Маленькая гадость
Моему сыну 4 года. Живем на даче. Есть соседи с мальчиком 5 лет (Алеша)
мой сын считает соседского мальчика другом, а тот постоянно над моим издевается. или делает подлости. я даже не знаю, какими словами это назвать, применительно к 5летнему ребенку:(
Вот ситуации.
Алеша: можно мы пойдем поиграем у нас на участке? отпускаю, хотя не очень это люблю, но мой просто сияет, отказать не могу. Уходят, я следом проводить. Вижу, как они доходят до середины участка, Алеша садится на велосипед и уезжает кататься. мой стоит один посреди пустого двора и зовет, жалобно так: Алеша, куда же ты, Алеша, вернись!...
Опять же отпускаю играть к соседям. Условие - на качелях, никуда не уходить (заборов с другими соседями нет, участки большие, так что уйти можно далеко). через 5 минут иду смотреть, вижу их уже где-то на горизонте. Зову своего, Алеша прячется. Увел же специально, чтобы посмотреть, как я буду своего ругать.
У моего новая игрушка. приходит Алеша: дай поиграть. моему жалко - сам еще не наигрался. Алеша: ах так? ты мне не друг! и уходит. Мой бежит следом: Алеша, возьми игрушку, не уходи, Алеша, прости меня пожалуйста!!!
Вот от этой сцены меня аж пробрало, чуть не разревелась.
В общем, что со всем этим делать? изолировать от "друга". попытаться объяснить моему, что это не друг и с ним лучше не играть? наехать на Алешу?
Жду советов.
своего не ругаю. соблюдаю олимпийское спокойствие. внешне.
без ярлыков "плохой", "хороший"
Наш вот с соседкой дружит года 3 уже, а сейчас переезд намечается, он без слез даже думать не может об этом расставании. Напомнили про дядю Максима, который приезжает к папе 2-3 раза в год. Рассстаяния, мол, дружбе не помеха.
Так же и с негативом. Настоящий друг не станет унижать, обижаться из-за игрушки и проч.
он ЗОВЕТ моего поиграть вместе, а потом бросает. Это как дать конфетку, а потом тут же отнять. я ни разу не считаю, что обязан, но такое поведение неужели нормально? он делает это специально, может быть неосознанно, т.к. маленький, но специально.
собственно, все, что хотела от вас услышать. спасибо.
А вы бы сами не повелись, если вас друг пригласил погулять? где в этом провокация?
Общие советы, даже очень и очень правильные, к сожалению не всегда годятся.
на мой взгляд, конечно. может, для вас такое поведение нормально)
Хороший совет, спасибо.
2. Говорить про дружбу и отношения между людьми, но не на их с Алешей примере.
3. Обеспечить круг общения помимо Алеши. Это самое трудное, но и самое главное. Ценность возможности поиграть с ровестником а лучше с ребенком чуть постарше для ребенка очень велика, он будет прощать Алеше то, чего нельзя простить, просто за возможность с ним играть.
4. Обеспечить сыну интересные занятия с вами, такие, чтобы сыну они были бы интереснее чем игра с Алешей.
Когда человек голоден, а жажда общения у вашего сына сродни голоду, то сложно ожидать от него, чтобы за кусок хлеба он не унижался и непозволял вытворять над собой что угодно.
2. буду пробовать, но без пример, боюсь, это малоэффективно (пока)
3. недавно пошел в садик, надеюсь, что жажда общения будет частично утолена
4. делаю, но увы, не всегда нахожусь дома
Вы правильно написали про голод. есть повод подумать. спасибо
Поэтому у меня создается ощущение, что я занимаюсь не наглядной демонстрацией результата его поведения (т.е. воспитываю), а просто заставляю его "стоять и скулить" (т.е. мщу)
вас же не устраивает, как ваш сын проводит время с Алешей? вот вы и придумываете для СВОЕГО ребенка альтернативные занятия. вот и все.
