В чем выражается неадекватность ребенка?
Прочитала несколько тем про неадекватных детей в школах и садах. У всех по-разному, от простой шилопопости до ярковыраженного агрессивного поведения. И воюют, и пишут и "уберите от нас". Возник вопрос, что в современном общественном мнении "неадекватность".
Вот у меня ребенку 8 лет, второклассник. В пятницу подошла мама одноклассника с темой про неадекватное поведение, а попросту мой ребенок подрался с ее ребенком. Ничего серьезного, без синяков и ушибов, сцепились-разошлись. Стала выяснять у своего ребенка. Оказывается, они дружат с этим мальчиком, просто не сошлись во мнениях, "выяснили" по факту и дальше продолжили разговор. И вдруг всплывает, что они частенько дерутся. Когда один начнет, когда другой. Все выходные читала материалы по детской психологии и природе агрессивности в младшем школьном возрасте. Но являются ли такие драки признаком неадекватного поведения? С другими детьми не дрался, может просто вспылить и отойти в сторону.
Но вот честно, при достаточно богатом опыте знакомства с детьми в разных коллективах я пока не встречала ни одного неадекватного - именно на мой взгляд. Просто шилопопых, по-настоящему гиперактивных, педагогически запущенных, расторможенных, банально вредных и даже (о ужас!) подлых - но ведь и взрослых таких полно, я как-то не считаю их неадекватными.
Скорее всего, мне просто повезло :)
Всегда нужно соотносить причину и следствие. Просто не всегда причина очевидна.
в лоб-неадекват в любом случае.
Давайте по чесноку- обзываться- МОЖНО(хотя и нехорошо).а драться нельзя. Детей надо воспитывать именно так)
Невоспитан и неадекватен-тот,кто дал в лоб в ответ на слова.
Первый ваш абзац полностью поддерживаю, но речь ведь не об этом, правда :)
ещё раз повторюсь: невоспитан НЕ РАВЕН неадекватен.
А вот когда без причины что-то делают - это неадекватность. Согласна.
Удар в ответ на "какашку" - НЕадекват. А второго случая не существует как класса, они настолько редки, что не заслуживают отдельного инструктажа для ребенка.
К сожалению или к счастью, у мальчиков в крови заложено - драться, просто есть родители, которые глушат этот зов крови (что имхо не всегда хорошо), а есть которые слишком развивают его (что еще хуже). Должна быть золотая середина, мальчик должен уметь драться и постоять за себя и близких, НО не делать это при каждом удобном случае!
Да, тот, кто ударил в лоб в ответ на "какашку" - невоспитан, вспыльчив, возможно, агрессивен. И с ним непременно нужно работать и родителям, и педагогам. Но это - НЕ ПОВОД обращаться к психиатру.
Но неадекватен - тот, кто ударил в ответ на "привет" или в ответ на "какашку" повалил на землю и бил ногами. Или вскакивает посреди урока на парту и начинает орать. Или на замечание учителя бьет окно. Вот тут - уже не недостаток воспитания, не темперамент и не тип высшей нервной деятельности. Это - уже нечто, что требует коррекции со стороны не только педагога и родителя. Это значит, что уже пора бить тревогу и бежать к врачу.
И, кстати, не всегда такие дети навсегда остаются такими же. Хороший пример - мой собственный сын, который на замечание учителя в первом классе - зарыдал, полез под парту и сидел там до конца урока. Полнейший неадекват. :):):):) Однако совместные действия психолога, педагога, невролога и родителей (то бишь меня и мужа) привели к тому, что сейчас сын адаптирован в той же мере, как и остальные дети.
То что пропагандируете вы - ничего общего с действительностью не имеет. вы путаете патологию и норму, соц.ожидания и нарушения психики, а желание разобраться в вопросе вас видимо не посещает. Да и фиг бы, все мы имеем право на свое мнение, но вот зачем пропагандировать свои явные заблуждения - это мне не понятно.
вполне доступная статья, всё подробно рассматривается. Да и ваши находки если почитать - становится в принципе понятно в чем разница. "невменяемый, ведущий себя несоответствующим ситуации образом, имеющий психические отклонения." это разве равно не "равнозначный, тождественный"?
пс кстати Козлов - автор статьи, по моей ссылке - ни разу не копирайтер, вполне известный и адекватный ученый.
И я ещё раз повторяю - адекватность - это вопрос психического здоровья. а значит нужно читать именно психиатрию, чтобы разобраться в вопросе.
