Мастер и Маргарита (экзистенциальное)
Не переносите пока в Книги, пожалуйста.
Со мной этот роман 35 лет и только вчера у меня возник вопрос:
Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой и забрал его с собой Сатана?
Разве он совершил что-то плохое? Что?
Как вы считаете?
бабы закрутили - Маргарита ведьмой стала, куда ему бедолаге деваться.
Вот так.
А вы как думали!
Вы думали муж к своей маме пойдёт?
Нетт, с вами.
ино ещё побредём марковна до самыя до смерти
- возьмите его к себе, он не заслужил Света
Помните, надеюсь КОМУ он это говорит?
Да как бороться, с кем, это же целая машина приспособленцев была, а он один…
Меня смутил сатана, поэтому я пошла по пути религии.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вот эту заповедь нарушил Мастер, впав в уныние и депрессию
прикинь, у меня ещё и учительница литературы была
- из тех, кому "Мастер и Маргарита" это необходимое мучение
- из атеисток-коммунисток
а я ей тоже какую-то типа "свободную" тему борьбы (!!!))) вывернула на заповеди блаженства и покой Мастера)))
не жаловали мы с ней друг друга...
А вот по "Грозе" я сказала точь-в-точь то же самое: "Какая же она - дура, эта ваша Катерина..."
Свет для героев. Мастер не герой, он согласился бы быть приспособленцем системы, но системе этого было мало. А Дьявол не абсолютное зло мира. У него на место отвергнутым всеми. В раю место героев. Обычным достаточно покоя.
Вы думаете, у Мастера был шанс выстоять против системы? Или достаточно хотя бы попробовать?
И почему дьявол вы думаете отвергнут всеми, у него в романе была свита, и толпы на балу. Да в жизни последователей много.
В том же Советском Союзе могли ведь такие быть? Думаю, могли.
И результат у каждого - свой. Будете Мастером - расскажете нам, куда пришли.
https://ilibrary.ru/text/3174/p.1/index.html
Не заслужил света = не может быть причислен к лику святых. Слишком земной.
Мне кажется не обязательно простому человеку снимать слои и поднимать пыль веков, ты либо принимаешь книгу как есть, либо, начинаешь париться (как я когда-то) и читаешь её при каждом удобном и не удобном случае, разбираешь всю ложь, все выверты, загадки и ребусы и всё больше восхищаешься книгой, полётом мысли Булгакова.
дыа
Вот скажите, что с покоем то? Куда Мастер в итоге попал?
Как мне поднялось по книге, он не искал Сатаны, и ни на что не подписывался. В отличие от той же Маргариты.
С приходом Интернета, все стало намного проще, можно слушать лекции и книги по Книге.
Да, я очень пытлива и любознательна.
Я вот купила книгу Бориса Соколова (наверное, слышали). Чувствую не идет он мне.
Стала читать о нем - пишут, много перевирает фактов, додумывает. И всё, интерес к нему пропал. Додумать, простите, я и сама могу.
Поэтому одно дело первоисточники читать, которые и сам Булгаков читал, а другое дело Рабинович напел.
Еще попался разбор книги каким то шибануться мужиком - слушайте, я думала, это из дурки репортаж. Всё вывернул, за уши притянул, из пальца высосал.
Поэтому интернет, конечно, есть. Но как проверить, на чем авторы вот это все основывают?
Ну сначала тоже крутило с непривычки, особенно, когда первый раз М и М читала.
Шта эта ващеее нафиг и даже ещё нечто непечатное шёпотом произносила, чтобы мама не слышала.
правда-правда.
темнота некультурная была - там за печкою.
а потом рассветать стало потиху - в сознание пришла.
Я ж грю, не всем это надо!
не насилуйте хоть себя-то!
Какого-нибудь специалиста по книге знаете, не из серии «я додумал и чо»?
Я бы почитала.
Ну...
Мариэтту Чудакову - можно и читать слушать - мне было интересно.
Потом...
Что потом-то....
Потом много книг о самом Булгакове.
