Что делать с таким подростком? Боится объемов.
9 класс, готовится к огэ с репетиторами. Соображает более или менее, аллергия на домашние задания. Сейчас речь в основном о математике. Если видит, что пример громоздкий, у него сразу реакция отторжения. Если коротеньки, то спойконо начинает решать. Но после 5-ого однотипного тоже протест "зачем мне делать одно и то же?! Я уже все понял!" (А затем, что если не нарешает 20 похожих, то через месяц уже не может вспомнить, что это и как решать, может заявить "я такого никогда в жизни не проходил". И даже если нарешает 20 - это не гарантия).
Сейчас тема - текстовые задачи на движение. Там одна задача предполагает объемную работу, и таблицу составить, и уравнение со знаменателем решить, короче, одна задача минут на 30 получается. Так он даже не садится за домашнюю работу. До злобы, воплей, чуть ли не истерики.
И именно в этот момент у репетитора лопается терпение и он говорит, что если домашнее задание не делается, то занятий больше не будет.
Что делать-то? Это психологический барьер перед объемной работой или что? Он знает, как решать, на занятии решал самостоятельно.
Вы думаете, эти примеры и задачи кто-то прям обожает? Нет. Их все делают потому что НАДО. Уж в 9 классе не выработать понимание, что есть вещи которые делать НАДО - это прям косяк уже. Вперед на предмет ставления на место мозгов деточки...
Вот уж на что у меня балбес, но коли мы платим за репетитора, его задания под вопрос не ставятся.
Философский такой разговор..О том, что взрослые люди работают для того, чтобы себя содержать) Ну если он не в курсе еще.
Да и дети взрослеют и многие начинают по-другому в вузе относится к учебе.
Ох. Если бы все так просто было. И месяц. , и два, и полгода некоторые могут обходится, не всем нужны гаджеты, деньги и тд.
Подкупить -это не всегда вариант. На работе коллега так подкупила дочь , что если она окончит триместр на 4 и 5, то купит то, что она желает. Ребёнок пахал первое время, а потом ей надоело. Слишком много надо сделать, чтобы получить желаемое. Поэтому забросила все. Все равно ведь не купят. Какая теперь разница.
Вы просто не практик, вам кажется, что шантаж или подкуп помогут. Но это далеко не всегда так.
Проблемы лени у ребёнка - это не просто лень, часто есть причина этой лени (и это не гаджеты). Проблема может быть в том, что ребёнок не способен сделать что-то, для него это очень сложно, не по зубам, что пропущено много и сейчас самому не догнать, могут быть и проблемы со здоровьем (дислексия. Дисграфия, сдв и тд), а родители не видят или не хотят видеть или принимать это, а просто говорят , что это лень. Да много ещё из-за чего.
Все гораздо сложнее, чем просто лень.
Ему еще иняз сдавать , реп был три года. В этом году категорический отказался от него. К репу по математике относится хорошо, но дз не делает. Иняз он сдаст скорее всего, так как школа спец.
Попробуйте сменить главного наседающего на другого - на папу, например. Будет другая психика взаимодействия(человек-то другой) и, может, пойдет по-другому.
Кроме того, упрямые мальчики вообще очень плохо созданы для подчинения женщинам. Нужен альфа-самец в контексте данного племени, который поведет за собой в бой. Ну или научит охотиться :)
либо вариант второй забивают на 22 задачу и нарешивают до автоматизма то, что даст баллы.
в заданиях этого года я бы больше внимания уделила №5 он более замороченный, чем озвученная вами 22 задача.
И еще ужасный момент. Так как он стремится побыстрее отделаться, все считает на калькуляторе. тот факт, что на экзамене калькулятора не будет. его не беспокоит. Он уверен, что запросто посчитает в столбик.
В общем, все замкнуто на скорости и желание побыстрее освободиться.
У нас - вопрос...не только у Вас.
