Неработающие мамы и детский сад
Веду утром дочь (3,5 года) в сад, она плачет "мама, мамочка, не хочу в сад"...сердце мое материнское разрывается, но спокойным голосом ребенка успокаиваю и веду дальше, а про себя думаю "и накой хрен мне это надо?! Позавтракали бы сейчас спокойно и пошли гулять, потом сходили бы на занятия, вечером в гости...".
Очень часто здесь читаю, что в этом вопросе важна уверенность мамы. А вот если у мамы не то чтобы уверенности, а нет понимания "зачем этот сад нужен?". Я понимаю, если бы я работала и мне кровь из носа нужно было оставить ребенка и идти, а тут то вообще причин нет. Дома я все делаю вместе с ребенком (готовка/уборка и пр.) и она мне не мешает, утром хожу на фитнес, там она либо со мной "занимается", либо тусит в это время на работе у папы/бабушки, либо на занятиях, по всяким магазинам/врачам тоже либо со мной, либо выбираю время, когда дочь на развивалках или танцах.
Изначально отдавала в сад с целью общения и развития (эх, мечты-мечты) из развития дочь принесла мне только то, что "у Миши пися не такая как у девочек, у него морковкой" и пару аппликаций, сделанных воспитателем.
Общается на танцах, развивалках, в гостях, на площадках и пр. То есть маугли ребенок не растет.
Какой-то самостоятельности тоже не появилось, типа одеваться-раздеваться самой или есть (но это она и дома сама делает).
Неработающие мамы, как вы аргументируете сад прежде всего себе? Зачем он нужен вам и вашему ребенку?
Я не понимаю зачем гнать маленького малыша в сад, да еще при таких исходных, как у вас. Не говоря уже о том, что в сады стоит очередь, и многим работающим родителям мест не достается :( Пардоньте за занудство
Чего угодно можно ожидать от детского сада - общения, самостоятельности.... Только не развития. :-) Сугубо ИМХО.
но я однозначно ЗА сад, сама в детстве туда ходила, обожала ходить (не всем оно нравится, я знаю), и своих детей туда отвожу с полной уверенностью, что это будет им полезно
я работаю дома, теоретически, могла бы не водить, но я уверена, что сад нужен и точка :)
Ну и потом, как справедливо заметили выше - вы занимаете место в саду, которе может быть необходимо ребенку работающей мамы...
вот не соглашусь с мнением выше, что сад никакого развития не даёт. смотря что за сад. у меня мальчик, но в саду и шить, и вышивать научили:) к 8 марта обязательно было всем вышить маме салфетку, а у кого было желание ещё и бабушке. так вот у меня и 2х бабушек есть салфетки :party2
ну и в театры они также ходили и библиотеки, и цирк к ним приходил. в общем жизнь полным ходом идёт. и к школе их отлично готовили и подготовки не надо было
через месяц ребёнка как подменили, молча оделся и дошёл до садика, без слёз зашёл в группу и всё.
и у вас будет всё хорошо:)
Я отдала, т.к. на работу хожу. А если б не ходила, то все равно бы в сад отдала, т.к. он мне ничего дома сделать не дает и когда мама рядом самостоятельно делать ничего не хочет.
Сад был спасением и возможностью сделать личные дела.
Сходить к стоматологу, провериться у маммолога, купить что-то... Конечно, все это можно делать и с ребенком, но, сугубо имхо, лучше побыть в саду, чем таскаться с мамой по врачам.
Но ходили мы редко (есть у меня дела - идет, нет - прогуливаем). Ну т.е. где-то может треть времени, а может и меньше. И только ДО обеда. Поэтому сад оставался редким и необычным явлением, шла всегда с удовольствием. На вопрос - "Малыш, ты со мной в магазин или в садик сходишь" - всегда отвечала "Конечно, в сад". Они там общаются, тусуются, а на площадках детей после 3-4 лет уже почти и не найдешь в нашем районе.
Ну и бонус - когда я болела сильно 2 раза за эти 4 года - отдавали на весь день, с 8 и до 18. Чем сидеть при мне дома без нормальной еды и прогулок - ребенок был полностью обслужен.
Кстати, "от брата". Ну, предположим, у меня трое, два школьника и малыш. Вот старшие, знамо дело, малышовую пипиську увидят. А мелкий где? За старшими в раздевалке подглядывать?
