Нет, не хочу, не буду...
Девочки, понимаю, что, моя тема не нова. Но ступор у меня. Что отвечать мальчику и как реагировать на все его - нет, не хочу, не буду. Речь идет о возрасте 2,8. Иногда бывают хорошие дни - просто ангел, а не ребенок, но иногда (и это слишком часто) не знаю, как совладать. Вот собираемся укладываться. Я предупреждаю, что скоро будем ложиться спать. Даю 10 минут еще на игры, потом чистка зубов, потом переодевание в пижаму, закапывание носа, чтение, колыбельная и сон. Это я все вслух произношу, чтобы заранее была понятна программа. На все кивает, со всем соглашается. Но как только доходим до дела, ор, крик, ничего делать не буду, спать не хочу, в ванну не пойду, лекарство ни за что и т.д. Да еще мне гримасничает и языком делает так противно. Норов у него еще тот, поэтому он часто отбывает тайм-ауты, лишается мультиков и сладкого. Но ничего не помогает, все равно нигилизм свой включает хоть ты тресни. А устраивать разборки (тайм-ауты) по 5 раз в день, да еще на ночь, ну сил нет. Сейчас пригрозила тайм-аутом, вроде сделал все положенное. Но прежде меня довел, себя довел. Не хорошо на душе - все через войну, через угрозы. Иногда в игровой форме что-то удается добиться. Но это же Никулиным нужно быть, чтобы весь день элементарных вещей добиваться такими путями.
Живу на успокоительных и все равно терпения не хватает. Сегодня нам нужно было обязательно по срочному делу вдвоем съездить. Отказался валенки надевать. Надел кроксы (!). Думаю, пусть выйдет, померзнет. Валенки с собой взяла. Мы были на улице час - уже и дело сделали, домой идем, сына на площадку понесло - абсолютно комфортно себя в кроксах чувствовал. Я долго выдержку проявляла, потом стала домой хитростями заманивать, он ни в какую. В результате орущего на себе домой волокла. Я что-то не так делаю или ребенок такой или это норма?
Во-первых, надо сделать над собой нечеловеческое усилия и эмоционально абстрагироваться от происходящего. "Если вы не можете изменить обстоятельства, измените свое отношение к ним". Обстоятельства вы изменить не можете. А пока вы доводитесь - ребенок будет вас доводить.
Подумайте, не получается ли так, что основное внимание вы ему уделяете, когда он не слушается, а когда все спокойно - вы заняты своими делами. Так часто случается, но в итоге какую-то отдачу от вас ребенок видит, только когда выделывается, и это его провоцирует на продолжение.
Во-вторых, угрозы и наказания никак не могут быть основным или тем более единственным аргументов в общении с ребенком, тем более в такой период. Поощрения форева. И даже наказание надо учиться подавать как отсутствие поощрения, которое вас саму огорчает. И тайм-аут - это никак не наказание и не разборки, это время ребенку успокоиться, а вы что-то не то тайм-аутом называете.
С ребенком надо договариваться, но договоренность - это когда взаимовыгодно, когда ему правда надо то, что он должен за свои правильные действия получить. А когда вы продиктовали, он покивал и не исполнил - это ни разу не договоренность была.
Вы слишком поздно начинаете каждый раз, по-моему. Договариваться, что нормально ляжет спать, надо в тот момент, когда он выбирает, чем заняться за пару часов до того, и что-то хочет от вас. Удобно, если вы введете какие-то интересные совместные занятия перед сном. когда ребенок втянется, это будет вашим аргументом в договоренностях. Сказки-песни на сон могут вашей частью договоренности, только акценты надо осторожно расставлять.
И насчет сна - проверьте режим, может, ребенок поздно встает или много спит днем и просто спать еще не хочет, когда вы его укладываете. Обычное дело в этом возрасте.
В-третьих, сделайте ревизию запретов и требований. Это кризис границ, ребенку в старых тесно, надо новые пошире, и инициатива должна исходить от вас. Расширьте границы сразу и резко, найдите способ, и жизнь станет спокойнее. А пока он у вас на каждом шагу вынужден каждый микрон отвоевывать - он и будет воевать.
Я никогда не предупреждала заранее. Если у ребенка есть время подумать, то результаты его раздумий вас скорее всего не обрадуют, )) поэтому главное - внезапность.
Я молча подходила к играющему ребенку, лучше со спины, быстро снимала домашнюю футболку, надевала уличную или термобелье, или что там по сезону, и уходила. Следующий заход - то же самое со штанами. Тут мне было проще, потому что деть в памперсах ходил почти до 3 лет, совмещала с привычным действом - сменой памперса. Параллельно сворачивала игру, мягко, напевно и без упоминания каких-то сборов. Лучший вапмнт - включиться в его игру, перехватить инициативу, поиграть-таки недолго и потом плавно свернуть на конус. Могла и шлем зимой в комнате надеть, а потом вела в прихожую надевать верхнюю одежду и обуваться.
