27
филологи помогите
Пожалуйста кто в теме, как правильно разобрать слово урожайность, ребенок в классной работе написал у- приставка, рож - корень, учительница настаивает на корне урож, объяснить эта никак не может, ссылается на какой-то ее личный словарь, дочка подходила уже 3 раза, результат нулевой. Кто прав? Учительница новая.
Свернуть
Ответить
...и не очень грамотная, вдобавок.
А как же это?
http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/kak-razobrat-po-sostavu-slovo-urozhay.html
А как же это?
http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/kak-razobrat-po-sostavu-slovo-urozhay.html
Ответить
Вы хотите найти ПРАВИЛО по разбору слова урожай? Такого нет.
Ответить
Ольга Ушакова "Однокоренные слова" словарик школьника. Издательство Литера, Санкт-Петербург, 2013 год.
Вот здесь https://www.litmir.me/br/?b=237189&p=9 можно "читать он-лайн", и на 9 странице есть ваш урожай, производный от слова родить(ся)
Вот здесь https://www.litmir.me/br/?b=237189&p=9 можно "читать он-лайн", и на 9 странице есть ваш урожай, производный от слова родить(ся)
Ответить
Посмотрите "Словообразовательный словарь" Тихонова (по второй ссылке файл .pdf). Там на 405 странице вверху как раз про урожай (от слова - родить).
http://www.klex.ru/j7e
http://www.klex.ru/j7e
Ответить
Я бы махнула рукой...
Ответить
Наживете врага, ткнув ее носом в ее же непрофессионализм.
Ответить
10
Да, вероятно не стоит, в очередной раз с умилением вспомнила своих педагогов. Всем спасибо
Ответить
Нам как раз учитель в начальной школе советовала купить этот словарь для разбора слов по составу.
Ответить
Отвечаю как филолог. Урожай - я бы разобрала именно так, как ваша учительница. Урожай (с j на конце) - корень, нулевое окончание. Совершенно очевидно, что исторически, то есть этимологически, слово происходит от корня -рож- путем прибавления приставки и суффикса. Но это именно исторически, а для современного языка это все входит в корень. Процесс называется перераспределение основы, так часто бывает. Так что "родить" и "урожай" - слова родственные, но не однокоренные.
Ответить
Хорошее объяснение.
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Как же не просто освоить тебя на высоком уровне! :)
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Как же не просто освоить тебя на высоком уровне! :)
Ответить
интуитивно я бы тоже так сделала. Это как подушка, которая уже давно и не по душе и не под ушком)
Ответить
А можно еще один вопрос филологу? :) "Отцвести" - "-ти" - суффикс или окончание? У дочки с учительницей мнения разошлись, в и-нете оба варианта присутствуют. Вопрос не жизненно важный, но интересны мнения.
Ответить
По науке -ти (как и -ть) в инфинитиве - это называется формообразующий суффикс. Суффикс , потому что инфинитив - неизменяемая форма, у него не может быть окончания. Формообразующий - потому что он не дает приращение смысла, т.е. не образует новое слово, а образует только форму. Так же как, например, суффикс прошедшего вреиени -л или суффикс повелительного наклонения -и. И этот формообразующий суффикс не входит в основу! В школьной практике, для упрощения, -ти обычно называют окончанием. Хоть это и ненаучно )
Ответить
Спасибо за ответ! Понятно. Дочкина версия была "научной":))))
Ответить
20
спасибо, но в начале учебного года была в учебнике была тема "Изменяется ли язык с течением времени" и была пример корень род от которого произошли слова - родной, родник, родинка, народ, природа, родина ...................... урожай.
Ответить
ну и? все правильно - с течением времени язык меняется, и от корня -род- изначально произошел и урожай)))
Ответить
Конечно, произошли! Я об этом и говорю. Но со временем произошло перераспределение основы, приставка как бы слилась (в сознании говорящих) с корнем. И теперь она отдельно не выделяется. Вы же не выделяете корень "род" в слове "народ". С урожаем то же самое.
Ответить
в прошлом году был другой учитель и слово разбирали по другому, мне вот это не понятно, один одно говорит, другой другое
Ответить
ну да, сколько учебников... В истории еще круче все))) Есть вопросы, где сами профессора-филологи спорят и к единому мнению прийти не могут. Поэтому нужны единый учебники по всей стране, чтобы не было у детей такой путаницы.
Ответить
Соглашусь с коллегой:-7
Ответить