Честолюбие
Простите, что анонимно. Долго думала, наконец решила обратиться к коллективному разуму. Младший сын, сейчас 11 лет. В прошлом с большими проблемами, которые постепенно ликвидировались. Учится не блестяще, но нормально, особо успешно шел всегда иностранный язык. В первые годы попал к пожилой учительнице, которая его обожала и очень хвалила. К слову, мы сами вовсе не склонные его перехваливать. Впрочем, это сейчас неважно. Была по языку твердая пятерка, заслуженная. Он и сам горел. Чем больше его хвалили, тем больше он старался. Потом попал к другой учительнице. Более сильной и более требовательной. И у нее пятерка сохранилась. Но при этом она твердо уверена, что ребенок перехвален. Не потому, что знает язык хуже, а потому, что слишком уверен в себе. При каждом удобном случае она (кстати, очень хороший человек и учитель) старается ему продемонстрировать, что он не так хорош, как думает. Я вполне могу это пережить. Проблема одна: чем меньше его хвалят и чем больше демонстрируют, что "ничего особенного", тем меньше у него желания надрываться. Вот что с этим делать? Мне так грустно, что весь его запал проходит. Еще год назад язык был его самым любимым предметом, а теперь с трудом загоняю его выполнять летнее задание. Посоветуйте, как быть? Всем спасибо!
Второй вариант - попробуйте его хвалить сами. Раньше вы были не склонны хвалить, а первая учительница хвалила. Теперь поменяйтесь ролями. Пусть учительница его ругает, а он вам демонстрирует свои достижения, и вы его хвалите.
Вольные вариации на вот эту тему:
https://snob.ru/selected/entry/68563
Поскольку ситуация с одной стороны не такая плохая, а с другой все же надо как-то убедить учителя изменить свое поведение.
Большинство-то к этому времени еще не осознают свой характер, не то чтобы начать им распоряжаться и как-то его менять. Работать с ним начинают где-нибудь за 20, и то единицы...
В общем, очень рада, что у вас такой замечательный жизненный опыт - ребенок, работающий над собой с 12 лет..
Моих детей это не касается, пока ни одного отличника даже в проекте, они очень рано адаптировались к критике.
Кроме того, подростковый возраст - это возраст может даже максимальной зависимости от мнения окружающих, потому что это возраст перехода во взрослое общество и самоопределения в этом общества... то есть в зависимости от общества, коли человек существо социальное.
И начинать чихать на мнение окружающих людей, тем более учителей, которые в 12 лет еще авторитеты... В общем, это задача не для этого возраста. Можно, конечно, просто свергнуть авторитет, счесть что конкретный человек не достоин того, чтобы с его мнением считались. Но опять же, в 12 лет по отношению к учителю это не слишком правильно.
А "начать привыкать, что значимые для тебя люди тебя будут гнобить ни за что", можно и в 12 лет... Можно и в год.. только привыкнуть удастся годам к 25.. Большинству... И то энтузиазм на фоне постоянных наездов падает даже у тех кому сильно за 30.
Мне кажется, Выготский все же не это имел в виду.
PS: Погуглила сейчас Выготского - не вижу у него вообще цифры 21. У него все на цифре 18 заканчивается :)) Может быть дадите ссылку?
"8. Младший школьный возраст (7 - 12лет). Этот период очень напряженный для ребенка. Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного словаря и освоение второй знаковой системы (чисел) дает толчок для развития логического и абстрактного мышления. Следовательно, происходит перекос в развитие левого полушария. Происходит сильное качественное изменение в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится учитель.
9. Кризис тринадцати лет. Появление рефлексии.
То есть по Выготскому в 11 лет реагировать на оценку учителя - это очень даже правильно. А рефлексия, и как уже ее возможное следствие - попытка дистанцироваться от влияния внешней среды на свое внутреннее состояние - это только года через 2, в 13. В 12 рановато даже задумываться об этом... В 13 только первая оценка пойдет, а установление причинно-следственной связи и попытка на нее повлиять должна появиться попозже.
Хорошо, где разница между благодарностью и заискиванием? :))
Что позволяет вам уверенно отнести поведение данного учителя к категории эффективного воспитания а не гнобления?
Мне во всех школах, считая крутую гимназию, ставили пятерки практически влет без особых усилий с моей стороны. Перед поступлением в универ (но тогда еще не было четкой уверенности. куда именно я пойду, я поступала в вузов 5 одновременно) в пола на подготовительные курсы при ин.язе. там тетка-преподша ни одного урока не проводила без мата. какие тупицы безграмотные ей достались, куда мы премся с таким знанием языка - в общем. кажется. за год у меня была пара троек за проверочные работы. остальные двойки косяком. При поступлении во все места. куда я подавала документы. английский отлетал от зубов просто - ни одного экзамена не на 5 не было.
Но да - можно было пойти по дороге восхищений, вместо знания искать понимания тонкой души подростка. с Утрой согласна в этом вопросе.
В конце концов, когда он станет взрослым, чаще будут критиковать, чем хвалить...
Я думаю, просто пришло время понять, что мир не идеален и пора учиться жить, работать и взаимодействовать с разными людими. Конкретно по английскому можно еще перейти в другую подгруппу в классе, если там учитель вас больше устраивает. Но по всем предметам так не выйдет... Даже смена школы не поможет, в другой тоже не все будут точно под вас...