Что читать подростку, или классики vs современники
Скорее поговорить, много букв.
Когда я росла, у нас дома была большая библиотека, из которой сначала мама мне подсовывала книжки, а потом я брала сама, заинтересовавшись или получив рекомендации "обязательно почитай, очень интересно".
таким образом мною была проглочена уйма книг, в 99% классических: Жорж Санд, Бальзак, Мопассан, Майн Рид, Марк Твен, Джек Лондон, Голсуорси, Теккерей, Дюма, и так далее, и так далее....
Мама моя все эти книги читала в свое время, поэтому легко ориентировалась во временных рамках, когда мне "пора" предложить то или иное произведение.
То есть на выходе у нас с мамой примерно равный багаж прочитанной литературы, который тогда позиционировался как "это должен прочитать каждый интеллигентный человек".
У меня растет дочка, которая, слава всем богам, любит читать. Но при этом ей совершенно не интересно все то, что я считаю классикой и предлагаю к прочтению, ориентируясь на свой детский опыт. Ей вообще не интересен Марк Твен, она бросила Лондона на 5й странице, ей не понравился Майн Рид... Я молчу про Носова и прочих российских авторов.
Зато она запоем проглатывает книги, которые в массовом понимании отнюдь не классика. Она в восторге от Сабитовой, она запоем читала серию про Аню от Люси Монтгомери (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%FF_%E8%E7_%C7%E5%EB%B8%ED%FB%F5_%CC%E5%E7%EE%ED%E8%ED%EE%E2, вдруг кому пригодится), Нарнию, Гарри нашего Поттера, и массу других современных книг (если интересно - я могу накидать список).
Так я это все к чему. Стоит ли настаивать на почтении классики, в качестве "это должен прочесть каждый", или же относиться к чтению, как к удовольствию, и пусть читает то, что ей нравится, а некий маст-рид ей и в школе преподадут? Ведь по сути-то для чего человек читает? Чтобы развиваться духовно, приобретать опыт, изучать предлагаемые жизненные ситуации и примерять их на себя. Все это вполне реализуемо с помощью хороших современных книг. А реалии "старого мира" ей не близки, поэтому и неинтересно. Или же надо заставлять читать классику, чтобы как раз познакомить ее с другими реалиями?
К тому же, в моем детстве новые книги не появлялись в таком количестве ежемесячно. сейчас же поток информации огромен! Пока она будет изучать классику, мимо может пройти много хороших современных книг, которые она перерастет, и впоследствии уже не прочитает, а они ведь как раз про ее жизнь, про современность.
Давайте поговорим!
Классику они и так в школе буду читать, хотят-не хотят. Я б специально не навязывала. Хотя и относиться к ней, как к "реалиям старого мира", не стала бы: смысл классики в вечности :)
Так и старший (сейчас 15) сметал все, что видел. Специально классику не давала. Сейчас самые любимые писатели - Лермонтов и Достоевский. Дорос и пришел.
А из предлагаемого дома из классики не идет пока НИЧЕГО.
Госуорси и Теккерея совсем рано, а Твен-Лондон-Рид не пошли.
Вот думаю, может, когда "про любовь" станет интересно, попробовать что=-то дать? Про любовь не так выраженно оторванно от реалий.
Оливера Твиста забыли еще:)
Ну я еще и Николаса Никльби, и Нашего общего друга очень лю!
Пока сын маленький, читает все, что советую. Как заартачится, буду думать. Есть экранизации, спектакли многих классических произведений. В общем, альтернативу, наверное, можно найти. Не для галочки, разумеется, а чтобы вызвать интерес.
В Вашем случае я бы проговаривала, что не любая книга читается легко и с удовольствием. Нужно и усилие приложить, и где-то через себя переступить. Ловите настроение, не уставайте предлагать, "подсовывайте" ненавязчиво.
ИМХО, классику надо читать, на то она и классика:) Из списка "вечных книг" есть что выбрать. Пока вкус и предпочтения только формируются, важно не упустить момент.
Когда появился интерес к чтению как таковому, я не хотела "ломать" и заставлять читать то, что не хочется. Насчет не любая книга дается легко - не уверена, что правильно вас поняла, но полагаю, вы имеете в виду осмысление книги, понимание мотивов персонажей, позиции автора, неоднозначности характеров.
