Школа
59

Стихи, поэзия?

Что думаете о поэзии? Вношу предложение поделиться разного рода интересующей поэзией, в том числе положенной на музыку.

Как потянется не знаю, начинаю со своего любимого «Приветствие, сказанное на шутовской свадьбе», Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768)

Здравствуйте, женившись, дурак и дура,
Еще и бл***дочка дочка, тота и фигура!
Теперь-то прямо время вам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься:

Кваснин дурак и Буженинова бл***дка
Сошлись любовно, но любовь их гадка.
***
Балалайки, гудки, рожки и волынки!
Сберите и вы бурлацки рынки,
Плешницы, волочайки и скверные бл***ди!
Ах, вижу, как вы теперь ради!

Гремите, гудите, брянчите, скачите,
Шалите, кричите, пляшите!
Свищи, весна, свищи, красна!
Не можно вам иметь лучшее время,

Спрягся ханский сын, взял ханское племя:
Ханский сын Кваснин, Буженинова ханка,
Кому то не видно, кажет их осанка.
О пара, о нестара!

Не жить они станут, но зоблют сахар;
А как он устанет, то другой будет пахарь,
Ей двоих иметь диковинки нету,
Знает она и десять для привету.

Итак, надлежит новобрачным приветствовать ныне,
Дабы они во всё свое время жили в благостыне,
Спалось бы им, да вралось, пилось бы, да елось.
Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
Еще и бл***дочка дочка, тота и фигурка.

*** - самоцензура

Василий Тредиаковский - поэт, переводчик и чиновник Академии наук

Свернуть
Ответить
— Грибы вас мало интересуют, я так понимаю…
— Правильно понимаете.
— Ягоды не интересуют?
— Только в виде варенья.
— А стихи… в виде поэзии… как вы к ним относитесь?
Ответить
Грибы, грибы, где ваша сладость!

Степан ПИСАХОВ (1879, Архангельск - 1960)
Медведь от поповского нашествия избавил


"...стал Сиволдай чужим добром хвастать. Всем протопопам, попам стал рассказывать, каки около Уймы места ягодны да грибны. Ягод, грибов брать не обрать, да еще останется. Весь поповский народ в один голос пропел:

Коли мы придем, То все соберем. Окроме нас,

Никому ничего не достанется. После нас Ни ягод, ни грибов не останется!

А я после ягод да грибов, потягиваясь, повернулся по лесу, высмотрел медведей в логовах-берлогах. К медведям телефоны провел. Коли на охоту идтить, так сперва справиться, дома ли, чтобы занапрасно время не терять и самому не уставать.

С ближним медведем я часто разговаривал. С повети позвоню, а медведь один, некому за него отговориться, что дома нету, ну, и мырчит: — М-м-м?

— Мишенька, это я говорю. Малина. — М-м. Это значит: слушат. Медведь слушат хорошо, ежели разговор с «мы» начнешь. Перво дело он сам «мы» медведь, а второ дело «мы» — малина, мед, масло — это медведю первеюще угощенье, ну, и други «мы» — мясо, молоко — медведь хорошо слушат..."


Степан Григорьевич Писахов - Дворик, 1910

Ответить
"...Я медведю по телефону позвонил — медведь сытый был, спал еще, спросонок добрым голосом ответил: — М-м-м?

— Мишенька, толстолапонька, пугни-ка поповску ораву, в наш лес по грибы пошли, хотят всю малину обрать, тебе ягодки не оставят.

Медведь, слышу, живот сытый чешет, лень медведю выходить: — М-м-м...

— Мишенька, толстомясонька, попы идут, дьяконов ведут, все ягоды соберут, много сожрут, больше того притопчут. — М-м... м-м...

Покряхтел медведь у телефона и еще гукнул: м-м. И трубку повесил. Слышу: взревел медведь на весь лес, на все болота, на всю округу — нагнал страху-оторопи на всех Сиволдаевых гостей. Бросилось все черно стадо из лесу, за кочки запинаются, за кусты цепляются, длинны подолы обрывают, в мокры места просаживаются, в сухих хвойниках перевертываются.

Медведь только пятерым-десятерым легонько лапой по заду цапнул, и то играючи — медведь-то сытый был. А что крику поднялось! Страсть!"

Писахов, Медведь от поповского нашествия избавил


Степан Григорьевич Писахов - На Мурмане

Ответить
Степан Писахов — Северно сияние

Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим. Спервоначалу-то оно не сколь высоко светит.

Бабы да девки с бани дергают, а робята с заборов. Надергают эки охапки! Оно что — дернешь, вниз головой опрокинешь — потухнет, мы пучками свяжем, на подволоку повесим, и висит на подволоке, не сохнет, не дохнет. Только летом свет терят. Да летом и не под нужду, а к темному времени опять отживается.

А зимой другой раз в избе жарко, душно — не продохнуть, носом не проворотить, а дверь открывать нельзя: на улице мороз щелкат. Возьмем северно сияние, теплой водичкой смочим и зажжем. И светло так горит, и воздух очищат, и пахнет хорошо.

Девки у нас модницы, выдумщицы, северно сияние в косах носят — как месяц светит! Да еще из сияния звезд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто андели! Про наших девок в песнях пели:

У зари, у зореньки
Много ясных звезд,
А в деревне Уйме им и счету нет!
Девки по деревне пойдут — вся деревня вызвездит.


Степан Писахов - Церковь, путь к которой потерян



Ответить
Это, кстати, текст мультфильма "Смех и горе у Бела моря", в озвучке Евгения Леонова.

