Когда ребёнок бесится
Девы, тема про мою младшую. Ребёнку 4 с половиной года. Когда входит в крутое пике -- выносите иконы. Уже записались и к неврологам, и к психологам, но пока суть да дело, хочется услышать коллективный разум.
Суть проблемы: ребёнок не оставляет взрослому поля воздействия на себя. На просьбы, повышенный голос, угрозы и шлепки не реагирует. Бросает вещи, хлопает дверьми, колотит в мебель. На ласку, попытки взять на руки, поцелуи и т.д. также не реагирует. Нельзя даже запереть в комнате -- начинает швырять разные предметы в дверь, что моментально зажигает красную лампочку в мозгу у моей мамы: двери новые, за них деньги плОчены! Ребёнок это прекрасно знает. В результате события всегда разворачиваются по одному сценарию: ребёнку что-то не нравится (сегодня утром не понравилось, что врач горло смотрел) -- ребёнок орёт, бросает вещи -- ребёнка пытаются запереть, изолировать, или хотя бы взрослые выходят в другую комнату -- стуки в дверь и мебель -- "Наташа (я то есть), уйми её, она ремонт испортит!" -- бесплодные уговоры -- крики -- всё кувырком.
Просила маму хоть раз переждать и перетерпеть стук дверей и т.д., -- нет, говорит, ну не всё же можно переждать. И правда, вчера она стиральную машинку начала ломать, ну не дам же я ей это сделать? А она понимает, что всё это вызывает реакцию, и рада стараться.
Как можно воздействовать на ребёнка??? Ну вот как??? Всю осень ходили к психологу, психолог рекомендовала "ни в коем случае не допускать такого поведения". Отличная идея, а как??? Было сказано "взять в запретительную позицию" -- ну из запретительных позиций она разом вырывается, разве что в смирительную рубашку завернуть. Дурдом какой-то ((( Психолог послана, пойдём к другим, но дни-то тикают. Может, у кого подобное было? Я уж думаю, может подсунуть ей что-то очень бьющееся, пусть расколотит и посмотрит, и устроить за это некое огромное Наказание?...
Да -- в саду ребёнок идеальный, никаких жалоб. Если оставляю с дедом (моим отцом), которому хлопки дверьми до лампочки, а по попе может съездить, -- тоже идеальный. Он когда её берёт гулять, всегда удивляется: превращение, просто другой ребёнок. Поэтому в наличие неврологии как таковой я не верю, вот старшая с неврологией везде бесилась, в саду хуже, чем дома. А сейчас мелкая её просто зачморила ((( Я думала, это оттого, что я много работаю, надеялась на праздниках с ней подольше побыть, что она отойдёт -- хрен, ещё хуже будней, первого рабочего дня жду как избавления.
Многобукв!!! Девы, плиз, конкретные практические советы, если есть... Теоретическую часть всё равно со специалистами буду прорабатывать.
Если вы хотите изменить эту ситуацию, то нужно не в приказном порядке делать, а договариваться.
Уж не знаю, что вам там психолог с неврологом советовали или посоветуют, но я решила эту проблему, когда смогла донести до своей мамы и ребенка одновременно, что им же проще, когда я главная по всем вопросам, с ребенком связанным, я принимаю решения.
Только мы не живем вместе, на отдыхе дело было, мой метод вам не подойдет, это все очень индивидуально. Я за один дождивый день довела всех до такой кондиции, что следующим утром моя мама на любые вопросы и просьбы ребенка отвечала: "Спрашивай свою маму, она решает". ))) Когда у ребенка в голове этот паззл сложился, он легко смог подстроить свое поведение под ставшую понятной иерархию взаимоотношений.
Ой насчёт "бабушка выгонит" позабавили :-) Правда, не обижайтесь. Был подобный разговор :oops Интерпретация к Вашей ситуации: "Бабушка-то не "тебя выгонит", а нас, солнце моё... и пойдём мы сироты-сиротинушки на улицу, ветром гонимые под дождём мокнуть, и не будет нам пристанища, потому что с родными мы поссорились, а больше никому и не нужны :'(" Смысл в том, что дети существуют не отдельно от мамы, а исключительно вместе с ней = думать надо о совместном благополучии, а не только о своём собственном ;-)
Только я со своей ничего не обсуждала, тоже было бесполезно. Попробую все же описать свой опыт, вдруг что пригодится, но многабукфф, сорри.
У меня был период, когда я серьезно болела и ребенок меня видел еще реже, чем вас ваша дочь, так я потом первым делом с ребенком стала отношения строить так, чтоб ему было со мной интересно, чтоб он дорожил моей компанией. Кто полезет в детскую палатку играть в домик? Только мама, у папы другие игры, он все какие-то полезные навыки развивать начинает, а бабушка с дедушкой на четвереньках ползать не будут. Кто пойдет на драконов за диваном охотиться или рыбу на ковре на магнитную удочку ловить? Только мама. Кто мультик новый найдет, скачает и еще объяснит, что там к чему? Опять же мама. И т.д. и т.п. Это первый шаг - с мамой интереснее всего, с мамой ссориться невыгодно, если мама сердится и не хочет играть - жизнь теряет часть красок, а мульт с ноута и вовсе больше никто не включит, даже с папой другие фильмы с другого носителя.
Второй шаг - если бабушка пытается рулить, то флаг ей в руки. Тут мне было гораздо проще, потому что рулить она начинала каждый раз у себя дома, я устранялась, буквально, на диване с журнальчиком, пока они с ребенком на повышенных тонах что-то там выясняли, а на выходе ребенок переключался на меня и мои правила. На ее требования призвать ребенка к порядку я предельно вежливо и с искренним сожалением в голосе отвечала, что мы с ней одновременно это делать не можем, у нас представления о порядке разные, а у себя дома она главная.