И есть один такой мужичок зетник - у него и есть только один ролик для меня - это его виденье книги.
если найду кину в вас.
Вот я больше 30 лет читала книгу и мне хватало. А в этот раз поняла, что не понимала ничего.
Бывает же.
Правда, надо бы пересмотреть.... а то не ровён час подпишусь под какойнить хернёй :scared2
https://youtu.be/Z_dlxll7QNc?si=qoDgGa8tNmKcLhoo
Варламова Алексея насилу вспомнила - читала, вроде как про Булгакова - тож интересно... Лекции у него опять же есть.
Так шта благословляю вас самой лично потрудиться во славу божью
[-0<
Как вариант.
В силу особенностей того времени, роман разгромили всякие приспособленцы типа Латунского, да еще и доносы писали гады типа Могарыча, чтобы в его комнату вселиться.
Поэтому Мастер не искал никакого сатаны, а хотел дожить свой век в психбольнице.
В общем, логично. Без разных смыслов, просто по его желанию.
Читала первый раз в подростковом периоде, летом в каникулы. случилась со мной ужасная история. Чудом жива осталась. Книгу забросила. Пыталась читать , но из за псих состояния не могла а плюс б сложить.
Надеюсь, что смогу нормально прочитать и все будет хорошо
имхо от книгочея, запоем за 3 дня глотавшего 100 лет одиночества
вспомнился диалог с подружками в сауне
- ты эту книгу дочитала?
- да! так мучилась, так мучилась...
- ой, я тоже, когда читала, так мучилась...
- дефки, вы о чём?
- ты чо! это же очень модный писатель! его вторая книга порвала топы, а это его первая книга!
- ага... КВН вспомнился: сгорела вся библиотека! обе книги! а одна из них даже не была раскрашена!
а вот ни Зюскиндом, ни Коэльо так и не прониклась, даже в отдельном периоде
зато, на удивление, с подростков и до нынешнего млею от Колыбели для кошки Воннегута
вот это "моя бредятина, для меня писано")))
А как вам Лавр Водолазкина?
Мастер и Маргарита от этого менее любимым не стал.
Но все же у Фаулза мне больше нравится Коллекционер.
"Как считал литературовед и архивист Виктор Лосев, подготовивший самое полное издание черновиков и рукописей романа, первые мысли о книге появились у Булгакова в середине 20-х, в период яростной борьбы с христианством на государственном уровне. Тогда выходило множество антирелигиозных книг и статей, в частности, журнал «Безбожник», в редакцию которого Булгаков в январе 1925-го нанес визит вместе со своим другом Митей Стоновым. Тот спросил у первой же барышни, сидящей за столом: «Что, вам стекла не бьют?» — «То есть, как это? Нет, не бьют» – растерянно ответила она. – «Жаль» — заметил Стонов. «Хотел поцеловать его
в его еврейский нос» — писал потом Булгаков в дневнике.
«Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера „Безбожника“, был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены… Большинство заметок в „Безбожнике“ подписано псевдонимами. А сову эту я разъясню».
https://www.kp.ru/afisha/msk/obzory/knigi/skrytye-smysly-romana-master-i-margarita-bulgakova/
А она вот как раз вполне прониклась дьяволом и его чарами, восхищалась им.
Когда кот достал из под хвоста сожжённый роман, помните?
- Она кинулась к Воланду и восхищенно добавила: - Всесилен, всесилен!
Здоровье Воланда! – воскликнула Маргарита, поднимая свой стакан
«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
И желание вернуть его было только ее.
Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда, и проще всего, конечно, было бы броситься под трамвай на той улице, в которую выходил мой переулок. Издали я видел эти наполненные светом, обледеневшие ящики и слышал их омерзительный скрежет на морозе. Но, дорогой мой сосед, вся штука заключалась в том, что страх владел каждой клеточкой моего тела.
Для нее первичен роман, к роману прилагается Мастер. А для Мастера первично страдание и страх.