Гляньте, кто не видел, стоящая вещь.
Ответить
А я и думаю, что напоминает - поморские сказания. Откликаются они мне.

Алаверды. Очень рекомендую это мероприятие. Проходит концерт периодически, анонсы нужно мониторить.
Здесь краткое описание уже прошедшего события:
https://lektorij-vdnh.timepad.ru/event/3064177/?ysclid=miasy8ylh850463590

И спасибо вам =)
Ответить
Спасибо) весь спектакль нашла в сети, поболе 2,5 часов, именно спектаклем называется. И фрагменты есть. В общем, хорошо, да.

Вднх не люблю. Вот прям ч/з себя переступать туда ехать. Кабы не там проводили))

А, кстати, текст прекрасный, мульт это сокращёная версия книги, в общем рекомендую фрагмент "Морожены песни" (книга "Архангельские сказки", Степан Писахов, 2016,изд-во БХВ-Петербург, вроде
как периодически издают). У меня в приложении-читалке, хорошо иллюстрированная.

Про нас прямо писано, про женский язык :-)
Ответить
Да, спекталь, конечно же, не концерт.
Честно говоря, тоже не долюбливаю ВДНХ, но некоторые мероприятия таки посещаю.
Конкретно этот концерт проходит и на других площадках, нужно отслеживать в группе https://vk.com/fond_nasledie_severa?from=groups

P.S. Книгу заказала
Ответить
Я счас над таким романсом с ума схожу, уже 805 раз послушала.
При этом концерты евошние не переношу, равно как и манеру поведения. Но природные голосовые данные, невероятный артистизм и эти стихи. Он не поёт, он проживает буквально. Ну можт напишу, что это, как отпустит.
Ответить
По мотивам события - картина Валерия Якоби (1834-1902) Ледяной дом, 1878, представляющая свадьбу шутов императрицы Анны Иоанновны - смешно всем, кроме шутов



Картина Валерия Якоби Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны, 1872 - о времени Тредиаковского, который изображен в числе придворных угодливо согнувшимся возле насеста с попугаями слева.
Впрочем, Якоби при тех временах не присуствовал, рожден много позже, и вообще нужно учитывать, что любая презентация это одновременно и самопрезентация так или иначе.



Разносчик фроктов, Якоби, 1858



https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/34216
Ответить
Еще одно хорошее стихотворение от Тредиаковского нравится. Название произведения:

"Приветственная Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Елисавете Петровне самодержице всероссийской государыне всемилостивейшей всеподданейшее поздравление в высочайший день ея коронования в царствующем и столичном городе Москве апреля 25 дня 1742 года, в приветственной оде изображенное и ее священнейшему величеству усерднейше посвященное чрез всеподданнейшего раба Василья Тредиаковского, императорския Академии наук секретаря."


Отличное начало. Далее только отдельные отрывки по причине обьема приветственной оды.

"...О матерь Отчества Российска!
О императрица! о дева!
О эвропска честь и азийска!
О Петрова чистый плод древа!
Кому можно воспеть пристойно,
Чтобы того было достойно,
Который на главе ти зрится
Се венец от каменя честна?
Песнь моя к тому есть безместна:
Красно все пред тобой стыдится.

...

Тако ли, молчащ, покорюся
Просто сил моих недостатку?
Или тем и винен явлюся,
Что трепещу, да не к упадку
Похвал воспеть что-либ имею,
И, неискусен, онемею?
Всеми ж славится в граде, в поле
Элисавета несравненна,
Тем вся песнь и неукрашенна
Красна́ по одной к тому воле..."
1742

Евстигней Ипатович Фомин (1761-1800) Фрагменты из мелодрамы «Орфей»
https://rutube.ru/video/3d65d9c0d08cc3d9d2cebaf6848019b6/

несравненна Элисавета в 1742 году

Ответить
"...Колики народ тогда бедный
Проливал к вышнему молитвы,
Да на трон та взыдет наследный!
Просил и боялся ловитвы.
Вы, о толь храбрые солдаты,
Монархини сея коль краты
Всем сердцем и словом желали?
Вы, империи стена тверда,
Уже от бога милосерда
Ту достойну и мы прияли.

И се ныне Элисавета
И лицем и венцем сияет,
Се и порфирою одета,
Руками скипетр обращает,
Милостива и правосудна,
Елеем и мечом есть чу́дна.
Коль светло сидит на престоле!
Величество в императрице,
Красоту же мы зря в девице,
С почтением падаем доле...."

(Тонко троллит старый черт! Или подождите... )

Иван Хандошкин (1747-1804) Чувствительная ария
https://yandex.com/video/preview/6384404264111621854

Иллюстрация Г.А.Качалова из коронационного альбома 1744 года
https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/keyword/serii._opisanie_koronovaniya__imperatrici_elizaveti_petrovni__25_aprelya_1742_g./index.php?show=asc&p=0&page=1&ps=20#slide-1




Ответить
"...Здравствуй ввеки, о увенчанна!
Пользуйся благодатьми сими,
Императорствуй, богом званна,
С цветами благостий твоими!
В милости, суде превосходна,
И добродетельми толь пло́дна,
Ликуй, матерь благословенна!
Вкушай плод намерений чистых
В Петре с отраслей Петра истых!
В дар же тебе? – Мысль покоренна.