кстати по ссылке ну уж проще некуда все разжевано. Козлов как-никак славится своей пропагандой психологии населению.
В кавычки я уже взяла обсуждаемый термин, этого достаточно.
Разжевано, да, но если чья-то мама назвала драку неадекватностью без кавычек - не повод говорить, что она не права в своих претензиях.
2, использование кавычек - что это объясняет? Значение термина от кавычек не меняется.
3, чужая мама может говорить что угодно и кому угодно, если она дееспособна. у нас как-никак провозглашена свобода мысли и слова, а также свобода совести. И на этом же основании я имею право на собственную точку зрения.
Повторяюсь: любую конфликтную ситуацию необходимо рассмотреть досконально, чтобы делать какие-то выводы. Ни один критерий оценки этой ситуации не является единственным и достаточным.
НЕТ никакой "конфликтной ситуации", есть реакция на диалог одного из двоих ДРУЗЕЙ.
Если вы считаете, что тут вопрос психиатрической диагностики, то тут я удаляюсь. Я ничего не понимаю в психиатрии, и уж конечно ничего не читала о какашечном тесте в диагностике психических заболеваний :-P по которому вы судите о вменяемости ребенка.
"АДЕКВАТНОСТЬ(от лат. adaequa-tus - приравненный, равный) - англ. adequacy; нем. Adaquatheit. Соответствие, совпадение к.-л. параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей."
http://mirslovarei.com/content_soc/adekvatnost-1318.html
Слово, как и удар, как и контекст всей ситуации, могут быть абсолютно разными. Поэтому я не буду называть неадекватным КАЖДОГО ребенка, который ударил соперника в драке в ответ на обзывательство. Агрессором - да, вспыльчивым - без сомнения, менее воспитанным - возможно. Но без разбора ситуации называть его неадекватным я не могу.
Однако, Вы имеете полное право на собственное мнение по этому вопросу. И спорить я с ним не буду. Просто это разница в восприятии.
Даже по определению, которое привели Вы - об удовлетворительном совпадении к.-л. параметров - никак удар не получается адекватным словесному оскорблению.
Возможно, это просто лично мое мнение. Оно вполне может быть неверным. :)
Я стараюсь достаточно осторожно подбирать выражения, если описываю людей. Если можно так высокопарно выразиться - слово в моей реальности имеет достаточно большую силу и налагает большую ответственность.
Поэтому реакцию ребенка, который ответил ударом на оскорбление, я назову "странной", "требующей подробного рассмотрения и особого внимания", "чрезмерной", но не "неадекватной".
Неадекватной я назову реакцию, которое не укладывается ни в какие рамки и не является объяснимой даже после подробного и тщательного выяснения контекста и подтекста. :):):)
И неважно, какую позицию будет занимать мой сын - жертвы или агрессора (это я на всякий случай оговорю). :) Пока, как-то так получилось, все драки, в которых он участвовал в обеих позициях, и все реакции участников были вполне объяснимы, а соответственно, на мой взгляд, адекватны контексту, психологическому развитию и уровню воспитания участников.
Вот.
UPD Перечитав свой опус, я поняла, по какой причине мы с Вами расходимся в определении неадекватности. Я делаю скидку на возрастное развитие и уровень самоконтроля младших школьников. Естественно, чем старше ребенок - тем выше требования, которые предъявляются его поведению и его самоконтролю.
Также я делаю некоторую скидку на различие в эмоционально-психическом развитии различных детей, которое в этом возрасте сильно различается от индивида к индивиду. Отсюда и мое довольно мягкое отношение к описанной ситуации.
Я уже сталкивалась с эмоционально разным восприятием слов, например, слово "игнорировать", по моему опыту, у многих окрашивается чуть ли не трагически.
Те, кто считает, что можно, Вы для начала объяснили это тем представителям южных и прочих горячих кровей, которые разгуливают по городу исключительно группами и всегда экипированы ножами.
На мой взгляд, по чесноку, и обзываться нельзя, т.к. не всегда заранее можно предугадать адекватность того, кого какшкой называешь. Можно и не только в лоб схлопотать, а и нож в глаз получить.
Обзывательства это провокация, ответ на провокацию может последоваться абсолютно любой, да и обзываться можно по-разному. Можно и словами, если задаться целью самого адекватного человека вывести из себя настолько, что он будет готов убить провокатора. Никогда не слышали про такие штуки, как стресс-интервью?