А ребенок за попытки нас стравить лишался или мультика, или игры со мной на ближайший вечер. Без споров, нервов, криков. Извини, дорогой, ты сам все понимаешь, заработал - получи. Я строгая мама.
На отдыхе случился апофеоз, когда мои запреты стали нарушаться впрямую, демонстративно, "дружим против мамы", а на мое "ну и играйте тогда сами" было на 2 голоса отвечено, что злая мама нам не нужна, нам без нее весело. Окей, злая мама взяла ноут и ушла в другую комнату смотреть любимый сериал в наушниках на весь оставшийся день. А лил дождь, ни на море, ни в бассейн не пойдешь, поэтому и дошли в тот день до кондиции от скуки. Часа 2-3 они повеселились в замкнутом пространстве, потом ребенок начал нервничать. Сунулся ко мне - я с ним разговаривать не стала. Еще полчасика повеселились с бабушкой. Дедушка у нас умный, он слинял гулять под дождем. Бабушка начала высказываться, что неплохо бы маме заняться с ребенком. Я ответила, что им не нужна злая мама. И так до вечера. Ребенку в какой-то момент пояснила холодно, что он сам все понимает, а когда я его прощу - пока не знаю, не готова, решу завтра.
К ночи заведенный ребенок выел бабушке мозг так, что к утру она решила сменить тактику. Теперь у нас строгая мама, которая главная и которой бабушка пожалуется, если что, и добрая бабушка, с которой можно расслабиться и тайком (ш-ш-ш, чтоб мама не знала!) нарушить какой-нибудь мамин запрет.
Но у бабушки есть отдушина - она главна у себя дома. У вас - разве что по комнатам разделить сферы влияния, но сначала см. шаг первый, чтоб не было метаний ребенка туда-обратно.
И про делегирование полномочий Утки очень точно сказала.
Иногда бабушкам мозг на место ставит, потому что это манипуляторство и попытка продавить заведомо более слабого
Знаете, когда советуют мамам малышей: ребенок не должен ничего и никогда получать "в награду" за истерику. Или дайте сразу, или не давайте ни за что. Если пока так не можете и все же даете то, что ребенок просил со слезами, то сначала добейтесь, чтоб успокоился. Я так и делала. Последовательно, изо дня в день, отгоняя более нервных родственников подальше, выслушивая ребенкины крики - и отказывая, пока они не прекратятся.
У нас был период, когда ребенок мог получить почти что угодно - для этого ему надо было всего лишь перестать плакать и нормально показать (он не говорил), что ему надо.
Потом был рецидив плаксивости около 3 лет, но тут уж он говорил хорошо, поэтому и я с ним уже разговаривала обстоятельно, тоже добивалась, чтоб успокаивался и просил нормально. И ни за что не шла на поводу, если истерил.
И только после того, как мы этот навык закрепили намертво, я стала отрабатывать следующий - принимать отказы. Мой метод - истерика в ответ на отказ наказывается лишением еще чего-нибудь, я не разговариваю с истерящим ребенком, не обнимаю и не успокаиваю. Обниму я, если ребенку физически больно или объективно плохо, а если он тупо сам себя накрутил - пусть сам и "раскручивает". Я никак и никогда не поощряю эмоционально его негатив, и он это знает.
Когда мой деть в сентябре вернулся с отдыха с бабушкой и дедушкой, он 2 недели требовал повышенного тактильного контакта, и уж на что я за разумный эгоизм родителей, но тут все бросала, и мы с ним обнимались на диване, пока ему не надоест. Через неделю стал приходить реже, через 2 ему стало хватать обычных вечерних обниманий перед сном.
Вы просчитайте потщательней, как мыслит ваша дочь, за какие бонусы она сражается такими методами, что такого нужного ей она не может получить иначе. И дайте ей это. Может, ей тактильного контакта не хватает или эмоций. Проанализируйте, часто ли вы ее обнимаете, когда она не скандалит.
К слову, дочь очень хорошо разговаривает. Практически всегда раньше договоаривались. Но сейяас прям как с цепи сорвалась, если можно так выразиться. И сражается не за бонусы. А просто на ровном месте.
Как раз уметь гибко подстраиваться под разные требования, не испытывая стресса, нормально и даже хорошо для ребенка, имхо.
По эмоциональной проблеме выше ответила.
Вывод - а что вывод, это все равно из области фантастики: "свести бабушку к минимуму". Оно возможно? Вот именно... :( Хоть увешайся специалистами. Пока ВСЕМ членам семьи одновременную полную прочистку всего не сделают, вряд ли что-то существенно поможет. Имхо, конечно.
А по теме -- нет, прочистку не сделают ((( Как убедить маму вместе посетить детского психолога? Она убеждена на данный момент, что ребёнок буйный сумасшедший и его надо лечить. Я уж думаю -- если бы нашлись отклонения неврологические (вообще была сложная беременность, задержка развития плода, нарушения по Допплеру... но дальше полная норма, есть с чем сравнить), так вот если бы нашлись отклонения, хотя бы можно было сказать -- НУ ВОТ, РЕБЕНОК БОЛЕН, НИКАКОЙ ПОРКИ и вообще никто не виноват, вот таблетки, давать по расписанию, и не кричать ни в коем случае, а то поднимется ВЧД и тогда реанимация... Ну в общем как со старшей -- когда диагноз поставили, я мать накошмарила дополнительно, и она стала её жалеть, и меня тоже (такой трудный ребёнок, ох и крест тебе выпал, доченька), ну в общем сразу легче стало. Атмосфера дурки испарилась, а реальные проблемы скурпулёзно исправляли.
БЛИН!!!!!!!! А МОЖЕТ ТАК И СДЕЛАТЬ??? )))))) Должно оказать на бабушку эффект плацебо ))) Только какую хрень безвредную вместо таблеток подсунуть? )))
Из безвредных разве что таблеткообразные аскорбинки припоминаю, или подсовывать бабушке "гомеопатический настой" по инд.рецепту, в особо авторитетной баночке :) От водички, думаю, много вреда не будет. Для солидности можно туда пустырничку или валерьянки подкапнуть. Разве что так.
