Как вырастить талант?
Сразу скажу, что я не хвалюсь, хотя и очень горжусь своим ребенком (это для отсекания веток про хвастовство и т.д.) Что имеем? Ярковыраженный талант к музыке у ребенка. Учится в музыкальной школе, на потоке для талантливых детей. В 9 лет ребенок сочиняет неплохую музыку. Учитель музыки ставит на ребенка, говорит, что его ждет хорошее будушее. Родители, т.е. мы, очень рады и горды. Когда ребенок вечерами играет Чайковского - на глаза наворачиваются слезы, что это наш ребенок. Ну а теперь с точки зрения ребенка. Он же, несмотря на свой талант, ребенок. У него есть другие интересы. И вместо занятий музыкой иногда хочется погонять в футбол, потаращиться на бессмысленные мультфильмы и попинать балду. И я эти желания понимаю очень хорошо, сама ребенком была. :) Временами ребенка за инструмент надо загнать пинками (особенно, когда надо заучивать что-то сложное). При этом он часами может сидеть и импровизировать или сочинять свои мелодии. Но есть и другая сторона, чтобы чего-то путного добиться на музыкальном поприще - нужны постоянные и порой нудные занятия. Талант - это не только природные данные, но и постоянная кропотливая работа.
Вопрос собственно такой: как выпестовать талант, не давя на ребенка? Возможно ли это по определению? Или элемент давления будет присутствовать всегда?
Я себя талантом не считаю))), но очень благодарна маме, которая иногда жестко, иногда мягко, вела нас к цели. Собственные силы и желания, и упорство появились позже, лет в 13-14-15. Там я уже сама пахала, без напоминаний.
Плохо давить, когда у ребенка нет желаний.
А послабления режима ребенок будет воспринимать с восторгом. И рассказывать потом журналистам, как мама иногда(!) заговорщицким голосом вдруг говорила:"А давай сегодня прогуляем сольфеджио?" И мы шли в парк, собирали осенние листья, играли в футбол пустой банкой колы, ели мороженое... А потом наступал новый день и снова приходилось по три часа проводить за инструментом...
До ремня пока не доходит, слава Богу. Боюсь, что трюк с ремнем у нас не выйдет. Мягкотелые очень. :)
Это раз. Во-вторых, в 14 лет выявляется ясно - к чему есть талан и желания, к чему нет. Было бы настоящее желание и любовь этому занятию - стала бы заниматься дальше.
А рисовать я тоже очень любила. Худ школу закончла только потому что надо было зкончить, раз начала. Тоже тянули. Но не из под палки:) И тоже стало моей профессией.
Карьера не сложилась совсем по другой причине. Хотя и сейчас она музыкой занимается - в Израиле арт-терапией музыкальной с проблемными детками...
Не могу себе представить, что ребенок, сочиняющий музыку, нуждался в давлении. Бывают мимолетные "не хочу" и неинтерсные дисциплины, скучные упражнения.
Ну, человек на это имеет право.
Про "не хочу" - у меня всегда одна моя история всплывает. Мы однажды с компанией мечтали где-то арендовать спортзал, чтобы на выходных играть в волейбольчик. Все любители. Арендовали. (Одной из зачинщиц была я.) Подошла первая суббота (после очень тяжелой пятницы), и я утром поняла, что меньше всего на свете я сейчас хочу вставать с постели и переться в спортзал.:)
У взрослых тоже такое бывает. И на любимые занятия иногда бывает тяжело оторвать задницу.
Как поступать в таких случаах - решайте сами. Когда я вижу, что мой ребенок не хочет ехать в любимый бассейн, потому что просто устал, я разрешаю ему не ехать. Чаще от этого такие случаи не становятся. Но все дети разные. Кому-то раз разрешишь решать самому, заниматься ему или нет, он может превратить это в систему. В любом случае надо помочь ребенку разобраться, почему не хочется, это конкретная маленькая проблема, или это какие-то объективные вещи.
