во сколько лет просыпается совесть?
ну не знала, как по-другому обозначить тему? :)
У меня дочка 2,9. Ребенок очень хорошо развит.
Смущает в ее поведении следующее: когда я ее ругаю (или не я) она ревет, конечно, но явно не чувствует себя виноватой. Я ей объясняю, почему мама ругается, почему я ее наказываю, она на автомате говорит, что "больше так не буду", "прости, пожалуйста", целует-обнимает, но у ребенка нет ни малейшего раскаянья в содеянном :)
Ну и вообще она может вполне сознательно пропускать мимо ушей мои слова или даже делать на зло. Скажем, дочка начала рисавать на диване, я ей строго говорю, что этого делать нельзя. Она, в свою очередь, либо торопиться накалякать на диване, пока я не отобрала фламастер, либо продолжает делать свое "грязное" дело и наблюдает за моей реакцией, хитренько так улыбаясь.
Во сколько ваши детки стали понимать, что они не правильно поступают и просить прощения от всей души?
По делу: психологи говорят, что абстрактные понятия "добро-зло", "вина-ответстввенность" ребенок начинает понимать ближе к 5-7 годам, когда более-менее формируется Я-концепция и основы самоконтроля.
А до этого возраста ребенок понимает, что нарушил какое-то правило. Вот этого ему и хватает.
Кроме того (это уже философское): "искренне просить прощения" предполагает для меня ощущение своей серьезной вины. У меня сын один раз просил прощения искренне, когда он в порыве гнева ударил меня по щеке. Вот тогда я увидела, что он понимает, ЧТО он сделал, и в ужасе от своего поступка. Я его сама еле успокоила, потому что Ромку трясло буквально. Не хочется искреннего извинения больше никогда видеть.
А испытывать вину за каждую шалость - это глупость, ИМХО, мне не хочется, чтоб он ее испытывал. Поэтому и интонация такая, формальная.
Нашалив, он обычно говорит "больше не буду" на автомате. И для меня это обычно значит "да, я понял, что ты недовольна, принял информацию к сведению, больше так поступать не собираюсь". но это уже в последнее время, в его 2,9 я и мечтать не могла о такой сознательности. :)
Насчет игнорирования, кстати, Ваша девушка просот проверяет маму на прочность. Попробуйте, как советют психологи опять же, систему "светофор".
Есть крсные правила: опасно для жизни, опасно для здоровья, какие-то принципы семьи. их нарушать нельзя НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. Причем Вам тоже. ;)
Есть желтые: это требования к дисциплине, к поведению, к порче имущества. Их нарушать нельзя, это очень нехорошо, но иногда чуть-чуть можно, и мама, бесспорно, будет расстроена, но не шокирована. Ничего, в общем, непоправимого.
Есть зеленые правила: а вот это на Ваше свободное усмотрение. Не желаешь идти гулять, а желаешь устроить скандал? ОК, вперед устраивать скандал в своей комнате, прогулку пропускаем, ибо ты, моя золотая, сама так решаешь.
Хочешь рисовать на стенах? ОК, милая, только на кафеле в ванной и акварелью. Между прочим - очень красиво и легко смывается. :)
В общем, что-то такое...
Извините, что длинно. :)
КАК же тогда наказывать??? :) Особенно "отсроченное" наказание. Приведу пример. Вчера в ванной моя краса пила воду пенную (уж сколько раз по заднице за сие действие получала, сколько слов слышала о вреде грязной водицы), я ее вытащила, наругала, спросила, почему она ее пила, в ответ "Мамочка, я нечаянно" (при этом вижу, что врет намеренно), я продолжаю грозно ругаться :). Ну а доча меня пнула ногой в сердцах. Ну я рассердилась, говорю, что укладывать спать ее не буду, книжку перед сном читать не буду, пусть папа тебя укладывает. Приготовления ко сну я с ней сама все осуществила. Потом папа ей почитал, стал укачивать. Рев и орания, что ей нужна только мама. Материнское сердце - не камень. :) Пришла объясняю еще раз ее вину, тут же начинает со мной играть и т.д. и т.п. Ухожу. Опять рев, папа там ее науськал. Извиняется. Укладывала я :( :)
Если следовать изложенной Вами логике (она мне, кстати, нравится), то не понятно, как наказывать ребенка. Получается, если наказание не следует сразу за действием (а срузу может следовать только один вид наказания ... или угол), то ребенок вообще не понимает, за что он наказан.