Но это офф, конечно)) В сад не поглядеть пиписьки отдают)))
Я росла в семье одна. В садики-огородики не ходила. Увидела пипиську в 18 лет, у мужа:) Ничего страшного, не чувствую, что я что-то упустила, в детстве:-)
А если разница в возрасте между детьми большая? Тоже объекта для изучения не будет.
Так что модели семьи бывают разные :-)
А еще один мальчик из нашего двора, который все детство до школы провел с нянями и мамой и водили его даже на китайский язык, но свободно бегать с другими детьми негде было, - это совсем тяжелый случай, мама теперь вынуждена постоянно пастись в школе, быть активисткой РК и сопровождать класс на все субботние выезды куда-нибудь, которые в их школе приняты каждую неделю. Мальчика, принятого в престижную школу за взятку, пытались выпереть оттуда в сентябре по общему требованию других родителей.
Но, правда, у нас ни во дворе нет детей, ходивших в плохенький муниципальный сад, ни в классе, по-моему. Кого не спросишь, дети были или в вальдорфском, или в языковом, или еще в каком-нибудь специально выбранном. А наш бывший сад хоть и стал муниципальный из коммерческого последние два года, но это сказалось только на цене и доп.занятиях, и с прошлого года детей напихали в группы как у всех по инициативе Собянина.
Мой несадовский сын в прошлом году одноклассников называл не иначе как "этот мальчик" и "эта девочка". В этом году постоянно с кем-то зависает на улице, скачет в школу, чтобы пообщаться с друзьями. То есть к коллективу привык. :)
Лет до 5 не нужен совершенно, с 5 до 7 индивидуально: кому-то нужен, кому-то нет. В три года - никому.
Автор, интуиция - великая весчь.
Не стоит судить так однобоко, право слово
Вы за мной ежедневно следите? :scared2 Право слово, заставили покраснеть... такая любофф :love1
Не понравится в саду - нИвАпрос, няни есть на этот случай. А если понравится? Не пущать? :-D
Такой вариант полностью исключаете? ;)
Если бы вас не интересовало это мое мнение, вы бы мой ответ проигнорировали, но вы бросились доказывать свою правоту... зачем-то :) Тем самым еще раз подтвердив мои слова :)
Ваше высказывание не имеет никакого отношения к вопросу автора ;)
Собственно, другого я и не ждала, помятуя о других дискуссиях :)
Я-то, наиваный романтик, всегда полагала, что от безденежья работать идут, чтобы эти самые деньги появились. Видимо, образ жизни наложился - никогда нахлебницей не была и не буду :-P
Но "вам это в голову никогда не приходило видимо, что неудивительно" (с) :P
У вас идет мыслительный процесс, свой, отдельный, собеседника вы не понимаете, а разговариваете сама с собой, только если собеседник вам усиленно подпевает, то получается диалог, хотя на самом деле - хор. Иначе все кончается высунутыми языками или посылами подальше.
Ваши оценки моих мыслительных способностей вряд ли меня взволнуют...
а "посылы подальше" - это вы по собственному опыту или фантазируете?
Видела неоднократно ваши посылы в разных темах (привести ссылки? вы же это так любите :-D), недалее как сегодня в каком-то топике, где как раз вы являли пример своего верчения ужом, зато стало понятно, откуда аналогии, судите людей по себе :-)
Сейчас он уже первоклассник, но до сих пор вздыхает по садику, скучает по друзьям, которые не близко живут и пошли в другие школы, воспитателей с удовольствием ходил поздравлять с Новым годом и 8 марта.
С ребенком это невозможно.
Но, видимо, буду забирать ребенка из сада и ждать хотя бы до 4-х лет.
Годикам к 4-5 мотивация у детей появляются друзья, вот тогда они сами бегут в сад, если сад хороший, Конечно же.
В вашей ситуации - не водите, ничего вы не должны. В школу должны отдать, а в сад - нет.
Ребенок, выросший в саду, никогда не будет таким, как семейный ребенок. Это просто два разных типа мировоззрения. Вы прежде всего себе делаете хуже, так как ребенок просто не сможет к вам относиться по-семейному уже во взрослом состоянии, не образовалось связи.
кроме сада у старшей были еще танцы, бадминтон и рисование. у младшей сейчас танцы и рисование. Вожу. естественно, только я. Это к слову о моей неработе.
Я так и говорю детям, что сад - дело добровольное. Вести плачущего ребенка в сад можно только в случае реальной необходимости.