И очень храктерны спектр ЕГО эмоций на Воробьевых
Навсегда! Это надо осмыслить, – прошептал мастер и лизнул сухие, растрескавшиеся губы. Он стал прислушиваться и точно отмечать все, что происходит в его душе. Его волнение перешло, как ему показалось, в чувство горькой обиды. Но та была нестойкой, пропала и почему-то сменилась горделивым равнодушием, а оно – предчувствием постоянного покоя.
И последние слова Маргариты
Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
И таких маячков много по всему роману, начиная от их взаимного именования
Ибо сказано в первом послании к коринфянам: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.
И покой потому, что если бы он боролся, он бы заслужил свет
Если бы это был его выбор перейти в свиту Воланда - он бы заслужил тьму.
Маргарита согласилась быть королевой бала
Маргарита попросила вернуть Мастера
Решений Мастера здесь 0.0
Но он не борец, он отказался от своего романа и от Маргариты - он не заслужил свет
Он не просил ничего для себя и не рвался пить яд - он не заслужил тьму
Маргарита заслужила.
Но попросили оставить с ним ту, которая любила его, и поэтому тоже покой. Заметьте, не он и не она, Левий Матвей принес просьбу. Потому что не заслужил спасения тот, кто не хочет слушаться Бога, отказываться от греха, бороться с пороками, преображать свою жизнь. Остальные получат прощение и помощь - Бог милостив.
Именно это в первую очередь, должно быть очевидно с позиции воцерковленного человека (про заповеди блаженства я писала в самом начале топа)
В общем, я так понимаю что не заслужил он свет, он не боролся, он спрятался и ждал когда его заберут. Не захотел он на крест, испугался.
Ответ довольно прост. Мастер пишет Евангелие от Воланда. Именно так, были названы Ершалаимские главы в варианте романа 1933 года. Вспомните все канонические Евангелия были написаны апостолами. Следовательно Воланду тоже нужен смертный, чтобы создать собственную версию.
Интересно что Иешуа его в этом произведении изображается не как Сын Божий, а как обыкновенный человек. Если внимательно присмотреться к этому персонажу, то становится очевидно, что он как-то странно себя ведет. Иешуа заискивающе улыбался. Иешуа испугался и сказал умильно: «только ты не бей меня сильно, а то у меня уже два раза били сегодня». То есть его образ предельно человечен, что идет вразрез с классическим пониманием Сына Божьего из-за чего текст Булгакова и был признан иератическим.
Итак, Мастер пишет, а затем спасает роман и кажется, что Воланд должен его за это как-то вознаградить и кажется, что долгожданный покой и есть та самая награда. Однако умалчивание всей правды, один из самых эффективных способов обмана. Именно на такой обман идет Воланд. В конце романа он предлагает Мастеру и Маргарите покой, но без света. А что такое покой без света? Это могила. Это отсутствие какого-либо развития. Вспомните также финальные слова Маргариты: «ты будешь засыпать, надевший свой засаленный и вечный колпак, а прогнать меня ты уже не сумеешь». Согласитесь, это звучит поистине жутко и мало похоже на счастливый финал. Таким образом, мы имеем дело с неким антифаустом, ведь для «Фауста» Гёте вечный покой - это и есть ад, так как суть человеческой жизни - это бесконечный путь познания. И именно в этот ад и попадают в конце романа Мастер и Маргарита.
Как видите для полного понимания булгаковского романа необходимо также знать текст Гёте и это не единственный случай в русской литературе. Например, «Мертвые души» Гоголя имеют множество параллелей с «Божественной комедией» Данте."
https://dzen.ru/a/YkGrw0fcDn308lk6
Тогда зачем эти слова про покой были…
Почитайте и успокойтесь уже :).