По теме - бабуля на внучку тихо и невинно реагирует? Всегда само спокойствие и адекватность? Голоса не повышает? Ничем не хлопает-не стучит? Не высказывает ребенку/при ребенке всё, что о маме-папе-самой внучке думает? И прочая в том же духе?
А вообще, если ваша бабушка таки может себя обуздать хотя бы при фразе "не кричи, а то поднимется ВЧД" - Наташа, чесслово, Вам ОЧЕНЬ повезло... Может и правда на этом сыграть.
Про бабушкины реакция -- да конечно, реагирует дай Боже, сегодня мелкая что-то за обедом начала колбаситься, довольно тихо (типа: не хочу ту чашку, хочу эту, помой её, нет, изнутри и т.п.), мама громко -- "Так бы и треснула!" Та в рёв. Ну и при ребёнке на меня прикрикнуть это как нечего делать, сто раз просила этого не делать -- бесполезно, вот реально бесполезно. Но слово "ВЧД" она за время лечения старшей выучила хорошо и реагирует на него.
Когда истерика закончится (а она закончится обязательно :-)), вам нужен ритуал возвращения к обычной жизни. Мы шли умываться, сморкать нос, жалеть глазки и обниматься. Потом обнявшись долго сидели в тишине и тихонечко разговаривали почему инцидент собственно имел место. Разговаривать надо непременно тихо. Любое повышение интонаций блокировать: "Тсс, тихонечко. Я тебя и так хорошо слышу. Можно тебе на ушко что-то приятное скажу?" Любой успех в беседе подчёркивайте: "Ну вот видишь, мы с тобой отлично можем договориться спокойно, тихонечко. В следующий раз, если тебе понадобится... будь добра, подойди и попроси вежливо. Я обещаю, что услышу тебя. Хорошо?" Для себя отметьте: Вы просто обязаны сдержать обещание и всегда обращать внимание на обращённые к Вам слова дочери.
Далее: моменты уединения у Вас должны быть и помимо истерик. Иначе ритуал станет ещё одним способом манипуляций. Однако, пока истерики превалируют, пусть будет так, как написано выше. Немного позже, когда дочка научится более-менее справляться с отрицательными эмоциями, можно в качестве наказания начать лишать ритуала успокоения и уединения. Но не торопитесь с этим ни в коем случае.
Дале: копайтесь в причине надеквата. Каков механизм его возникновения и какие бывают предвестники. Вычислить их не сложно. Обычно удаётся вычленить с десяток причин, избежать или нивелировать которые довольно просто.
Я понимаю,это игра на возможных чувствах и в общем-то ниже пояса...НО-надо реально донести до ребенка,что испытываете Вы.
Во-вторых-даже если исходить из того что ребенок к этому пока не готов и не умеет этого-это не значит,что ребенка этому не надо учить.
Во-вторых, учить можно, но если мозг не дозрел, то ребенок это все равно не поймет и это не способ исправления крутой истерики.
Но почитайте Эльконина с Выгодским-у них этот возраст хорошо исследовался.Способность вставать на место другого человека и понимать его чувства формируется начиная с 3-х лет.Училась я хорошо)
Что вот это "абстрагированное проецирование своих поступков на других" - я вообще не понимаю и не понимаю какое это имеет отношения к моему первому посту.
И как возрастному психологу мне искренне интересно было бы узнать где Вы встретили такое понятие да еще и применительно к 7 годам)
И еще - цель моего совета итоговая-не в том,чтобы ребенок понял,что неправильно ведет себя,а в том,чтобы он посочувствовал маме и научился смотреть на ситуацию не только со своей,детской точки зрения хотения чего-то там,а с точки зрения взрослых-мамы, бабушки.Чтобы понял что испытывает она и задумался о том,нет ли необходимости поменять как-то поведение,и не в его ли силах помочь маме.
==========
При чем тут причинно-следственные связи? Я об умении поставить себя на место другого человека,понять чужие чувства.А о чем аноним я не знаю.
Что вы понимаете под этим - "абстрагированное проецирование своих поступков на других"-я вообще не понимаю-бред какой-то.
________
Какие хорошо учившиеся, чуткие, старающиеся разобраться и умеющие слушать психологи. Приходит к Вам на прием человек, а Вы ему через 3 минуты "вообще не понимаю - бред какой-то". Мрак :(
А так-фраза бредовая конечно)
О каком развитии этого навыка к 3-м годам Вы говорите, совершенно непонятно.
мой сын, год и 8 - если я огорчаюсь или плачу, мгновенно замирает, смущается, а потмо бежит меня гладить, жалеть
А понять, что Вы очень устали, расстроены, например, из-за разбросанных им игрушек и общего бардака его мозг еще не созрел.
И вам уже это много раз советовали, но у вас было много причин, почему это сделать невозможно.
Вот теперь вы имеете очередной результат.
Так и писали бы тогда в исходных данных, что такой совет не давать, т.к. он заведомо невыполнимый. Кто ж вас знает, может, что-то изменилось там у вас за это время.
Плачет? Пусть плачет.
Обычно в качестве наказания - угол (комната) на 3 минуты. В дверь бьет, но дверь у нас крепкая. Вещи в комнате в гневе раскидывает, но я специально держу ведерки с мячиками и пазлами для таких случаев.
Ребенка не шлепаю никогда потому как... Не знаю почему, не бью и все:)
И спокойствие!
Имхо, Вы уже так изуродовали психику ребенка, что теперь пожинаете плоды.
Я тоже умываю холодной водой, но только умываю. И если за минуты не помогает, то перехожу к другим действиям.