Тем более, в таком раннем возрасте. О развитии и проч в саду имеет смысл говорить, когда дети старше. Представьте себе 20 детей 3.5 лет, как они одеваются на прогулку, едят, вообще себя обслуживают. Где там время для каких-то более-менее полезных занятий? За всеми бы уследить и невредимыми сдать родителям. Чем старше группа, тем больше в ней появляется занятий и интересного времяпрепровождения. Тем важнее им взаимодействие друг с другом.
Правда, я тогда работающей мамой была.
Сын ходил в садик не на "передержку", там реально развивали детей. И необходимости в приходящем на дом логопеде не было (как и в других кружках-развивалках).
Для обычного ребенка, не нуждающегося в серьезной коррекционной работе, сад является местом передержки.
Хотя пояснить бы хотелось... садик сына - не спец. коррекционное учреждение. Туда ходят много совершенно здоровых детей, которым не нужны "специальные коррекционные мероприятия". Родители всеми способами стараются детей туда поместить, потому что такие садики - как раз не "место передержки", там очень много для развития детей делают (не ограничиваясь логопедическими занятиями).
Другое дело, что деткам с проблемами места в таком саду гораздо нужнее, чем здоровым. Нам вот удалось туда сына "пихнуть", повезло.
Но, как видите, "развитие в садике" все же не миф. Садики разные бывают.
В любом саду есть развивающие занятия, и ребенок там не будет педзапущенным. Но дома он также не будет педзапущенным, при нормальных родителях, поэтому необходимости в саде, как месте развития ребенка, нет.
Кто хочет, занимается ребенком сам, когда не работает, кто хочет - водит в сад, снимая тем самым с себя нагрузку по развитию ребенка, вот и все.
Понятное дело, что если мама работает, сад необходим.
Кстати, ни мои родители, ни свекры в сад не ходили, а я ходила и муж тоже. Ну и разницы в развитии нет - что мои родители МГУ закончили и матклассы, что я. А в школе я похуже училась даже, при равных способностях :) Это все миф о необходимости детского сада, самообман, психологическая защита, чтобы не признаваться в реальных мотивах себе и не страдать :)
Потому что редко кто из неработающих мам может честно признаться себе - я замучилась сидеть с ребенком, я не хочу особо им заниматься, поэтому я отдам его в сад, чтобы отдохнуть. Не, гораздо красивее создать себе легенду о необходимости в два-три года сада, о развитии и прочей радости :)
У воспитателей в саду тоже не всегда все ровно и гладко, но в плане подхода к детям, умения их обучать, организовывать и т.д. мне до них как до луны пешком. Можно конечно что-то из себя вымучивать, понимая все равно в глубине души, что все не то. Кроме банальной любви, которая не поддается измерению, режима дня и кормежки согласно диете я ребенку мало что дам в сравнении с садом. И у меня вроде как хватает смелости это признать.
И про скуку дома с планшетом и компом в обнимку это вы по себе судите? То, что вы не знаете чем, как и когда заняться с ребенком дома, совсем не значит, что и другие этого не знают.
Школа - совершенно другой формат: цели и задачи отличаются от сада, дети находятся там гораздо меньше по времени, да и возраст далёк уже от нежного. Так что сравнение некорректно.
ППКС. Взято из практики.
Планшетами и компом, - раз уж вам так интересно, - у меня ребенок вообще не пользуется, да и времени для такого тупого времяпрепровождения нет. Вы 12 или больше часов в день, ежедневно, уделяете занятиям с ребенком, у вас своих личных дел и интересов нет совсем (не говоря уж о домашних хлопотах)? Тогда вы очень ограниченный человек, и вашему же ребенку с вами будет не интересно! Я достаточно много занимаюсь с собственным ребенком, но считаю, что и другие занятия и общение с другими людьми пойдут только на пользу.
Цели и задачи те же - развитие личности.
Автор, а Вы не работаете временно или вообще не собираетесь на работу выходить?
Второй аспект - это детские праздники: дети с удовольствием разучивают песни, танцы, готовятся, наряжаются.
Для неработающей мамы гораздо сложнее водить в сад, чем не водить - надо вставать рано, придерживаться режима. Если вы не видите плюсов вождения в сад - бросайте, может, вам он действительно не нужен - каждому свое.
Конечно, многое зависит от человеческого фактора - если неприятные воспитатели или неадекватные дети или родители, то ни к чему вращаться в такой атмосфере.
