39
Как помочь ребенку "понять" цифры. 1 класс.
1 класс. Учитель молодая, новенькая и практически - никакая. Уже проблемы с математикой, хотя перед школой ходили на подготовку - схватывала на лету (сказывался сильный учитель). Переводить, нанять репетитора - нет возможности.
Прошу помощи: как можно своими силами помочь ребенку? Проблемы со счетом в пределах 20. Если распечатать плакаты-пособия - есть смысл? какие? Рада любым советам и ссылкам.
Свернуть
Ответить
Понять цифры-что вы имеете в виду? Запомнить их названия? Запомнить, как пишутся? Или вы о числах и составе числа?
Ответить
Последнее. Трудно понимает состав числа. Все примеры решает на пальцах. Н-р: 8+9 - начинает считать про себя 8, 9, 10... и загибает пальцы. В школе, насколько вижу совсем не разбирали состав чисел.
Ответить
Можно попробовать купить Нумикон и считать с его помощью. Нам в своё время помог сборник Узоровой и Нефёдовой с кучей примеров на счёт в пределах 100.
Нужно использовать одинаковый счётный материал двух разных цветов, чтобы визуально показывать состав числа (наши счетные палочки из детства не самый плохой вариант для этого). Был когда-то игровой набор Пицца и его разновидность - Торт. Там были карточки с заданиями, которые как раз очень помогали детям. Сейчас есть игра Хали-Гали, там тоже на состав числа и визуализацию. Можно попробовать по дороге из школы и в школу играть в игру "Какая цифра идет до 5? Какая - после 5? Какая прячется между 5 и 7?" и так далее. Вызубрить порядок цифры - одно, а реально понимать - немного другое.
Если ещё что-нибудь вспомню - допишу. Вообще - любая визуализация Вам в помощь. Хоть на кухне пусть Вам помогает - "на тарелочку надо положить 2 куска белого хлеба и 3 куска черного. Сколько теперь всего кусочков?"
Только не трогайте пока переход через десяток.
Нужно использовать одинаковый счётный материал двух разных цветов, чтобы визуально показывать состав числа (наши счетные палочки из детства не самый плохой вариант для этого). Был когда-то игровой набор Пицца и его разновидность - Торт. Там были карточки с заданиями, которые как раз очень помогали детям. Сейчас есть игра Хали-Гали, там тоже на состав числа и визуализацию. Можно попробовать по дороге из школы и в школу играть в игру "Какая цифра идет до 5? Какая - после 5? Какая прячется между 5 и 7?" и так далее. Вызубрить порядок цифры - одно, а реально понимать - немного другое.
Если ещё что-нибудь вспомню - допишу. Вообще - любая визуализация Вам в помощь. Хоть на кухне пусть Вам помогает - "на тарелочку надо положить 2 куска белого хлеба и 3 куска черного. Сколько теперь всего кусочков?"
Только не трогайте пока переход через десяток.
Ответить
Спасибо большое! Хочу что бы ребенок именно ПОНИМАЛ числа. А перечисленные пособия не подскажете где искать? книжные магазины? сайты?
Ответить
Счётные палочки и книжки Узоровой/Нефёдовой есть во многих магазинах. Сами пособия и в Лабиринте, и в Озоне без проблем заказать можно.
Нумикон - дорогой очень. Если получится найти, то можно взять напрокат. Вам он надолго не нужен. Не получится - не надо. Лучше счётными палочками пользоваться.
А что у Вас за программа, что уже переход через десяток есть?
Начинайте заниматься постепенно. Сначала с примерами до 10 (7+2, 6-4, 2+3). Обязательно давайте их же в обратном порядке (2+7, 4+2, 3+2). Когда разберётесь с цифрами, переходите к числам через десяток.
Кстати, можно объяснять на обычной школьной линейке. Можно самому нарисовать отрезок с 10 делениями, и когда нужно будет решить такой пример, разбивать одно из чисел на две составляющие (9+7=9+1+6). Но для этого надо уверенно считать до 10.
Нумикон - дорогой очень. Если получится найти, то можно взять напрокат. Вам он надолго не нужен. Не получится - не надо. Лучше счётными палочками пользоваться.
А что у Вас за программа, что уже переход через десяток есть?
Начинайте заниматься постепенно. Сначала с примерами до 10 (7+2, 6-4, 2+3). Обязательно давайте их же в обратном порядке (2+7, 4+2, 3+2). Когда разберётесь с цифрами, переходите к числам через десяток.
Кстати, можно объяснять на обычной школьной линейке. Можно самому нарисовать отрезок с 10 делениями, и когда нужно будет решить такой пример, разбивать одно из чисел на две составляющие (9+7=9+1+6). Но для этого надо уверенно считать до 10.
Ответить
"3000 задач" уже нашла!!!! Продавец сказала, есть еще несколько пособий этих авторов. Думаю куплю тоже.