Мастеру определено высшими силами другое, чем Понтию Пилату: «"Он не заслужил света, он заслужил покой"» (2, 29), — сообщает Воланду Левий Матвей. Что же такое свет и покой в романе? Одни литературоведы полагают, что в романе Булгакова отражены идеи украинского религиозного философа XVIII века Григория Сковороды, книги последнего, без сомнения, были известны писателю хотя бы через отца. Покой, согласно философской концепции Сковороды, является «наградой за все земные страдания человека «истинного», покой (...) олицетворяет вечность, вечный дом. А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является луна, «посредствующая между землёй и солнцем», вернее, походящая на мост лунная дорожка» (И.Л.Галинская. Загадки известных книг. М., 1986, с.84). Нетрудно заметить, что «вечный приют» в последней главе «Мастера и Маргариты» и болезненный сон Ивана Понырёва в эпилоге благодаря некоторым деталям могут восприниматься как художественная иллюстрация к рассуждениям украинского философа.
Другие литературоведы считают, что финал булгаковского романа перекликается с «Божественной комедией» Данте (В.П.Крючков. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации эпилога романа М.Булгакова.//Русская литература, 1995, №3). В третьей части Дантовой «Комедии» (в «Рае») герой встречается с Беатриче, которая ведёт его к Эмпирею, огненному центру рая. Здесь из ослепительной точки струятся потоки света и пребывают Бог, ангелы, блаженные души. Может быть, об этом свете говорит Левий Матвей? Сам себя герой-рассказчик у Данте помещает не в Эмпирей, а в Лимб — первый круг ада, где обитают античные поэты и философы и ветхозаветные праведники, которые избавлены от вечных мук, но и лишены вечной радости соединения с Богом. Герой Данте оказывается в Лимбе за то, что имеет с христианской точки зрения порок — гордыню, которая выражается в стремлении к абсолютному знанию. Но этот порок одновременно достоин и уважения, потому что принципиально отличается от смертных грехов. В последней главе романа Булгаков рисует загробный мир, напоминающий Лимб. Мастер и Маргарита, расставшись с Воландом и его свитой, переходят «в блеске первых утренних лучей через каменный мшистый мостик» (2, 32), идут по песчаной дороге и радуются тишине и покою, о которых мечтали в земной жизни, а теперь будут наслаждаться ими в вечном доме, увитом виноградом
«сам Мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры. Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение так и не показано)».
Булгаков не пишет конкретно про рай и ад, у него они иносказательные. Нельзя же так буквально.
"Сказали мне, что эта дорога меня приведёт к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор всё тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы…"
Более того, они ему подражали! Все их поздние произведения, "7я теорема этики", "Хищные вещи века", "Отягощенные злом" - это сплошные отсылки к Булгакову. Даже герои - Демиург, птах, диалоги, сюжет... А если вспомнить "Град обреченный", то там впрямую описан ад. Или Чистилище.
- Поздравляю Вас, Вы прошли первый
круг - сказал Наставник.
Герой, когда-то погибший на войне ( его душа).И Наставник = Ангел.
Но однако они дали и большее. Они больше предсказали. А Булгаков не предсказывал, он описывал происходящее.
"Футурологический конгресс" Станислава Лема - это прямо описание нашей реальности 21 века. С юмором)
Стругацкие предсказали:
- интернет
- видеосвязь
- "человечество будет разделено..."
Но при этом они верили в Человека и человечность ! ! В будущее светлое. Не взирая даже на люденов, на это разделение..
На все то, что они предсказали.
В светлое будущее они не очень верили.
Кстати эта Комиссия по контролю ( бывшая по контактам ) не напоминает ли чем-то КГБ, ЦРУ и все разведки ?
Верили они в будущее.Иначе бы не было трилогии Мира Полудня. XX век.
то есть свет нужно заслужить. Служить нужно, понимаете? Служить добру, справедливости, свету.
Мастер же написал книгу о дьяволе, на этом все его труды по эту сторону небес закончились.
Поэтому покой.
Но во тьму его тоже не отправили, заметьте.
Что Пилат стал причиной смерти Сына Божьего. И понял, кого погубил.
но в остальном остается то же - света он не заслужил
А вы находите сходство?
