«Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»
Добрый день
Нашла интересную статью, давайте обсудим!
http://www.vospitaj.com/blog/ne-budut-oni-chitat-i-zastavlyat-ikh-bessmyslenno/
Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.
Какие проблемы волнуют современных родителей?
Проблемы разные, но суть одна — потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.
Что же делать? Заставлять детей читать?
Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.
Что вы понимаете под коммуникативной культурой?
Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций — устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное — понимать язык друг друга. И в этом обществе не было детства как социальной категории. Лет с пяти, как только ребенок встал на ноги, научился разговаривать, он становится полноценным членом общества. Его кормят и одевают как взрослого. Он еще будет расти, станет сильнее, но никаких скидок ему уже не делают.
Когда же появилось детство в современном понимании?
Концепция взрослости и детства появилась благодаря изобретению книгопечатного станка. Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать. Ребенка уже не воспринимали как маленького взрослого, его стали воспитывать специальным образом. Чтобы стать взрослым, ребенок должен был приложить усилия, а ответственность за выращивание и воспитание детей лежала на родителях. В обществе сложились определенные представления, что такое хороший ребенок, хороший родитель, чему надо учить ребенка, за что его можно бить, за что награждать. Почитайте, например, роман Фрэнсис Бёрнет «Маленький лорд Фаунтлерой», там про это много написано. Так продолжалось более 300 лет.
А что происходит с детством сейчас, в информационную эпоху?
Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно учиться, соответственно, детство вновь исчезает, как и взрослость. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту.
Видимо, поэтому родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.
Это не совсем так. Просто школа не дает информацию в том виде, в каком ее может усвоить ребенок.
То есть это проблема не конкретного ребенка, а школы?
Конечно. Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.
Тем не менее многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.
Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.
Значит, надо отнимать у детей гаджеты?
Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придется ему помогать. Школа, кстати, прекрасно понимает, что не справляется, поэтому дает задания не столько для ребенка, сколько для его родителей.
Домашние задания — отдельная тема. Даже взрослые не всегда способны в них разобраться. Это нормально?
Дело не в заданиях, а в том, что школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться.
Правильно — это как?
Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.
Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?
Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя — в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.
Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?
У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.
Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?
Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Или если они занимаются командными видами спорта. Но им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, — нормально. Он будет лучше понимать своих детей.
Интернет тоже бывает опасен.
Раньше родители переживали, что ребенок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры, договориться с провайдером, чтобы в ночное время не было интернета.
Проблемы возникают и в онлайн-общении. Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?
Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.
В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?
Родители и учителя от этого в ужасе, я и по своим внукам знаю. Но запретами ничего не добьешься. В юном возрасте многие употребляли обсценную лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность, и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жесткое, потому что оно во многом анонимное.
Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?
Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.
Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.
Могу им только посочувствовать — у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители — это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.
Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?
Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется — мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.
А что вы думаете о наказаниях —стоит ли их применять?
К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких.
Дети из обеспеченных семей сегодня имеют все, что пожелают. Как в этих условиях мотивировать ребенка на достижения?
Это сложный вопрос. У меня есть клиенты, которые выросли в бедных семьях и стали богатыми, они хотят, чтобы их дети тоже имели мотивацию и страсть к успеху. А детям, естественно, ничего этого не нужно. Чтобы был интерес, надо создавать так называемый развивающий дискомфорт.
Что это такое?
Нельзя исполнять желания ребенка по первому требованию — потребности должны сформироваться. Не стоит лишать ребенка гаджетов, потому что он существует в цифровом мире, но заваливать его всем остальным необязательно. Начиная с определенного возраста, ребенок может сам зарабатывать. И надо давать ему такую возможность, иногда даже требовать. В обществе, где деньги давно заработаны, так и поступают. Не важно, богатые у тебя родители или бедные, на каникулах все идут подрабатывать.
Неужели обеспеченные российские родители готовы на это?
Да. Мы детально обсуждаем программу, где и как заработать ребенку. Хочет получить последнюю версию телефона — пусть потрудится. Некоторые дети работают в компаниях своих родителей, у родственников и знакомых, иногда выполняют домашнюю работу. Даже маленький ребенок может помочь бабушке, загрузить и разгрузить посудомойку, сделать бутерброды маме с папой. Ребенок должен усвоить идею обмена — я от вас получаю, если, в свою очередь, тоже даю вам что-то.
А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?
Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, — пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом — бросай, иди на робототехнику. Не понравилось — ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще — по крайней мере, им хочется быть вместе с подружками. И еще многое зависит от педагога или тренера.
