что делать с маленьким врединой?
есть ребенок 4-х лет. с недавнего времени( с конца лета примерно) совершенно перестал слушаться, стал просто неуправляемым. чуть что не так, как хочется царю сразу рев, точнее истерика с валяниями на полу:( уговаривать бесполезно, пока не не получит то, что хочет или не надоест орать(а это долго бывает) не успокоится, еще можно обнять и пожалеть, тогда тоже успокоится, но как жалеть, если он виноват? если старший брат, ему что-то не даст( ну какую-нибудь свою сердцу дорогую вещь), то сразу с ним дерется или опять же визжит, рыдает и катается по полу или в шкаф прячется от всех и там ревет((( еще упрямый до жути - ничего не заставишь за собой убрать - сначала просто говорит:"убери сама", если это не прокатывает и я настаиваю, что бы убрал он, то опять рев. сегодня вот закатил истерику - конфетку съел, а фантик убирать не буду! уж что я ему только не говорила и как только не уговаривала, не буду убирать и все тут((( ну как быть с ним? меня уже потрясывает от его истерик на пустом месте( а их за день бывает по несколько штук:()
К слову: у младшей дочери этот период тоже незадолго до 4х лет начался. Летом было сильное обострение с катанием по полу. Сейчас отпустило... что интересно, подобнмы образом ведёт себя ребёнок далеко не со всеми людьми: коррелирует. А значит, вполне способен управлять своим поведением. Вот этот полезный навык и нужно направить в мирное русло :-)
Т.е. надо определиться, какие выражения сильных эмоций для вас приемлемы и донести это до ребенка.
Спокойствие - это главное. Спокойствие и ваша любовь. Целуйте-обнимайте, ловите хорошие моменты. Убирайте поводы для истерик по-максимуму. Что не удалось убрать - просто переждите, пусть поплачет в шкафу, ему это нужно. Не хочет убирать фантик? Ну и не надо, просто в следующий раз конфету не получит (не забыть!). Дерется - сидит на диване столько, сколько нужно, чтобы ребенка пробрало, моему хватало нескольких минут для осознания, но пара проступков потребовала более длительных размышлений. Визжит показушно - идет в комнату, закрывает дверь, далее смотри пункт первый. Успокоится - придет жалеться сам.
Это пройдет. Не переживайте. И не давите сильно.
объясняю зачем надо убрать фантик и предлагаю убрать.
если не хочет - считаю до трех. После трех получает жирный крестик в календаре. Три крестика за неделю - не открывает мини-подарочек в конце недели. ( купили адвент календарь плэймобиль, каждую неделю открывает по окошечку)
Ну что я скажу, сначала он сильно злился за сам факт , что нельзя открыть все окошечки сразу. А уж когда узнал и прочувствовал, что подарок за неделю открыть нельзя - сильно обижался. Потом понял. Старается не доводить до трех крестов за неделю. Иногда, хитрый, делает так
- убери фантик
- не буду, ты убери
- убери фантик
- а сколько у меня крестиков? 2?
потом пауза, идет и тащит фантик в помойку.
Главное, я поняла, ему трудно признать себя виноватым или сдавшимся. Поэтому не акцентирую внимание, просто иду и занимаюсь своими делами. Даю ему возможность самому решить выбросить фантик или нет. Без давления.
Подобных систем можно придумать как угодно много и разнообразно. Можно за каждый день ставить галки, можно собирать наклейки хорошие. за 50 наклеек подарок.
Я не скажу что он у меня стал менее буйным. нет. на старшую кидается, и кричит и упирается и ногами топает. Но стал более сговорчивым. Правда и меня стал шантажировать - если ты не дашь мне еще одну конфету то ... )))
спасибо за совет, буду пробовать.
вообще понимаю, что скорее проблема во мне, когда старший в школе, младший вполне сговорчивый и послушный, тоже самое старший с ним одним легко и просто, но если дома двое, то у них прям крышенос начинается( и у меня заодно:))я часто даже не могу разобраться кто первый начал и кто виноват. бывают ситуации, когда старший подначивает младшего, может дразнить, обижать словами, а младший может сразу начать драться, ну и получить еще в ответ от старшего. вот кто виноват? или например, младший лезет к старшему, мешает и тянуть его куда-то и толкать, когда оба на диване сидят, а старший тоже в последнее время себе не сдерживает, сразу может ударить. кто виноват опять? с одной стороны младший, а с другой стороны в 11 лет надо хоть попытаться словами объяснить. сколько я ему не говорю о том, что если мешает, то говори мне, а не пытайся разбираться - все бесполезно, каждый раз одно и тоже
Дома вечером разводить по разным комнатам, пока не остынут.
Свет включает мама при малейших признаках скандала, пока дети не начнут понимать, что или дружно по очереди или все остались без этого удовольствия.
Дисциплинировать: или вы вдвоем играете дружно, или все лего убирается в шкаф на неделю, как хотите, но чтобы на счет три наступила тишина.
Поощрять ролевые игры, младший как раз дорос, пусть рулит, а старший участвует. Старший как раз доиграет с ним недоигранное. За каждый час дружной ролевой игры - каждому по 15 минут сверх лимита на компьютере или по итогам недели поход куда-нибудь в кино или куда им хочется.
Ну, чо... Сбылось. Я злорадничала и "а я тебя предупреждааааала!"
Вообще, я своим стараюсь разрешать ссориться, потому что знаю за собой тенденцию их непроизвольно затыкать. Эмоции-то тоже надо сливать. И только когда очень громко начинают выяснять отношения, захожу в комнату и ласково интересуюсь, что они предпочитают: тихо и мирно играть или мне выдать им какую-нибудь трудовую повинность, чтобы сменили вид деятельности и отреагировали эмоции, которые из всех щелей лезут? "Мирно" - огрызаются обе.
Меня старшие товарищи учили, что отвечать за ситуацию - это значит:
- иметь полную информацию об явлении или предмете, о том, что происходит с ними;
- иметь рычаги для влияния на ситуацию, которые позволят как-то воздействовать на изменения в ту или иную сторону по вашему выбору;
- право на обладание информацией и пользование этими рычагами,
- и, наконец, возможность пользоваться этим всем, чтобы достигать либо своих, либо заданных (вместе с принятием на себя ответственности за ситуацию) целей.
Если любого из составляющих нет, то речь идет о чувстве вины, но никак не об ответственности за ситуацию.
Берете любую конфликтную ситуацию и проговариваете с детьми, начиная со старшего, кто отвечает за разломанную модельку. А "виноватых" в ситуации исключаете вообще.