Кстати, Консуэло она мне подсунула после того, как я проглотила СС Мопассана и Гюго... решила, видимо, будет интересно.... бееее
Перечитайте мое сообщение, а потом перечитайте Консуэло, тогда и поговорим
В отличие от сабжа.
Хорошо пошло)
Как раз для 13-ти лет.
Очень нравилось.
Продолжение - Графиню Рудольштадт (за точность не ручаюсь) брала моя старшая подружка уже во взрослой библиотеке
Восхищаюсь вами!
У меня в голове ни одной мысли по тему топа..
Фильм (сериал) 2008 (и даже 1990 ?), конечно, же смотрела
А ещё есть "Собачье сердце".
Отличные советские фильмы с прекрасными актерами!
Зачем вам современный сериал?!?
Фауста - не читала, разумеется
А поводу Мастера, всё довольно просто, как мне кажется, он на стороне зла оказался, по собственному выбору.
https://svetlo-media.turbopages.org/turbo/svetlo.media/s/news/proklyatie-bulgakova-19-akterov-kotorye-umerli-snyavshis-v-mastere-i-margarite_id14987_c14_dp230531
Нет зла и нет добра.
"Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп."
Это если сравнить теплый очаг, красивый дом, дружную любящую семью, и вдруг в этот дом врывается злодей с топором. Разве ж это хорошо...
Я часть той силы,
Что без числа творит добро
Всему желая зла(с)
Одно без другого не существует. Правда не была бы правдой, если бы не было лжи
Добро не было бы добром, если бы не было зла
Правда будет правой даже если лжи не станет.
Вы живы, и это правда. Если я скажу что вы умерли, ничего не изменится, так же как если я этого не скажу
Правда в речах его правды — на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует —
Если проделает то же, что явная Ложь!»
Если не брать примитивную проблематику "пациент скорее мертв, чем жив", то способность влияния и манипулирования массами за счёт подмены лжи на правду и правды на ложь убедительно описывал Макиавелли в *Князе*, чтобы понять говорит человек ложь или правду, действия его лживы или правдивы необходимо понимать, что есть минус и что есть плюс. Не будет света дневного без ночи, не будет зимы без лета, не будет смерти без жизни - Закон единства и борьбы противоположностей: все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу
Что там дальше после этой цитаты?
Вообще переводов же много, это можно читать и иначе, я часть той силы, что совершает благо(выгоду, какую-то пользу), всему желая зла.
Убить страшного преступника, наверно, это благо, но точно не добро.
В общем, спор такой понятийный, что-то приходит и уходит со временем, лично у тебя, осознание каких-то жизненных принципов своих и общественности, ну и много еще всего.
Да и не спор вовсе.
Что правда - это правда, если не знаете, что есть ложь?
И таких примеров полно
Вы изначально исходите из предположения что зло существует. А теперь представьте что его нет. Все люди добрые. честные, и т.д. Где тут место борьбе?
Представьте...
Это из области сказок и мифологии. В которых рано или поздно появится свой Каин. И Авраам приведет жену свою Сару в Египет, выдав за свою сестру
и пожалуй что только в христианстве зло порождение Бога как Отца всего)))
Просто мы уже родились в дихотомии добра и зла и по другому не представляем мироустройство.
Пример Булгакова с тенями не совсем корректен, хоть и красив. Тени от предметов, а добро и зло это вектор человеческого намерения и воли.
Мы о реальном мире, а котором человечество жило во все времена
Мы говорим не о реальном мире а о том что может быть а чего не может быть в принципе
и в свете диалогов в частности)))
это небольшой забавный рассказик
Конечно, многое в сравнении, это как раз тот самый опыт. Но отдельно друг друга добро и зло совершенно точно существуют, это не часть одного целого.
А зло без добра не бывает. Зло это уничтожение добра.