Представителей поколения Z намного больше, чем их предшественников, «игреков». Видимо, их ждет более жесткая конкуренция за место под солнцем, придется толкаться локтями?
Это так. Другое дело, что новые коммуникативные технологии смягчают ситуацию. Такого количества людей с высшим образованием, зарабатывающих головой, обществу не нужно. Но в интернете они все равны, у всех есть возможности делать здесь бизнес и зарабатывать.
Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?
Это не дело родителей, они — уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.
Юлия Фуколова
старший редактор «Harvard Business Review — Россия»
А современные родители - это уже продукт цифрового века.
ВСЁ, что создано сейчас продвинутого в интернете - создано руками сорокалетних.
Не надо из нас бронтозавров делать.
и гаджетами мы умеем пользоваться получше этих салаг и читать время находим.
и их заставим :)
Просто я много лет уже бьюсь с гаджетозависиомстью и нежеланием читать, а толку ноль.
Темы такие тут периодически всплывают. Вот я и предложила статью для обсуждения, для размышлений.
Выбросьте гаджеты - начнут читать.
Читать КНИГИ начнут только те, кого с раннего детства, с пеленок методично к этому приучали. И то объем читаемого будет значительно меньше, чем у, например, запоем читающего родителя.
Такое поколение :) И ничего плохого в этом нет
Читает школьную программу и всё! Очень редко на отдыхе можно уговорить читать какую-нибудь фантастику. Большинство книг ему кажется скучным, сюжет слишком медленно разивается, ясно, что поколение с клиповым мышлением, ему надо все быстрее и динамичнее чтобы было.
Но я вот тоже на его глазах не читаю, т.е. примера перед глазами у него нет. Возможно дело в этом тоже.
Я с ним много говорю на эту тему, говорит в классе не читает никто! Класс гимназический, в одной из лучших школ подмосковного города. Но при этом в классе есть чат в вк, они там круглосуточно переписываются, активных человек 10, строчат без конца. Вот в 7 утра встали, и пишут уже что-то, вечером до 11 пишут! Это я называю гаджетозависимостью. Ездила с ними на экскурсию, во время экскурсии пара детей постоянно пялились в телефон и планшет (не мой ребенок слава Богу).
Вот такие дети в реальности.
А на Еве, как всегда, все приукрашено.
С клиповым мышлением я бы боролась подбором книг - чтобы не казались скучными... это возможно. И примером, поскольку это единственный верный способ воспитания ИМХО.
И да, есть дети, которых ничего не заставит, хоть расшибись. С этим стоит смириться и принять своего ребенка.
Поэтому я и против выбрасывания гаджетов
Если умеет, то быстро перестраивается, вспоминает сразу все свои увлечения и интересы без гаджетов.
После гейм-боя было PSP, потом уже за комп пересел. Время контролировали всегда! Секции, кружки были всегда! Но ребенок очень неглупый, всегда отличник-хорошист, и получалось, что уроки делал вплоть до 7-го класса за полчаса-час, т.е. свободное время оставалось всегда. Со второго класса стала грузить домашней работой, но тоже, на полчаса, не больше. Вопрос, как организовать быт ребенка, чтобы не было времени на гаджеты?
Получается надо с 5 лет так плотно загрузить, чтобы вообще времени не было? Но отдыхать тоже иногда надо? Как отдыхать? У телека или с книжкой? Как приучить?...
У меня сейчас средний растет, пока не знает что такое планшет и все эти эл игры. Не хочется с ним повторять ошибок. Я очень мобилизована теперь. Приходим в гости, там другие дети 3-4-5 лет предлагают играть в айпад, я сразу родителям всякие сигналы подаю, что нам нельзя. Старшему при нем не разрешаю сидеть. Сколько мне еще держаться? Как скрыть этот цифровой мир? Вот я прочитала статью и задумалась, а может не надо, может я зря столько усилий трачу? Там кстати, по ссылке, картинка, как грудничок тычет в планшет!
Вот когда станет скучно - тогда и придумает чем себя занять.
Для этого нужно именно свободное время.
Мы такой метод - пройти через скуку и самому придумать себе занятие пробовали лет в 9 и повторно где-то в 11. Не получается. Даже если забрать все гаджеты и не разрешать смотреть телевизор, он лежит на диване и смотрит в потолок. Может взять почитать полчаса что-то, дальше его не затягивает почему-то. И тупо лежит. Такая откровенная демонстрация ничегонеделания меня бесит еще больше! Меня хватает на неделю. Корень в лени, я так считаю. Лень придумать себе занятие и лень что-то делать, лень чем-то интересоваться. Есть люди, которые очень эффективно живут, я их спрашивала почему они такие, они говорят им интересно, даже если лень, то им интересно, это перевешивает. А у некоторых вот почему-то перевешивает другое(. Нужен постоянный погонщик мулов рядом. Я уповаю только на то, что он дисциплинированный и ответственный, попадет в какую-то систему, работа, семья, обязанности, и просто времени свободного на фигню будет меньше.