У дочки с этим нет проблем, для своего возраста она читает довольно сложные в плане осмысления книги.
ей НЕИНТЕРЕСНО про любовь. Просто не хочется такое читать, совсем. Ей неинтересно про индейцев, ковбоев и мустангов, это слишком непонятно, неблизко, эти люди как персонажи ей неинтересны. Ей неинтересно про золотую лихорадку и покорение Аляски, потому что непонятно, чего эти люди туда потащились и за каким лесом так убивались.
Классика же это не только про индейцев:) А до любви, значит, не доросла еще:)
Не переживайте, придет время. Просто я сама очень настороженно отношусь к современным авторам, просматриваю обязательно перед тем, как сыну дать. И все-таки ратую за то, чтобы ре знал и классику тоже. Хотя бы для сравнения.
А современные авторы, конечно, нуждаются в parents control, но у меня есть среди друзей люди, профессионально занимающиеся детской литературой, чьему мнению я полностью доверяю.
http://feruza.livejournal.com/2756959.html#comments
Еще Лоис Лоури "Дающий"
Мария Парр "Тоня Глиммердал"
Весь Пратчетт
Шклярский, серия про Томека, но она больше мальчиковая, на мой взгляд
Пусть читают много того, что интересно - имея значительный багаж прочитанного проще определиться, что есть хорошая литература, а что так, одноразовое чтиво.
О, вспомнила. Не то чтоб прям совсем уж классика, но Конан Дойля мой с огромным удовольствием читал.
Есть такое известное сравнение души человека с сосудом, он хрупкий и имеет определенный объем. В него нельзя поместить все, поэтому надо выбирать. Вот и надо решить что класть в этот сосуд и зачем. Мне, например, совершенно не понятно как может Дюма, Дойл и тот же Твен стать ступенью в духовном развитии ребенка. Это же просто чтиво.. просто не современное, а со стажем. С таким же успехом можно тогда предлагать Акунина, тоже самое, но просто в современном исполнении.
Вот, кстати, книги Сабитовой, это действительно ступень в
духовном развитии ребенка. Совершенно чистые тектсы, специально для детей, без "грязи" книг для взрослых.
Я сама, как и Вы, читала в детстве и юности запоем, этот процесс никто не контролировал. Но я не читала по собственной инициативе настоящую высокую классику, так как она была мне просто не по возрасту еще и не про развитию.
Ее мы в обязательном порядке "прошли" в школе. И менно "прошли" мимо нее. Потому как в столь юном возрасте понять, оценить, переработать и еще вынести что-то для себя из тех же русских классиков, ну просто невозможно. Все это я уже осознанно читала и перечитывала в более сознательном возрасте.
К книгам, которые читает мой сын отношусь очень серьезно. Прежде чем предложить думаю над тем, какое чтение ему необходимо именно сейчас.
ИМХО, пусть Ваша дочь читает качественную литературу написанную современными и классическими авторами для детей. Тогда будет больше шансов что во взрослом возрасте она будет читать не бульварное чтиво, не только дамские классические и современные романы, но и серьезных классиков, а также серьезную развивающую личность литературу.
По теме. Предлагать все равно надо. Сменить может методику предложения, не по возрасту, а по ситуативности например, после просмотра фильма предложить прочесть отрывок из книги по которой поставлен фильм, или если ребенок увлечен какой то темой, то провести аналогию на то что было модно в наше время. На прочтении Вашей библиотеки не наставивать, и я б сказала можно и не надеятся, только если помечтать:) Наши дети не успеют, у них на нее нет времени:( Если мой ребенок прочтет хотя бы школьную программу как положено, я буду счастлива. И хотя бы отрывки из некоторых "моих" книг - исключительно чтобы он знал, что такое существует и при желании потом смог прочесть.