Мне эти рассуждения так же актуальны на текущий момент:-)
(спрашиваю, чтобы знать, как Вам отреагировать :D)
Автор, сочувствую Вам. Вообще, мне кажется, все подростки через такое проходят. Только кто-то классе в 6-7 перерастает, а кто-то задерживается. А кому-то и во взрослой жизни этому приходится учиться. Вы, главное, не останавливайтесь, продолжайте убеждать и говорите с ним. Если, как Вы говорите, он способен сконцентрироваться перед важным делом, возможно, и перед ОГЭ соберется...
Автор, его в начальной школе этому надо было учить, а не кивать на характер. Потому что через одного они в началке гении и отличники, а когда приходит время серьезных дел, когда с наскока не возьмешь, - сдуваются. Теперь возвращайте контроль, как в началке, раз уж время упустили. Его и Ваша задача - сдать ОГЭ нормально, а там хоть трава не расти.
Автор, у вас есть две конкретные проблемы.
1) Человек легко справляется с короткими заданиями, но с неохотой берется за тяжелые задания.
2) Человек склонен переоценивать свои навыки и не любит выполнять однотипные задания, которые требуется выполнять для автоматизации навыка.
Проблема № 1 решается тем, что человека учат алгоритмизировать работу.
Трудное задание часто вызывает ступор и неохоту его выполнять. Поэтому его разбивают на легкие задания и выполняют их последовательно. При этом 1 трудное задание часто равняется 5 легким заданиям. И "стоит" столько же.
Так что посоветуйте человеку для начала не решить трудное задание, а разбить его на этапы и решить их последовательно. Да, это вызовет протесты, потому что человек уже не малыш, а почти взрослый и "сам знает, как надо". Но тут вопрос: что конкретно Вам надо? Чтобы сдал ОГЭ по математике? Тогда без эмоционального насилия не обойдешься, в какой угодно форме (в форме уговоров и шантажа хотелками, в форме ругани и угроз, в форме шантажа армией и работы дворником или в форме отношения к подростку, как к более маленькому ребенку).
Ну, и если он решил 5 примеров и может отдохнуть, то пусть он так же отдыхает после одного сложного.
И, увы, контроль. Либо периодический эмоциональный типа нотаций и воззваний к совести (если действует), либо постоянный рациональный (если сможете подавить протесты).
Проблема № 2.
А зачем заставлять человека решать 20 задач на движение сейчас? Чем-то будет отличаться, если он решит 5 задач на движение сегодня и перейдет к другому? Затем через две недели решит еще 5 задач на движение? И через четыре недели еще 5 задач?
Да, это потребует усилий от Вас, Вам нужно будет понимать, что он отрабатывает, зачем и когда. Но тут опять же: если важно ВАМ, чтобы он сдал ОГЭ по математике на хорошую оценку, то ВЫ тоже вкладываетесь. :D
Я так поняла, что в их случае и одна "задача на движение", решение которой надо записывать полчаса, вызывает протест.
Лучше 1 задачу решать в день, но каждый день, чем решить с истериками 20 и забросить их на два месяца, а через два месяца понять, что уже все забыл.
Я так с ребенком младшего и среднего школьного возраста делала. Я была вторым учителем. Я на сайте "инфоурок" прописалась в те годы. У него тоже были определенные проблемы с волевыми усилиями, но постепенно все нормализовалось. Сейчас он может себя взять в руки и делать то, что трудно для него лично. Но долгое время я чувствовала себя отщепенцем в среде родителей, у которых "дети все сами, я даже не знаю, что задавали".
Я понимаю, что "для нормального подростка такого возраста..." можно это считать не слишком адекватным поведением. Но мы сейчас смотрим не на идеального подростка в вакууме, а на человека с конкретной проблемой, которую надо специфическим путем решать. Причем решать так, чтобы а) подросток и получил знания, б) не сломался при этом, то есть не приобрел стойкое желание послать учебу на хрен, причем в процессе ОГЭ, например, в) относительно сохранить адекватную обстановку в семье, чтобы мать не шла домой с мыслью "Господи, пусть я приду, а его нет..."
ОГЭ с репетитором - вообще жесть.
Если мой ребенок не тянет школьную программу самостоятельно, без надзора, не такой уж он умный и не такая уж у него хорошая память и так далее. Стимулирую то, что есть, а не то, что мне хотелось бы думать (видеть, воображать).
