Шамиров и Ко
Начали мы с Theater-Goer SD** в личку обсуждать "Упражнения в прекрасном", а также творчество Шамирова и его коллег, и решили-таки вынести в топик. А то че там тихариться, как куркули-единоличники...
Мои последние перлы были:
"Я так и поняла, что образ героя Шамирова взят с кого-то из коллег. Там у этого образа есть еще "дубль" - в родной провинции герой Шамирова встречает провинциального актера, который критикует спектакль и тут же просит помочь Как бы вариант того же Алика, но менее удачливого.
Интересна композиция построения образов по шкале "морале-аморале": Женя счначала чуть ли не рыцарь, к концу фильма проявляет себя просто как мусор.
Герой Юшкевича (имя не помню) - начинает с противного дебоша, далее проявляется отвественный человек с широким кругозором, широкими интересами (мне так показалось). И Алик одинаково равномерно проявляет себя и ангелоподобно (кстати, интонации Алика поддерживают это образ. а может, в основном его и создают) и низенько гадит всю дорогу и коллегам и спектаклю.
Вот што мне не понравилось, так это использоваие слов *опа и *овно. Можно было и без них обойтись, всему свое место и этим словам не место в фильме, как бы там в реале у актеров не было.
Также не понравилась тавтололгия с падающим столиком в вагоне и застревающим лифтом - что-то из времен Чаплина для людей спримитивным ЧЮ. Ну и чисто личное: сюжет с мнимым повешанным был перебором на фоне общего ора весь фильм. "
Теперь жду ее мнение о фильме и критику :)
Ремарки.
Да. Всё произошедшее в фильме списано с натуры. Всё по-честному. Депутаты, встречи с бывшими однокурсниками в далёкой провинции etc. Шамиров и Ко собрали в одном фильме массу реальных случаев и придали им художественный вид.
Нет. Столько страстей за трёхдневные гастроли не бывает.) Перебор.)
Да. Каждый образ - собирательный. Три типа актёров, встречающихся часто: артист-интеллектуал, *парень от сохи*, столичная звезда. Есть и подсмотренные черты /манера говорить, внешность/ конкретных московских актёров.
Перебор с лобовым юмором? Возможно.
Мне этот фильм нравится не только за честность. Он сделан с любовью к своим коллегам. С большой любовью. Всё про них зная и понимая. И ещё, мне редко попадаются фильмы, в которых так искусно собрано всё прекрасное, что есть в ремесле лицедеев, и всё то, что является обратной стороной профессии.
Пока не забыла! Мой любимый фильм Виктора Шамирова - *Со мною вот что происходит*.
"Упражнения в прекрасном" смотрела на сцене Моссовета в один из своих редких приездов в Москву. Осталась всем довольна.
Они заявили громко о себе где-то в начале двухтысячных. Ученики Марка Захарова из его режиссёрской мастерской: Шамиров и Алдонин.
Создали театральное независимое объединение, пригласили однокурсников и единомышленников. Поэтому в фильме *Упражнения в прекрасном* так часто упоминается ГИТИС, их альма-матер.
Стали делать коммерческие антрепризные проекты: Ladies’ night /Только для женщин/, Игра в правду, Загнанных лошадей пристреливают, не так ли? etc. Брали качественную драматургию, или сами писали пьесы. Серьёзно тратились на свои постановки, что редко бывает в антрепризах. Конечно же, активно ездили по гастролям. Преуспели на своём поприще.
Режиссёров начали приглашать стационарные театры для постановок и т.д. Алдонин остался при театре, Шамиров ушёл в кино. Само их театральное объединение закончило свою жизнь. Но наследили сильно, да.)
