Подросток-девочка. Кто проходил?
Нужен коллективный опыт.
У меня трое. Два сына 6 лет и 3 года, речь не о них.
Старшей дочери будет 12 в мае. Ранняя, грудь с 9 лет, месячные с 11. С полгода начались поведенческие проблемы. Она изначально непростая девочка. С истериками, обидами на ровном месте.
Семья полная, любящая, благополучная. С мужем у меня полное взаимопонимание - мы оба детям уделяем много времени и внимания.
Теперь о дочке.
Что имеем? 5 класс. Учиться не хочет совсем. Домашку делает после 10 напоминаний. Не проконтролирую, не сделает, или тяп-ляп на коленке. Училась на одни 5 в 1-2 классе. Началку закончила с 2-мя четверками. Не напрягаясь. Способная. Сейчас светят 3-ки в году по пяти основным предметам. Съехала резко. Но не переживает об оценках ничуть.
Стала крайне неаккуратна. Появился запах пота. Про душ и дезодорант напоминаю постоянно. Самой ей не надо. Стала лениться даже переодеться на ночь из домашних вещей в пижаму. Дома ходит в шортах, так и ложится спать. К вещам небережлива. Теряет, портит. Сожаления ноль.
Огрызается на безобидные просьбы. Хлопает дверями. Закрывается и сидит букой. Говорить-обсуждать проблему отказывается.
На днях выстригла длинные волосы и проколола вторую дырку в ухе. Хочет красные волосы и пирсинг.
У меня конкретные вопросы.
1. Как быть с учебой? Давить? Сидеть с ней? Отпустить?
2. Как наказывать за хамство и грубость? Или не наказывать вообще?
Я понимаю, что все временно, что гормоны... Но очень боюсь ее упустить.
И пережать тоже боюсь. Посоветуйте.
Очень спасет положение, если хоть с одним из родителей у ребенка будут хоть какие общие интересы.
Хамство и грубость я не спускала, деть же проверяет границы. Надо показать, что границы, по прежнему, незыблемы.
Очень помогает амнезия. Вот с вечера поругались, на ночь пустырничка и ВСЁ. С утра встаете новенькие, о вчерашнем не вспоминать!
А еще девочки-подростки очень любят слушать истории о маминых фестивалях в этом возрасте. И о том как мамам (и папам тоже) за эти фестивали прилетало по жеппе.
И кино смотреть потрешовее. Чтоб знали, как им повезло - мамапапа любят, комнатка с одеялком, горячее на ужин... "Клетка для кроликов", типа таких.
Годам к 15 отпустит. Если вы не потеряете контакта с ребенком.
Потому что это главное- не потерять контакт. В конце концов начхать на учебу, пирсинг и огрызки под кроватью. Это же ваша любимая девочка, прост у нее сейчас идет период превращения из гусеницы в жабу. Потом будет бабочка, это цикл развития такой у детей. Ляля-гусеница-жаба-бабочка. Они сперва милые и толстые ляльки, потом тощие и голенастые, а потом снова начинают вес набирать. Жрут и гадят. И гадят. И гадят. А потом ОП! и бабочка. Красивая и взрослая. И страшно, что улетит, иногда кажется, пусть лучше будет жабкой, только дома сиди.
...Идиотские стрижки, пирсинг- это нехорошие звоночки. Компания плохая? Или протест такой, что самокалечение на горизонте... Что-то происходит, что-то нехорошее. Следите, чтоб дальше не пошло- брови, туннели... Может, чем-то занять? Верховая езда спасает. Очень спасает, причем вместе с мамой. Папу можно пожалеть, а маме обязательно. Попробуйте уроки брать вместе.
Не забывайте, что вы ее любите. Сейчас это очень просто забыть.
Поясните как пресекали хамство и грубость. Как показать, что "границы по-прежнему незыблемы".
глупо звучит любое продолжение. "накажу"?)) КАК? обычно у нее уже все давно отнято, отключено... чем ее пугать?
ну, дальше я повисала обычно на пару секунд, чесала репу и задумчиво спрашивала нашкодившую дщерь, что бы она хотела получить в наказание.
накал страстей на этом понижался, дочь бурчала "не смешно", а я шла заваривать папе пустырничек.
на самом деле у нас бОльшая часть конфликтов была из-за учебы, в какой-то момент я на учебу плюнула, решив, что здоровая веселая маникюрша лучше выпрыгнувшей из окна отличницы. Дочь получила в очередной четверти НУЛИ. даже не двойки, нули. впечатлилась, порыдала, и немнооожко так взялась за ум. чуууточку. конечно, волшебного превращения не случилось, но шажок в сторону понимания, что мама права, был сделан.