Даже сейчас вы проявляете грех гордыни, ставя себя выше, чем люди неверующие, отказывая людям в слабостях и прочее (если, конечно, этот воцерковленный аноним вы)
Я не воцерковленный аноним, обычный)
Бойцы в годы ВОВ, закрывавшие своими телами фашистские дзоты - добро или грех самоубийства, он же зло? Церковь это злом не считает, это воин в боях за Отечество. А если рассуждать по анониму выше "кафмаааар" А по факту без этого Поступка, суть греховного, не было бы Победы, не было бы Света, не было бы добра
А для фашистов недобитых, которые по миру расползлись, это была победа зла над добром.
расскажите, что есть добро?
быть верующим человеком, соблюдать посты, отдавать десятину, не грабить, не обижать, не прелюбодействовать...
или лишать людей и последних средств к существованию по воле правителей земных...
как ВЫ смеете))) оценивать последствия?
Опыты доктора Менгеле - зло. Но сульфаниламидами пользуетесь? Вакцинами? Скольким людям плазмоферез спас жизнь?
Про индустриализацию, коллективизацию надо в том же ключе?
Нет?
Значит, это зло.
Или ядерная бомба...
Дело в том, что необязательно быть фашыстом, можно было просто набрать добровольцев и взять у них согласие на эксперименты. Иначе они "зло".
Плохой пример вы привели. Он не подходит.
Все эти примеры об одном. Мир, в котором мы живем не является идеальным, в мире существуют и зло и добро. Иногда мы можем их разделить, иногда зло может повлечь за собой добро, а добро из благородных побуждений причинить много зла...
Но говорить, что в мире все делится только на черное и белое... странно как минимум. С этого и началась ветка
Скажите, а вам делали плазмаферез? Что это в вашем понимании?
Может, аутоплазма вам жизнь спасла?
Пример был именно в контексте отрицания добра и зла, как взаимосвязанных структур. Все мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо, но отказываться от передовых технологий, достижений медицины и техники на том основании, что часть из них были на людях в концлагерях апробированы не будем - это тоже своего рода Благодарность и память об их жертве. И о зле. Которое дало дорогу добру и спасенным жизням
Я на ваш вопрос ответила, вы мои проигнорировали...
Вряд ли ваш знакомый получил спасение подобным образом, за счёт детей из концлагеря.
Кстати, "1912-1914 гг - группа под руководством профессора Д. Абеля в фармакологической лаборатории имени Джона Гопкинса Медицинской школы в Балтиморе произвела эксперименты на собаках по гемодиализу и плазмаферезу. Подобные работы в тоже время проводились и в России. Возглавлял эти работы профессор Военно-медицинской академии, заведующий кафедрой Заразных болезней ВМА в Санкт-Петербурге Вадим Александрович Юревич, в этих опытах принимал участие и ученый Н.К. Розенберг.
1913 г - первая удачная операция в России по очищению крови – операция плазмафереза, проводилась она на кроликах. Но продолжить исследования, к сожалению, не удалось. Началась первая мировая война, после в России прогремела октябрьская революция, и В.А. Юревич иммигрировал в США, где ему не удалось возобновить научные исследования в области плазмафереза."
Я тоже проходила такую процедуру, но за свой счёт (я не деньги имею в виду)
И если уж на то пошло, до сих пор идут споры, полезны или вредят вакцины, КОКи и прочие "побочные действия" третьего рейха
Посеять зерна сомнений в светлые души! Перепутать понятия. Оправдать зло любовью. Оправдать греховную сущность человека.
Ведьме - не место в Раю, никакая любовь ее не оправдывает...Она не покаялись.
В молодости я по другому ее воспринимала, не зная всех обстоятельств написания книги.
Некоторые считают, что Воланд это Сталин.
Нам проще оценить Сталина. На расстоянии лет и фактов, сведенных в одно целое.
Да и покой... ну в общем это не рай))). Это эмоциональная смерть.
Спасибо всем-всем :) читаю и наслаждаюсь
- советская милиция
- петух
- бабка с крестным знамением
Такие дела ))
Ну и в целом милиция в романе упоминается постоянно. В милицию, например, Азазелло советует Аннушке относить найденные вещи.