Я уже к середине фильма поняла, что буду пересматривать. Каждая секунда там нагружена множеством обдуманных моментиков, не успеваешь все ухватить с первого раза. Все, что касается депутата, от появления толстой тетки в гримерке и до побега, смотрела несколько раз с наслаждением - лучше попасть в образы невозможно! Также несколько раз пересматривала посадку в автобус и, частично, переезд - и Куценко и остроумие сцен на высшем уровне! То есть на высшем уровне советских фильмов 80-х :) Пересматривала разговор в гримерке после провала - ах, как Куценко произносит "зритель не туалетная бумага, чтобы его рвать!" - в констрасте с секс-звездой, которую он играет - прелесть, просто прелесть! Старинная рама окна, Шамиров, ее закрыващий... я прямо почувствовала, что там нахожусь. Наверное, надо похвалить осветителя и оператора? :)
Вы обратили внимание: что бы ни произошло у них там на гастролях, никто и никогда *не отсыпается* на зрителях? Не принято, табу. В лучшем случае скажут: *тяжёлый зал*. Мол, трудно его расшевелить. После начнут искать причины в себе или коллегах. Не в зрителях!
Сейчас пьют меньше, в принципе, все. Всё-таки пьесе больше десяти лет, в этом плане многое изменилось. Хотя гастроли по-прежнему момент *отрыва* для многих.
Случай, когда очень известного артиста не узнали в магазинчике на трассе - реальный.) Вернее, таких случаев много.)
Мои любимые фильмы о театре внутри театра: Успех с Филатовым, Дуровым, Фрейндлих и Сукины дети того же Филатова. Они во многом основаны на реальных событиях и точно таких же зарисовках из жизни. Под персонажами спрятаны либо совсем реальные коллеги, либо снова очень точные собирательные образы. Если не видели, то порекомендую от всей души.
Делают серьёзные замечания и театральные худруки. Могут от спектакля отстранить на время. С роли снять могут. Могут в качестве наказания не задействовать в ближайших премьерах.
Про звёздную болезнь, её симптомы и рецепты излечения все в курсе. Многие прошли на себе. *Медные трубы* - серьёзное испытание для подвижной психики артиста.
Тут в чём дело-то. Обиженный или разочарованный зритель может больше, вообще, в театр не прийти. И что тогда делать? Я уже писала про театральную статистику: в России в театр ходит 1-1,5% от населения. Допустим, кто-то один по дурости взял и подставил других своих коллег. По нему же одному будут судить обо всех. Нельзя, табу.
Как бы кто ни пыжился, ни играл в *звезду*, у нас театр существует для зрителей, а не наоборот. И ещё каждый артист прекрасно знает сотню историй про коллег: вчера он был звездой, сегодня - уже никто. Карабкаться тяжело - рухнуть просто.
Да, иногда приходится терпеть неадекват в зрительном зале. Неадекват вне театра. Но, повторюсь: театральную этику вбивают ещё на этапе обучения. Всё остальное идёт уже на автомате. В фильме есть и этот момент, к слову.
Хотите хвалить - хвалите!) Цель *группы товарищей* - желание провести зрителей в закулисную часть, со стандартными гримёрками-четвёрками, узкими коридорами и зеркалами. Окна, лепнина, паркеты, колонны - всё это есть во многих театрах, бывших особняках или старых кинотеатрах-иллюзионах. Особенно таких зданий много в провинции. С одной стороны, хочется реконструкций, закулисная часть узкая, неудобная; технически оснастить театр, согласно последнему слову, не представляется возможным. С другой, всегда сложно терять какую-то особую атмосферу внутри таких помещений.
В спектакле выгородить все эти нюансы закулисья - сложно. Кино и реальные интерьеры - лучшая возможность.
*органичный как собака* - это что?
https://eva.ru/topic/119/3605229.htm?messageId=102598527
https://eva.ru/topic/119/3605229.htm?messageId=102610391
Один Вы сформулировали своими словами:
Интересна композиция построения образов по шкале "морале-аморале".
Это тот самый *перевёртыш*. Что-то окажется не тем, чем казалось вначале. Остальные компоненты найдёте? Они есть в обсуждаемом фильме. Вы сравнили Упражнения /пусть с оговорками/ с хорошими образцами советского кино в жанре комедии-трагикомедии.