Сейчас ей 16, Поттера перечитывает время от времени, Нарнии тож читала не раз.Почти год назад завели ей электронную книгу - вместе с прочим закачала себе Каренину и Войну и Мир ;) Дозрела окультуриццо ;)
в таком издании, как у нее, без картинок, мелким шрифтом, на пожелтевших страницах газетной бумаги, он даже Робинзона Круза не будет в таком издании читать. Она не понимает:( Считает какая разница, главное только текст. Не верит что ребенку не то что в 8 лет, но и более старшего возраста еще важно наличие хороших иллюстраций.
купила я парню сборники дайджестов( чтобы сочинения писать была на каком материале ),и от него отстала.
мальчик давно вырос,читает очень много ХОРОШЕЙ литературы,на двух языках.
В нашем детстве все было по другому,надо это признать,и не душить интерес к чтению некоторыми замшелыми и морально устаревшими книгами, уж извините за слова.
Я в этом возрасте с удовольствием читала Марка Твена и Жюля Верна, Шклярского. Майн Рид, Фенимор Купер, Дюма были позже. Джек Лондон и Жорж Санд - еще позже.
Если есть книги советских лет издания, обратите внимание, что в книгах большинства упомянутых авторов указано: "Для среднего и старшего школьного возраста". Некоторые вообще для взрослых. 11 лет - младший школьный возраст, в среднем рано, даже если учитывать, что нынешнее поколение развивается быстрее.
Дочка сейчас тоже читает совсем другую литературу. Цикл о Гарри Поттере - любимые книги. Не заставляю читать то, что нравилось мне, надеюсь, что подрастет и сама захочет прочитать.
В любом случае, даже если средний школьный возраст, то самое его начало. Ребенок не обязан за пару месяцев прочитать список литературы, рассчитанный на несколько лет.
Стараюсь подсовывать книги о ВОВ,сам брал читал Лермонтова, Пушкина "Руслан и Людмила", но он любит читать разные битвы исторические - поэтому читает еще 100 битв журнал.
Стараюсь не давить, чтобы не отбить охоту читать, но если долго не читает, подсовываю 2-3 книги на выбор.
Они читали комедии Шекспира, прозу Пушкина, Чехова, Киплинга, Джерома К. Джерома, Жюля Верна, Майн Рида, О'Генри, Зощенко, всего и не перечесть.
Сейчас читают записки Чарльза Дарвина.
Пускать на самотек этот процесс - я бы все-таки не стала.
1. Марк Твен «Том Сойер», «Принц и нищий», «Янки…»
2. Алексин Повести
3. Стивенсон «Остров сокровищ»
4. Короленко «Дети подземелья»
5. Булычев
6. Велистов «Приключения Электроника»
7. Гайдар «Тимур и его команда», рассказы
8. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
9. Крапивин (много!!! Надо выбирать)
10. Сетон-Томпсон, Даррелл – рассказы о животных
11. Дефо «Робинзон Крузо»
12. Льюис «Хроники Нарнии»
13. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
14. Александра Брунштейн «Дорога уходит в даль»
15. Осеева «Васек Трубачев»
16. Портер «Поллианна»
17. Троепольский «Белый Бим, Черное ухо»
18. Щербакова «Вам и не снилось»
19. Юрий Вяземский «Шут»
20. Железников «Чучело»
21. Пантеев «Республика ШКИД»
22. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»
23. Жюль Верн
24. Дюма
25. Джек Лондон «Белый Клык», «Сердца трех», рассказы
26. Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста» и др
27. Кэбот «Дневники Принцессы»
28. Дрюон «Проклятые короли»
29. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
30. Харпер Ли «Убить пересмешника»
31. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
32. Александр Грин «Алые паруса»
33. Александр Беляев
34. Фраерман «Дикая собака Динго»
35. Приставкин «Ночевала тучка золотая», «Кукушкины дети»
36. Конан Дойль, Шерлок Холмс, Затерянный мир
37. Майн Рид «Всадник без головы»
38. Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
39. Сью Таусенд «Тайный дневник Адриана Моула»
40. Шклярский «Приключения Томека»
41. Костер «Легенда об Уленшпигеле»
42. Гюго «Человек, который смеется»
43. В. Пикуль «Мальчики в бантиках»
44. Гофман «Крошка Цахес», «Песочный человек»
45. Д.Хэриот «О всех созданиях, больших и малых»