Сталин - их шеф
Воланд со свитой - белая гвардия, которая тайно хочет к шефу на ручки
Мастер - Булгаков, который случайно примкнул к нечести, но сожалеет и очень хочет спокойно работать
Маргарита - ну, посмотрите на мою классную тёлку!!
Милиция интересно, каким к этому боком.
Но мне кажется, что Булгаков писал о том, что Мастер не достоин света, но достоин покоя, не имея ввиду канонические причины грехов Мастера.
Мне кажется, что книга о том, что зло это часть добра, о том, что они едины. О том, что иногда невозможно достигнуть добра, не совершив зла. Ну взять, например, образ Понтия Пилата. По логике, он на стороне зла. Но этот персонаж абсолютно точно описан с положительным посылом, ему сочувствуешь, его понимаешь, проникаешься его горем, болью. Он совершил зло, отправив Иешуа на крест, но без этого зла Иешуа бы не воскрес и не было бы последователей, не возникло бы христианство...
По моему мнению, Булгаков хотел сказать, что и ад, и рай это не абсолютный + и - , это места, невозможные друг без друга, переливающиеся друг в друга. А Мастеру нужно быть там, где покой, а не в + или -. Потому что покой над адом и раем и Мастер этого заслужил уже тем, что написал роман о сути бытия.
Но какой ценой! Это обман
На обмане строится все повествование. Но недаром же сам Булгаков баловался и наркотиками, изменяющими сознание. Переворачивающими понятия о добре и зле.
Зло никогда и нигде не может быть "часть добра". Вспомните 10 Заповедей. Вспомните "Не поклоняйтесь Господу и Маммоне.."
Ну и мне не чужда мысль, что дописал его вообще не он.
Кто мог дописать, не жена же.
Ролики ютуб оставила, время нужно для них.
Что ссылками кидали, прочитала. В одном обсуждении на дзене коменты огонь, конечно))
Мистическую составляющую и то, что нечистая сила к роману руку приложила, я пока комментировать не буду. Это такой пласт информации, который нужно найти и поизучать, понять, есть ли какая то основа. Аргументы вроде это сам дьявол Булгакову диктовал, как-то неубедительны. Что дьявол с этого романа поимел, от Бога и так люди отошли, а массового сатанизма не заметно.
Версия, что вроде как не стал отстаивать свой роман, мне кажется фантастической. Там такая машина репрессий уже была, как один человек должен был ее перебить? Да никак. Прошло время и эта пена сама схлынула, а Булгаков остался. За это лишить Света? Ну я не знаю.
Решение было связано именно с романом, Левий Матвей сказал, что роман прочитали. Значит, связь с Маргаритой не повлияла.
Мне подумалось, что его лишили Света, потому что он изобразил в романе Сына Божьего обычным человеком. Как бы не верил в него, получается.
И еще такой момент: ниже разговор, что нет добра без зла. Мне все-таки кажется, что есть. Потому что есть сила, которая сообщает через Левия Матвея, что Воланду нужно сделать с Мастером. И он недовольно, но выполняет. Похоже, что зло тут в подчинении у добра. А значит, когда-то добро существовало и отдельно.
Ну и Маргарита, конечно, попала бы в ад, так как сама знала, куда идет и согласилась сама. Только любовь к Мастеру стала для нее неким спасением.
И вот что еще: кто-нибудь понял, для чего Маргарите этот роман? Она больше всех там за него волновалась. Мастер - автор, а ей зачем чужая слава? Тщеславия в ней не было, муж был человеком высокопоставленным, но ее это вообще не радовало.
Жизнь Маргариты была пуста, любовь к Мастеру - внесла Смысл. И это - главное :) Причём тут слава ? Зачем людям вообще произведения искусства, если отбросить славу и деньги ?
даже свеженькая экранизация начинается именно с этого )))
"...Его жена правит рукописи, перепечатывает их на машинке, комментирует, восхищается, дает советы, берет на себя переговоры с издательствами и театрами. Она ведет свой знаменитый дневник, который является драгоценным источником сведений не только о Булгакове, но и о литературной и театральной жизни Москвы 1930-х годов...