Гастрольный директор. Согласна. Для него перевёртыш не придуман. Между прочим, героическая работа, да.) Самые терпеливые, привыкшие ко всему люди.
Разговор в гримерке был прикольный: каждый двигал свою философию, а до этого обвинял других в завале. Приходит невинное создание и слезно просит о единственно правильном решении: репетиции.
Кстати, занятно, что по темпу и, скажем так, звуковой нагрузке полная противоположность УвП: если в УвП не успеваешь все ухватить, то тут много раз успеваешь заскучать. Если в УвП ор непрекращающийся (ну почти), то тут все вещают на одной небольшой громкости, аки придавленные (кроме ора Насти и Ольги. Вообще там некий перебор со стервозными бабами)
Мне понравилась ассоциативное воспоминание героя: "Это Белый Дом? А! У отца же дачу ограбили!" :))
Девочку бросают родители, потому что им важнее их пассии. Ольга бросает детей на НГ, скорее всего из-за хахаля. Тёма меняет НГ с отцом на вероятность угодить шефу. По дороге он весь день пытается угодить случайным людям(Бузыкин): чужим людям - да, отцу - нет. Все это тема инфантила Евтушенко "Со мною что-то происходит". Возможно, он и с Настей водится из-за привычки угождать. В конце он "посылает" Настю (аналог Раисы Захаровны из "Любовь и Голуби") и, возожно, это можно трактовать, как возврат к самому себе. Вообще весь фильм мужики угождают своим бабам ("кто мне не та приходит, не руки на плечи кладет"). Ну как бы и все, мне больше ничего не приходит в голову.
Не помню: как звучала точно та цитата в Упражнениях? Смысл такой: чего такие паузы завешивать во время спектакля, мы же не Чехова играем. В *Со мною вот что происходит* - как раз Чехов чистой воды под Новый год.
Я объясню чем сложен драматургический Чехов. По большей части главный событийный ряд у него в пьесах происходит вне действия на сцене.
Как застрелится Треплев - зритель не видит дважды. Это делается не на его глазах. Только последствия.
Полные драматизма повороты в судьбе Нины Заречной зритель знает с её слов, всё прошло где-то, за пределами сцены. Таким же макаром будет продано поместье с вишнёвым садочком и убьют Тузенбаха на дуэли.
Перед зрителем снова разыгрывают не яркие события /что всегда является основой сюжета/, а только следствие произошедшего. Героям остаётся рефлексия, попытки принять случившееся, местами - что-то исправить или смириться.
*Люди обедают, пьют чай, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни. Если вы в первом акте повесили на сцену пистолет, то в последнем он должен выстрелить…*
Кстати, и ружьё чеховское в финале выстрелит. Своеобразно.) Через залпы салюта.)
Увязать в одном кино Чехова, всем известную культовую новогоднюю историю, Таривердиева, стихи, и рассказать людям о серьёзных драмах героев в будничной суете - дорогого стоит. Шамиров в своих лучших спектаклях и фильмах тонко чувствует и умеет небанально передать различные кризисы, которые переживают люди. Кризис сорокалетних, профессиональный кризис-тупик, кризисы взросления, экзистенциальные кризисы. За это и ценю.
Посмотрела я фильм (в два захода по вечерам после трудового дня). И мне опять ВСЁ ПОНРАВИЛОСЬ!
Крайне редко со мной такое бывает.
"Игра в Правду" я только глянула. После великолепных УвП не пошлО. Сначала вполне остроумные разговоры, но как-то пустоватые, что ли. То ли действия не хватает, то ли еще чего-то для целостности. А потом появляется эдакий набивший оскомину (мне) американизм - худая женщина с безэмоциональным лицом и умным взглядом, которая прежде чем что-то сказать, держит паузу, шоб зритель оценил ее умные глаза. Не говорит, а пророчествует, не улыбается никогда и т.д.