Во-о-от я еще длиннее, наверное :)
А про воду пенную - слова-то она слышала, а вот на деле явно не подтверждается. Раз пьет и ничего с ней не происходит. Выхода два: или следить и при первом же глотке напоминать, что пить не надо. Или дать напиться до болей в животе, чтобы на собственном опыте убедилась.
при первом же глотке напоминаю, кричу, ногами топаю (реакция зависит от степени моей усталости), а она продолжает.
Угол или другую комнату применяю, но мою дочку - это больше забавляет, чем напрягает :)
Вчера достала ей йогурт из холодильника, чтоб прогрелся. Поставила подальше. Малая придвигает стул и берет йогурт. Я спокойно, но строго говорю, чтоб поставила на место, что нельзя. Она продолжает. Я продолжаю говорить, что нельзя. И какова реакция, думаете? Она ставит йогурт на стол и о-о-о-очень снисходительным голосом мне говорит: "Ну ладно-ладно, поставила уже!" Т.е. ну, мам, хватит уже, надоело слушать. Это ей еще и трех нет, что же будет дальше :)
Пинки-удары-толкания: в нашей семье это красное правило. Возможно, поэтому у сына это и вызвало такой ужас.
Папа Ваш поступил правильно: он поддержал Вашу позицию и убедил дочь извиниться.
Когда мой сын был в возрасте Вашей дочки, Ромка и толкался, и бил, и пинал, и кусался. В 4 года стало ясно, что это превращается в террор. Мы использовали прием "отторжения". Сразу оговорюсь: то, как мы его использовали, приемлимо не для всех детей, далеко не для всех. Это может вызвать еще худшую реакцию. Поэтому сто раз подумайте, прежде чем использовать.
Прием отторжения состоит в следующем: при нарушении "красного правила" (в нашей семье это - намеренное(!) насилие) ВСЯ семья отказывает человеку в общении. ВСЯ семья высказывает неодобрение. Если по поводу "можно ли рисовать на стенах", "идти ли гулять в дождь без шапки", "ложиться ли спать днем", "смотреть ли мультики лишний час" мы с мужем можем поспорить, я или муж можем встать на сторону ребенка, то красное правило - незыблимо, оценка его всегда одназначна. Пока ребенок не поймет, не перестанет обиженно реветь, а серьезно и искренне подойдет и извинится, ни один человек в семье не разговаривает с ним (исключения могут составлять режимные сообщения). У нас сын с 3-4го раза понял, что драться - запрещено. Кстати, шлепки с нашей стороны тоже с этого момента прекратились, ибо раз уж правило, то для всех. Теперь, если я даю сыну подзатыльник в раздражении, муж всегда делает мне замечание и предлагает извиниться перед сыном (это мы сами договорились, чтобы контролировать друг друга:)).
То, что я написала, подходит не для всех. И возможно, не для Вашего случая. У Вас, во-первых, девочка, а во-вторых, все дети разные. Ищите подход, ищите свои методы.