Мы учимся по Планете Знаний. Сравнивать мне не с чем, но некоторые задания вызывают вопросы и ставят в тупик. Тот же состав чисел: в задаче дано число и парные клетки для заполнения. Число 5 и 6 парных клеток. Как решить? По логике их должно быть 4 (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1), что писать в оставшихся 2 парах?
За примеры спасибо! На линейке с ней решала, но разбивать числа не пробовала. Надо потренироваться, может будет легче.
Мы учимся по Планете Знаний. Сравнивать мне не с чем, но некоторые задания вызывают вопросы и ставят в тупик. Тот же состав чисел: в задаче дано число и парные клетки для заполнения. Число 5 и 6 парных клеток. Как решить? По логике их должно быть 4 (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1), что писать в оставшихся 2 парах?
За примеры спасибо! На линейке с ней решала, но разбивать числа не пробовала. Надо потренироваться, может будет легче.
Ответить
Может быть еще 0 и 5, 5 и 0?
Ответить
Вам там еще ниже хорошие советы дали про числовую прямую :) Не переживайте! У меня дочка левша, у нас тоже своеобразное понимание состава числа было. Весь первый класс учили, считали, играли, решали. Сейчас уже намного лучше, все-таки тут дело практики.
Не торопите события, всё уложится в головке.
Можно еще посмотреть пособие "Путешествие с Бимом и Бомом в страну математики". Вроде в Озоне была в продаже. У меня есть рабочая тетрадь в пдф, могу скинуть. У Узоровой/Нефёдовой не покупайте много книжек ))) У них там повторяются задания, лучше одну прорешайте.
Всё у Вас наладится. Только приучайте ребёнка сразу к правильным названиям. От 1 до 9 - цифры. 10 и так далее - числа. 0 - сам по себе (он и цифра, и число).
Не торопите события, всё уложится в головке.
Можно еще посмотреть пособие "Путешествие с Бимом и Бомом в страну математики". Вроде в Озоне была в продаже. У меня есть рабочая тетрадь в пдф, могу скинуть. У Узоровой/Нефёдовой не покупайте много книжек ))) У них там повторяются задания, лучше одну прорешайте.
Всё у Вас наладится. Только приучайте ребёнка сразу к правильным названиям. От 1 до 9 - цифры. 10 и так далее - числа. 0 - сам по себе (он и цифра, и число).
Ответить
Тоже думаю, что дело практики. Спасибо.
Если "скинете" рабочую тетрадь - буду очень признательна!!! Мой адрес o.skotnikova@mail.ru
Если "скинете" рабочую тетрадь - буду очень признательна!!! Мой адрес o.skotnikova@mail.ru
Ответить
10
У Вас действительно в январе 1-го класса уже идут примеры с переходом через десяток?
Ответить
Решают примеры в пределах 20 (17-8, 8+9, 20+30 и др.). Через пару уроков вижу примеры 45-1, 56+1...
Ответить
Мдаааа. У нас сейчас счет в пределах 10 отрабатывают и отрабатывают. Счет в пределах 20 только ждет.
Ответить
Найдите возможность и переведите. "Никакой" учитель на 4 года, первые, самые важные 4 года, да такой "никакой", что схватывающего на лету ребенка превратить за полгода в "никакого"... Это капец вообще. Переводите.
Ответить
В теме писала - нет возможности. Региональный город, новый мкр, одна единственная школа (есть, правда, еще, но там огромное кол-во детей из южных республик, сказывается их территория проживания). Если найти школу в другом районе - мне надо увольняться чтобы отвозить-забирать ребенка.
Ответить
4 первых класса. Но директор у нас - ЗВЕРЬ и диктатор с маниакальными наклонностями. Разговор один: либо учитесь, либо уходите. Правда при этом довольно сильный коллектив учителей. Наша учительница до недавнего времени работала секретарем у директора, сейчас перешла в учителя (з.плата больше). Не знаю что будет дальше, но как педагог - слабый. В остальных классах учителя как на подбор - сильны. В методиках используют не только школьную программу, берут лучшее из других программ.
Ответить
понятие числовой прямой есть? если нет, введите. и по ней, по ней считайте.
Ответить
20
Позвольте поинтересоваться, что ребенок схватывал на лету?
Обычно чтобы научить считать до 20 сильный учитель не нужен. Это происходит в играх в жизни и т.д.
Обычно чтобы научить считать до 20 сильный учитель не нужен. Это происходит в играх в жизни и т.д.
Ответить
Почему вы решили, что ребенок не умеет считать? Есть разница между считать и понимать состав чисел.
Ответить
Нет между этим разницы
Если ребенок может посчитать в уме что 5+7=12. То он без проблем понимает что 12 это 5 и 7, 7 и 5 и т.д.