Появился избитый примитивный персонаж и стало предсказуемо и скучно. Потом я глянула в середину фильма: разборки кто с кем переспал - вполне предсказуемые в начале фильма. Мужики орут кто с кем спал, баба с умным лицом, объект их поклонения, молчит. Вот сама тема кто с кем спал и кому как изменяет и как ревнует - неинтересна. По краней мере в таком исполнении (если вспомнить "Опасный поворот", то там та же тема, но кроме нее много другого и смотреть интересно).
Жена артиста Васи /Упражнения в прекрасном/. Бывшая возлюбленная трёх друзей /Игра в правду/. Снова жена, теперь уже Валентина, в исполнении Маргариты Шубиной /Со мною вот что происходит/. В его самом известном театральном бестселлере Ladies' Night сразу 6 мужиков с серьёзными внутренними проблемами, да ещё и ставшие в один день безработными. На фоне зарабатывающих жён и взявшейся им помогать особы, они выглядят именно так. Ранимыми, уязвимыми, любящими, что-то прячущими под наносным цинизмом, по-человечески понятными.
Также, как и "Со мною..." - "говорильня", психология, подспудная философия, негромкий фильм, полный семейного тепла между родственниками и остроумия. Но кастинг, постановка, игра... Невероятно играют известные актеры, великолепно играют совсем неизвестные. На фоне РА "Со мною" - рядовой постсоветский фильм.
Шамиров уже за Каху свою наслушался от всех. Больше его отругать невозможно, как мне кажется.) Я ещё в том топике написала, что есть фильмы и спектакли Шамирова, которые мне не глянулись. Вот совсем. И есть те, которые нравятся очень! Да и сам Виктор Шамиров мне симпатичен.
*Ребро Адама* люблю. Правда, смотрела в последний раз уже давно. Помню, как поразила меня совсем юная Мария Голубкина. Про Чурикову и писать нечего - блестящая работа. Рябова, Толубеев, Кваша, Ростислав Янковский. Иных уж нет.
В таких, довольно частых рассуждениях упускают одну важную вещь. С точки зрения актёрского ремесла дети и подростки работают на первом уровне сложности - *Я в предлагаемых обстоятельствах*. Подросток играет самого себя или своего сверстника. Ему *личит* предложенный материал. Он хорошо ложится на его конкретную индивидуальность, иными словами. Плюс на ребёнка и подростка часто работает момент юношеского обаяния. Общая незрелость выглядит где-то даже очаровательно для зрителей.
Для взрослого артиста всего вышеперечисленного становится мало. Уходит обаяние юности. Незрелость вызывает совсем иные впечатления. Артисту нужен другой *уровень сложности* /создание образа/, никому не интересно - что там ему личит, а что нет. И, наконец, повзрослевших артистов начинают сравнивать с их ровесниками или коллегами. На их фоне потеряться легко. Был /была/ неординарной/ым, стал - как многие.
Давно замечена странная закономерность: мужчинам-артистам легче перепрыгнуть в другой ролевой возраст, многим актрисам в этом плане сложнее. Я даже не возьмусь судить почему так происходит, трудно сказать. Просто, мальчишек, громко заявивших когда-то себя, и ставших потом серьёзными артистами, я знаю больше, нежели девочек.
В конце 80-х в фильмах пошла неприятная тенденция: в каждом должен быть ор, мордобой, изнасилование (или просто секас) и голые сиськи в кадр. Причем хорошие режиссеры также считали необходимым ну все-все это включить. Похоронами советского кинематографа для меня был фильм "Воры в законе" - как будто меня дерьмом накормили. Хотя я его смотрела частично - на большее нервов не хватило. После этого я положила большой крест на все новые фильмы и смотрела только если случайно. Было мне тогда лет 15. (кстати потом случайно году в 94-м увиденный фильм "Любовь" сильно впечатлил. но это был единственный впечатливший фильм).
Поэтому "Ребро Адама" (тож сексуальным подтекстом название. Тогда уже начинало тошнить от подобных названий) не смотрела. И хорошо сделала: в том возрасте мне было бы не оценить качество фильма и не понять, что всем этим хотели сказать.