Разводки и провокации, упрощённо, происходят по сценарию: разоралась со мной -- "ах так, я пойду к бабушке", если с бабушкой -- "тогда пойду к маме", если с обеими -- с рёвом вспоминает про мою тётю и моего брата, которые живут отдельно, но часто видимся. Брат (т.е. дядя) вообще имеет волшебное действие на неё, он один способен в любой ситуации её унять. Осенью он женился и переехал, а до этого прям палочка-выручалочка была.
Я бы поняла, что истерика дело неконтролируемое, которое надо просто перерасти, но очень напрягает то, что есть люди с которыми ребенок ведет себя прилично.
может, просто добивается таким образом какого-то особого внимания от вас к себе.
А может, просто копирует старшего ребенка.
У меня погодки, старший "нормальный", а младший с особенностями, естественно я с ним больше ношусь. Так "нормальный" старший, наблюдая все это, старается поведение младшего копировать! Чтобы с ним носились не меньше.
Как сама девочка озвучивает свои чувства в такие моменты? Вы у нее спрашивали? Ее, что-то беспокоит, и она не может в этом разобраться. Попробуйте поговорить об ее ощущениях: "Ты сейчас очень сердита? Ты сейчас взорвешься как вулкан?..." Только вопросов много не задавайте, вытяните ее тихонько на разговор. Скорее всего причины ее гнева сразу не узнаете. Предложите ей вместе решить проблему, записав ВСЕ ее и ваши решения на бумагу. Пусть среди них будут и нелепые. А потом выберите вместе компромисс. Возможно придется выделить ей какие-то вещи, предметы, которые она сможет ломать, рвать, в минуты гнева, ест-но заранее нужно будет оговорить с ней, что она и убирает потом мусор за собой.
Тут недавно упоминали книгу откуда этот способ. Книжка называется "Как говорить, чтобы дети слушали. И как слушать, чтобы дети говорили". Там много воды, но советы очень дельные есть как раз для вашей ситуации. Если ссылочку не найдете, я поищу у себя, есть эл.вариант. По диагонали ее быстро осилите.
Вот про чувства интересный момент. Думала над этим сегодня, прочитала про сказкотерапию, пошла с ней сказку сочинять. Ну, сказку она сразу начала сочинять про себя, то есть девочку, которую звали как её :-) Дошли до истерик, или там капризов, и как только я задала вопрос на тему -- зачем девочка кричит или что она чувствует -- "всё, мама, мне надоело".
Я думаю, может, она ещё накопленную агрессию не умеет сбрасывать. А как научить?...
Нужно не просто агрессию сбрасывать научить, а научить понять что с ней происходит, научить называть ощущения, озвучивать их, ну а потом и причины находить.
Вы с ней поговорите, когда она спокойна и адекватна. Вопросов не должно быть много, один, два. Она сказала, что ей надоело, но про себя она поняла, что вам не все равно. Для начала это уже не плохо.
ну и побольше разговорах не о ее чувствах, а о своих в момент ее истерик
"меня так злит когда ломают мебель", "мне не понятны причины такого поведения" - возможно узнав о ваших чувствах дочка быстрее расскажет о своих, к тому же вы ей ненавязчиво формулировки подкинете :-) удачи!
Поэтому ни вечера вместе, ни выходные "послесадовый стресс" не успевают снять - это на собственном опыте и на опыте других мам с нервночувствительными детьми :-), только длительный отпуск вместе не менее 2 недель. Но это, по понятным причинам, невозможно, всем надо на работу. Что можно предложить чтобы буря была не такой разрушительной? (а то что она разрушительна очень хорошо, представляете сколько всего сидит в ребенке?? а если этому не давать выход....)
Банальные рекомендации: дисциплина и режим дня. Поменьше впечатлений - то есть прощай телек, да здравствуют прогулки на свежем воздухе много и долго. Дома - тоже спокойная обстановка, приглушенный свет, спокойные доброжелательные голоса взрослых... Мед и мятный чай прекрасно снимают нервное напряжение после сада и вечерней прогулки...
И дисциплина...без нее никуда с таким крутым нравом. Разрушать и портить мебель и бытовые приборы - нельзя, боксировать специальную грушу - можно, ты сидишь спокойно на стульчике 5 минут, если ты встаешь с него и бьешь в дверь - ты сидишь еще 5 минут, твои 5 минут кончатся только после того как ты успокоишься, тогда я начну считать и после 5 минут ты будешь свободна.
Не запирайте ее! Если отправили на тайм-аут - дверь обязательно должна быть открыта! Запертая дверь - это очень страшно и опасно для психики ребенка.
Заведите стульчик для тайм-аута где-нибудь с тихом уголке и отправляйте туда дочку подумать, и если она вскакивает и бросает стул в вас - ставите его обратно, сажаете ее опять и глядя в глаза (обязательно на уровне ее роста) еще раз повторяете: я хочу чтобы ты сидела на этом стульчике 5 минут, когда ты успокоишься я начну считать и через 5 минут разрешу тебе встать и идти заниматься своими делами.
Если она продолжает вскакивать и бросаться стулом - все повторяете еще и еще раз до тех пор пока она не сядет и не будет сидеть (а она сядет и будет, но только в том случае если вы ей дадите понять, что у вас бесконечное терпение и по ее не будет, а будет так как сказала мама).
А вот в женском коллективе где вы, бабушка и она (сестру не берем)- конкуренты, она пытается занять главенствующую позицию. Вы сами чувствуете это, что и назвали "управление грузовиком". Она не уверена в прочности семьи: "бабушка тебя выгонит"-откуда это? Может поэтому старается чтобы последнее слово всегда было за ней, чтобы самой всех контролировать?
Меня очень смутили вот эти "быстро приласкай меня, сейчас же делай то-то". На каком основании вообще допускаются в ее обращении к вам такие приказные конструкции?