Если старшей нет играли нормально,дружно, без криков, а сейчас Миша 2.5 года полностью перенял манеру сестры и игра превращается в разбор детских скандалов!
Если честно мне надоело ия много уменьшила частоту встреч и резко пресекаю попытки подобного давления.А после 30-минутного рыдания по поводу я с тобой не дружу, 1-ый разпообщалась с подругой по волновавшей теме.Но поможет ли...
Какова была ВАША реакция?
после ударов нескольких внезапных-вот реально такое впечатление, что у ребенка агрессия и он выбран объектом.брата нельзя,а моего можно, с такой злостью это все делалось.я тоже разговаривала с Ксюшей, мягко, понимала,что ребенок.в конце концов поговорила с подругой и резко присекаю попытки нападения на сына,реже посещаем их.
С ребенком очень долго и много разговариваю, объясняю как нужно реагировать, вести себя.Ведь я не буду вмешиваться во все конфликты которые неизбежны в хоть и детском, но социуме.в данном случае невмешаться немогла-вот чесслово реальный геноцид!
Могу честно признаться в какой то момент у меня возникла агрессия к ней,гасила как могла.бли и издевки и пинки, специально делала все, чтобы Максим плакал,чтобы больно, чтобы ругали.
Данная ситуация еще жива. она имеет место быть.
с одной стороны, вы правы - родители для того и даются, чтобы учить. Но вот если конкретно
Ситуация с велосипедом. Вы говорите "не обманывать", т.е. я должна объяснить ребенку, что Алеша повел себя плохо, неправильно, что так делать нельзя. Так?
А практически - ребенок стоит посреди двора и плачет: мама, а почему Алеша от меня уехал?
Пожалуйста, предложите ваш вариант ответа.
Ну и вариант, как на такое должен в последствии реагировать мой ребенок?
Если не трудно.
Я потом напишу свой.
Но! В свете изложенного предыдущим оратором todak *** - чему это научит ребенка?
Алеша поступил подло - позвал и бросил. Ребенку обидно, а мама спокойненько говорит: ну и что, ничего страшного. Т.е. единственное, чему учит такая реакция мамы - это пофигизм. Кинули - ну и ладно, подставили - ну и фиг с ним, предали - ничего страшного. Тоже вариант жизненной позиции, но по-моему, не лучший.
Автор предыдущего поста права в том, что ребенок должен понимать, что происходит и знать как на это реагировать. И мама на таких примерах должна помогать ему формировать эту самую жизненную позицию. Но как, КАК правильно навести ребенка на мысль о том, что так друзья себя не ведут, при этом не ставя оценок "хорошо" и "плохо", как советовали выше.
пардон за многабукав, переживаю
Я именно так объясняла, когда нарывались пару раз на нечто подобное.
Я вообще никогда не адвокатирую посторонним, объясняю как есть: "Федя бросил снег тебе в лицо, потому что его мама уводила и ему было обидно, что он не может остаться играть тут дальше. Ну не придумал он, как еще выразить огорчение". "Дима дерется, потому что не понимает, как надо играть, его редко пускают к другим детям, он не научился". И т.д. по ситуации. Что вижу, то и объясняю ребенку. Не абстрактно "не обманывать", а конкретно: "он сейчас сделал то-то, это плохо потому-то, он тебя обидел, потому что..."
Уж не знаю, насколько тут мои объяснения влияют, а насколько ребенкин здравый смысл и природная необидчивость, но в его 5 лет я слезы обиды вижу крайне редко, скорее уж возмущение, что кто-то поступил несправедливо. И никогда он не побежит за обидчиком опять хвостиком, нет, он будет устраивать разбор полетов (словесный, разумеется) и мириться только под обещания, что "это больше не повторится". Конечно, повторяется, но это уже другая стадия развития, теперь мы разбираем, почему в какой-то конкретной ситуации кто-то не выполнил своего обещания, например.