еще я раз и навсегда решила не говорить об уборке ЕЕ комнаты. она резво шуршит по дому, если я прошу, всегда убирается там где я прошу, но я никогда не говорю о ее комнате. пусть хоть крокодилов там разводит, главное, чтоб не выползали. я туда просто не хожу и никому не советую. и конфликтов на эту тему у нас нет уже давно.
не бывает такой выпендреж на пустом месте - причина должна быть, очевидно что пытается привлечь внимание, а чье?
может вам кажется что есть взаимопонимание и внимание, а его недостаточно - может не количественно, а качественно, что-то другое надо, в иной форме
например не напоминать а сказать - пойдем вместе посмотрим что у вас сейчас по алгебре, а смогу ли я тоже решить
по времени средний появился как раз когда ей в школу - явно у мамы был иной объективный приоритет, она старалась хорошими оценками привлечь внимание
а тут - на тебе, еще один младенец, толку-то было в тех оценках, а я вам вот как тогда - никаких оценок и буду другой
восприятие ребенка так сильно отличается от взрослого, что часто благие намерения оказываются ошибочными, а поди догадайся с уже взрослой колокольни
хорошо б профессиональный и нейтральный взгляд со стороны
гормоны - это когда внимание мальчиков старается привлечь, и это мешает сосредоточиться на учебе и повседневности, тоже не исключается но надо понять что же именно больше действует
1. С учебой не упускать, но и не давить - постоянно интересоваться делами в школе, внушать мысль, что учеба нужна прежде всего ей, мотивировать на любимые предметы... не скандалить
2, Половину хамства и грубости пропускать мимо, оставшуюся половину- высмеивать ( качественно хамить она вряд ли умеет, а троллить подростка - это очень забавно бывает)... про себя повторять " и это пройдет" - ваше спокойствие залог меньшего кол-ва хамства... пытаться не конфликтовать, особо по мелочам. Если наглость- хамство зашкалят - резко-громко-молниеностно ставить на место - но это должна быть быстрая реакция а не нотация ( как Электрошокер, а не лекция)
3. Вообще не читать нотаций по поводу гигиены - это неприятно но уж точно временно. Опять же - напоминать тогда, когда без напоминания никак ( троллинг в помощь)" а ты такая милая, когда чистая"
4. Обсуждать - без шансов... говорить ( пусть даже не отвечает и делает вид, что не слышит - на подкорке останется... обязательно говорить, что любите- цените- уважаете ее свободу на красные волосы- переживаете- волнуетесь, но все это исключительно из-за любви :)
Сил и терпения... это проходит
2.приказы отдаются четко и громко, но толку нет
3.а если ходит потная. Зубы не чисти, волосы грязные висят.не париться?
я б выпорола, наверное. и сдала б в закрытый православнутый интернат. не знаю. выпорола бы точно, а дальше думала бы.
проще не доводить до такой стадии, наверное.
И на все ее вопросы и просьбы отвечать, что заткнулась и не достаю.
Мои дети к этому возрасту уже подобное не произносили. Ибо знали, что за этим последует.
Про "заткнись" и нецензурное - даже не знаю, что сказать. Мои дочери ничего грубее чем "отстань" и "надоело" мне не говорили. Причем как только я переспрашивала: "Отстать?" - ребенок зная, что за этим последует, сразу извинялся, что неправильно выразился и формулировал мысль уже с конструктивным настроем.
Например:
я: Убери вещи, которые валяются на кровати.
- Отстань!
- Отстать?!
- Нет, мамочка, я неправильно выразилась! Я сейчас опаздываю. Вернусь - уберу, хорошо?
- Хорошо. Только не забудь, чтобы мне не пришлось напоминать.
Как-то так...
- Мам, я не могу...
- Я отстала...
- Мам, посмотри, пожалуйста, ...
- я отстала...
-мам, мне надо...
- я отстала...
-Мам! Сколько можно?!
- Ты сказала отстать, я отстала...
И так далее. Долго, Пока ребенок всей шкуркой не поймет, что а) был неправ и б) в чем именно неправ.
Однажды, лет в 7, попросила дочку положить сестренкину сменку в пакет (у меня болела спина, не могла нагнуться, что и объяснила детке), вдруг слышу: не буду, мне противно! Ну дальше стало "противно" мне. Противно подержать ее варежки, противно давать ей руку, противно вешать ее куртку... Хватило пары часов, чтобы ребенок понял, взаимопомщь - штука хорошая.