Опять же, ситуация про 2 яйца. МАМА сварила по одному каждой, значит так оно и будет, раз заранее не просилось и не оговаривалось иное. Мама так решила. Точка. Чашка нужна другая? Ок, даем. Не нравится как помыта? Раковина в углу, вперед и с песней сама моешь чашку, потому как остальные уже сидят за столом. Понимаю вашу маму с фразой насчет "двинуть" или как там было, хоть и ни на сеекунду не оправдываю. Ребенку ведь правда не чашка была нужна, а именно чтобы мама бросилась выполнять приказ?
Извините, может я непонятно пишу, мне сложно выразить всю мысль именно так, как мне хочется, но, надеюсь, общий смысл понятен.
"Бабушка выгонит" -- это из обрывков наших с мамой разговоров, а может и прямым текстом мама ей сказала. Я тоже с детства слышала от мамы, что это её дом, она может всех выгнать и т.д. У нас по женской линии такой культ, "любой ценой умри хозяйкой". В своё время бабушка этим доставала дочерей, теперь мамин черёд доставать меня.
про чашку вы неверно поняли. Это не требование с вашей стороны "помой чашку" мною предлагалось, а вариант компромисса. Вы готовы дать ту другую резко понадобившуюя чистую чашку, но мыть ее дополнительно - нет. Если ребенку ТАК надо, пусть сам моет. Не хочет мыть - будет такая чашка, какая есть. Или она там изначально вся немытая была? :))
Это её любимая фишка -- выдвигать невыполнимые условия, чтобы потом сказать, чего она хочет, и получит это, ибо мама уже будет рада, что требуют не луну с неба. Ну типа: "Я пойду на улицу ИЛИ без куртки, ИЛИ без сапог, ИЛИ в зелёной шапке!!! Выбирай, мама!!!" Это я осенью начиталась, что ребёнку надо предоставлять выбор, если можно, типа хочешь картошку или кашу (когда есть и то, и другое, и всё равно, что дать, чтобы у ре была иллюзия выбора). Видимо, девушка творчески переработала этот приём )))
Это не сломает ребенка. Это внесет правильность в ее мироощущение. Сейчас получается что она контролирует мамину жизнь, а должно быть наоборот.
Когда первый раз "зафиксировала" её и держала ей руки -- говорила ей очень спокойно: я твоя мама, я сказал, что не позволю тебе так себя вести, и вот видишь -- не позволяю, я могу тебя так держать сколько понадобиться и ты не будешь стучать дверьми и бросать вещи. Мне кажется, это произвело впечатление, она поверила пока что, что я МОГУ сделать. Пытаюсь придумать другие и разные поводы ПОКАЗАТЬ ей (а не сказать), что мама здесь Я.
Не хочется идти по маминому пути словесных споров "я тут главная", я знаю, как это неприятно для ребёнка, ну и решающего аргумента о квартире в моём арсенале нет :-)
Вообще, именно с младшей я изначально, ещё при беременности, жила по принципу "мама и ребёнок при ней", не была склонна делать её центром вселенной, как старшую, и чувствовала, что это правильно. До какого-то предела это работало на "ура". Но вот сейчас я чувствую, что пропустила момент, когда у неё появились свои мысли и чувства. Вот пропустила и всё. Для меня это тот же младенчик, которого посадил в коляску и повёз. А это уже не так. Где грань между "мама знает лучше" и уже появившейся собственной личностью?...
И опять же, как звучит - мама, я не хочу есть. Или - мама, я буду есть, если ты мне тут цыганочку спляшешь. То есть кушать то не против, но мама должна че нить этакое сделать.
Это же все-таки не одно и то же, не надеть свитер, тк жарко и не надеть свитер, тк мама предложила вместо зеленой шапки-синюю
Манипуляции типа "или без куртки, или без сапог" воспринимайте спокойно: "Хорошо. Это твоё право. Единственное, погода не располагает к подобным прогулкам, но решать тебе. Может быть стоит подумать ещё раз?" Избегайте соблазна принять решение за ребёнка... в конце концов она именно этого и добивается. Насчёт недопустимого тона (приказание, вызов в голосе) сразу точки над "И" надо расставлять: "Не смей разговаривать со мной в подобном тоне. Мне это неприятно. если тебе хочется общаться в таком тоне, придётся пойти поискать другого собеседника." Иногда можно и отзеркалить. Но как именно и когда надо по ситуации смотреть. Плюсом всегда делайте акцент на том, что доброжелательная просьба приветствуется и очень радует Вас.
И последнее: найдите время для личного общения без свидетелей. Этот нехитрый приём творит чудеса :-)
Кроме прочего, надо бы проанализировать как у дочки с самооценкой. Всё Вами выше и нижесказанное навевает мысли о некоторой неуренности и беспокойстве. Где их причина?
Самооценка -- ох, заласканный ребёнок, младшенькая...
Вы немного путаете: самооценка к ласке имеет опосредованое отношение. Возраст года в 4 чем характерен: ребёнок осознаёт себя частью коллектива и начинает сравнивать себя со сверстниками, борется с ними за конкурентные преимущества. И не всегда как сравненине, так и поиски своего места в коллективе, ниши проходят гладко, возникают трения. Что, в свою очердь ведёт к снижени самооценки и стремлению восстановить её в привычной среде. А где? Дома :-) ну вот и имеем то, что имеем: вызывающий тон, хамство и проч. "прелести". Лучшее, что нам показалось разумным сделать в подобной ситуации, это показать ребёнку, что дома он не обязан ни с кем и ни с чем конкурировать, его принимают любым, всегда готовы пойти навстречу и проявить доброжелательность = нужно постараться добрее быть к близким, беречь их... не обижать
С темой "ну-ка быстро скажи, что" пока не знаю, что делать. По-разному выходит, иногда чувствую, что легче сказать и проехали тему, иногда повторяю по ей просьбе -- она в новый рёв (нет, скажи не так, а вот так и т.д.) и всё равно заканчивается истерикой. Вот не знаю. Если каждый раз упираться рогами на каждое её "скажи так, скажи сяк", то это будет не день, а битва под Москвой. Не знаю, как себя вести. Может, пока забить и по ситуации? Но нужна же последовательность. Может, сначала свести на "нет" вспышки реальной агрессии и потом уже с этой фигнёй работать? Интересно, есть ли работы психологов именно с ТАКИМ феноменом? Про агрессию детскую я читала, а вот "скажи немедленно, что...." -- вообще нигде не попадалось.