Вы спросили по конкретной ситуации, я ее и комментирую, а не свои принципы воспитания ребенка вообще.
На мой взгляд, ситуация с Алешей однозначна, не надо быть дипломированным психологом, чтоб понять - у ребенка проблемы, которые он вымещает на более слабой жертве. Это с одной стороны. А с другой стороны - детям в этом возрасте сложно оперировать абстрактными понятиями, и попытки объяснять изнывающему от безделья и одиночества мальчишке, что другой мальчишка ему не друг - это абстрактно. С детьми в этом возрасте надо разговарить предметно, выводы пусть учатся делать сами.
А решила я потому, что регулярно вижу детей, ведущих себя как тот Алеша. И знаю причины их поведения.
Но я могу быть не права насчет их истинных мотивов, допускаю, не вопрос. Мне без разницы, если честно. Я знаю, что мой метод дает моему ребенку навык безболезненного (для всех!) выхода из подобного рода ситуаций, мне этого достаточно.
Да, встречаются и 5-летние, не выходящие за рамки "стукнуть-отнять-дразнить", но это не есть общее правило и обязательная норма.
Ситуация с велосипедом. Представьте, что сыну 20-25-30, его друг втянул в дело, но сразу же сделал ноги. Как бы вы хотели, чтобы ваш сын отреагировал, к чему ему надо быть готовым?
Я бы в ситуации с велосипедом объяснила по-взрослому, что люди бывают разные, некоторые меняют свои решения очень быстро. 5 минут назад ему хотелось играть, а сейчас хочется кататься. Сказала бы, что мы никогда не должны забывать о своих интересах и при этом не перекладывать ответственность за свое хорошее настроение на других. Если тебе хочется играть, значит ты должен быть готов играть один. Потому что другой человек может захотеть кататься на велосипеде. Нужно быть готовым к тому, что другой человек вдруг может поменять свое мнение, уехать, бросить. Звать его не нужно. Видишь какой он человек, какой у него характер (ни плохой, ни хороший, просто другой), нужно быть готовым к тому, что он и в следующий раз передумает и будет делать что-то другое. Ну что-то в этом роде. Вообще-то, если у меня возникают какие-то ситуации во взаимоотношениях моих детей с другими, то я быстренько представляю на их месте себя например, на работе или в очереди в супермаркете, или другом общественном месте. Вчера на горке, на лесенке наверх, трехлетка стал орать моему полуторогодовалому: уйди отсюда. Чуть-ли не брызгая слюной, нависая с верхней ступеньки. Я подошла, спрашиваю: тебе надо пройти вниз? Давай, он тебя пропустит. Тот орет: нет, не хочу, чтобы он тут был. Я в ответ: горка общая, он имеет право тут стоять. Своему: Что ты хочешь? Пойдешь наверх или спустимся и пойдем в другое место? Мой дернулся наверх. Я его проводила наверх, не обращая внимание на вопли трехлетки, по дороге сказала, что у мальчика плохое настроение. Что ты совсем не виноват в том, что он кричал, ты молодчина у меня, а у мальчика просто плохой день, давай оставим его и пойдем кататься с горки.
Конечно, выглядит может и по идиотски, такие диалоги с полуторогодовалым. Но к тому моменту, когда он начнет говорить, он уже будет знать, что:
а) нет плохих людей, есть плохое настроение и плохие дни
б) если не мешаешь другим, то делай то, что запланировал, имеешь право
в) Никто тебе ничего не должен
г) люди бывают разные
Ваша вторая ситуация "только на качелях". Ни в коем случае не ругать. Если нашли в нескольких километрах от участка, пригладить вставшие дыбом за секунду поседевшие волосы. Обнять крепко-крепко, сказать как вы его любите (а тем-самым перевести дыхание), а уже дома поговорить по-взрослому, почему нельзя убегать далеко и мне кажется что Алеша специально убежал далеко, потому что хотел посмотреть как я тебя ругаю. Явно после этого ребенок начнет задавать вопросы. Ну а дальше идет диалог в выбраном мамой русле.