Другое дело, что это не так бюджетно, как детский сад.
Плюсы (вы же их просили?): игры и дружба со сверстниками, приучение к самостоятельному обслуживанию себя, участие в праздниках, прогулки без меня (не люблю я это, но как штык 2 раза по 2 часа, ребенок ходил до обеда в сад, кстати, забыла написать, поэтому я радостно была избавлена от одной прогулки в день), возможность МНЕ заняться спортом и другими своими делами (это просто огромный плюс).
Минусы надо?
Насчет развития... Ну, скажем так. Мой сын оказался намного более развит, чем его одноклассники в плане чтения, математики, общей эрудиции. Однако хуже ему удавались физкультура (необходимость заниматься по команде), рисование (ну, он не любил рисовать, я и не заставляла, а в садике - это все-таки один из обязательных навыков, хочешь-не хочешь - а привыкнешь), аппликации из бумаги (та же ботва, что и с рисованием).
Минусы: не все дети готовы к этому в 3-3,5 года. Для моего сына адаптация и мольбы "не хочу в детский сад" вылилась в дичайший невроз. Не на то, что мама уходит - через полгода он чудесно оставался с няней, отпуская маму на работу на полный день. На сам детский сад. Хотя садик, честно говоря, был частный, очень неплохой.
Если у меня когда-нибудь случится второй ребенок, в сад он пойдет, когда его тяга к общению будет превышать желание побыть дома в безопасной обстановке. А уж когда это случится - будем посмотреть.
Забирайте и обе наслаждайтесь жизнью, детство особенно дошкольное такое короткое и если есть возможность побыть вместе с ребетенком подольше то лучше так.))
До 10 спать ребенка приучать - только хуже ему же делать. До 10 спят только лодыри или люди со специфическим графиком (ночные смены и т.д.)
ну а про сад:моя дочь ходила 2 года (в 5 и 6 лет), только потому что сильно туда хотела, опять-таки я её всегда могла не вести или в обед забрать, потому как не работала, но ,правда, ребенку в саду нравилось и она уходить раньше не хотела :). если б не хотела, конечно, я не водила бы её в сад. да я и сама не посещала садик, прекрасно в школе училась и проблем с общением никогда не было
До семи лет - ведущая детяельность - игровая, а еще раньше, вообще взаимодействие с родителем и предметом.
Каждый овощ - свое время :)
Сравнивать 7-ми летку и трехлетку, это тоже самое, что говорить - что вы младенца к бабушке на месяц не отправляете, вы что, и в 15 лет тоже будете с ним все время сидеть? :)
Я не работаю, пока не собираюсь, но если будет подходящий вариант, пойду. Пока дочь в саду, я успеваю все по дому, экспериментирую на кухне, у меня частный дом- двор, небольшой огород :) и вышиваю в удовольствие :)
Да, пипиську дочка видела,до сада- на море и у соседского малыша :) Ничего страшного не случилось :)
В моем понимание "адаптация"- это болезни, в первую очередь, потом привыкание общаться в детьми, слушать воспитателя, кушать-заниматься-спать-гулять по расписанию, домашние дети редко имеют строгий режим дня, но к этому моя дочь, например, привыкла за пару дней. А болели мы три месяца- неделю ходим, две болеем. Тьфу-тьфу, вроде бы наладилось.
У моей дочери, не садовской, легкий характер, но она дико бестактна. Отсюда и только отсюда все проблемы. Чем бы ей пресловутый садик помог?
Самое главное, действительно, есть грубо говоря, две категории тех, кто водит в сад, и две, тех кто не водит. Из тех, кто водит - одним реально надо сбагрить, другим важна эта социализация, но они как правило тщательно выбирают сад, воспитателя, следят за адаптацией и т.д. Из тех, кто не водит - одни реально считают, что дадут все сами своему ребенку и более качественно, им важно время проведенное с ребенком и т.д., другие банально не хотят или не умеют работать и дитятком прикрываются. Ну, и куча подкатегорий, конечно :). Так вот все они друг друга никогда не поймут, но спорить можно дооооолго, как про прививки :)))))
Старший сын, ходивший 2 года на дошкольную подготовку полного дня: "Никогда в жизни не отдам в сад своих детей!":-)
Отдавала в 2,7 и 2,4 - у нас берут только в ясли, дальше со знакомствами-взятками, мне оно не надо. Первый год-полтора спокойно ходили по 5-10 дней в месяц, до обеда. Никаких страданий дети не испытывали, младшая так со всех ног туда бежит, плачет, когда не идет, уговаривает отвести.