Не презри и моея музы,
Молчавшия чрез время много,
Днесь расторгла немоты узы,
Да тя славит, хотя убого,
Не достойна твоего слуха,
Но песнь чи́ста се́рдца и духа;
Воззри на искренность желаний
И на должность верну подданства:
Сим счастлив, без красна убранства,
Конец творю лирных играний."
Василий Тредиаковский, 1742

И. Штенглин. Фейерверк и иллюминация, бывшие при Анненгофском дворце. 1744




Евгений Лансере, Елизавета Петровна в Царском селе, 1905

Ответить
Кажется, что более критический взгляд на вещи проявлял современник Тредиаковского Александр Сумароков (1717-1777). Он не был таким конформистом, как Василий Кириллович и прямо указывал, что истоками пороков являлся при нем высший свет, а кроме как к Богу и не к кому обратиться, не к кому, как говорится, возопить.

Не терпи, о боже, власти
Беззаконных ты людей,
Кои делают напасти
Только силою своей!
Сколько злоба возвышенна,
Столько правда устрашенна.

Не на то даны дни века,
Чтоб друг друга нам губить;
Человеку человека,
Творче, ты велел любить.
Кто как титлами ни славен,
Пред тобой с последним равен.

Титла громкого содетель
Часто развращенный свет.
Лишь едина добродетель
Преимущества дает,
И она всего дороже;
Защищай ее ты, боже!
1759


Коловратность, А. Сумароков

Собака Кошку съела,
Собаку съел Медведь,
Медведя – зевом – Лев принудил умереть,
Сразити Льва рука Охотничья умела,
Охотника ужалила Змея,
Змею загрызла Кошка.
Сия
Вкруг около дорожка,
А мысль моя,
И видно нам неоднократно,
Что всё на свете коловратно.
1762



Ответить
Тогда как самый знаменитый из современников Михаил (Михайло, согласно его собственной подписи*) Ломоносов (1711-1765) похоже, что бывало обдумывал что-то вроде тезиса "а на фига мне оно все это надо."

Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф,
когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
М. Ломоносов, 1761





Ответить
Следующий номер представляет Иван Петрович Мятлев с композицией Белые розы 1834 года


Розы

Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы ещё казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг её вились и радость и любовь.

В её очах — веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.
1834

Иван Мятлев (1796-1844) - сын банкира, главы тогдашнего Госбанка, несмотря на скромную фамилию, крайне высокородный господин, военный и чиновник, а также поэт-любитель, автор романсов



Ответить
Навевает: Белые розы, белые розы, беззащитны шипы, что с ними сделал снег и морозы, лед витрин голубых - но Шатунов, видимо будучи еще ребенком, не дошел до места, где "он сорвал" эти прекрасные цветы и только потом они бедные "увяли", как у представителя старшего поколения Мятлева.

Юрий Шатунов и группа Ласковый май - Белые розы (1989)

https://ok.ru/video/7296486869693

Ответить
Не ходите вы, девицы,
Поздно в Нижний сад гулять!
Там такие небылицы,
Что и слухом не слыхать!
В роще меж двумя прудами
Виден домик, вы туда
Не ходите; право, с вами
Может встретиться беда!... - так предостерегал своих современниц Иван Петрович в 1831 году. Но почему? Об этом в стихотворении Мятлева Артамоныч (спойлер - вандалы разломали крест на могилке, ужасть)

https://ru.wikisource.org/wiki/Артамоныч_(Мятлев)


Вид на Средний и Нижний сад вдоль Кремля, начало 19 века

Ответить
Москва, Пётр Вяземский

Город холмов и оврагов,
Город зеленых садов,
Уличных пестрых зигзагов,
Чистых и всяких прудов.

Город – церквей не дочтешься:
Их колокольный напев
Слушая, к небу несешься,
Душу молитвой согрев.

Гордым величьем красуясь,
Город с кремлевских вершин
Смотрит в поляны, любуясь
Прелестью свежих картин.

Лентой река голубая
Тихо струится кругом,
Жатвы, леса огибая,
Стены боярских хором.


Бывший Юсуповский дворец в Москве, здание тяжелой судьбы







Ответить
Город причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.

Город – восточная сказка!
Город – российская быль!
Хартий нам родственных связка!
Святы их ветхость и пыль.

Молча читает их время!
С заревом славных веков
Льется на позднее племя
Доблестный отблеск отцов.

Город минувшего! Старче
С вечно младою душой
Всё и священней, и ярче
Блещет своей сединой!

Город сердечных страданий!
Город – моя колыбель:
Здесь мне в года обаяний
Жизни мерещилась цель.


Усадьба Вяземского на Волхонке

1913



2013

Ответить
Сколько здесь жизни я прожил!
Сколько растратил я сил!
Мысли и чувства тревожил
Юный, заносчивый пыл.

Позже смирилась отвага,
Волны души улеглись,
Трезвые радость и блага
В светлом затишьи слились.

Думы окрепли, созрели
В опыте, в бденьи, в борьбе:
Новые грани и цели
Жизнь призывали к себе.

Дружбы звезда засияла,
Дружба согрела мне грудь,
Душу мою воспитала,
Жизни украсила путь.

Прелесть труда, наслажденье
Мысль в стройный образ облечь,
Чувству найти выраженье,
Тайнам сердечным дать речь!

Творчества тихая радость,
Внутренней жизни очаг,
Вашу вкусил я здесь сладость
В чистом источнике благ.


Музей-усадьба Вяземских Остафьево



Ответить
Ныне, когда мне на плечи
Тяжкие годы легли,
С ними надежды далече
В тайную глубь отошли.

В памяти набожной ныне
Прошлым нежней дорожу:
Старый паломник, к святыне
Молча к Москве подхожу.

