Как не "загордить"
Умные евочки, вы все знаете ) Помогите советами.
Ситуация: первоклашка, в школе постоянно проводятся олимпиады какие то, нафига они нужны первоклашкам - хз, может для отчетности в роно?
Ребенок учится хорошо, уроки делает сам, в основном на продленке, если не успевает, то дома. По всем олимпиадам - 1 место. Стараюсь развивать его разносторонне, спорт присутствует, вроде бы он ходит на него с удовольствием, но без азарта. Удивительная тяга к знаниям, вместо мультиков по телеку смотрит дискавери и энимал плэнет.
Короче, недавно подошла учительница (очень хорошая у нас) и сказала, что ребенок молодец, но нужно себя вести с ним так, чтобы он не загордился. А как - не объяснила.
Девочки, как себя вести с ним? Естественно мы его с мужем хвалим, недавно сделали подарок именно по этому поводу. Реагируем не бурно, но все же радуемся его успехам.
И еще - не хочу, что бы стал ботаником (
Я к Вашим словам всегда присматриваюсь ) Напишите в двух словах, как вести себя правильно с таким ребенком. И поощрять любовь к учебе и при этом не сделать из него "зануду-заучку"?
Направляйте активность в другие стороны - спортом пусть занимается. С учебой все ок.
Спасибо за совет "не ругать". Но мне как то и не за что пока, разве что за порванные штаны в хлам ) Шучу.
Боюсь, что будут смеяться над ним, если и дальше так пойдет, что ботаник и тд. Хотя он не замкнутый, даже скорее общительный, контактирует с одноклассниками нормально. Но вот друзей пока нет, так чтобы близких. Может рано еще? Но сверстникам больше предпочитает взрослых. Может, я накручиваю себя...
Вообще, у каждого учителя свои недостатки. Детям она нравится, а проверять ее профпригодность - задача роно или кого еще там.
Меня так классе во третьем вызвали к доске,объяснив,что дадут благодарность,что из-за меня "звездочка" первое место получила и пр. Стою,сияю. И тут,как обухом,что ничего не дадут - потому,что я должна была отказаться)) И еще минут 5 унижений и оскорблений за мою такую нескромность)) Ужасно.
Знаю учительниц,которые своим детям занижали, ставили не 5, а 4 - чтоб те не загордились..А ведь это - предательство ((
Первоклассникам дается приличная фора, и есть дети, которые не вполне филосовски это воспринимают. Начинают либо воспринимать как само собой разумеющееся, не вкладываются в результат, но ждут его. Или не готовы проиграть вдруг.
У самой буквально в субботу был такой случай, когда сын-третьеклассник с блестящей и сильной презентацией был назван вторым после девочки-первоклассницы. Комиссия посчитала, что надо стимулировать первачков, а мой ребенок и так значительно сильнее, титулованный, опытный. И так как очевидно не имел конкурентов в секции, решили его немного подвинуть: он старше, он не воспримет никак, все равно на международный уровень-то он пройдет. А сын не понял, и для него "проигрыш" такой стал ударом. Увещевания, что "ты и так самый сильный тут, надо порадовать малышей" спокойно принять не смог. И переживания были очень сильные, что обострился аллергический круп и пришлось врача вызывать. Это перебор, конечно, все наложилось в кучу.
И, конечно, не употреблять уничижительных эпитетов в отношении других детей, типа "Да Вася тебе в подмётки не годится" или "Да у тебя таких как Катька мильён будет!"))
Перво-наперво приучитесь не рассказывать и хвалиться успехами перед родственниками и знакомыми, особенно когда ребенок это слышит. Это самая главная ошибка которую делают родители одаренных детей.
И да, я не считаю его одаренным, обычная школа, без претензий, так шта... Но мне хочется хвалить его за успехи, понимаете? Как сделать это правильно, не вознести выше крыши, но и не делать вид ,что мне пофигу.
В любом случае, сейчас дети ориентированы на успех, такое, чтобы гнобили ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за хорошие оценки осталось, наверное, только в быдлошколах каких-то.
У меня тоже ребенок в школе один из лучших. Я хвалю. А почему нет? Если человек старается, хочет получить хорошу оценку, хочет узнать больше, сделать лучше и делает... Я хвалю обязательно. Не знаю. По вашему моя дочь сейчас уже 3 класс заканчивает. И ничего, пока не зазвездилась
Младший сын гимнаст. В итоге потрясает всех растяжками, сальто крутит в сценических постановках, выигрывает спортивные конкурсы по отживаниям и подтягиваниям. На равных ли он с другими участниками? Нет, у него предостаточный задел. Но в школе звездит и у кабинета физкультуры стеночк с его грамотами и кубками.
Я дарю подарок если ребенок работал много, не так , когда вдруг спросили и он ответил правильно, а конгда он трудился много чтоб сделать что-то. И сделал. Тогда подарок.