На моих действовало. Но я дожимала ситуацию, чтобы ребенок прочувствовал, что моя реакция на его слова/поступок абсолютно точная и ему совсем не нравится.
С маленькими хватало нескольких часов. Со старшей, в ее лет17, я продержалась месяц. Потом ребенок сам сказал, что нам надо поговорить. Кажется, это был последний серьезный конфликт.
Так что пока единственным реальным фактором давления может быть только финансовый вопрос, но это уж совсем нечестно - они же сами зарабатывать просто не могут. Так что это не использую.
А говорить с подростком нужно о другом. О том, что ему интересно и что его волнует.
По поводу хамства. Стараюсь разговаривать, муж хуже реагирует.) Где-то промолчу, где-то отвечу.
Ну про красить волосы или пирсинг- это вообще не обсуждается, даже и разговоров таких нет.
Тоже сейчас пытаемся найти мотивацию :(
Что имеем на сегодняшний день. Единственное с чем стало лучше, так это с личной аккуратностью: намывается в ванне, с пенками и т.д., волосы моет, укладывает, одежду чистую надевает. До обуви пока дело не дошло.
А вот с учебой и поведением пока караул. Это при условии учебы в началке на одни пятерки, в пятом классе было мало четверок, дальше по нисходящей. Сейчас 7-й класс - тройка по технологии и биологии. Это результат не сданных заданий и оценок 2 за это. Четверок много, пятерок мало. Но клянется все исправить, закончить год хорошо, насколько это возможно. По крайней мере не отрицает, что оценки нужно исправлять.
Дома ведет себя то как взрослый нормальный человек, то начинаются приступы криков, беганий, запираний, споров и т.п.
Вытащила все сережки из ушей, кроме стандартных двух, а то и в хряще дырки были. Перестала жутко выщипывать брови, но издевательства над волосами продолжаются.
Вот сейчас написала и подумала, что может года через два все станет лучше, т.к. прогресс все же есть ))))
Моя дочь тоже 1-2 класс - круглая отличница, 3-4 - хорошистка, про 5 не загадываю, но судя по старшей с тройки на четверку будем ковылять. Но я сама школу закончила на 3, но это не помешала мне получить два высших образования.
В наших краях сейчас на самую престижную и перспективную рабочую специальность технолога реально пройти с 2-3-мя тройками. Сайт тех.лицея уже мониторю на всякий случай с позапрошлого года, когда племянница сотрудницы поступала. (Сварщиков на обычных трехмесячных курсах благополучно готовят вроде как)
Что делала моя мама. Она не сообщала мне о ежедневных вызовах ее к директору, она находила прикольные яркие кофты, совсем не школьные, но именно они мне нравились, она покрасила часть клоков на моей голове хной покрасивее и меня стали звать в школе лисой, она мне говорила, что теперь я большая и только я сама могу что-то изменить. и да, я тоже не отличалась аккуратностью до тех пор пока...надо сказать машинок стиральных дома не было, а моя мама подарила мне колготки в сеточку и свою ярко белую мини юбку и кофточку кипельно белую. Мне ОЧЕНЬ шло! НО... это надо было стирать раз в день, иначе вид терялся, чем я и занялась....ААА! я еще ходила на Коррозию Металла, Мастер и прочее, носила толстую цепь на шее и бархатную миниюбку пошитую моей..бабушкой. Бабушка была хитра как старый лис - она для начала сказала, что в юбках, да еще узких не стоит сидеть на шее парубков на концерте, ну и сшила юбочку мне поуже)) так что я стояла со всеми, а не отдавливала чьи-то плечи с фантазиями в чьих-то головах)) А по поводу учебы мама вздыхала и говорила. что не все интеллигентные люди получают высшее образование, чтоб я не переживала.
А потом в 8-м классе меня переклинило и я решила, что МГУ это тот вуз который мене нужен.Может я и не успела на 100% к нему подготовиться и половинку балла не добрала, а с дачи перлась поступать в мед без подготовки...ну да, образование 2-го меда это не МГУ, че уж.
Просто ваша знакомая из порода людей, которые все свои промахи в жизни сваливают на других. Ей так проще оправдать себя в глазах других. Она лентяйка.