Жертвы вечерней кадилом
Будет Москве мой привет,
В память о прошлом, мне милом,
Братьям, которых уж нет.

Манит меня их дружина,
Полный раздумья стою:
Благословила бы сына,
Милую матерь молю.


Пётр Андреевич Вяземский (1792-2878) - как сейчас это называют, представитель правящей элиты, ветеран войны 1912 года, а также и доморощенный поэт. Предполагается, что Лев Толстой использовал рассказы очевидца и участника Бородинского сражения Петра Вяземского в романе Война и мир. Сторонник декабристов (но не участник восстания 1825 года), журналист и писатель. Проживал преимущественно в Москве, в т.ч. в Вознесенском переулке и на Волхонке, а также в подмосковном имении Остафьево.

Ответить
Еще тройка
Стихотворение Петра Вяземского

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.

По дороге голосисто
Раздается яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто
То застонет глухо он.

Словно леший ведьме вторит
И аукается с ней,
Иль русалка тараторит
В роще звучных камышей.

Русской степи, ночи темной
Поэтическая весть!
Много в ней и думы томной,
И раздолья много есть.

Прянул месяц из-за тучи,
Обогнул свое кольцо
И посыпал блеск зыбучий
Прямо путнику в лицо.

Кто сей путник? И отколе,
И далек ли путь ему?
По неволи иль по воле
Мчится он в ночную тьму?

На веселье иль кручину,
К ближним ли под кров родной
Или в грустную чужбину
Он спешит, голубчик мой?

Сердце в нем ретиво рвется
В путь обратный или вдаль?
Встречи ль ждет он не дождется
Иль покинутого жаль?

Ждет ли перстень обручальный,
Ждут ли путника пиры
Или факел погребальный
Над могилою сестры?

Как узнать? Уж он далеко!
Месяц в облако нырнул,
И в пустой дали глубоко
Колокольчик уж заснул.
1834

Зимняя дорога, Николай Сверчков (1817 — 1898)

Ответить
Владимир Высоцкий Разбойничья

Как во смутной волости
Лютой, злой губернии
Выпадали молодцу
Все шипы да тернии.


Он обиды зачерпнул, зачерпнул
Полные пригоршни,
Ну а горе, что хлебнул, —
Не бывает горше.


Пей отраву, хоть залейся!
Благо, денег не берут.
Сколь веревочка ни вейся —
Все равно совьешься в кнут!


Гонит неудачников
По миру с котомкою,
Жизнь текет меж пальчиков
Паутинкой тонкою,


А которых повело, повлекло
По лихой дороге —
Тех ветрами сволокло
Прямиком в остроги.


В исполнении автора

Владимир Высоцкий (1938-1980) - Как во смутной волости кинопроба к фильму Емельян Пугачев, 1976

https://my.mail.ru/mail/at_66/video/_myvideo/10.html




Ответить
Тут на милость не надейся — Стиснуть зубы да терпеть! Сколь веревочка ни вейся — Все равно совьешься в плеть!

Ах, лихая сторона, Сколь в тебе ни рыскаю — Лобным местом ты красна Да веревкой склизкою!

А повешенным сам дьявол-сатана Голы пятки лижет. Смех, досада, мать честна! — Ни пожить, ни выжить!

Ты не вой, не плачь, а смейся — Слез-то нынче не простят. Сколь веревочка ни вейся — Все равно укоротят!



в исполнениии Аркадия Северного (Звездина, 1939-1980)

https://my.mail.ru/mail/gal65.44/video/5299/5303.html
то же
https://www.youtube.com/watch?v=vLIq00x3DrA&list=PLE4A8091AC0D38E8A&index=30




Ответить
Ночью думы муторней. Плотники не мешкают — Не успеть к заутрене: Больно рано вешают.

Ты об этом не жалей, не жалей, — Что тебе отсрочка?! На веревочке твоей Нет ни узелочка!

Лучше ляг да обогрейся — Я, мол, казни не просплю… Сколь веревочка ни вейся — А совьешься ты в петлю!

Владимир Высоцкий, 1975



Утро стрелецкой казни, 1881, Василий Иванович Суриков (1848-1916)









Портрет В. И. Сурикова. И. Е. Репин. 1877

Ответить
Очень!
"Сигарета Прима" :-)

Дым кольцами, облаками там и тут

Ответить
Прима? Вот это вы специалист, уважуха! :)
Ответить
Вот здесь получше звук будет muzofond.fm

Ссылка очень уж некрасиво-длинная, не хочу ставить, рег-ция не нужна, Аркадий Северный Разбойничья песня наберёте в поиске и можно послушать.

У них есть много больше муззыки в доступе нежели в остальных всяких онлайнах, ну это так, на заметку.
Ответить
Пороша, Сергей Есенин (1895-1925)

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

1914


фотографии 1912-1914 гг., когда Сергей Есенин работал приказчиком, конторщиком, типографщиком





в 1916 работал санитаром и жил при лазарете в Феодоровском городке в Царском селе

1917



Ответить
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Сергей Есенин, 1924


Андрей Ремнёв - Яблоки Гесперид, 2000-е



Андрей Ремнёв - Высокая вода



Андрей Ремнёв - Лета

Ответить
Александр Блок

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Ответить
Иероним Босх, Сад земных наслаждений, 1490-1510

фрагменты















триптих



внешняя панель триптиха



левая панель триптиха

Ответить
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
Александр Блок, 1907


Карл фон Марр (1858-1936), Труди в белом платье (портрет дочери), около 1907



Карл фон Марр, Летний полдень



Карл фон Марр, Восхищение



Карл фон Марр, Ангел

Ответить
Дмитрий Мережковский

О Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю…

Пускай мученья мне грозят, –
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят…

Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь, – в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.