Если ребенок может посчитать в уме что 5+7=12. То он без проблем понимает что 12 это 5 и 7, 7 и 5 и т.д.
Ответить
да но с тем же успехом ребёнок может не понимать, что 7+5 это 7+3+2. а 7+5=12 он тупо заучил
Ответить
Нужно усвоить состав числа. Вначале в пределах 10, потом с переходом через десяток.
Если ребенок не понимает на цифрах, нужно идти от количества. Хоть на спичках, хоть на конфетах ))
Если ребенок не понимает на цифрах, нужно идти от количества. Хоть на спичках, хоть на конфетах ))
Ответить
Не торопитесь! Сын по-моему весь 1 кл пальцы загибал. Кто сказал, что это плохо? Счетный материал они же еще используют? А пальцы чем хуже? Все придет само. Пусть пока пальцы помогают. Сейчас ребенок во 2м, примеры в столбик считает слету в уме.
Ответить
состав числа на подготовке вАще-то проходят!? в школе по-быстрому повторяют. Так что хер.овая у вас была "сильная" подготовка...
Ответить
не даст считать на пальцах, будет считать на клетках, на кивках головы и тд.
надо состав числа зубрить
надо состав числа зубрить
Ответить
Вообще детей учат счету в следующей последовательности:
1. вводится понятие числовой прямой. Учат решать примеры прибавляя /вычитая шаги по прямой в пределах 10 по прямой.
2. Вызубривают состав чисел в пределах 10. Я со своей играла в мячик ( кидала и называла пример, сразу видно, где помнила наизусть, а где считала с помощью шагов.
3.Когда вызубрено - объясняют как считать в пределах 20 ( можно сначала в пределах 12) Например 7+5. Сколько 7 не хватает до 10 - 3-х ( это знание состава числа 10, по-шагово считать ребенок не должен). Тогда от 5-ти мы забираем 3 и прибавляем к 7 , получается 10. Сколько еще осталось от 5-ти, если мы 3 забрали - 2 ( это знание состава числа 5). Можно показать на палочках для наглядности, но без идеально зазубренных составов чисел, научить считать не пошагово ( как делает Ваш ребенок на пальцах) не возможно.
4. Дальше тупо вызубривается состав числа в пределах 20. Никто из взрослых естественно алгоритм, описанный в пункте 3, не использует, все знают это наизусть.
Пункты 1-2 обычно проходят до школы в садах и на подготовке к школе, в том числе начинают зубрить составы числа. В некоторых сильных подготовках проходят и пункты 3-4.
Поэтому на молодую учительницу беды свои не валите, это прокол в подготовке к школе, или Ваш прокол уже в первом классе, что не проследили, что ребенок не знает наизусть составы чисел, а до сих пор считает на пальцах. Вы же не будете обвинять учительницу , если Ваш ребенок не вызубрит таблицу умножения? Вот так и здесь, нужно ребенку вызубрить, а родителю проследить. Просто об этом родители реже помнят, чем про таблицу умножения :)
Пока ребенок считал в пределах 10, она делала это пошагово ( хотя уже должен была делать наизусть), поэтому и проблемы не было видно, она успевала это сделать в уме быстро. А сейчас незнание состава числа даже в пределах 10 вылилось в непонимание счета в пределах 20 . Поэтому быстро учите составы чисел, сначала в пределах 10, объясняйте пункт 3, а потом учите и состав до 20.
1. вводится понятие числовой прямой. Учат решать примеры прибавляя /вычитая шаги по прямой в пределах 10 по прямой.
2. Вызубривают состав чисел в пределах 10. Я со своей играла в мячик ( кидала и называла пример, сразу видно, где помнила наизусть, а где считала с помощью шагов.
3.Когда вызубрено - объясняют как считать в пределах 20 ( можно сначала в пределах 12) Например 7+5. Сколько 7 не хватает до 10 - 3-х ( это знание состава числа 10, по-шагово считать ребенок не должен). Тогда от 5-ти мы забираем 3 и прибавляем к 7 , получается 10. Сколько еще осталось от 5-ти, если мы 3 забрали - 2 ( это знание состава числа 5). Можно показать на палочках для наглядности, но без идеально зазубренных составов чисел, научить считать не пошагово ( как делает Ваш ребенок на пальцах) не возможно.
4. Дальше тупо вызубривается состав числа в пределах 20. Никто из взрослых естественно алгоритм, описанный в пункте 3, не использует, все знают это наизусть.
Пункты 1-2 обычно проходят до школы в садах и на подготовке к школе, в том числе начинают зубрить составы числа. В некоторых сильных подготовках проходят и пункты 3-4.