Конечно, ребенок просекал, что к чему, тут уж я с ним не спорила. Он мне: "неть!". Я ему: "нет-нет-нет" - и одеваю. Или "я сям!" - "Ну конечно ты сам, сам-сам-сам, давай ручку сюда сам, сам-сам-сам, а сюда ножку сам, сможешь? сам-сам-сам, молодец какой". И т.д. и т.п. "Не пойду!" - "Да и не надо, не пойдешь, не пойдешь, только ручку сюда давай, а сюда ножку, нет-нет, никто никуда не идет. Тебе же жарко, а кнопочку лифта сам нажимать будеь?" Как-то так.
Если вы с ребенком постоянно выясняете, кто в доме хозян, тогда сложнее, потому что кофронтация ради конфронтации, но именно это и надо исключить в первую очередь, расширяя границы. Когда ребенку не приходится воевать ежеминутно, он теряет бдительность. ))
Сегодня в сад поехали на коляске. Я его прежде спросила, на чем хочешь - на коляске или на машине. Выбрал коляску. К концу поездки он стал ныть, что хочет на машине. Ок, говорю, завтра на машине поедем. Но он еще пуще разошелся. Кричал-орал, вырывался. Я никак не реагирую на такое поведение. Вот такого кричащего в сад его на себе затащила. В чем моя ошибка? Не надо было давать выбора?
По поводу конфронтации, кто в доме главный. Да, мне приходится часто ему напоминать, что я его мама, а не он моя. Что меня нужно слушаться, потому что я мама. Вроде бы на него это действует. Пыл остужает, порой. Вы пишите расширить границы, чтобы исключить конфронтацию. Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду.
Я по многим вопросам мама-пофигистка. Я не выношу мозг ребенку за непомытые руки, спохватилась - отправила мыть, и все, без напряга. Не хочет обедать - в 1,5-2 года в таких случаях не кормила до ужина, который делала пораньше, а потом - просто стала переносить обед на удобное ребенку время и даже не очень запрещаю перекусы, если не тупо конфетами. И т.д. и т.п. А моя мама все такие вещи считает очень принципиальными. В итоге в какой-то момент я обнаружила, что ребенок мой у моих родителей все время орет, дерется и качает права. Мой папа на обожаемого внука орет в ответ, и все звереют в этом дурдоме. И в ванную таскали успокаиваться, все как у вас. И они искренне не верили, что у меня иначе. Когда я смогла объяснить им, что таки да, у нас тишь да гладь, они задумались, и тогда я убедила папу перестать орать. И он, выбрав момент, когда ребенок был настроен благодушно, поговорил с ним спокойно. Что эти скандалы им обоим не нравятся, что они друг друга очень любят на самом деле и ссориться не хотят. И попробуют оба все вопросы решать обсуждением. И помогло! Все равно, конечно, время от времи деть у них права качет, ругают иногда, но иногда и мы с мужем рявкнуть можем, нервы не железные, а кризис 7 лет уже начинается досрочно. В общем же и целом - небо и земля по сравнению с тем, что у них было на пике.
Когда я говорю о расширении границ, я имею в виду здоровый пофигизм по всем не жизненно важным вопросам.
А с коляской - я бы, наверное, попробовала активное слушание в этой ситуции. Просто шла бы и со всем соглашалась, не аппелируя к завтрашнему дню.
Да, и еще я для ребенка главный источник интересностей. Я ползаю на четвереньках по ковру, сижу в палатке, играю в мячик, жарю на воображаемом костре пластмассовых рыбок, качаю с торрентов интересные мальчиковые мульты и могу рассказать, что к чему и о чем в Войнах клонов и почему Анекин Скайвокер стал Дартом Вейдером. И в сериях Лего я разбираюсь, и нахожу прочие "правильные" игрушки. Ребенок дорожит всем этим, что сильно облегчает мне жизнь.
И я пофигистка во многом. Это следует из ситуации с гулянием в тапочках. И с руками у нас также - если я забуду, значит забуду, на многое могу глаза закрыть. Но вот Вы пишите "Я не выношу мозг ребенку за непомытые руки, спохватилась - отправила мыть, и все, без напряга." А у нас так не получится - мой сын без напряга мыть не пойдет, без напряга у нас означает, что я махну рукой и не буду настаивать. И зная это, я иногда "не спохватываюсь" - забыла и забыла. К еде вообще спокойно отношусь - хочет ест, не хочет - не ест. И перекусы разрешены сколько душе угодно. Но борьба с конфетами идет постоянно - он готов их есть целый день.
Спасибо, что указали мне на мое излишнее давление. Сначала я удивилась такому выводу, а поразмыслив поняла, что это правда - иногда гибкости мне не хватает. Вчера вечером постаралась быть максимально гибкой. Ну, что сказать - лучше вечер прошел, лучше. У меня есть свои заскоки - не люблю, когда начинает мелочь раскидывать - мозаику, например. Или бусинки от старых разорванных бус у меня попросит, а потом начинает их сеять по комнате. Я прямо шизею от этого. Вот вчера он опять бусинки попросил. В другой раз я бы сделала внушение, чтобы не раскидывал. А сейчас ничего не сказала - и он их радостно посеял по всей квартире, а потом в какой-то ему только ведомой игре все собрал.
