Заставлять ли заниматься?
Ну ситуация стандартная...
Сын 6.8. Готовимся к школе. В сад ходит обычный, на садовскую подготовку рассчитывать не приходится. На школьные курсы тоже времени никак нет, да и желания.
В общем, стараюсь заниматься с ним дома сама.
Сама читать научила.
В общем программа у нас не обширная: почитать пару абзацев по слогам, или позаниматься сколько-нибудь по пособиям (у нас Ступеньки Петерсон, Семь гномов, всякие журнальчики). В общем минут на 15 в день, если бы по-хорошему без пререканий. Мне кажется, это такая малость.
НО сын что-то очень активно сопротивляется, особенно читать ненавидит. Просто до слез. Я настаиваю, потому что беседовала с учителями первых классов, они говорят, надо уметь читать по слогам к школе, это объективная реальность, нет у детей времени раскочегариваться в школе. К тому же 90% детей будут в этом плане хорошо подготовлены.
Ну вот я сына гну, по хорошему никак что-то не получается. А самой даже страшно. может, не надо так? а как? Говорю: "давай учительницу пригласим", - "нееет".
Я думаю, большой негативный момент в том, что именно с мамой (и папой) он не хочет заниматься. Потому что он вообще сообразительный вроде. Логика у него очень хорошая. может, именно лингвистически он не очень. Я просто поражена, как трудно ему читать.
Такую тактику я тоже пробовала. Только он читал из своей книжки. Но он сопротивляется. То есть не могу сказать, что не работает метод, но мне его заставлять - очень нервно.
Как мама ребенка, умевшего читать к 1-му классу могу сказать, что это ему значительно облегчило жизнь и до сих пор в 3-м классе облегчает. На момент 1-го класса скорость чтения моего ребенка было 80 слов в минуту. задачи и прочее он читал сам. Но научился читать он в 4 года, а с 5,5 читал простенькие, небольшие тексты - типа рассказов Сутеева вслух, с 6,5 где-то появилось чтение про себя. Но мой читал ежедневно через нехочу и не могу, понемногу, но читал.
Вообщем, я за ежедневное обязательное чтение или какие-то минимальные занятия - тот же пересказ, рассказ по картинке, ступеньки Петерсоновские или какие-то простейшие задачки Гейдмана для 1-го класса в картинках.
Да, мой занимался со мной, но я сама педагог:)
Кстати, есть сейчас довольно интересная серия книжек по ступенькам - начинающим, средним и продолжающим. Начинающим - там даже на слоги разбиты слова, крупный шрифт и тексты, вполне доступные для понимания.
Поговорите с сыном, расскажите, как облегчит его жизнь в школе умение читать, про свое детство расскажите - как вы учились читать и т.д.
Сначала было и чтение и занятия ежедневно, потом поняли, что в садиковские дни нам это трудно (домой приходим часов в 19, ужин, и сил уже нет у ребенка) - стали день читать, день заниматься, но все равно его это регулярность от нежелания не избавляет.
Привык только, что занятия происходят в самом конце дня, поэтому теперь отказывается читать утром и днем, как в неурочное время.
Про пользу и облегчение жизни я ему раз 100 уже рассказывала. Сама я с 4 лет читать мало-помалу начала, и никакого негатива вообще не помню.
Чтобы было меньше возражений, читать надо КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Как умываться, завтракать и т.п. Все, что введено в режим вызывает у детей меньше возражений (со временем, конечно ;)), чем неприятные дела от случая к случаю.
Так что - читайте. И чем лучше будет ребенок читать к школе, тем проще ему будет учиться: меньше ошибок в задачах из-за неверного прочтения условия, меньше времени на Окружающий мир и т.п., где надо прочитать параграф.
Мои дети очень любят, когда я читаю им на ночь, поэтому у нас была договоренность: чтобы я читала им вечером, днем они должны читать мне.
Поэтому с сыном перед школой мы читали каждый день в обязательном порядке.Чтобы не было негатива- не надо чтобы ребенок понимал,что у него есть альтернатива.Читаем каждый день-ВСЕ.Альтернативы нет.
При этом я не считаю,что это нужно ВСЕМ детям) Есть светлые головы,которые без сада и подготовок все научаются сами делать без проблем и занятий особых,но на таких детей везет не всем)
Сначала ради звездочек и читал, и рисовал, все, что угодно делал. Затем про звездочки забыл, но уже привык, что заниматься надо.
Но я делала все, чтобы заинтересовать. Если какие-то журналы, задания не увлекали, меняла. Придумывала сама.
А читать мы вообще учились в игре. Типа сладкого дерева. Я прятала призы в доме и писала записки-объяснения. Ну, а сын искал:)
Случайно купили какие-то хлопья, где подарком был игровой диск: дается 10-20 секунд для прочтения короткого текста и ответа на вопрос типа "Где обитает такой-то крокодил? с вариантами ответов. по итогам игры тебе присваивается звание и значок, например "Новичок", "Золотой значок Путешественника" итд, который можно распечатать на принтере. Ох, какой это хороший стимул оказался:-)
Вначале играли вместе, теперь самостоятельно.
Итог: деть таааак бегло научилась читать (сама в шоке)+ узнала много нового о животном мире.
Попробуйте найти подобную игровую форму.
Вот какой найти стимул, чтобы начать писАть, пока не знаю((
И не прекращайте читать ему. Когда ребенку читают с удовольствием (и сами родители что-то свое сами читают с удовольствием) - ребенок тоже начинает читать с удовольствием.
И да...
Я решила этим занятся за год до школы, потому что я не хочу 1 сентября биться с ребенком и объяснять почему он должен.
Хотела, чтобы мне почитали - мотивация - сложно, лень, пообщаться с родителями.
На ура пошли стихи - легче воспринимать текст. Обязательно белый фон и черные буквы. Это облегчает.
И мотивация позитивная: мне объяснили, что теперь я могу выбирать что и когда читать. начинали читать книгу, сюжет увлекал, потом принципиально не читали - читай сама - пару раз было такое.
Но в 1 классе я уже очень хорошо читала и любила читать, а вот поначалу капризничала, чтобы мне почитали (помню!).
Что говорится и дается ребенку, если он правильно читал/отвечал на вопросы?
В Школе 7 гномов есть наклейки, а за остальное?