Возможно, имеет смысл просто демонстрировать свою обиду. Типа "Я, доча, конечно, почитаю тебе книжку, но буду делать это невероятно кислым и грустным голосом, потому что ты меня расстроила. Но читать буду, так как я тебе обещала... я всегда выполняю свои обещания в отличие от тебя..." Это, конечно, шантаж и манипуляция, но, ИМХО, воспитание в любом случае - манипуляция. ;) просто методы манипуляции разные и цели тоже. :)
Удачи! :)
Я свою дочку не могу пока игнорировать (думаю, в будущем буду применять): она быстро забывает инцидент. Представляете картину, как я дуюсь на 2-х летнего ребенка пол часа и рассуждаю скорбным голосом, как она не права :) Мне даже смешно немного становится.
Я тоже шантажирую ребенка - делаю вид, что плачу. Мне почему-то немного стыдно из-за этого.
Расскажу один из случаев, который подпитывает во мне эту уверенность :) Рассматривают они с папой детский журнал, задания всякие выполняеют. Переворачивают страницу, а там сабачка нарисована (сабачка сидит на попе, лапки задние нелепо торчат в разные стороны). Моя дочь спрашивает папу: "Почему собачка пенис достала?" Муж сдерживает смех и серьезным тоном отвечает, что это не пенис, а лапка. На что дочь 2,5 лет отвечает: "Папа, что ты мне говоришь? Я же вижу, что он сзади и между ног. Значит это пенис!" Мы не нашлись, что сказать. Разубеждать не стали :)
А если это уже не первый раз повторяется, тода объяснять не надо.
Зачем Вам другие дети? Вспомните себя в детстве. Когда у Вас совесть проснулась? Неужели так рано?;-)
По существу: сыну 3,1, особо не раскаивается, да я и не настаиваю. Просьбы и о прощении и обещания "так не делать" пресекаю, потому что это лицемерие (либо еще неосознанное, либо уже продуманное).
А чтобы волосы на голове рвал и пеплом обсыпался - мне не нужно. Мне нужно, чтобы на диване не рисовал, этого и без раскаяния добиться можно:-)
пепел на голове моей дочери мне тоже не нужно. Но в идеале мне бы хотелось, чтоб ребенок понимал, когда он не прав. А в каком возрасте приходит это понимание, я не знаю. С чем и пришла на сайт, собственно
Кстати, в этом что-то есть
Все родственники помнят, что если вдруг я не успевала на горшок попроситься или что-то еще, то пряталась, а когда меня находили и спрашивали где у меня совесть я отвечала: нути (внутри) и показывала на животик.
А сознательно я помню что в 7 лет рыдала в голос из-за той самой совести как раз (до тех пор ярко это не проявлялось. С тех пор, кажется, тоже), хотя повод был не такой уж и смертельный.
На даче со второго этажа бабушка услышала возню, дальше рыдания Саньки и рассказы, что Егор ее больно толкнул. Бабушка не разбираясь пришла и начала на Егора ругаться.
Тут вдруг Санька как разревелась.
"Егорка, прости меня, пожалуйста. Это я первая начала, а бабушка тебя ругает, это я виновата!"
Так что у нас совесть к пяти годам проснулась, но до сих пор появляется не всегда :)
В вообще- эмоционально волевая сфера ближе к подростничеству формируется.
я вот с ними специально расставалась:) как с ненужными энергиями
- Есть
- А что такое совесть? /зинтересовавшись/
- Это такое вредное существо, которое бегает вокруг тебя и гундит "не правильно, не привильно, не привильно":-) Так что думаю это "вредное существо" появляется у наших детей раньше, чем мы думаем:-)
Совесть это вопрос морали и нравственности,чтобы рассуждать о нем надо иметь представление об этих самых качествах,как минимум-честность,благородство, взаимовыручка и т.п. У трехлетних детей этого быть не может априори.
Может быть- ответственность за свои поступки и тогда,если ребенок поступил неправильно,а знал как правильно некое подобие угрызений совести ребенок испытывать будет.Но совестью в нормальном понимании этого слова это нельзя назвать.
А я до Вас всего лишь доносила,что поведение Вашего ребенка есть следствие Вашего поведения, а не его характера.