Сейчас читает тоже, но ни разу не ботаник. Много друзей, в футбол после школы. Друзья, правда, тоже все умненькие, но тоже не ботаники.
Имхо вы напрасно паритесь. И ребенком нужно гордиться обязательно. Но объяснять, что каждому свое - ему олимпиады, а Васе лыжное чемпионство (к примеру).
Учителя всем отличникам одно и тоже говорят. Вы сами почувствуете, когда похвалить, а когда и спустить с небес на землю. Не парьтесь, всё у вас хорошо.
Если вдруг заметите звоночки " не пойду гулять, там все тупые"; "зачем мне красиво писать, если я стану гением математики" - вот тут надо менять курс.
А так - замечательный ребенок!
Я вообще боюсь всех этих "перегибов" Сама училась на отлично, потом снесло крышу, к 7 классу еле тянула, а "отличница" внутри осталась. Это ужасно. Лучше уж золотая серединка )
На самом деле детям нужно чтобы их ценили и в них верили, вне зависимости от результатов - это и дает правильный настрой и мотивацию. Я могу слегка поругать дочь за отличную оценку (например за восторженное "Мааам, помнишь, я не успела сделать упражнение, так сегодня его в уме прорешала и все равно 10-тку получила") и захвалить за посредственный результат, где она выложилась по полной...
Объективно, у дочери все предпосылки "загордиться" имеются. О том, что она умница- красавица - талантлива ей в уши льется со всех сторон... но она вполне объективно себя оценивает и звездной болезни не наблюдается. Сложнее с ее завышенными требованиями к себе бороться.
Не, мы с мужем наоборот, если вот недавно были соревнования по плаванию, ничего не занял, все равно сказали, что молодец и что он еще пока мало занимался, а будет больше заниматься -будет результат. Похвалили за то, что в своей тройке он пришел вторым )
Тут были у дочки на концерте в саду. Она там из лучших. Танцует, солирует в песнях. Так мама моя по результатам похвалила, но стала выговаривать, что ножкой в такт музыки не попадала. Блин. Ну зачем?
Я вообще 1 класс не воспринимаю пока еще. Мне все кажется, что мы как будто в садике ) И программа, на мой взгляд, не сложная. Просто ребенок дисциплинирован (во многом благодаря раннему хоккею) и учится прилежно. Вот и вся радость. Мне муж тоже говорит - второй класс будет более показательным в плане успехов. Когда много новой программы пойдет.
А теперь насчет переводов в другую школу. Не будет ли это стрессом для ребенка?
Я переезжала после 6 го класса в новый район, и соответственно, в новую школу. Я рыдала. В прямом смысле этого слова. У меня был огромнейший стресс, именно там, в 7 классе ,я и скатилась на тройки.
Конечно - стресс, а то. Мой не сильно одаренный, но достаточно способный во втором классе при переходе на более сложную программу в более крепкий коллектив аж на "двойки" скатился, зато потом собрался и к окончанию начальной школы привык к тому, что учеба - это работа, и серьезная.
У нас дочка - умница- красавица- отличница - спортсменка - лучшая ученица класса, и на олимпиадах, и на конкурсах частенько в числе лучших :) но вот "загордиться" - это совсем не про нее, наоборот захвалить практически невозможно, ибо проблемки есть, но прямо противоположные: перфекционизм, повышенная тревожность, некоторая неуверенность в себе. Ничего, спровляемся, все не так уж и плохо :)
Понимаете, я задумалась. Вот я училась, была хорошисткой-отличницей, но у меня все-равно что то шло лучше, что то хуже. Что то нравилось, что то нет. А у него все предметы идут одинаково. Хотя, там предметов то еще... Когда спрашиваю, что больше нравится, пожимает плечами, все нормально.
Привыкнет сейчас, что предметы легко идут, потом загрустит от того, что что-то не пойдет?
С мужем советовались - давать ли дополнительную программу, с опережением на следующий год ? И так и не решили ничего, он сейчас хоть таблицу умножения выучит, все липнет к мозгам. А потом что?
Сначала считал себя самым умным, во втором классе так, вообще, звездил вовсю. В третьем - корона пообвисла, крылья пообтрепались. Сейчас довольно хорошо оценивает свои шансы, понимает, что в чем-то он слабее, в чем-то сильнее, может сам повторять материал, в котором не уверен. :)
Ничего специально не делали. Наоборот - каждая победа его подчеркивалась, я им всегда гордилась напропалую. :) Но я всегда говорила: "Задал планку - держи. Потому что один раз можно победить случайно. Вот два-три раза - реальная победа".