Тоже со своим и ползаю, и от страшилищ убегаем, и мультики интересные скачиваю и на английском разговариваю (в виде игры. Ему это очень нравится), и зверей лечим и обеды им готовим. Вроде с этим все хорошо у нас.
Вот, собрал же бусики! Вы попробуйте, попробуйте начать больше ему доверять. С уборкой у меня был такой метод: ближе к купанию я ненавязчиво предлагала какую-нибудь игру, для которой требовалось пространство, и когда идея этой игры увлекала ребенка, мы начинали быстренько расчищать поле деятельности. Потом уже, когда дошло почти до автоматизма, добавила требование "мультик - после уборки". Теперь он сам приходит ко мне со словами: "Мама, я все убрал, включи мне мультик".
И был смешной момент - я заметила, что он вечерами тщательно убирает все машинки. Спросила, что он делает, и ребенок сказал, что машинки живые, ночами убегают и некоторые не возвращаются. Потом до меня дошло - какую-то мелочь, которая попадалась мне под ноги, я просто молча кидала в коробки со свалкой полузабытых игрух, часть проваливалась на самое дно, и ребенок их не находил. )))
Я у Вас покупала одежду для своего мальчика в декабре. Толстовку с лошадкой, шортики, пижаму. Носим все, спасибо!:)
Нет, ребенок таким поведением не добирает моего внимания. Ему меня хватает. Просто он не терпит указаний, просьб. Он хочет делать то, что он хочет. Единственное, как можно обойти острую ситуацию мирно - это перехитрить его или в игровую форму облечь просьбу. Тогда получается. А в остальных случаях - либо торговаться, либо воевать.
А поощрения это что Вы имеете в виду? Наградить чем-то приятным, в том случае если послушался? Не договариваясь заранее об этом? Или договориться заранее - почистишь зубы, лишний мультик посмотрим?
Договариваться-то мы договариваемся. Целый день только этим и занимаемся. Просто он не всегда готов свои договоренности исполнять. Чаще выполняет, но предварительно накричавшись вдоволь, покидав игрушки со злостью.
Тайм-аут я назвала разборкой, потому что мне приходится его кричащего волочить в ванную или комнату, а потом он там все крушит (я уже заводила как-то об этом топ). Т.е. у нас это далеко не мирный процесс. Да, выходит успокоившимся, просит прощения.
По поводу границ - вроде и немногого требую - зубы почистить, лицо помыть, руки после прогулки, не даю сладкого до еды, мультики не больше положенного времени, ну и одеваться тогда, когда это необходимо. Есть еще заперты такого характера - на стол кухонный не садиться, в ванной воду на пол не лить, не топать и не ездить на машинке после 9 (из-за соседей). Вот и все, пожалуй. На улице - не убегать от меня, не брать чужое. Да, еще главный запрет - не бить никого. С этим стало лучше, но все равно любит руки распускать, чуть что не по его сценарию.
Какой дополнительный мультик за чистку зубов, что вы! Основной мультик - это поошрение авансом за чистку зубов, которая будет вечером. ))) И еще за что-нибудь, что там вам будет надо. Какие вообще мультики ребенку, который так себя ведет?! Естественно, ребенок потом будет изображать невесть что и кричать, что ему ничего не надо, отстаньте. Он же столько бонусов и так на халяву получает.
Допустим, я сказала вечером, что все, мне это надоело, не хочет чистить зубы и нормально укладываться, значит, бонусы в вмде мультов отменяются. Ребенок не поверил, естественно, как-то уложили, ну и ладно. Только на следующий день - "какие мульты?! ты что, дорогой, ты же от них вчера отказался, так и сказал, что тебе неинтересно, смотреть не будешь". И тут начинаем договариваться, на каких условиях он может свой мульт получить. Если не хочет договариваться - остается без мульта. И это его проблема - договориться со мной. Если "договорился", посмотрел и нарушил - сл. день без мультов, и это не обсуждается. Да, будет скандалить, но тут уж что тигру лишняя полоска... У кого характер, тот и главный. Поэтому у нас дома главные - родители, а у бабушки с дедушкой - мой ребенок.
Если у вас и правда мало запретов, то дело может быть в этом - вы позволяете ему управлять, ему от этого плохо, причину он не понимает, нервничает.
Для меня непредставимо, чтоб мой ребенок "распускал руки". Ему после этого долго пришлось бы меня уговаривать на какие-то бонусы, я бы с ним даже играть не стала. А бабушку с дедушкой он может стукнуть, есть такое, я давно перестала вмешиваться в их дела, свои нервы дороже.
Вчера же в метро. Ему хотелось еще проехать остановочку, а нам выходить нужно было, выволокла его на перрон, потом в зал, но там не полежишь, сразу милиция прискакала. В общем я никак не реагирую, даю ему полежать, сколько считает для себя нужным. Я в это время витрины рассматриваю, на смску могу ответить и т.д.
И не принимать все душевно близко (что с первым, даже я бы сказала со старшим ребенком), почему-то очень непросто :-)