Никому не советую, личное дело каждого, потому что у всех и дети разные, и собственные характеры разные, и обстоятельства свои... Мне лично сад очень нравится, у нас и сад хороший, и воспитатели прекрасные, потому никаких "пиписек", драк, обзывательств и прочего негатива никогда не было, все дети отлично себя ведут, обстановка доброжелательная. Возможно, при вопящем воспитателе и неадекватных детях пользы в таком "общении" действительно мало. А так - самостоятельность, да. Я все равно помогаю, все равно часто делаю за них (торопимся и т.п.). Я субъективна, иногда требую того, что вполне тянет на вундеркинда или более взрослого, иногда туфельки сама 7-летней надеваю... Я не могу с ними заниматься, нет у меня талантов обучать детей, мне скучно и раздражающе. Водить на развивалки - и так вожу, у старшей 6 дополнительных кружков, у младшей 3, больше некуда. Потому мне тоже нужно свободное время, которое они будут с пользой проводить, а не таскаться вместе со мной, или не торчать дома с бабушкой, которая ни разу не педагог. А там им польза - с утра занятия - простенькие творческие плюс физ-ра и музыка, потом прогулка, игры, обед вполне вкусный, да и за компанию куда лучше едят. В течение дня с воспитателем разные игры и занятия, подготовка выступлений или конкурсов. Вечером по кружкам.
Так что для меня сад - это свободное время для общественно-полезных и личных дел, я не могу круглосуточно находится с детьми, для меня это ненормально и неприемлемо. Нанимать высоквалифицированную няню-гувернантку, а лучше двух, на разный возраст, для разносторонних занятий с детьми - нет ни материальной возможности, ни физической (не Москва у нас, выбор не велик), самое главное - желания. Сидение с бабушкой считаю (при среднестатистической, даже вполне доброй и хорошей бабушке) считаю отвратным вариантом, несущим ненужные проблемы и эмоции, и не дающим нужных знаний, умений и навыков.
Для детей сад - развлечение и отдых, они там играют и ненапряжно занимаются, им куда как легче, чем по кружкам целыми днями мотаться... Плюс они там как семья, встречают где-то друг друга, радости полные штаны - обнимаются, болтают. Уж молчу про социализацию и т.п., когда дети учатся взаимодействовать во всех областях с абсолютно разными сверстниками и взрослыми, и строить взаимоотношения, на развивалках-то времени на это просто нет. И праздники-утренники - тоже ни с какими театрами и развивалкам не сравнить. Я не говорю - однозначно лучше, я говорю - другое и тоже нужное.
Маме скучновато играть в детские игры и лепить из пластилина, не спец она в этом. И учатся у мам дети менее охотно.
Вообще же моя позиция: десткий сад лучше сидения с мамой, если это ХОРОШИЙ сад (много занятий, квалифицированные спецы, внимательные воспитатели, мало болезней). Если по возможностям только плохой сад (или болеет много очень), то лучше дома с мамой, развивалки и няню на 2 дня в неделю пригласить.
С 2-3 лет сад не нужен для социализации абсолютно, вот после пяти да, имеет смысл, но тоже не на пять дней с 7 утра до 18
Зы, была бы моя воля я бы вообще всю зиму на морях сидела и дочка со мной солидарна :)
Ни дочь, ни сын в сад не ходили и нисколько не жалею.
Дети общительные, уверенные. В общем, абсолютная социальная адаптация без д/с.
И, кстати, нисколько не понимаю других неработающих соседок ведущих своих детей в сад. Сейчас дети учатся в одном классе с моей дочерью и чувствуется разница - моя дочь добрый и спокойный ребёнок, а, например, дочь соседки агрессивная и вздорная.
Психика ребёнка формируется до 6-7-ти лет и я не хотела, чтобы в её формировании участвовали чужие, равнодушные люди.
Моя дочь никогда в жизни не дралась, даже сдачи дает редко, когда совсем край, абсолютно неагрессивный и добрый ребенок, несмотря на 4 года в саду. Тем не менее ее никто не обижает,и, уж тем более, не бьет, нигде - и в саду у них прекрасные отношения, и в других коллективах она везде своя, везде или заводила, или как минимум полноценный участник, и нигде не унижена/обижена. Поменьше выдумывайте или тяжелое советское детство вспоминайте, тогда и пукать в лужу меньше будете...