Не знаю, насчет "силков", но ее в принципе оставили в покое, от слова "совсем". Ничего хорошего не вышло. Я таким чучелом рядилась в пубертате - индейское племя, "гимназистка румяная" - это пожалуйста, но забивать на учебу мне не разрешали. Врала я изрядно, но совершенно не потому, что мне хотелось гулять, а меня усаживали за уроки. Мне кажется, это совместимые вещи. Но какие-то установки все же могут быть полезными: так, чтобы очень много всего было можно, но кое-чего, все же. было нельзя, в частности - класть хрен на учебу, особенно, по тем предметам, пробелы в которых будут просто фатальными.
Вы мож не заметили - речь идет не о том, считает или не считает Утра профессию парикмахера плохой. а о том, что данный конкретный человек своей жизнью и зарплатой очень недоволен. Но , конечно, опыт ваше знакомой сильно ее успокоит, ага!
Речь идет о категории людей, которые всегда считают кого-то виноватым в своих проблемах.
"Ах, если бы меня пнули тогда, то я бы ....!" - что мешало женщине исправить то на что она когда-то положила?
Но выше вы написали не об этом, а как раз о том, как прекрасно могут жить парикмахеры. Что в данном обсуждении вообще ничто ни о чем.
Я сделаю все наоборот
Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Милый! Ты не обязан становиться инженером. Ты не должен быть юристом. Это не важно, кем ты станешь, когда вырастешь. Хочешь быть патологоанатомом? На здоровье. Футбольным комментатором? Пожалуйста. Клоуном в торговом центре? Отличный выбор",
И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий клоун с подтеками грима на лице и скажет: "Мама! Мне тридцать лет! Я клоун в торговом центре! Ты такую жизнь для меня хотела? Чем ты думала, мама, когда говорила мне, что высшее образование не обязательно? Чего ты хотела, мама, когда разрешала мне вместо математики играть с пацанами?"
А я скажу: "Милый, но я следовала за тобой во всем, я была альфа-мамой! Ты не любил математику, ты любил играть с младшими ребятами". А он скажет: "Я не знал, к чему это приведет, я был ребенком, я не мог ничего решать, а ты, ты, ты сломала мне жизнь" - и разотрет грязным рукавом помаду по лицу. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые ищут виноватых. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".
Он скажет "ах" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.
***
Или не так. Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Не будь идиотом, Владик, думай о будущем. Учи математику, Владик, если не хочешь всю жизнь быть оператором колл-центра. Гуманитарные, че? В наше время таких дурачками называли".
И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий программист с глубокими морщинами на лице и скажет: "Мама! Мне тридцать лет. Я работаю в Гугл. Я впахиваю двадцать часов в сутки, мама. У меня нет семьи. Чем ты думала, мама, когда говорила, что хорошая работа сделает меня счастливым? Чего ты добивалась мама, когда заставляла меня учить математику?"
А я скажу: "Дорогой, но я хотела, чтобы ты получил хорошее образование! Я хотела, чтобы у тебя были все возможности, дорогой". А он скажет: "А нахрена мне эти возможности, если я несчастен, мама? Я иду мимо клоунов в торговом центре и завидую им, мама. Они счастливы. Я мог бы быть на их месте, но ты, ты, ты сломала мне жизнь", - и потрет пальцами переносицу под очками. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые все время жалуются. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".
Он скажет "ох" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.
***
Или по-другому. Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Я тут не для того, чтобы что-то твердить. Я тут для того, чтобы тебя любить. Иди к папе, дорогой, спроси у него, я не хочу быть снова крайней".
И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий режиссер со среднерусской тоской в глазах и скажет: "Мама! Мне тридцать лет. Я уже тридцать лет пытаюсь добиться твоего внимания, мама. Я посвятил тебе десять фильмов и пять спектаклей. Я написал о тебе книгу, мама. Мне кажется, тебе все равно. Почему ты никогда не высказывала своего мнения? Зачем ты все время отсылала меня к папе?".
А я скажу: "Дорогой, но я не хотела ничего решать за тебя! Я просто любила тебя, дорогой, а для советов у нас есть папа". А он скажет: "А нахрена мне папины советы, если я спрашивал тебя, мама? Я всю жизнь добиваюсь твоего внимания, мама. Я помешан на тебе, мама. Я готов отдать все лишь бы хоть раз, хоть раз, понять, что ты думаешь обо мне. Своим молчанием, своей отстраненностью ты, ты, ты сломала мне жизнь", - и театрально закинет руку ко лбу. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые все время чего-то ждут. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".
Он скажет "ах" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.
Обвинения бывают двух типов: "Это вы настояли, чтобы я учился и т.п.. И я стал.. тем-то и тем-то... Я проживаю не свою жизнь... и т.п." Лично слышала не раз. Кто, БЛИН, мешал тебе проживать свою?? Выбрать СВОЙ ВУЗ, а не ныть "я не знаю..."..