...За несколько дней до смерти, когда Елена Сергеевна сидела у изголовья его кровати, супруг дал понять, что ему что-то нужно. Она предложила лекарство, воду, а потом догадалась, что муж просит «Мастера и Маргариту». Когда они поняли друг друга, Михаил Афанасьевич очень обрадовался и с большим трудом произнес еле понятное: «Чтобы знали, чтобы знали». Шиловская сделала все, чтобы это и другие ранее неизданные произведения мужа увидели свет.
Уже после смерти Булгакова она писала лично Сталину, но тогда это не помогло сдвинуть дело с мертвой точки. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован лишь с седьмой попытки вдовы. Она ликовала, потому что боялась умереть, не исполнив желание мужа."
https://dzen.ru/a/Y108uamvjVU4H2br
Для Маргариты роман - это часть любимого ею Мастера. Слава тут ни при чем.
Бесстрастность. В этом состоянии Бог и его воля важнее греха. Бог есть любовь, понятие "добра и зла" - возникает потом, в человеческом ( греховном мире). Собственно, любое зло - это отступление от воли Божьей. Нарушение Заповедей.
Как сказал дракон Андрей Кураев, "..Бог отпустил Человека а надежде, что тот когда-нибудь к нему вернётся..."
Может быть, он прощен за то, что искал правды, а значит, искал Бога:
"Блаженны алчущие и жаждущие правды..." Но нашел его как-то не так, и не там.
Вообще роман этот - о фальши и лжи, как оказалось. Не так воспринимала его раньше.
Я его болезнь воспринимала, как депрессию, что ли? Как-то так. Не шизофрения же у него была диагностирована у Стравинского ?
Да, согласна с вами, роман о фальши и лжи, о добре и зле, о вечном поиске и вопросе "Что есть истина?"
Одно из самых интересных, сильных произведений мировой литературы
Именно поэтому Бога нет в этом произведении, Иешуа выведен человеком, странным, кротким, добрым, святым...но не сыном Божьим.
Мастер не прощен, потому что отправлен в Чистилище. Некое промежуточное состояние между Адом и Раем. Потому что в его душе не было Покаяния.
Но не до конца прощен, потому что его духовный поиск не был окончен, роман не завершен, и божественная суть Христа не показана.
Не сообщает, что нужно сделать, а передает просьбу.
— Он прочитал сочинение мастера, — заговорил Левий Матвей, — и ПРОСИТ тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
Евангелие от Сатаны нужно для пришествия Антихриста, которое готовят Воланд и его свита.
А Антихрист предваряет конец света.
Бог действует руками людей, в данном случае - руками обычной советской бюрократии предотвращает наступление конца света, причём те сами те даже не отдают себе отчёт в том, что они предотвращают.
Мастер не заслужил свет, т.к. он на стороне зла.
Но он и не успел написать евангелие Антихриста, поэтому, с одной стороны, и злодеяний особых ему вменить нельзя, кроме греха уныния, с другой стороны - и заслуг перед сторону зла у него особых нет, поэтому ему - покой, а не ад, и не продвижение по карьерной лестнице со стороны зла.
К какому слову!
Вы про Достоевского почитайте, а заодно и про его жён
Манипуляции, угрозы, припадки, не при вас будь сказано.
Но это не отменяет.
Хотя я спокойно живу всю жизнь без его тн произведений.
А Толстой!
Занимался этим.... как его... газлайтингом с вывертами - во!
Всю жизнь трепал нервы Софье, не разрешал предохраняться и брать кормилицу. Деньги отдавал на сторону.
Она годами не спала - истеричкой стала.
И всё равно он ушёл.
Назовите - кто он. :cool2
https://www.youtube.com/watch?v=IzBfaS8U20o
Он не святой, не мученик, но человек.
То, что он сделал, важно.
То, что он сделал, не забыто.
Покой тоже чего-то стоит.
© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325