Или принципиален именно вывод в общественное место?
Только на решение проблемы "Хто тута главный" это вряд ли сильно повлияет. :(
Началось около 3,5 лет. Пик был как раз на 4-4,5-5. Кризис был летом этого года, когда он нам испортил отпуск, но это было вызвано серией обстоятельств. По возвращении все вошло в русло бытовухи и как-то устаканилось.
Честно скажу :) Не помогало НИЧЕГО. Периодически пыталась испытывать разные варианты своего поведния, но, кроме попыток предупредить, которые, как Вы сами понимаете, не всегда возможны, ничего не срабатывало. Типа, перерос. Сейчас остался только плач. Спокойный плач со спокойными подвываниями. Спокойный уход в другую комнату или на лестничную площадку. Просто залезание под стол. Для нас это супер-прогресс. Т.к. двери раньше выламывал только так, вещи крушил леХко.
Скачала тут книгу, "Взрывной ребнок" называецца.
http://lib.aldebaran.ru/author/grin_ross/grin_ross_vzryvnoi_rebenok_novyi_podhod_k_vospitaniyu_i_ponimaniyu_legko_razdrazhimyh_hronicheski_nesgovorchivyh_detei/
Пока читаю самое начало, впечатлтлась :)
У меня круче, чем у Вас, но я все равно считаю, что это характер и только характер. С рождения сына жила одна с ним и со старшим, с участием бабушки и дедушки, но не с совместным проживанием.
Началось все, подчеркиваю, года в 3,5 - тогда был такой статус.
Потом был одновременно переезд, обретение папы и рождение младшего брата. Что, как ни странно , сработало в плюс. В итоге. Хотя сначала было обострение. Мой старший тоже жил в неполной семье, с большим участием бабушЕК, дедушЕк, папы-в-дргом-городе, на его детство пришлось три переезда, но сним такого не было никогда, даже близко.
Летний кризис нашег "буйного" был вызван тем, что месяц ребенок жил один на море с бабушкой, потом понаехали сначала я и выступала в тандеме с бабушкой, потом бабушка сменилась на папу. Сын отжигал. Возвращение домой и привычное русло все дело поправили.
Стул можно поставить там где кидать нечего. Маму предупредить,чтоб не встревала, и самой идти до конца.Если уступите, то пиши пропало.
И стул в дальнейшем использовать как меру наказания.
-- Ааааааа, ну-ка быстро скажи, что я не писаюсь!
-- Не писешься, не писаешься...
-- Ууууууу, ну-ка быстро скажи, что это Катя писается!
-- Катя, Катя...
-- Нет, не так, скажи: Зиночка, милая, это не ты, а Катя писается!...
А вечером при вполне мирном отходе ко сну раз пять начинала колыбельную, каждый раз ей что-то не нравилось и требовала петь с начала.
А может и возрастное... У нас также, хотя ребенок один, внимания процентов на 500 круглые сутки :(
upd
п.с. прочла анонима ниже - тоже самое хотела сказать.
Я не сторонник упираться рогом на каждую мелочь, тем более из принципа. Это тот самый случай, когда надо очень четко чувствовать дозировку уступательства и соглашательства, чтобы у ребенка не снесло крышу от ощущения "как Я скажу так и будет".
Наташ, прости за опять имхо, конечно, но Вы не перебарщиваете с врачами-спецами? Втянулись со старшей? Проблема в Вашей уверенности в себе, ну и в нездоровой обстановке дома.
п.с. про рукава - ооо, как я Вас понимаю :))). Наша любимая фишка последнее время. Вешаюсь :) Скорее бы лето и футболки-безрукавки...
А про бабушку -- не всё так просто, она и с бабушкой хорошо себя ведёт, она плохо когда нас двое. Нет, бабушка сейчас на истерики не как я реагирует. Я в целом молчала. А бабушка начинает рано или поздно сама кричать (((
Единственное что -- со старшей много всегда возились из-за неврологической реабилитации. Массаж, процедуры, уколы, бассейн... ну не буду же я младшей электрофорез заодно со старшей делать. В бассейн, наверное, надо было обеих водить, но у меня реально ни денег, не времени на двойную дозу не было. А потом, именно в этом году с сентября бассейн временно прекратили, вместо этого к логопеду и психологу все втроём ездили.
Ниже Вы написали про вегетососудистую дистонию... у нас у старшего тоже есть эта проблема. Наблюдаемся у невролога и кардиолога: магне В6, персен курсами (глицин ерунда полная), кальций Д3, нейромультивит + режим и много физической активности + спокойная атмосфера в семье и определённость границ.
Вот, уже до невролога Вас довела. Теперь будете лечить и реабилитировать ее.
Ну и дальше так. Какое-то полностью необоснованное и непонятное потакание ребенку.
Проорется 1-2-3 раза и поймет, что мама не идет на поводу. Дети быстро понимают границы дозволенного.
Если даже Вы дома говорите правду (в чем я сомневаюсь - иначе с чего бы вдруг ребенок просил Вас врать, если он знает, что мама всегда говорит правду), то вранье в поликлинике все перечеркнуло. Вами и дальше будут так манипулировать.