Я Бога жаждал – и не знал;
Еще не верил, но любя,
Пока рассудком отрицал, –
Я сердцем чувствовал Тебя.

И Ты открылся мне: Ты – мир.
Ты – все. Ты – небо и вода,
Ты – голос бури, Ты – эфир,
Ты – мысль поэта, Ты – звезда…

Пока живу – Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру – с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала.
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть – благодарю!..
1890


Карл фон Марр, Портрет девочки, 1900




Карл фон Марр, Пробуждение весны

Ответить
Ээээ, вы к нашим годам когда планируете подступаться? много у вас материала?
А то я исконно матерные и двусмысленно весёлые стихотворения со столпами рядом- прям не знаю, рука не поднимается в эфир их несть. Недели через две приходить?
Ответить
Дратути (в смысле удивили). Конечно постите что хотите. Велкам! :)
Ответить
Сергей Трофимов. Минеты

Слова: С. Трофимов
Музыка: С. Трофимов

Звать жену мою Клавдея,
Вместе скоро двадцать лет.
Для меня любовь - затея,
Для неё - постыдный бред.
Ей до секса дела нету,
Ей бы шмоток полон дом,
А я слышал про минеты,
Да не знаю что почём.

Наш завод акционерный
То есть всё давно продал.
Вот и я вагон фанеры
Как-то вечером урвал.
Объявленье дал в газете -
Дескать индивидуал
Продает в валютной смете
Дефицитный материал.

В общем выручил я баксы
За фанеру за мою.
Мне б к жене моей податься,
Дескать, всё равно пропью.
Но под действием рекламы
Эротических трусов
Я поехал за путаной
Для престижа взяв таксо.

Шеф довёз меня до точки,
Показав троих девах.
Ой вы, лакомы кусочки,
Мне б не сдрейфить впопыхах.
Выбрал я одну потолще
И поехали мы к ней -
Не узнала б только тёща
Об затее об моей.

Девка жалилась в дороге
На судьбинушку свою,
На детишек в Таганроге,
На разбитую семью.
Ну а я, куда деваться,
Пожалел её с детьми -
Сунул ей с досады баксы,
На, мол, толстая, возьми.

Здесь большой морали нету,
Просто странный мы народ,
Вот не склеилось с минетом,
Но за то душа поёт.

-----
Однозначно, лучше слушать песней, это здесь слова скорее все точные, а местами тексты песен с ошибками, и где то от этого меняется смысл.
Ответить
Аркадий Северный - Сигарета

Если женщина изменит, долго я грустить не буду
Закурю я сигарету, и о женщине забуду
Сигарета, сигарета, ты одна не изменяешь
Я люблю тебя за это, ты сама об этом знаешь

И зимой, и летом знойным, я люблю дымок твой синий
Я привязан к сигарете, даже больше, чем к любимой
Сигарета, сигарета, ты одна не изменяешь
Я люблю тебя за это, ты сама об этом знаешь

Если вновь случится это, моя женщина вернется
Закурю я сигарету, голубой дымок взовьется
Сигарета, сигарета, ты одна не изменяешь
Я люблю тебя за это, ты сама об этом знаешь

https://rutube.ru/video/ff840425a54852801a2d3522d9e1119e/

Ю. П. Анненков иллюстрации 1918

Ответить
Piccolo bambino (автор стихов
Зубовский, имя точно не знаю, везде разное почему то)

Вечерело. Пели вьюги.
Хоронили Магдалину,
Цирковую балерину.
Провожали две подруги,
Две подруги — акробатки.
Шел и клоун. Плакал клоун,
Закрывал лицо перчаткой.

Он был другом Магдалины,
Только другом, не мужчиной,
Чистил ей трико бензином.
И смеялась Магдалина:
«Ну какой же ты мужчина?
Ты чудак, ты пахнешь псиной!»
Бедный piccolo bambino…

На кладбище снег был чище,
Голубее городского.
Вот зарыли Магдалину,
Цирковую балерину,
И ушли от смерти снова…

Вечерело. Город ник.
В темной сумеречной тени.
Поднял клоун воротник
И, упавши на колени,
Вдруг завыл в тоске звериной.

Он любил… Он был мужчиной,
Он не знал, что даже розы
От мороза пахнут псиной.
Бедный piccolo bambino!
1933 г.

- - - - -
Алексей Гоман, Игорь Миркурбанов, Дмитрий Певцов, Александр Вертинский (автор музыки), Иван Замотаев - выбирайте кто сильнее и не врёт исполнением.

На мой взгляд, второй лучший и аранжировка, а последний - самое тяжёлое впечатление от песни.

Пронзительно.

Ссылки не хочу, ладно?
Ответить
Ехали на тройке с бубенцами.

Делать что будем? какой текст приемлем? их нескоько.

Мне - Александр Вертинский.
Малинина сразу выидываем, ибо неча названивать))
Ответить
Господи, какая гадость
Ответить
Хотелось найти оригинал песни "Не для меня" - в разных источниках пишут уверенно, что текст А. Молчанова первоначально был опубликован в журнале Библиотека для чтения № 33 за 1839 год.
В википедии пишут, что "Стихотворение впервые было опубликовано ... с подписью «На корабле „Силистрия“, А. Молчанов, 1838.»"