Ботаником никогда не была, одноклассники относились хорошо, зазнайкой не стала. Только вот "комплекс отличника" в какой-то степени мешает жить сейчас, когда работа на износ и надо бы отпустить и плюнуть, но не получается снизить собственные ожидания.
1. Хвалить, тогда ребенок будет понимать, что его победы и успехи ценятся и не проходят незамеченными.
2. Не хвалить, ибо загордится и самому потом же будет трудно среди сверстников или просто, когда крылья обломаются.
3. Хвалить только за успехи, которые достались тяжело и трудоемко. А за победы, которые дались легко, не хвалить.
Истина, как всегда, где-то посередине. Найти бы ее, эту середину. ))
Также дети часто становятся зазнайками, если есть коммуникативные трудности, чтобы обосновать, "почему я один и мне никто не нужен".
ИМХО, ребенок в этом возрасте еще не способен притворяться безошибочно. Он всегда свою "звездность" и гордыню проявит. И Вы это увидите.
Нет универсального решения, все строго индивидуально. Одному ребенку нужны похвалы, как воздух. Второго же частая похвала только испортит, его надо дозировано хвалить.
Если уж хочется мотивации, то зачем все эти экивоки в сторону "как бы не загордился"? Тут либо крестик снять, либо штаны надеть. ;)
Воплотить тяжело, правда, но пытаюсь. Это гораздо сложнее, чем просто к месту (а часто и не к месту) говорить "молодец!" В жизни очень часто наблюдают именно детей "похвальных наркоманов". Ну вот я нахожу просто ужасным, что 10тилетка расстраивается до приступа, что 1е место не ему досталось.
Ответы я не искала вроде и на статью наткнулась случайно, но она помогла мне понять вопрос своего сына, а в определенный момент он начал часто спрашивать, мол мама, это я хорошо сделал/придумал/нарисовал. Моя первая реакция была, ну а сам-то ты как думаешь.
У моей близкой подруги (тоже отличница), такая жуткая зависимость от похвалы, от чужого мнения, ну ничем не убиваемая. И в школе соответственно истерики из-за оценок, в универе - нервный срыв, последствия его до сих пор.
"Чем больше мы говорим: "Мне нравится, как ты ...", или "Хорошо сделал ...", тем меньше они учатся формировать собственные суждения, и тем больше дети привыкают полагаться только на наши оценки, на наши мнения о том, что такое хорошо и что такое плохо. Все это приводит к односторонней оценке детьми своих слов. Верными будут считаться лишь те, что вызовут у нас улыбку или получат наше одобрение."
Вот полностью не согласна ! Или мои все трое не такие,каких автор текста наблюдал? ))) Они не стараются понравиться в 99 проц. своего поведения. Они шалят, ругаются, делают то,что ИМ нравится. Иначе бы у всех такие послушные детки были)) Вот этого "молодец",как витамина С - вечно не хватает, а не наоборот) Потому что 99 проц нашего воспитания - это "нельзя", "не трогай", "не делай"..))
Я всегда была против это вечного евского "хвалить, хвалить, хвалить"- мне это казалось бездоказательным в теории и не работающим на практике.
Тут, понимаете, есть тонкая грань между выражением восхищения, признанием взрослым успеха ребенка и похвалой, как средством мотивации. К последнему я отношусь очень критически.
К примеру, я перестала мотивировать похвалой на спорт и чтение. Я стала делать наоборот. Ставить условия типа "я не разрешу тебе ходить на тренировки, если..", Потому что иначе это путь к тому, что дети требуют награду за то, что они делают в общем для себя, своего удовольствия и собственных достижений. В стиле "мамочка, я же хорошо старался сегодня на тренировке, можно мне то-то и то-то?" Мы празднуем победы и я не скрываю своего восхищения в случае достижений. Но от "ты молодец, хорошо сегодня тренировался/много читал" я ушла, надеюсь, навсегда.
Детям с ощутимой внутренней мотивацией мы, скорее всего, нафиг не нужны со своими психологическими примочками. А вот дожидаться, когда она проклюнется на том месте, где ее раньше не было, приятнее в хорошем хвалебном настроении, чем в замороченно-критическом. ИМХО само собой.
Они потом все приходят к этому выводу. Им становится мало признания родителей, и к этому надо быть готовым :).
Моего мужа воспитывала его близкая родственница, она учитель. Все детство муж был "самый лучший, лучше всех, ты у нас самый самый". Но при этом - "мы в семье об этом знаем, этого достаточно, и никогда не нужно показывать это другим а тем более хвалиться перед ними своей замечательностью".
У моего мужа золотой характер, при этом завидная уверенность в себе и прекрасная способность к коммуникации. У него никогда нет сомнения, что ему что-то не под силу, он уверен, что у него все получится. Все его очень любят, на работе, и раньше в годы учебы. Я считаю, это заслуга принадлежит воспитавшей его женщине.
© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325