Поэтому на молодую учительницу беды свои не валите, это прокол в подготовке к школе, или Ваш прокол уже в первом классе, что не проследили, что ребенок не знает наизусть составы чисел, а до сих пор считает на пальцах. Вы же не будете обвинять учительницу , если Ваш ребенок не вызубрит таблицу умножения? Вот так и здесь, нужно ребенку вызубрить, а родителю проследить. Просто об этом родители реже помнят, чем про таблицу умножения :)
Пока ребенок считал в пределах 10, она делала это пошагово ( хотя уже должен была делать наизусть), поэтому и проблемы не было видно, она успевала это сделать в уме быстро. А сейчас незнание состава числа даже в пределах 10 вылилось в непонимание счета в пределах 20 . Поэтому быстро учите составы чисел, сначала в пределах 10, объясняйте пункт 3, а потом учите и состав до 20.
Ответить
30
На подготовке был состав чисел в пределах 10, и примеры по ним ребенок решал отлично. Но перешли на примеры с 2-хзначными цифрами и появились проблемы.
На уроках дают задачи на состав чисел, решения по которым неоднозначны. Писала примеры выше. При этом сама учитель ответ не говорит, ответ: "Есть разные варианты". Как в составе чисел могут быть разные варианты (кроме как перемена мест слагаемых)????
За примеры спасибо. С мячом понравилось.
На уроках дают задачи на состав чисел, решения по которым неоднозначны. Писала примеры выше. При этом сама учитель ответ не говорит, ответ: "Есть разные варианты". Как в составе чисел могут быть разные варианты (кроме как перемена мест слагаемых)????
За примеры спасибо. С мячом понравилось.
Ответить
Ну так уже говорила, что в пределах 10 по-шагово ребенок быстро считал, поэтому и проблем с примерами не было. А с переходом через десяток такое не прокатит. Нужно уверенно знать состав числа. Моя тоже такое делала на подготовке к школе, не состав числа знала, а , когда они начали проходить счет с переходом через десяток, но мы быстро просекли и начали учить состав чисел. К школе в пределах десяти уже отскакивал от зубов.
Вот уже таблицу умножения учить надо во втором классе, а у моей вижу иногда подвисание на счете в пределах 20, так и кажется, что она не наизусть еще знает, а иногда по описанному алгоритму считает, хоть и быстро. Вот думаю, не подключить ли опять мячик :)
Вот уже таблицу умножения учить надо во втором классе, а у моей вижу иногда подвисание на счете в пределах 20, так и кажется, что она не наизусть еще знает, а иногда по описанному алгоритму считает, хоть и быстро. Вот думаю, не подключить ли опять мячик :)
Ответить
Видимо так и было. У меня сложилось впечатление, что ребенок примеры в пределах 10 именно ЗНАЕТ. Сейчас выявилось обратное.
Спасибо еще раз за "мячик" сегодня будем тренироваться ;)
Спасибо еще раз за "мячик" сегодня будем тренироваться ;)
Ответить
А я считаю, что зазубривать состав числа - это для тупых. Своему ребенку просто объяснила, что такое минус и что такое плюс. Считать стал сразу хорошо и в уме. Сейчас состав числа, наверное, у него сам по себе в уме отложился. Вообще, математика - это не предмет для зазубривания, ее понимать нужно. То, что ребенок автора на пальцах пока считает - нормально, постепенно в уме считать начнет.
Ответить
чем вам мешает счет на пальцах, годам к 7,5/9 пройдет это. Это нормальное развитие. Сначало перестанет использовать пальцы, но таже линейка еще долга может служить помощницей.
Более того, затем еще и умножение будит ребенок изучать с помощью числовой прямой. И доли и началом дробей в начальмой школе и в классе, в том числе объясняют на предмете, например шоколад, я использовала колбасу. Почти полностью абстракционное мышление у детей формируется к 12! года, заметим что почти, потому что полностью это еще посже.
И счет на пальцах не говорит о том что ребенок не понимает, наоборот понимает, просто пока ему так быстрее. Да, можно выучить наизусть, а можно просто каждый день делать примеры. И опять, счет на пальцах НЕ говорит о неспособности к математике.
Более того, затем еще и умножение будит ребенок изучать с помощью числовой прямой. И доли и началом дробей в начальмой школе и в классе, в том числе объясняют на предмете, например шоколад, я использовала колбасу. Почти полностью абстракционное мышление у детей формируется к 12! года, заметим что почти, потому что полностью это еще посже.
И счет на пальцах не говорит о том что ребенок не понимает, наоборот понимает, просто пока ему так быстрее. Да, можно выучить наизусть, а можно просто каждый день делать примеры. И опять, счет на пальцах НЕ говорит о неспособности к математике.
Ответить
Если мама не видит различия между цифрами и числами и учитель не может объяснить разницу, то выход один - репетитор.
Ответить
+1. А вообще, проблемы нет - тут идет тупое зазубривание состава числа в пределах 10. Наши даже проверочные писали и в игры играли на знание СЧ наизусть.
Ответить