А уж школы - вообще тогда рассадник зла, или ты, или тебя, избиения, травли, издевательства, тюремные порядки - строем в столовую, спортзал, все поют и рисуют одинаковое, у всех одинаковая зечная форма, свистки в виде звонков, рот без спроса не открывать, не бегать, не ходить... Ну ведь бред же! А бред можно простить только совсем больному человеку, в смысле, с диагнозом. Если бы автор того поста написала бы про это, я бы даже не комментировала и не возражала бы ей - пускай живет дальше в своем ужасном выдуманном мире монстров и радуется, что она своего ребенка от некоторых чудовищ успешно оградила, пока других невинных детей (или все-таки злобных зверей, ее не поймешь...) жрут и ломают в садах строгого режима... Но она про это не упомянула, значит, я считаю ее психически нормальным человеком, детские обиды не в счет... И при этом такое выдавать - даже как-то страшно за ее душевное здоровье и работу мозга в общем...
Я с вами согласна, конечно. Проецировать свой личный опыт на все сады и всех детей как минимум некорректно
Если бы не так - не водила бы.
перевелись из одного сада в другой из за одного ребенка. перевелись из одной группы в другую из за воспитательницы.
А маме нужно свое время на себя на дела. Моя ходит на полдня так на каждый день у меня программа что нужно сделать и куда съездить, 3 года сидение дома это слишком.
Общение - также индивидуально, кому-то оно нужно, кому-то нет, на умение общаться в социуме - сад никак не влияет.
У меня младший пошел с осени, ему 6 лет. Нормально ходит, не ноет, но и если предложить не ходить - тоже рад.
Я за сад! Сынуля стал лучше разговаривать, да и навыков много приобрел.
Я не водила старшего ребенка в сад, умудрялась так работать. Сейчас не работаю и не вожу младшего - 4 года и не собираюсь. Помню этот ужас - темнота, холод, меня мама тащит волоком в ненавистный садик. Ну вот есть дети, которые не любят садик, до конца не будут любить. Если есть возможность не водить - зачем, если и так есть общение у ребенка?
Ребенок общительный может и сказать, ой, лучше бы я в сад пошла :)
А как же вы как личность? или вас устраивает ребенок 24 часа под боком. Я так не могу, я в фитнес хожу (там есть детская комната, но лучше в сад отдать по мне), в магазины съездить (ребенка я категорически не таскаю по магазинам, куча инфекции), в салон 1-2 раза в неделю хожу, это либо массаж, либо маникюр, либо голову покрасить....Дома уборка 1-2 раза в неделю, готовка ежедневня...не люблю когда ребенок топчется рядом....Как-то копятся дела которые нужно делать мне опять же выезжаю в город 1 раз в неделю по делам разным, не ехать же с ней по пробкам...зачем, в саду лучше.
Воспитатель у нас хороший, от Бога, но сад не очень. Да и накормят там, по крайней мере обед у нас в саду отличный. (завтракаем мы всегда дома), полдник не ест.
Помимо сада у нас школа 2 раза в будни, танцы и англ, так что я не тупо засунула ее в сад. Но и мне время личное нужно.
Сегодня и вчера дома, не потащила в снегопад. Сейчас в школе, заберу, поиграет дома и на танцы в 16.00
Как-то все мы довольны и она и я.
А с утра бывает в сад не хочу, а вечером ой, ну зачем ты так рано пришла)))))
В сад оба сына ходили с удовольствием, младшего отдавала с мыслью, что если ему там не понравится, то сразу заберу и будем по развивалкам ездить, но буквально за месяц он привык к саду и бежит туда с радостью, вечером упоенно рассказывает, что у них было.
Про социализацию садиков не хочу знать, так как сама была в садике с годика, мой брат с полутора лет. Как были социофобами, так и остались. Не помог ни садик, ни продленка, ни лагеря. Считаю, что садиками усугубили нашу проблему.
Мои двоюродные росли дома, но на полной самостоятельности - все эти сейчас взрослые люди являются душой компании с крепкими нервами, в отличие от нас с братом.
В садик водить нужно, если ребенку это по душе, если нет стресса.
Насчет социализации не скажу, мы многодетные, общения внутри семьи хватает)