Но данное издание доступно в интернете и в томе 33 за 1839 год этого стихотворения нет, как нет и в других выпусках за 1838-1839 гг. И вообще по поиску не находится во всех книгах сканированных гуглом. Странно, откуда пошла неверная инфа о источнике и где источник. Какие-то концы в воду.

В любом случае, лирика старая, авторства вполне образованного человека и автор "Не для меня", получается, имел отношение к основанию российских фортов на территории нынешнего Сочи (т.к., как пишут, Силистрия с экипажем в составе Черноморского флота в 1838 участвовала в основании конкретно Лазаревского форта в Сочи).

Петербургский чиновник Николай Девитте год спустя публикации стихотворения и, как пишут, будучи другом издателя журнала Библиотека для чтения, Осипа-Юлиана Сенковского, переложил стихи на музыку и, таким образом, стал автором знаменитой песни, которая стечением времени превратилась в "казачью народную". Но перед казачьей успела еще побывать цыганской в составе сборника Любимыя песни московских цыган 1878 года издания.



Кстати этот Яков Пригожий, который, согласно партитуре, сделал "цыганское" переложение для мазурки Витте "Не для меня", работал какого-то рода музработником в ресторане Яр в Москве.






Ответить
Не для меня придет весна, в оригинальном варианте, авт. Николай (Николас) Девитте на стихи А. Молчанова, 1838

Не для меня придёт весна,
Не для меня Буг разойдётся,
И сердце радостно забьётся
В восторге чувств не для меня!

Не для меня, красой цветя,
Алина встретит в поле лето;
Не слышать мне её привета,
Она вздохнёт — не для меня!

Не для меня реки струя
Брега родные омывает,
Плеск кротких волн других прельщает;
Она течёт — не для меня!

Не для меня луна, блестя,
Родную рощу осребряет;
И соловей, что май встречает,
Там будет петь — не для меня!

Не для меня, в саду растя,
Распустит роза цвет прелестный;
Погибнет труд мой безызвестный:
Цветок сорвут – не для меня!

Не для меня дни бытия
Текут алмазными струями,
И дева с чёрными очами
Живёт, увы! не для меня!

Не для меня весной родня
В кругу домашнем соберётся,
Христос воскрес! — из уст польётся
В день Пасхи там — не для меня!

Не для меня придёт весна!
Я поплыву к брегам абхазским,
Сражусь с народом закавказским…
Там пуля ждёт давно меня!

в казачьем варианте
НЕ ДЛЯ МЕНЯ ПРИДЕТ ВЕСНА... Игорь Стремеев
https://rutube.ru/video/963e8a2fc0cc7257db6db09802edf4e8/

***
Другое издание нот Н. Девитте, 1829 года - мазурки и вальсы, не исключено, что какие-то из них по сей день где-то присутствуют как народные песни

Ответить
Не найдя изначального издания Не для меня в заявленной Библиотеке для чтения, довелось зато познакомится с известиями и новинками литературы на весну 1839 года, а также модой: пока ничего нового, кроме по-особенному вышитых платков из Парижа:

"Какія могутъ быть моды въ началѣ великаго поста? Ка- жется, что помятыя платья больше всего были въ модѣ въ послѣднія двѣ недѣли. Тѣ, которыя казались новыми, не представляли ничего особеннаго. Прежняя система юбокъ, талій, корсажей, причесокъ, головныхъ уборокъ, цвѣтогъ матерій, продолжается съ утомительнымъ однообразіемъ, которое весна скоро разрушитъ. - Между-тѣмъ единственную, но восхитительную, новость составляютъ носовые платки, вышитые съ удивительнымъ вкусомъ, съ неподражаемою нѣжностью. Эти очаровательные платки представляютъ прекрасныя вышивки чистымъ золо- томъ на тончайшемъ китайскомъ батистѣ, съ ажуромъ вдоль • рубца, вензелями и коронами. Нѣсколько такихъ платковъ, присланныхъ сюда изъ Парижа, производятъ энтузіазмъ и зависть."

Тем временем в Сочи:

Картина И. К. Айвазовского «Десант Н. Н. Раевского в Субаши», 1839 год



Вид на форт Лазарева на картине времен 1-й русско-турецкой 1855 года

Совет черкесских вождей в Вайе (русский форт Лазаревский). 8 октября 1855 г. Уильям Симпсон




Ответить
Вместо Не для меня, обнаружилась оригинальное издание песни Очи черные в Литературной газете 1843 года. Оказывается, автором слов является Евгений Гребенка (Полтавской, 1812-1848), который после женитьбы на своей соседке по имению, соотв. в Полтавской губернии, много работал, стараясь, как пишут, обеспечить своей юной жене достойный образ жизни в столице, заболел туберкулезом и рано умер.

Почти сразу после издания стихотворения в ЛГ, Н. Девитте переложил их на музыку, снова в форме мазурки.



1859 году, как пишут, ноты песни были изданы без указания авторов как "Цыганские песни", далее в 1870-х появился вальс под названием Valse hommage авторства Флориана Германа/Херманна (1822-1892) в издании нот "Два русских вальса".

Вальс Очи черные Флориан Герман
https://ya.ru/video/preview/10353102956429318681



Уроженец Вильна (Вильнюс) дворянин Флориан Герман, который, писал в стиле пан-славянской музыки на русские, белорусские, литовские, польские мотивы, всю жизнь прожил в Вильне и вращался в кругах местной польско-литовской шляхты, а также, очевидно, по своему немецкому происхождению, был как-то связан с гессенскими чиновниками фон Грольманами.