И очень хорошо, если такой Вася в начальной школе наткнется на такого несдержанного и импульсивного Петю, от которого получит в лоб за какашку, т.к. это будет сигналом для Васи, а лучше, если для его родителей, понять, что поведение ребенка нуждается в коррекции, ибо оно небезопасно прежде всего для него самого.
Народ, вы реально считаете, что обозвать другого ребенка уж неважно как, это признаки более адекватного поведения, чем физическое воздействие в ответ на оскорбление?
Обзывательства есть разные, согласна. Есть обычный обмен любезностями "ты какашка/дурак/дебил/кусок чего-нибудь". И этот "обмен" обычно является простым и нефизическим методом для коллектива детей определить, кто чего стоит. Сумел отбрехаться - молодец, достоин. Не сумел - уходи, слабак. Особенно это важно для мальчиков. Редкие мальчики будут намеренно "провоцировать", это слишком тонко. Разве что это группа, которая намерена выдавить чужака, который чем-то их раздражает. Обычно это уже подростки.
"Провокации" и "доведение" - это методы девочек. Девочки - мастера подколок, обидных прозвищ, "псевдокомплиментов" и шипения из-за угла. Не все, но некоторые. :) И даже тут воспитание и воздействие обычно бессильно, потому что действует психология группы. :)
Вообще, как вы этот момент представляете? Неадекватного на ваш взгляд ребенка снимаешь на телефон, ролик показываешь врачу. Он выписывает справку и ставит печать "НЕАДЕКВАТ"? Так чтоли :-)
Чтобы отвести к психиатру такого ребенка, нужен очень серьезный повод.
но для себя нужно уметь различать, где просто невоспитанный ребенок, а где ребенок с нарушением психики, и соответственно этому определять свое поведение в конфликтной ситуации.
Я почему такой вопрос задала: озадачило Ваше "снимаешь на телефон". Обычно этим девочки (ну, и мальчики) подростки страдают :-).
Момент похода к врачу-неадекватологу не представляю. А к другому специалисту представляю. И вот как: посторонняя мама/папа/дедушка/бабушка/учительница/добавьтесамикто говорит: "Вася неадекватен". Представители Васи посещают вместе с ним специалиста и возвращаются с документальным подтверждением/отрицанием неадекватности.
Понимаете, в чем суть: есть клинические признаки неадекватности, но их определяют лишь врачи. Наше с Вами мнение сугубо субъективно.
если я, как мама Пети, считаю, что Вася просто невоспитанный ребенок - то я безусловно подойду к его родителям и донесу свою точку зрения максимально корректно и доброжелательно. Однако, если я для себя решила, что Вася - глубокий неадекват, то я во-первых буду разговаривать с учителем, а во-вторых проведу инструктаж с Петей относительно дальнейшего сосуществования с Васей.
пс кстати, "поговорите об этом со своим ребенком" несколько отличается от "Вася неадекватен, посетите специалиста". Простите великодушно, но мне кажется, что Вы опять подменяете факты своими ожиданиями. Порочная практика.
В ситуации описанной автором топа - неадекватностью и не пахнет. И два адекватных взрослых не имеют поводов для претензий.
То о чем говорю я - 1 ситуация Пети и Васи - это типично для начальной школы. 80% детских драк именно так и начинаются. И о неадекватности тут тоже речи не идет.
Я просто сказала: ваш Саша приложил головой об угол моего Елисея. И что, к счастью, ничего страшного не произошло, но в принципе такие действия могут быть довольно опасны для Елисея. И как бы так сделать, чтобы этого больше не повторялось?
Родители Саши оказались вполне адекватны, кстати. И по всем подобным жалобам проводили с ребенком работу.
С другой стороны, и другие родители не травили и не оскорбляли Сашу и не требовали его убрать.
Ведь школа не может послать ребенка к психиатру, просто поверя какому-то другому ребенку (или его маме) на слово. Тем более заставить поверить его родителей, для которых он вообще пуп мироздания и ангел, в то, что ребенок "больной" и требует осмотр психиатра.
А вообще, конечно, неадекватность - это не психиатрическая величина. Если психиатр говорит о неадекватности, то там уже по пациенту психушка плачет и комната с мягкими стенами :-)
Поэтому ваше предложении о создании какой-то комиссии, которая будет оценивать ребенка на предмет посылания к какому-то непонятному врачу на предмет неадекватности, чтобы получить некую выписку, крайне утопическое. :-)