А фильмы Анны Меликян видели? Русалку, например. Ещё есть интересная женщина-кинорежиссёр Алёна Званцова: Небесный суд /две части/ и Московские сумерки. Фильмы-притчи с хорошими актёрскими работами и небанальными сюжетами.
Любовник не смотрела. Краем глаза видела что-то у Тодоровского с Фрейндлих по теме "Леди Макбет Мценского уезда", не зацепило никак, показалось примитивом, смотреть не стала (Любовь я тоже случано включила, не с начала, смотреть не платировлаа, но зацепило и посмотрела) . Я так потом слышала, что Любовь была снята под руководством папочки и это определило качество, а далее де Валерий до этого уровня не поднялся.
Не, не видела, потому что априори не смотрю, но теперь буду иметь ввиду :) Я пересматриваю старые фильмы и много открыла для себя новых. Видимо те, что в свое время легли на полку и в 80-е их не крутили или я не доросла тогда и не запомнила: Председатель, Частная жизнь, Без свидетелей, Урок литературы, Хозяин и дом, и пр.
Тодоровский-мл. выходец из известной кино-семьи. Конечно, есть влияние родителей и папы в первую очередь. Что в этом плохого? Отец и сын похожи, но и разница есть, как мне кажется. Посмотрите первые фильмы Валерия и последние Петра Ефимовича. Иногда они выходили в один год, иногда друг за другом. Можно сделать выводы, как мне снова это видится. Хотя бы по уровню режиссёрской сверхзадачи: какую именно тему сейчас пытается донести режиссёр до своих зрителей, что его лично тревожит.
У Тодоровского-мл. прекрасный нюх на молодых артистов. Хаматова, отчасти Миронов, Спиваковский, Шагин, Матвеев и др. здорово *выстрелили* именно под его началом. Я про кино.) После участия в его фильмах вышеназванные актёры стали нарасхват.
Пока Тодоровский-мл. был гендиром кинопроизводства и главным продюсером сериалов на канале Россия /РТР/ - сразу вырос уровень показанной продукции. Идиот, Бригада, лучшие сезоны Каменской, Дневник убийцы, Закон, Мастер и Маргарита и др. Всё случилось при нём и при его непосредственном участии. Его уход с канала тоже сразу стал виден, очень быстро планка понизилась.
Справедливости ради напишу: не все его фильмы в качестве режиссёра нравятся лично мне. Но у меня и нет такого режиссёра, чтобы нравилось всё и безоговорочно. Режиссура - слишком *живая профессия*, пробы-ошибки, взлёты-падения.
off Я, наверное, сейчас какие-то мифы зрителей рушу.) Наверное. Режиссёрская и актёрская профессии передаются из рук в руки. Учебники есть, да. Существуют для расширения общего кругозора. Но по ним невозможно выучиться своему ремеслу, сколько их ни прочитай. Только через практику. В том, что очередной режиссёр или актёр в чём-то похож на своего мастера /или даже близкого родственника/ - нет ничего плохого. Пройдёт время прежде, чем очередной молодой специалист набьёт руку, вырулит на какой-то свой *индивидуальный почерк*. Не зря считается хорошим тоном обязательно указывать чью конкретную мастерскую закончил очередной специалист в области театра или кино, из чьих рук он получал профессию. Указать только институт или училище - недостаточно. Преемственность играет серьёзную роль.
Проблемы в российском кино и театре начались, в том числе, из-за того, что преемственность стала разрушаться. Есть ещё более прозаичные причины, но преемственность скидывать со счетов не стоит.
...............
А вот "Ребро Адама" смотрела многократно и очень люблю. Книгу, кстати, тоже читала (фильм лучше).
Присоединяйтесь! Рада видеть!)
но топик неплох.
Я вчера начала смотреть прошедшего мимо "Любовника". Тут надо говорить, что мимо прошла я, потому что обсуждения видела, но подумала, что сюжет настолько не мой, что и смотреть не стоит. Пока получаю те самые предсказуемые впечатления. Конечно на Янковского и Гармаша смотреть интересно, но пока не верю ни одному слову.