Почти идентичная, известная нам мелодия была вскоре переиздана снова как цыганская мелодия.

Ответить
В продвижении народного хита Очи черные снова не обошлось без музработников ресторана Яр.

В 1826 году, некий Транкиль Яр прибыл в Москву из Франции и, как пишут, оказался в рядах купцов Мясницкого ряда. Более 50 лет позднее, один из музработников основанного Транкилем Яром ресторана Яр, по имени Софус Гердаль в 1881 и 1884 гг. опубликовал "цыганский романс" Очи черныя на мотив вальса Ф.Германа без указания автора текста Е. Гребенки и тем более без указания автора изначальной, уже к тому времени покрытой пылью мазурки Девитте.

Далее, с помощью цыганских артистов, которые очевидно вдохнули в мелодию больше роковой страсти, данное произведение сталo широко известно как романс. Русские эмигранты в 1920-1930-х повезли с собой любимый романс по миру, в частности, оказались они и в Латинской Америке, где в 1930-х местные умельцы переформатировали его в аргентинское танго Ojos negros que fascinan, и этот вариант популярного произведения в очередной раз поменял авторов, в данном случае ими стали Мануэль Салина и Флориан Рей. (По материалу Д.Прусс)

Танго ''Ojos negros'
https://vk.com/wall-46774653_6428




Ответить
Хоть мелодия та же самая, с умеренной тематической обработкой, а вот так, уже совершенно другие авторы образовались далеко от родных широт данного произведения спустя около 100 лет от его создания.

Еще одна переработка 20 века: танго Ах эти черные глаза. Музыка - Оскар Строк Слова - Александр Перфильев 1928 год

Ах,эти чёрные глаза - Пётр Лещенко (в ролике использованы кадры из фильмов с участием Веры Каралли. Веры Холодной, Витольда Полонского и возможно, Ивана Мозжухина)
https://ok.ru/video/10596973875485


***

Оригинальная публикация стихтворения Е.Гребенки в Литературной газете 17.1.1843
https://vivaldi.nlr.ru/pn000284272/view/?#page=10

Очи чёрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные!
Как люблю я вас, как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я в недобрый час!

Ох, недаром вы глубины темней!
Вижу траур в вас по душе моей,
Вижу пламя в вас я победное:
Сожжено на нём сердце бедное.

Но не грустен я, не печален я,
Утешительна мне судьба моя:
Всё, что лучшего в жизни Бог дал нам,
В жертву отдал я огневым глазам!
1843


Первоначальные авторы этого многократно переработанного преоизведения Гребенка и Девитте



Ответить
Что еще произошло в культурной жизни в те годы открывает старая подписка: в 1839, кроме прочего, опубликована литературная новинка Русалка (Отечественные записки, т. 3, 1839) от Михаила Лермонтова, который проживает,творит и служит на Кавказе




«Пятигорск» (масло, 1837) М. Лермонтов



В 1843 художник Франц Винтерхальтен написал знаменитый портрет кн. Леониллы Витгенштейн (ур. кн. Барятинская) - молодой жены Людвига Витгенштейна, владельца, кроме прочего, Мирского замка близ Гродна



Вот такой большущий замок, где Леонилочка могла бы гулять до воли



но, пишут, им с мужем больше нравился шумный ритм Парижа и Европы в общем, в частности родовой замок Зайн-Витгенштейн на Рейне

Ответить
В 1839 году произошло открытие Зимнего дворца в Петербурге после ремонта 1838-1839 гг., с рекордной скоростью произведенного после сильного пожара 1837 года. Видимо это знаменательное событие произвело большое впечатление на современников.

Публицист Александр Башуцкий так пишет в своей статье Возобновление Зимнего дворца в Петербурге в разделе Современная хроника (Отечественные записки т.3, 1839 г.):

"Время, въ которомъ мы живемъ, можетъ справедливо быть названо временемъ необыкновенныхъ событiй и явленiй чрезвычайныхъ. Чего не свершалось передъ очами нашими? Неожиданное-дѣлалось какъ-будто бы необходимымъ, невозможное-возможнымъ; еслибъ встали изъ гробовой пыли не прадѣды, но хотя-бы дѣды наши, они не повѣрили бы повѣствованiямъ внуковъ...

Разрушая созданное усилiями многихъ вѣковъ въ мiрѣ вещественности и мышленiя, вѣкъ текущiй смѣло замѣняетъ старое новымъ, съ быстротою и силою, о которыхъ человѣчество не имѣло прежде понятiя... и, раздвигая черту извѣстнаго, кажется, рѣшается дознать окончательно: гдѣ рубежи, во времени и пространствѣ, которыми бы могла быть остановлена неудержная воля человѣка?"

https://vivaldi.nlr.ru/bv000030977/view/?#page=9

Ответить
Более поздний портрет светлейшей княгини Леониллы Ивановны кисти Винтерхальтена 1849 года - восхитительная женщина.



Имение Марьино в Курской, которое принадлежало отцу Леониллы князю Ивану Барятинскому - согласно воспоминаниям управляющего делами Барятинского, Василия Инсарского "Из быта наших помещиков" (Русская старина, 1874. – Т. 9. - № 2 *), имение было названо в честь княгини Б., т.е. матери Леониллы; было наполнено роскошью и в имении работали сотни людей - от лодочников и слесарей до живописцев и скульпторов, садовников была "бездна", как Инсарский пишет, каждая из княжон имела в имении свой роскошный сад. И это было только одно из владений Ивана Барятинского, т.е. папы Леониллы, которая сама по себе обладала огромным состоянием. Сам управделами Инсарский признается в воспоминаниях, что он не в силах описать роскошь и великолепие Марьина.