Да, ситуация запущенная. Мне кажется нужно срочно вырабатывать новые принципы и следовать им. Например "Мама не будет говорить неправду", "Мама сама знает что ей говорить и дети не могут ей указавать". Простенькие такие принципы, которым нужно следовать во что бы то ни стало. Тут самое главное - это ваше спокойствие и последовательность. Наверное, вы сами несколько бурно реагируете и на ребенка это может влиять. Получаются так называемые "невротические игры", когда один участник подзаводит другого и так до бесконечности.
Я понимаю, что какое-то время вам будет тяжело, но это того стоит.
Конечно, в первый день будет орать, еще бы - в такой вседозволенности, как она живет - это неизбежно. В четыре года требовать залить, извините, мочу в мочевой пузырь или сказать, что сестра писается в присутствии врача - это ей надо реально не ощущать никаких границ. И даже не знать, что они существуют. Но потом ребенок прекрасно поймет, что ором в этой семье отныне ничего добиться нельзя и истерики будут как и у любого здорового ребенка только в ситуации, когда истощена нервная система. А от воплей один-два дня с ребенком ничего не случится.
Мне кажется, что вашей дочке очень плохо в такой ситуации. Она вообще не может понять, кто в семье главный. И каждое ваше попустительство ее хамству (нет другого слова для всех этих "ну-ка быстро!"), ее пустым требованиям (перебирание чашек, заворачивание рукавов), ее воплям - все сильнее разрушает ее ощущение правильности ролей в семье.
Плюс ваша попытка ввести в ваши отношения вашу маму, обосновывать что-то ее поведением в вашем детстве - в отношениях есть вы и есть ваш ребенок. Все! Остальные к этому не имеют никакого отношения. Мало ли, как воспитывали вас. Сейчас вы уже взрослая дееспособная мать двоих детей. Так ведите же себя соответственно. Даже если вы при этом живете с мамой...
Извините за некоторую грубость, я понимаю, у вас сложная семейно-финансовая ситуация. Но почему-то мне стало искренне жаль ребенка, который "висит на руле".
А мама-которая бабушка-это вообще мрак. Я бы сама начала под себя ходить в знак протеста или удавилась бы, если бы мне пришлось с такой жить под одной крышей, терпеть ее крики, угрозы и оскорбления... Автор-то уже с такой жизнью смирилась, а вот детей очень жаль.
Про маму вы тоже правильно сказали, просто у меня часто ощущение, что она во многом провоцировала такие ситуации. Но сейчас, увидев ребёнка, которого невозможно даже выпороть, она как-то резко сдала и перестала со мной спорить о воспитании детей. Я надеюсь, это поможет...
А фиг его знает, как...
ЗЫ: написала и подумала -- ну если сознательно, то тогда может же она не орать?...
Нууу... если сознательно да ещё и контолируемо - тады "пороть-с". В смысле - искать способ донести что мама "на фуфло" не гнется.
тьфу ты, за жаргон прошу пардону :)
С фуфлом улыбнуло )))) неееее, именно так понятно )))) можно даже примерно так и объяснить попробовать... я имею в виду, полегче и с шуточками, чтобы показать уверенность.... Попробую.
Самое трудное, убедить что мамино внимание можно получить и менее экстремистскими методами.
у нас одно время тоже такие пляски с бубнами были - дочка характер на нас оттачивала
после того, как стали ее наказывать, лишая например возможности поиграть в комп.игры, ситуация резко улучшилась
в периоды действия наказания ребенок был просто шелковый иногда
держитесь и гните свою линию - это работает, проверено
вообще не по годам развитый ребенок, надо сказать )))
и не забывайте наказывать! ;)
то есть это не тот случай, когда можно ставить диагноз, с виду все в порядке, но это такой тип нервной системы - очень возбудимый
моя дочка столько мне нервов попортила в свое время - не счесть
и сейчас, в 8 лет, тоже периодически бывают взбрыки, но все-таки уже несравнимо меньше
по ней прям видно, что в раж входит, а остановится не может, хотя и рада бы
она даже может плача и истеря сказать "я не могу успокоиться!!" успокаивала, а потом говорила с ней, говорила... объясняла, что нельзя так, что криком ничего нельзя добиться
но и совсем отпускать поводья тоже нельзя
у моей дочки очень характерной особенностью была такая: она очень психовала, когда события начинали течь не так, как она привыкла
любое отступление от привычной схемы вызывало истерику
с виду казалось, ну какая разница, синие или красные колготки, ну бред же - а вот ей это было важно, вплоть до истерики
думается мне, что для таких невротических личностей цвет колготок важен как символ стабильности мира и отсутствия угрозы существованию
вот смешно звучит, но это так, мне кажется
Последнее время мы ходим Только в Малиновых Трусах с Клубничкой.
Уже зашиты на попе, они старые, ещё старшей, я задолбалась их стирать постоянно. Сегодня, о щастье, не заметила, ушла в других. В саду, наверное, думают, что я трусы не меняю вообще бедному ребёнку...
ИМХО, это эпилептоидный, он же игзоидный тип личности. Может быть и такое. Это те, которые изводят потом близких, чтобы полотенце вешали сюда, а красные ложки клали в красные чашки и т.д. болезненная пунктуальность. Они в этом какую-то устойчивость видят, это помогает высвобождать энергию как бы для других дел. Ну, плюс -- подрастёт, убираться будет чтоб ни пылинки, ни соринки. Она уже и щас пол любит мыть ))) и пылесосить )))
но вот то, что понимание стабильности мира вашей дочке очень нужно - это факт
вот только что придумала, а может вам ввести в семье побольше приятных совместных ритуалов? типа печь пирожки по субботам или кормить белок в парке по воскресеньям
чтобы этим занимались только вы вдвоем (или втроем со старшей дочерью), и чтобы это было незыблемо (вы постарайтесь это обеспечить)
потому что тут еще элемент ревности к старшей сестре явно примешивается, так что вы вот таким ритуалом покажете ей, как здорово быть вместе с мамой (или вместе с мамой и сестрой - тут уж вы на свое чутье полагайтесь, как лучше будет)
конечно, не в ущерб старшей дочери, продумайте, как в рамках вашей семьи это лучше сделать
например, старшая на каких-то занятиях, а вы с младшей в это время...