Не претендуя на вселенскую истину, но скорее желая поделиться - у нас в семье очень болезненна книжная тема в отношении младшей дочери. Она не может читать, ей очень сложно, логопедические проблемы. Весь первый класс старалась это преодолеть, ждала результата, ну разумеется к лету сломалась - сколько же маленький ребенок может биться об стену. мы все загрустили - в семье чтение культ, мы без этого не живем. Но вот Ира в итоге - читать только из-под палки. с большими мучениями, даже интересные сюжеты не манят, потому что трудно очень. Я почти смирилась. когда вдруг произошло чудо. маленькая ремарка - мы все читаем во время еды. Знаю, что по этому поводу говорит общество и этикет, теперь меня уже точно не переубедит никто! В общем, где-то ближе к осени сидим мы за столом втроем - я с книжкой старшая с книжкой и Ира просто с тарелкой - все как обычно. и вдруг Ирка говорит "Мам можно я тоже книжку возьму?" У мамы отвалилась челюсть. В общем, с тех пор читает! также трудно и плохо, и до конца мало что доводит. но не отказывается, и делает это с удовольствием! И скорость чтения у нас уже не 10, а около 20 слов в минуту....
Гаджеты забирали периодически, сейчас уже считаю, что это не работает, он только злится. Пытаюсь влиять убеждением
Это Автор)
Далеко не все гаджетозависимые. У младшей к 7 классу осталось только 3-5 одноклассников "кнопочников" (зависающих в играх на переменах), остальные уже давно наигрались и используют гаджеты совсем в других целях. И так же, как и в моем детстве, любят погулять после уроков, пообщаться. Времени только у них меньше, многие серьезно занимаются спортом, в худ. или муз. школах...
Дескать не читают и ладно - пусть хоть в интернете что-то познавательное увидят?
И хотели чтобы все с вами согласились?
Нет. Не согласимся.
Есть дети читающие, читали, читают и будут читать.
А есть непробиваемые, как раньше.
У меня есть ребёнок и первого и второго типа.
Тут были большой компанией на природе, я кроссвород вслух гадала.
Это пиZдец полный.
То вроде вяленько отвечают - а потом БАЦ, и такой провал, что хоть стой, хоть падай. Литература - ноль, театр - ноль, музыка- ноль, астрономия- ноль, история - ноль, химия - ноль.
Худо бедно только про компьютерные технологии и знают.
Про шоу-бизнес в курсе. С Голливудом знакомы.
Плюс у каждого есть узкая область в которой он спец.
Один историей ВОВ увлекается, второй великими полководцами.
Всё. дальше интеллектуальная пустыня.
Сын недавно отвечал финансовую олимпиаду. Я-то думала, что придется ему подсказывать, а оказалось, что еще и меня он немного просветил :)
Он почитывает, конечно. Но в планшете проводит времени больше, чем с книгой.
А кроссворды, кстати, не показатель. Они все из одного ведра черпаются. Пару-тройку отгадал - и ты уже гуру
И читать можно разное, и смотреть разное.
А кроссворды.... у меня свекровь последние лет 10 ими увлекается, отгадывает почти всё. Не прочитала за всю жизнь ни одной книжки, кроме школьной программы.
Вот ТВ последние несколько лет вообще не могу смотреть, фильмы редко (в этом году был 1) - организм требует буковки складывать. И дети такие же.
При этом, гаджеты любит, и если не контролировать совсем - может зависнуть у ТВ на каком-то канале с дурацкими мультиками.
В моем детстве читали много буквально несколько человек из класса, остальных заставляли родители да и то только по школьной программе и летом ненавистное "внеклассное чтение".
Моя подруга вообще не читала, мне удалось ее только лет в 14 увлечь Джеком Лондоном. Она его одолела и все.
А что у нас было, да просто нечем заполнить было информационный голод. И темп жизни другой. Я не могу классику читать сейчас, да и любую художественную литературу, там все так меедленно) Закончила филфак, между прочим)
Про темп жизни согласна, так примерно это и в статье написано.
Младшей 8, читает много, и я много ей читаю.
Насколько могу судить по разговорам со знакомыми родителями, по подругам дочери - читающих меньшинство.
Но у меня среди взрослых знакомых читающих людей ещё меньше, буквально единицы.