Однако признаюсь честно: в наше время я бы отличницей не смогла быть без родительского участия (а они 30 лет назад НИКОГДА не были в курсе - что мне там задано, как я это делаю), а отличницей я была до 8 класса (потом бросила так стараться - да просто надоело...).
Так что ищу баланс...Без перегибов.
Я просто сына не понимаю, сама всю дорогу была отличницей, мне и в голову не приходило забить на домашку и читать вместо этого книжки (а хотелось). А сын без проблем сидит в телефоне, идет в школу без домашки и получает заслуженные двойки.
Честно - просто не сталкивалась с отличниками с психологическим барьером перед домашкой, которая обычно в 5 раз проще контрольной и для успешного ученика - плевое дело.
У меня немного другие варианты...Более объяснимые. И более логичные.
Хотя от этого не легче.
Ответственность существует. Хотя все уважающие себя педагоги настаивают на системе самостоятельного выполнения детьми домашних работ. Толку-то.
И это после приучения детей в начальной школе, что даже теоретически часть заданий должны выполнятся совместно с родителями? (А по факту куча народа делают их не совместно с детьми, а вместо детей).
И точно так же ищу выходы. Знаю, знаю, что они там же, где и входы, но система современного образования - это тема, на которую мы с Вами испишем тысячу постов.
Иногда кроме реальных способностей и условий со стороны клиента 1 линии надо учитывать запрос клиента 2 линии (то есть родителя/опекуна). И если клиент 2 линии делает запрос, надо учитывать и его мнение. В данном случае условие - 4 по математике на ОГЭ. И это право клиента 2 линии делать такой запрос. Право клиента 1 линии запросу сопротивляться. ;)
А уж насчет "психологических барьеров" и способов их преодоления... Люди, они разные. Есть со стальным характером, как Вы. Есть с характером помягче. Есть чувствительные ромашки и лентяи. Кому-то нужна помощь и всю жизнь она нужна, обалдую и раздолбаю, а кто-то сам-сам-сам и молодец, умничка, пример для подражания. И вот простым смертным, как мы, нужны костыли, ага. Мы стометровку не пробежим с нуля, нам сначала нужен разгон.
И имеющие эти барьеры, и исправно их имитирующие.
Я лично за "спокойствие и только спокойствие" (у меня-то...и у Вас...у нас у всех такие барьеры тоже есть) и выделение условий, при которых эти барьеры "выключаются". К примеру, я КАТЕГОРИЧЕСКИ не поддерживаю и никогда не поддерживала панику на тему: "Если ты не сдашь экзамен, то (перечисление всех кругов чистилища, ада и всех сковородок)".
При всех четких условиях и соблюдении правил достижений может быть полный провал.
Да и хрен с ним.. Поставим новые задачи и будем их решать...
Это придает жизни СМЫСЛ. Жизнь должна быть осмысленной. Чем этот смысл хуже другого?
Или вот: "Грёбаное утро! Что это вообще такое? Это время суток — огромная ложь. Вставай! Вставай! Ты опоздаешь! Быстро! Опоздаешь — только представь! Катастрофа, если мы опоздаем! Что будет, если мы опоздаем! Одна только мысль об этом невыносима! «Опоздал» — это идея. «Опоздал» — это чушь собачья. Не важно, на сколько ты опоздал. Ты можешь прийти в пижаме, почёсывая свои орехи вилкой — всё то же старое дерьмо будет там! Это ложь! Люди подбегают к тебе со словами: «Что ты думаешь?» — утром! — «Что ты думаешь?» Думаю? Думаю? Да я, ***ь, даже не дышу! Подите прочь со своим «думаешь»!“ (Дилан Моран)
И мама у меня такая. По здоровью два года назад вышла на пенсию, вешаются уже все вокруг.
я бы поговорила в ключе - как только без ошибок, то я не лезу...ну и продолжать мыть моск - кто плохо учится, тот много работает, и вот осталось пару лет буквально, когда я тебе указываю, дальше сам