С новой игрушкой. Тоже проработать ситуацию сразу-же. Позвать, отвлечь, поговорить. В следующий раз напомнить.
Этот Алеша тоже учится в таких ситуациях. Прощупывает ваши слабые места, изучает реакцию других. Вы и ваш сын ему очень ныжны для поведенческих экспериментов. У него явно или подсознательно но одна цель: А что будет если я сделаю так. Может ему и не хочется кататься на велосипеде или отбирать игрушку. скорее всего это он делает в целях изучить вашу реакцию и рекцию младшего товарища. Младший товарищ еще в силу своего возраста ведется на провокации, но вы их используйте в воспитательных целях.
Дочке почти 7. У нас есть Катя, которая шантажирует дружбой и манипулирует как хочет, моя всё понимает, но терпит, "что бы не быть предательницей". Придумываю сказки, чтобы там заново проиграть ситуацию с Катей, и пытаюсь объяснить, что такое дружба:) Причем без Кати моя совсем не ведомая, а наоборот...
Скорее всего Алеша уехал от тебя, потому, что хочет просто тебя подразнить, ему нравиться видеть как ты мечешся и плачешь, при этом он чувствует себя сильным умелым и ловким. Но со стороны он выглядит совсем не так, правда ведь? Он выглядит просто глупо.
Предлагаю тебе пойти домой и заняться своими делами, у нас там новая книжка есть, такааая интересная, пойдем почитаем.
И навеяно соседним сообщением.
А возможно Алеша просто очень быстро меняет свои решения и не привык оглядываться на других.
А вот идти ли тебе в следующий раз к Алеше, это ты подумай. Тебе хочется? А если он снова так сделает ты расстроишься? Т.е. ты готов к тому что Алеша может снова уехать? Ну если тебе все равно хочется в Алешей играть, то давай сделаем так. Возьми с собой солдатиков (карточки, другие игрушки) и если Алеше опять в голову стукнет уехать, занимайся ими, чтобы тебе не скучно было его ждать, ну или иди домой, если тебе надоест ждать.
А таких как алеша куча-мала. Он не гадость, он постарше, этим и пользуется. Вырастет ваш зайчонок, тоже будет над младшими детьми командовать. Это всегда бывает среди детей.
Что касается Алеши и подобных ему деток (описанных в этом топике), мне кажется, что все-таки это не возраст, а характер.
Там еще много других неприятных моментов в поведении, но это я считаю зоной ответственности его родителей. Возможно, у одних это проходит с возрастом, а у других нет. Вырастают же из кого-то подонки и негодяи?
У меня были подобные взаимоотношения с подругой. Она в детстве также меня "использовала", "подговаривала", заставляла принести конфеты "а то я с тобой не буду играть и ты мне не подруга". Я всегда велась на ее провокации, даже страдала иногда что она со мной не играет. И знаете что, мы выросли, и несмотря на периодические ссоры в детстве, дружить не переставали. Вот уже больше 30 лет мы близкие подруги, ближе чем родные сестры, она крестная моей дочери и я знаю что это мой самый близкий и родной человек после мамы и мужа. И она мне всегда придет на помощь. Сейчас иногда вспоминаем эти детские происшествия и кроме смеха они у нас ничего не вызывают. :)И знаете, я намного крепче ее в эмоциональном плане, она более ранимая-уязвимая.
"Ну ушли оба, ну спрятался Алеша" - за 5 минут до этого я им ОБОИМ громко и внятно говорила, что разрешаю играть ТОЛЬКО на качелях. А через 5 минут они были уже в 200 метрах. Т.е. стоило мне отвернуться, как Алеша повел моего в запретную зону.
Мой предварительной спич предназначался в большей степени именно Алеше, т.к. сыну нравятся качели и без "толчка" со стороны он с них никуда не уйдет. Вывод? Подстава. Зачем? Ну вот этого я уже не знаю, то что Алеша хотел посмотреть на мою реакцию - это да, это уже мои домыслы.