Возможно, это мне так "повезло", но вот даже тупо не с кем бывает о книжках поговорить.
Заставлять, естественно, бесполезно. Об этом хорошо сказано у Пеннака:
"Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…
Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано — читай!»
— Марш к себе и читай!
Результат?
Никакого." (с)
И среди моих знакомых читающих немного.
И среди окружения моих племянниц (да и сами они) тоже читающих немного.
Так было всегда. Но принято считать, что вот раааааньше! Не раньше :)
Сейчас... почитывают. Потому что "читать" - это как я, с зависимостью от буковок, с книгой в любой свободный момент - в транспорте, за обедом и завтраком, перед сном, в очереди, в туалете (сорри) и так далее, далее :) А если без книги, то с любым текстом, вплоть до коробки со стиральным порошком.
Я "Войну и мир" прочла за 4 ночи - по тому за ночь. Гарри Поттера - за 5 суток в отпуске. Слава создателю ридера - теперь не надо с собой в отпуск библиотеку переть :)
Но согласитесь, на стиральном порошке язык все-таки невкусный :D
Кстати, у меня очень читающие родители. Постоянно читают, дом книгами завален у них, но в этом обстановке я не выросла читающим ребенком. Хотя меня мягко подталкивали к чтению, я ходила в первой половине школы в детскую библиотеку, но потом стала только школьную программу читать, а в студенчестве не читала вообще! Лет в 25 я стала жалеть, что не читаю, но перестроиться и начать читать не могу, все время находятся какие-то дела...
У меня не так, разные знакомые, многие очень образованные люди, но гаджеты есть у всех. Одна только родственница, пока детей 5 и 7 лет вырастила без гаджетов, но ценой круглосуточного сидения с ними дома, недовольства мужа нахлебницей-женой, и последующим разводом. Все остальные родители, особенно, когда мама работает, в той или иной мере разрешают детям вечером посидеть у телека или поиграть в гаджет на регулярной основе. Но именно это и формирует зависимость.
А вопрос, как в многодетной семье "вывести игры из поля деятельности ребенка", если другие дети иногда играют? Им тоже запретить?
Если кратко, то так: произвольного внимания обычно нет у детей до семи лет, но это в общем рано для гаджетозависимости и рано для того, чтобы ждать запойного чтения. О каком возрасте идет речь? У меня ощущение, что про среднюю школу. Что значит тогда якобы отсутствие произвольного внимания? И синдром дефицита внимания тоже как-то странно подан. Обычно если он есть, он выявляется раньше, чем ребенок получает доступ к гаджетам.
Согласна, статья написана непонятно про какой возраст.
А почему вы думаете, что нет гаджетозависимости у дошкольников? Мне кажется есть тоже и какие-то топики тут промелькивают на эту тему. Сейчас многие детям дают планшеты с 2=х лет!! И каждый день ребенок играет. Это не зависимость?
Но также хочу обратить внимание, что это заголовок про чтение, а суть статьи ведь не только про это.
Если склонность есть, то согласна, не надо провоцировать. Но если нет, то зачем, ради чего лишать ребенка лишнего развлечения? Только ради идеи?
Лично я наблюдаю обратную ситуацию (у не склонных к зависимостям детей), когда нет запретного плода, то отношение к гаджетам вполне спокойное и к школьному возрасту такие дети уже интересуются не игрушками, а свободно обращаются с программами и компом для совсем других целей (в том числе и образовательными).
И - то, вот больше нет развлечений для двухлетки. кроме как раз экран его посадить?
А склонность к зависимости... Вот пока это одна из кучи развлекаловок, то и проблемы не вижу.
Мне кажется, в дошкольном детстве может не быть явной зависимости, таких вот прямо стеклянных глаз, но может и потом выстрелить запросто! Это совершенно новая тема, по сути эти дети Z, еще не выросли, никто не знает, чем закончится.
А младшей 13. Она за компом с 1,5 лет. К брату лезла, а он и рад стараться :) Планшет у нас появился только в ее 1 классе, так что она больше с компом в детстве, чем именно с планшетами-телефонами (это уже в школе появилось). Тоже начинала с игр, а уже с 1 класса спокойно делала задания для школы в разных программах. К играм абсолютно спокойно относится, это пройденный этап. Ну, может какую новинку и протестирует, если время появится (летом например).
Мне конечно приятно было бы думать, что у нас такие уникальные дети уродились, не склонные к зависимостям от гаджетоа :) Но я вижу по их окружению, что они вовсе не уникальны.