Либо "Это вы меня никуда не направили, я не знал, куда идти, и пошел в заборостроительный... Я проживаю не свою жизнь и т.п."....
И не важно, когда родители вмешались или отошли в сторону - в три года или в 16.
Эта подруга совершенно не подозревала, что даже в техникум просто так не попасть с ее "результатами", несмотря на то, что "ВСЕ девочки КУДА-ТО поступили, и я - тоже поступлю!". Не прокатило.
Рассказ выпускника ясельной группы о том, как он круто умеет куличики лепить, чесслово...
Я Вас уважаю просто, только поэтому и советую :-) Не стоит эта... Ваших серьезных постов :-)
мне хотелось бы написать тебе такое письмо.
Про эту битву, которую мы с тобой ведём. Она мне нужна. Мне нужна эта битва. Я не могу тебе об этом сказать, потому что у меня нет подходящих слов и всё равно это будет бессмысленно. Но мне нужна эта битва. Очень. Мне нужно тебя сейчас ненавидеть и нужно, чтобы ты это пережил. Нужно, чтобы ты пережил, что я тебя ненавижу и что ты ненавидишь меня. Мне нужна эта битва, хотя я тоже её ненавижу. Даже неважно, из-за чего мы ругаемся: отбой, домашняя работа, стирка, моя грязная комната, прогулки, сидение дома, отъезд, не отъезд, парень, подружка, нет друзей, плохие друзья. Неважно. Мне нужно с тобой ругаться об этом и нужно, чтобы ты ругался со мной в ответ.
Мне отчаянно нужно, чтобы ты держал один конец верёвки. Держал крепко, пока я мечусь на другом конце – пока я ищу опоры для рук и ног в этом новом мире, в который я попал. Раньше я знал, кто я, кто ты, кто мы. Но сейчас уже не знаю. Сейчас я ищу свои пределы, и иногда они находятся только тогда, когда я дёргаю тебя. Когда я довожу всё, что раньше знал, до предела. Тогда я чувствую, что существую, и хотя бы минуту могу дышать. Я знаю, что ты тоскуешь по тому милому ребёнку, которым я был. Я знаю это, потому что тоже по нему тоскую, и эта тоска добавляет мне сейчас ещё больше боли.
Мне нужна эта битва, и мне нужно знать: неважно, насколько плохи или сильны мои чувства – они не разрушат тебя или меня. Мне нужно, чтобы ты любил меня даже в наихудших моих проявлениях, даже когда кажется, что я тебя не люблю. Мне нужно, чтобы ты сейчас любил себя и меня за нас двоих. Я знаю, как хреново, когда ты не нравишься и тебя называют плохим человеком. Внутри я тоже себя так чувствую, но мне нужно, чтобы ты это вынес и обратился за помощью к другим взрослым. Потому что я сейчас не в состоянии тебе помочь. Если хочешь, позови всех своих взрослых друзей и устрой тусовку по выпуску пара среди своей группы поддержки «как выжить с подростком», я согласен. Можешь говорить обо мне за моей спиной – мне пофиг. Только не бросай меня. Не бросай эту битву. Она нужна мне.
Эта битва научит меня, что моя тень не больше моего света. Эта битва научит меня, что плохие чувства не означают окончания отношений. Эта битва научит меня слушать себя, даже когда это может разочаровать других людей.
Эта конкретная битва закончится. Как всякая буря, она утихнет. Я всё забуду, и ты забудешь. А затем она вернётся. И мне снова будет нужно, чтобы ты держал верёвку. Мне снова и снова это будет нужно в течение многих лет.
Я знаю, что это трудное дело по своей сути совсем не радует тебя. Я знаю, что, скорее всего, никогда не поблагодарю тебя за это и даже не признаю твою роль во всём этом. Знаешь, я, скорее всего, буду даже критиковать тебя за всю эту сложную работу. Будет казаться, как будто, что бы ты ни делал, этого никогда не достаточно. И всё же я целиком полагаюсь на твою способность оставаться в этой битве. Неважно, как много я спорю. Неважно, как много я хандрю. Неважно, как велико моё молчание.
Пожалуйста, держи свой конец верёвки. И знай, что ты выполняешь самую важную работу, какую только может кто-либо делать для меня прямо сейчас.
С любовью, твой Подросток."
Гретхен Шмельцер (Gretchen Schmelzer)
Перевод Ирины Маценко