Более того, я иногда не пускаю его на тренировки, несмотря на то, что он туда хочет, в случаях, когда завтра контрольная в школе, и я вижу, что он недостаточно готов. Школа важнее.
А что называть "серьезным"? :) несерьезные разве бывают? ДЮСШ - это несерьезно?
Во-первых, давить не вижу смысла, потому как любимое дело быстро превратится в обязаловку. Которую ребенок обязательно бросит в подростковом возрасте, когда будет более независим, а если не бросит, то закончит для "галочки" и в своей жизни к этому больше не вернется. Это я говорю как бывшая выпускница "обязательной" музыкалки, которую я, да, закончила :) И как сестра человека, который бросил "обязательную" спортшколу в 14 лет.
Во-вторых, какой смысл тренироваться, если ребенок устал? Что даст такая тренировка?
В третьих, у меня глубочайшее убеждение, что общий позитивный настрой важнее педантичного 100% посещения. Иногда полезно дать ребенку пропустить занятие, дать самому понять, чтО он пропустил, сделать выводы и пойти на следующее занятие с хорошим настроем. Эффект будет больше.
С музыкой как раз "фишка" в том, что она либо СТАНОВИТСЯ любимым делом лет в 13-14, либо уж не становится и остается законченной для галочки и под нажимом мамы "обязательной музыкалкой".
Разница со спортом в том, что все-таки большинству детей активные телодвижения интереснее, чем часовое сидение за инструментом да и не требует спорт такого количества времени, как музыка и усидчивости такой не требует еще в том возрасте о котором мы говорим.
Вообще, думаю, что мои мысли на этот счет схожи с вашими. Если вижу, что ребенок что-то как-то увиливает, а я считаю, что это ему нужно, могу поуговаривать, поприводить аргументы, либо использовать мой излюбленный способ – оставить на время ребенка и вернуться к этому спустя нек. время (у нас это очень хорошо работает). Но это все не относится к «давить».
Про «давить» мыслю так: если человек поставил цель именно вырастить знаменитость, то, во-первых, цель порочна по сути, ее гуманными методами не достигнешь (это я не осуждаю, просто называю вещи своими именами). Тут неуместно спрашивать на форуме, давить или нет. :) Снявши голову, по волосам не плачут.
Если же вопрос стоит буквально так, как выразил автор – т.е. как вырастить талант, то тут давёжка ни к чему. Талант не пропадет от пары плохо выученных этюдов. Эйнштейна, вон, аж из университета исключали за неуспеваемость. И ничего не случилось с его талантом.
ПС сожалею о вашей травме :(
Кстати, когда читаю такие дискуссии, всегда вспоминаю классический пример: Моцарт и Бетховен. Оба родились талантливыми, первый - с собственным энтузиазмом и энтузиазмом и образом жизни семьи, второй - с долбежкой. Оба добились успеха и стали знаменитыми, но у одного из них было напрочь испорченное детство. НО тут, опять повторяю - снявши голову по волосам не плачут. Что значит одно маленькое испорченное детство по сравнению с мировой славой? ;)
Про испорченное детство пошел разговор, потому что без многочасового ежедневного труда у талантливого ребенка нет шансов стать знаменитым. Хотя автор не пишет, что это и есть его цель, но тут многие предположили именно это.
В прошлом году мы были с сыном на концерте двух талантливых подростков, имена которых уже прогремели в Европе. Они рассказали после концерта, что для того, чтобы добиться таких результатов, им приходилось частенько заниматься по 5-6 часов в день музыкой. Неужели они делали это по собственной инициативе? Вдохновенно? Не верится как-то. :)
Мы не то чтобы хотим вырастить музыканта, мы находимся в некой растерянности, даже и не думали об музыкальном будущем ребенка (в детстве он проявлял ярковыраженные математические способности, думали, что будущее будет связано каким-то образом с математикой), пока два года назад учитель в муз.школе не сообщил, что у нас талантливый ребенок с хорошими перспективами. Учитель действительно заинтересован в талантливых детях, ребенок отыграл на 2-х концертах юных исполнителей, уже замечен и взят на галочку не только нашим учителем. Поток, на котором учится ребенок, курируется преподавателями ВУЗов. Я знаю, что для того, чтобы идти наверх, надо приложить титанические усилия. Весной у ребенка первый концерт регионального уровня, надо заставлять заниматься уже сейчас, изо дня в день, по несколько часов. А еще школа, уроки. А ребенок хочет поиграть с другими детьми, но времени на это не хватает. Страшно разрушить детство ребенку, страшно задавить. Хотя и понимаю, что это для его же блага, возможно.