Вообще, меня изначально просто удивила фраза, что если дали гаджет в 2 года - то это ужас-ужасный. Ну не вижу я ужаса на практике :)
Поколение "с пеленок с планшетом" -в данный момент еще не подростки, их будут анализировать через несколько лет, и тоже, думаю, будет много интересного. :)
Ребенок, который много читает, со временем начинает это ощущать (может быть даже не формулируя это для себя).
Интересна не просто информация (иначе мы были бы просто роботами), а и взгляд на нее.
А начинается это из детства !
имхо - одинаковых сказок должно быть много в книжном варианте.
10 "колобков" дает возможность маленькому ребенку сравнивать иллюстрации, качество книги, бумагу, печать - все это дает пищу для размышления и развития.
И тогда ребенку становится интересно - а как еще можно рассказывать сказки? А если это не сказки - а быль? Кто что нарисует, кто что расскажет? Так формируется читательский интерес.
Дело же не просто в последовательности - кто за кем репку тянул....
А одна книга "Сборник всех сказок" погоды не сделает. Она равнозначна электронному варианту - посмотрел, запомнил - и ладно.
Мы даже в быту сейчас делаем гораздо больше, чем наши мамы, другой уровень питания, другой уровень чистоты в доме, другие объемы одежды и другой объем занятий с детьми. Я уже молчу про работу.
Тогда дети будут читать книги, топ ведь об этом?
если им не интересны различия между мыслями разных людей - будут в лучшем случае "читать" Википедию.
Книга развивает мозг именно потому, что все книги разные - и на запах, и на тактильные ощущения, и на вес, и на смысл, и на иллюстрации. Даже шелест страниц у книг разный. Через ощущения это все развивает человека в комплексе.
Но надо дать понять ребенку, что один и тот же факт (например, сказка) может быть рассказаны по-разному. Тогда ему становится интересно - а почему это? А потому, что люди все разные и каждый видит мир по-своему.
И это и есть интерес.
Даже маленький ребенок может отличить качественное издание от газетного ширпортреба.
И если он привыкает с детства к прекрасным иллюстрациям, к хорошему качеству книги - он понимает, что над этой книгой трудились профессиональные люди.
И это все можно объяснить самому маленькому ребенку.
Если этот период пропущен, то позже начинаются вопросы: как приучить ребенка к чтению и почему он не читает.
И еще... знаете... ридер не шелестит страницами :D
Я-то про обычные "нормальные " книги говорю.
"Надо дать понять ребёнку, что один и тот же факт может быть рассказан по-разному". Дали понять. "Тогда ему становится интересно...". Не становится. :)
Вот как раз в гажетах получить взгляд на информацию гораздо легче чем из книг. А зачем, спрашивается, созданы все социальные сети, твиттеры, форумы, блоги.
Прежде чем читать книгу можно прочитать рецензии и решить стоит ли читать самому. И, после прочтения, оставить свое мнение. То же о новостях или каких-то технических вопросах.
Гаджеты, как раз и есть средство общения, т.е. поделиться своим мнением и узнать чужое (если кому-то нужно)
"10 "колобков" дает возможность маленькому ребенку сравнивать иллюстрации, качество книги, бумагу, печать - все это дает пищу для размышления и развития.
...
А одна книга "Сборник всех сказок" погоды не сделает. Она равнозначна электронному варианту - посмотрел, запомнил - и ладно."
Т.е. автор ветки никогда не видела интерактивных книг с движущимися и говорящими иллюстрациями. И разные издания с иллюстрациями тоже не возможно оцифровать что-ли. А, уж книги о путешествиях с картами и гиперссылками, вообще и рядом не стояли с бумажными
Для мелких детей бумажные лучше, но для блее старших и подростков - no way
И мультфильмы-фильмы, в том числе и самодельные на youtube как-раз и попадают под это определение. Не только еще одна развновидность старой сказки, но еще и с личным мнением снимающего
Кстати, на Ipad можно перелистывать страницы. Специально не искала такого приложения, но наверняка можно озвучить шелест страниц :) Даже запах возможно с дополнительными устройствами
Вывод. Автор ветки не умеет и не знает современных технологий. Все что она описала может быть легко достигнуто на гаджетах. И,именно для этого дети их и используют
Да нет разницы, откуда читать. Люди, читающие с экрана гаджета, ничем не хуже тех, кто читает бумажные книги.
Дети мои до 10 лет тоже читали только бумагу. Но это только потому, что в том возрасте они не дозрели до электронных книг-да, до них надо дозреть.
Нет, мои рассуждения не похожи на "будет только телевидение". Никаким боком не пришьёшь.
Как-то, судя по рассуждениям, проглядывает вариант бохатой библиотеки в стенке
