же Быков со своими учениками его подробно разбирает.
Читала в детстве и юности очень много. Но! Только не произведения школьной программы!
До сих пор, а мне 47, не хочу читать русскую классику. Отбили желание напрочь. И таки да, считаю, что всё устаревает, и литература тоже.
Сейчас дочь моя 13-летняя плюётся, хотя я ей ничего не говорила насчёт литературы в школе.
Тоже считаю, что: 1) очень многое из русской "классики" детям в школах изучать неинтересно и просто вредно (в плане отбития желания вообще когда-либо это брать в руки);
2) на "классике" свет клином не сошелся, мягко говоря. И полно произведений, написанных позже, но, тем не менее, гораздо более интересных и отвечающих запросам людей.
И, даже если эти произведения годами не могут убрать из школьной программы, несмотря на многочисленные пожелания и профессионалов, и просто родителей и детей, то, к счастью, детям можно вполне обойтись очень кратким содержанием, чтобы получить нормальные текущие оценки, и затем просто забыть об этих совершенно неинтересных им произведениях.
И менять по любым предметам, если знания человечества изменились в какой-то момент.
А то так бы и изучали, на скольких слонах\черепахах лежит плоская земля, и палочками по восковым дощечкам\бересте писали.
Знания человека по истории родной Литературы примерно так же изменились как таблица Менделеева
Еще лет 30-40 назад в квантовой теории, изучаемой в школе, понятия фермионов, барионов, бозонов всяких (их же больше 60-ти элементов) вообще не использовались, к примеру.
Аналогично в химии - открываются новые элементы, синтезируются вещества и т.д.
В информатике вообще вал новшеств: детям тут выдали учебник за 5-й класс, и даже в 21-м веке изданный, так там - посмотрите, где у мышки шарик, рассмотрите коврик для мыши; проверьте, где в вашем компьютере дисковод, ...)
И даже в русском языке правила потихоньку меняются, уже кое-где и кофе может быть среднего рода, и склонение названий тоже изменилось (в Выхино- в Выхине).
А дети в школах все вынуждены вникать в страдания Герасима и метания Наташи Ростовой.
Хорошо инет есть, можно быстренько посмотреть содержание этой мутотени, ответить, если уж прикопались, и забыть напрочь за ненадобностью и обветшалостью.
Да, страдания Герасима такие же неизхменные как закон Ньютона. Это история литературы. И так же дети продолжают изучать древнюю грецию, и французскую революцию.