Вы знаете, вы правы, мы будем просто наблюдать за ребенком. Совсем лишать детства ребенка не хочется. Но упустить возможный талант - тоже. Но без надавливания, хотя бы минимального, не обойдется, так понимаю :)
Мой брат - солист БТ. Его никогда не заставляли заниматься, ему это было интересно самому, с самого детства, даже, когда другие мальчики играли в футбол и т.д. Это адский труд, со стороны этого не видно и кажется, что все легко и просто. Занятия по 8 часов в день. Но это его выбор. Теперь ему не к кому предъявлять претензии в том, что вся его жизнь - это музыка. Да и желания такого у него не возникает.
В общем, если все же хотите большого музыкального будущего то, однозначно - заниматься, заниматься и заниматься. Если самому ребенку силы воли не хватает, то придется как то заинтересовывать и даже заставлять. Но понимать при этом , что результат на самом деле не известен.
И еще очень зависит от инструмента - например, хороших пианистов очень много, пробиться будет крайне сложно.
В общем, подумайте хорошенько - действительно ли это нужно Вашему ребенку. Лучше Вас этого ни кто не знает.
Вы знаете, у меня был в детстве талант (не знаю, насколько яркий) к танцам. Я с удовольствием занималась танцами, встал разговор о конкурсах и вот тут маме стало или страшно, или лень, да и самой мне не хотелось тренироваться по паре часов каждый вечер. Меня не стали продвигать, хотя учительница и говорила моей маме, что неплохо бы немножко и надавить на меня. Решили, что я буду заниматься танцами просто для удовольствия. А сейчас, в почти 40 лет я знаю, что у меня был и даже до сих пор есть талант, но он упущен, у меня хорошая пластика (несмотря на возраст) :) и великолепное чувство ритма. Я не знаю, достигла бы чего-то в танцах или стала бы рядовой статисткой, но у меня и не было возможности это узнать. Я выучилась на экономиста (так тогда было перспективно) и до сих пор самозабвенно отрываюсь, танцуя при первой подвернувшейся возможности, жалея об упущенных возможностях. :)
Эх, трудно-то как! :(
Я бы выбрала вариант разговоров, не стала бы заставлять, и через опрделенные промежутки (примерно раз в год) возвращалась бы к этой теме. Никогда не поздно при должном желании со стороны человека самого достичь высот :)
Меня удивляют слова "ЗНААААЧИТЕЛЬНО больше". Я бы оценила эти шансы более сдержанно :)
С другой стороны, хорошо помню рассказ приятеля, который занимался виолончелью с раннего детства. Его друзья играли в футбол, а толстенький еврейский мальчик с виолончелью (хорошо, не со скрипкой!!!) шел в музыкалку. Он закончил не консерваторию, а уч. им. Мусоргского (это Питер, и это хорошо). Потом он понял, что музыка - это не его, но сейчас очень успешно подвизается в кач-ве продюсера. Это просто - как пример.
Возраст, возраст! Вот я думаю о том, что бы я делала, если бы в такой ситуации оказалась бы моя дочь? Если бы для нее музыка была счастьем, как для сына Автора - давила бы. А так - ведь неудачи нас могут ждать везде, но мы ничего не узнаем, если не будем пробовать. Так мы будем хотя бы знать, что пытались.
Попинать, конечно, стоит легонько попробовать, но дальше уже смотреть на ребенка.