и вот в соседнем топе прочла, что вы работаете много - ну тогда тем более паззл складывается (у меня так же было) - ребенок отчаянно пытается выцарапать толику вашего внимания, а уж какое оно будет: ругань или ласка - значения не имеет
и ведь смотрите - логично, что когда закатываешь истерику, то мама вся целиком прыгает вокруг тебя и все внимание направлено на тебя - ну как не воспользоваться-то? вот она и пользуется вовсю
вывод: больше позитивного внимания, инициированного ВАМИ, работайте на опережение
а все эти наказания - это на втором плане, когда сорвет с катушек очень резко
вот если по-честному: сколько минут в день вы уделяете дочке?
и еще важно: вы ее часто обнимаете, целуете, говорите ей ласковые слова?
На опережение -- мысль понятна. В четверг у нас занятия построены так, что после них я старшую беру на работу. Общение, она довольна. А в пятницу планирую (мой выходной) старшую в сад (она охотно ходит, ей нравится), а младшую дома, с собой, общаться. Ради этого придётся отменить логопеда и спихолога бесплатных в пятницу, но чем-то блин надо жертвовать. Всё равно от этого психолога толка было мало. К логопеду старшая в саду походит (только "р" ставить), а мелкой вообще рано. Речь оооооч хорошая у обеих, никаких ОНР.
причем не просто будьте с ней, а именно придумайте какое-то новое занятие
да хоть пельмени лепите: и семье польза, и дочке тоже (мелкая моторика, то-се)
а все эти бесплатные психолухи - ну их нафик
и гладьте-гладьте - до умопомрачения
это не ее каприз, ей это правда надо
я вот со своей до сих пор лежу в кроватке перед тем, как скажу "спокойной ночи" :) и я эти минуты очень ценить стала, когда поняла, что ведь вырастет она - и все, фиг полежишь с ней уже
а она такой котенок, как вы говорите - ласковая, нежная
в общем, обязательно введите вот это совместное дело и много обнимашек - увидите, поможет
Пельмени да! Пироги ещё. Гены константинопольской бабушки -- ребёнка мечтает готовить, прямо рвётся в бой.
я сейчас читаю ваши ответы в этой теме - и меня не оставляет ощущение, что "эту булочку я уже видел" )))) прям реально ситуации точь в точь
в общем, и это пройдет, поверьте :) больше внимания, больше заботы, больше гладьте-целуйте-обнимайте - с этим невозможно переборщить
а доброжелателей нахер с пляжу - жестко и бескомпромиссно :)
а мы пока только салаты режем
вот спасибо, что напомнили - буду с ней пироги лепить хотя бы
и ручные пельмени надо освоить
злостный офф: вы не знаете, фарш для пельменей (да и вообще для котлет-голубцов всяких) можно рубить в комбайне? или обязательно надо в мясорубке? (не люблю я ее)
О, салаты, да. Может, салат с ней сделать, а пироги вместе со старшей уже... а то той обидно будет. Пироги-то лепить это ж самый кайф.
А фарш для пельменей и котлет, мне кажется, да, в мясорубке надо. А то грубый будет. Ну у меня предубеждение против комбайнов какое-то ))) А вы готовым совсем брезгуете? Я вот присмотрелась -- который от 200 рублей кг, вполне ничего.
покупной - ага, брезгую
мне надо видеть, из чего сделано то, что я ем, а иначе я сильно мучаюсь нехорошими подозрениями )))))
Так вот. Мне кажется, что как только дочь увидит, что вам пофиг до ее воплей - она САМА перестанет орать. Потому что она умная и здоровая девочка. Может, вы проецируете на нее поведение старшей, может, вы как-то пытаетесь выразить чувство вины за то, что вы работаете и т.д. - но дайте ей ощутить, что орать плохо. В этом возрасте это уже пора знать. Мне почему-то кажется, что ваша тактика "дуть в попу сильнее" в виде ее личной пятницы не будет иметь силы без главного - ГРАНИЦ. Надеюсь, что я неправа и это так же - только проекция моего опыта с моим активным пацаном.
Я не призываю бороться с "ну-ка быстро". Я призываю вас понять, что они не сопельки. Они... пневмония, которую вы не видите. Это и есть основное проявление того, что ребенок не ощущает своего места в семье. И от этого карабкается на руль, оооочень успешно. Они должны уйти не от запретов на них, а от того, что девочку, увы, надо поставить на место. Да, звучит грубо, но это факт, ребенку очень плохо в роли главы семьи, куда она закарабкивается такими глупыми пока методами и в ее интересах жестко указать ей на ее место. Прекрасное место любимой младшей девочки, где ей будет куда удобнее, чем там, где она сейчас. Но она просто этого не понимает...
"с парка сразу уводила,на истерики игнорировала" - на детей вы, наверное, не можете пожаловаться, а вот на свой русский язык - вполне ;)
но вот к шести годам стало много легче
правда,отдельные взбрыки бывают до сих пор
не далее как сегодня утром дите с подвыванием шваркнуло об пол кофточку, и затопало ногами, заявив, что она дурацкая, у нее пуговицы и неудобно застегивать, хотя до этого носила ее много месяцев и к пуговицам претензий не было
я на нее вытаращила глаза и сказала: ты чего это? я думала, ты взрослая уже, а ты себя ведешь как двухлетка; мне всегда так интересно с тобой общаться, поговорить можно ,как уже со взрослым человеком, а ты вдруг взбрыкиваешь
и ведь подействовало - тут же угомонилась, будто и не было ничего, и начала спрашивать про то, как тени образуются и почему они такие и сякие - свернули на оптику, в общем :)