Вы почему-то изначально заняли позицию "против" и упорствуете в том, что Я ДОЛЖНА, а милый мальчик НЕ ОБЯЗАН. Очень по-Евски: агрессивно, безапелляционно и с подтекстом "на себя посмотри".
Давайте, мы с вами закончим дискуссию, хорошо?
Мне кажется, что в этом случае Ваша задача работать с Вашим ребенком. Добиваться того, чтобы он не поддавался на "провокации" друзей, а слушался Вас. Для этого нужно проделать большую работу, нудную и упорную. Потому что сейчас Алеша, а завтра, например, Саша будет причиной новых проблем. Но вешать ярлыки, что этот мальчик плохой или хороший, тоже не стала бы. Иначе у ребенка могут возникнуть новые проблемы с общением. Можно, например, дозированно разрешать общение Вашего мальчика с Алешей. Но разговаривать опять же с сыном, а не с Алешей. "Нет, сейчас нельзя, сейчас ты останешься на участке". С другой стороны резко запрещать общаться тоже нельзя, иначе сын начнет скрывать от вас, что дружит с теми, с кем Вы не разрешаете. И даже если мальчик иной раз поплачет, обидится, да, вам его жалко. Но для него это тоже будет жизненный урок, какие-то выводы он для себя сделает.
Что еще скажу... Подождите годик-два, Ваш сын станет постарше, с тем мальчиком они более-менее сравняются, сейчас уже не будут такие резкие скачки в развитии, когда разница 4 и 5 лет еще есть, то в 6-7 уже будет примерно одинаково, Ваш парень не будет так сильно обижаться, начнет "выруливать" сам. Алеша начнет считаться с ним, все должно наладиться.
А пока воздействуйте на сына, объясняйте ему, какие-то градации ему задавайте. Например, "раз меня ослушался, сиди час в доме, гулять нельзя". Потом уже начнет побаиваться лишний раз сделать обратное.
Алешу я бы воспитывать не стала, но у меня принципиальная позиция, я никогда не воспитываю чужих детей, на то у них есть ИХ родители.
Моему сыну сейчас 7 лет. Только сейчас появилось понимание, что не стоит всех подряд называть "друзьями" и что думать надо все-таки своей головой, а не делать все то, что говорят "друзья".
Но ничего глупее, чем привить ребенку ощущение что человеческие отношения, это тяжелый груз и представить сложно. Человеческие отнешения, на уровне пятилеток вовсе не бином ньютона и уж тем более не причина для страданий и утешений. Это всего лишь среда обитания, примерно такая же как климат. И чем раньше ребенок воспримет и поймет ее, на уровне знаний или интуитивном (так тоже бывает), тем проще и приятнее будет его жизнь.
дали пищу для размышления, буду думать, пробовать.
Отдельное спасибо vkb V.I.P. и todak *** за конкретные варианты ответов на вопрос, поставивший меня в тупик. Теоретически я знаю, что во многих случаях с ребенком надо общаться как с взрослым, без того самого "уси-пуси, ничего страшного, поиграет и отдаст", что надо объяснять - просто, доступно, но именно объяснять, а не дурить голову. Теоретически знаю. Но в реалиях не всегда умею находить тот универсальный "язык", на котором сложные вещи объясняют простыми словами.
Надеюсь, что топик получился весьма полезный не только для меня.
Необходимо объяснить своему ребенку, что дружба - это общение на равных, когда каждый может предложить интересную для обоих игру и когда игра не ущемляет прав ни одного из ее участников. А если что-то не нравится, то это надо четко озвучивать и предлагать другие варианты игры, а не повторять за старшим другом. Когда Алеша поймет, что манипулировать вашим сыном не получается, его общение с вашим сыном станет более конструктивным. Есть конечно патологически подлые и агрессивные дети, но таких, надеюсь, единицы.