Но и в Петербурге у них было несколько дворцов, которые, впрочем, перепродавались между знатью; в одном из таких дворцов на Сергиевской (Чайковского) перед революцией проживала сестра царя Ольга Александровна.

Бал 1832 года у княгини М. Ф. Барятинской.



Особняк Барятинских на Сергиевской (Чайковского)



* Русская старина 1874, т. 9 https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_013629864?page=311&rotate=0&theme=white
Ответить
Самые модные художники писали портреты семьи Барятинских - Вижи-Лебрен, Кристина Ричардсон, Рокотов, Винтерхальтер, из чего следует, что средств более чем хватало.

Некоторые другие картины Франца Винтерхальтера

Портрет графа Алексея Бобринского, 1844 - внук Екатерины Второй по ее внебрачному сыну Алексею (от Григория Орлова)



Графиня Орлова-Денисова, 1853



Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина



Графиня Ольга Шувалова, 1858



Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая урождённая княжна Белосельская-Белозерская, 1859



Алиса Гессенская, ур. Великобританская - мать последней царицы



Императрица Австрии Элизабет Баварская (также известная под никнеймом Сисси), 1864-1865



Еще одна картина Винтерхальтера тех же лет - портрет прекрасной и трагической Элизабет Баварской

Ответить
Муж Леониллы, князь Зайн-Витгенштейн, когда судился за Мирский замок с родней своей первой жены Стефании Радзивилл, местному адвокату Кожуховскому за услуги заплатил одну или две тысячи крепостных, как тогда говорили, душ (Инсарский, Василий Антонович Половодье : Картины провинц. жизни прежнего времени, 1875 *).

Адвоката Кожуховского управделами Инсарский описывает как гнусную и подленькую фигуру, однако вот так ему людьми заплатил светлейший князь Лев/ Людвиг Витгенштейн. Наверное Витгенштейн мог себе такое позволить, т.к. у него разных замков и имений было достаточно, а при них крепостные души.

Картина художника Михаила Шибанова Крестьянский обед, 1774



Михаил Шибанов, Празднество свадебного договора, 1777



Михаил Шибанов, Портрет графа Александра Дмитриева-Мамонова, 1787



Михаил Шибанов, Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме, 1787 год. Михаил Шибанов - художник из крепостных князя Григория Потенкина, о котором почти не сохранилось никакой информации - фактически, только имя на картинах.



Мирский замок под Гродно вместе с огромными земельными уделами, около 18000 кв.км. с городками и селами на них, затем достался в приданое дочери Людвига Витгенштейна Марии, которая вышла замуж за принца Хлодвига Гогенлоэ или Хоэнлоэ (в дальнейшем одного из рейхсканцлеров Германии), у которого таких замков было тоже горстями, например, только одна из разных недвижек Гогенлоэ или Хоэнлоэ замок Лангенбург.



Интересно, что Мария Витгенштейн и Хлодвиг Гогенлоэ уже в принципе были родственниками еще перед женитьбой. Здесь Мария Гогенлоэ, она же Витгенштейн, тетя Марии Витгенштейн, она же Гогенлоэ, изображенная художником Вильгельмом Каульбахом в 1864 году как персонаж какой-то драмы. В общем, дурдом настоящий.



* Половодье : Картины провинц. жизни прежнего времени / [Соч.] В.А. Инсарского https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003935806?page=125&rotate=0&theme=white
Ответить
А начинали то как хорошо!
Стихи обещались.

Посмотрите картины эти живьём. Ну не то это, из литературы копии.
Ну например Мусиной-Пушкиной портрет. Энергетика у портретиста этого мощная.
Ладно, чего я вас отвлекаю))) творите, пишите, даже тереть никто не решается и в салон сносить. Успехов вам)
Ответить
Нет, другой портрет.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1858. Вот его посмотрите.
Ответить
На дальний берег моря Белого
Лечу опять, с судьбой не споря.
И Вы, мечта моя несмелая,
Рук не заломите от горя.
Очередное расставание:
Упрёк, досада, огорчения.
Лечу лечиться расстоянием,
Ничуть не веря в излечение.

Рвусь в небо чувствами буранными
Из заколдованного круга.
Пусть облака клоками рваными
Нас вновь отделят друг от друга.
И пусть они, с земли свинцовые,
Периной лягут белоснежною,
Внизу чужою, образцовою
Женой останетесь, как прежде.

А я с собой все краски осени
Возьму в метели снеговые,
Где редки голубые просини,
Где мысли грешные, хмельные.
Возьму я вихри листопадные,
Ветра над стылыми прудами.
Возьму я думы безотрадные,
Неистребимые годами.

И память резкими полозьями,
Весны надежд, сквозь мрак сомнения
Прочертит яркий бархат озими
В снегу житейских наслоений.
Зелёный свет надежды призрачной,
Единственный, судьбой подаренный,
Прощайте, боль моя привычная,
Весь Ваш, мятежный, неприкаянный.


-----
Слова Лебедев Вадим,
музыка Богданов Геннадий.
Исполняет Лепсверидзе Григорий Викторович, коренной сочинец.

1998 год, и голос молодой, красивый, и сам вполне.

Ссыль сами, если интересно.

Ответить
Не очень у нас народ до поэзии охоч, судя по топу.
Даже в виде песен.
Ответить
Не, еще очень помогает избегать диалога и на своей волне творить.
Ответить

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (xNM0h0d3)